Содержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение icon

Содержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение



НазваниеСодержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение
Дата конвертации26.01.2013
Размер98.3 Kb.
ТипРеферат
источник

Содержание

Введение

1. Теоретические модели государственного регулирования экономики

2. Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Актуальность данного исследования состоит в том, что в любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому заслуживает самого пристального внимания.

Целью данного исследования является изучение теоретических основ государственного регулирования экономики.

Цель исследования предусматривает решение следующих задач:

1. Изучение экономических концепций государственного регулирования экономики.

2. Рассмотрение содержания, целей и задач регулирования экономики.


1. Теоретические основы государственного регулирования экономики.

В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике. Однако отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития.

В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. Меркантилисты XVII века - пионеры нормативной экономической теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А. Смита и Д. Рикардо обосновывали лозунг "экономической свободы" и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.

По мнению А. Смита, государство должно выполнять три обязанности:

  1. ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;

  2. ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

  3. создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные "сбои рынка", с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим "сбои рынка", относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж.М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.

Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М. Фридман, Ф. Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.

Таким образом, государственное регулирование обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

Взгляды представителей отдельных школ и направлений экономической науки на экономическую роль государства различны. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их во многом ограничивают государственные регуляторы.

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.


2. ^ Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели.

В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

- внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике.

1. Функция определения целей - т.е. определение целей, приоритетов и основных направлений развития национальной экономики.

2. Стимулирующая функция - формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность хозяйствующих субъектов (их интересы) и стимулировать экономические процессы в нужном для общества направлении.

3. Регламентирующая (нормативная) функция - государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле.

4. Функция корректирования сводится к распределению ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, минимизация и ликвидация негативных экстерналий и обеспечения нормальных социально-экономических условий жизни общества.

5. Социальная - предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений (например, между наемными работниками и работодателями), перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, сохранение окружающей природной среды и т.д.

6. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики - это регулирование государственного сектора экономики, создание общественных товаров и благ.

7. Контролирующая - это государственный контроль за выполнением законов и нормативных актов, экономических, экологических и социальных стандартов и т.д.

Таким образом, государственное регулирование экономики - воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

Основной целью государственного регулирования экономики выступает достижение максимального благосостояния всего общества через достижение прикладных задач: экономического роста; полной занятости; стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты; внешнеэкономического равновесия. Функциями государственного регулирования экономики являются: определение целей, стимулирующая, регламентирующая (нормативная) функция, функция корректирования, социальная, контролирующая функция, функция управления нерыночным сектором экономики.


Заключение

Государственное регулирование экономики - воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

Основной целью государственного регулирования экономики выступает достижение максимального благосостояния всего общества через достижение прикладных задач: экономического роста; полной занятости; стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты; внешнеэкономического равновесия.

Основными методами регулирования выступают административные и экономические. Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.


Список используемой литературы

  1. Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.20003

  2. Федеральный Закон "О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ в части межбюджетных отношений" № 120-ФЗ от 20.08.20004

  3. История экономических учений / Под ред. В. Антонова и др.: Учеб. Пособие. М., 2009.

  4. Микроэкономика. Учебник. Под ред. Л.С. Тарасевича. М.: Юрайт-Издайт, 2008.- 595с.

  5. Макроэкономика. Учебник. Под ред. А. И. Леусского. М.: Юрайт-Издайт, 2006.- 435с.

  6. Экономическая теория современной России. Учебник / Под ред. Ю.Н. Гаврильца. М., 2010.

  7. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой.- М.: Юрайт-Издайт, 2009.- 577с.

  8. Экономика. Учебник / Под ред. Е.Н. Лобачевой. М., 2007.










Похожие:

Содержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение iconСодержание Введение Характерные черты ренессанской культуры Заключение Список литературы Введение
В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое»...
Содержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение iconТема работы – Особенности участия Индии в международной торговле
Индийское правительство принимает активное участие в решении этой задачи, используя рычаги косвенного регулирования национальной...
Содержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение iconСодержание Введение Издержки производства в долгосрочном периоде Положительный и отрицательный эффекты масштаба Тест Заключение Список литературы Введение
Количество какого-либо товара, которое фирма стремится предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования...
Содержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение iconСодержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение
Химию называют «индустрией чудесных превращений». Она повсюду: одежда, пища, заводы, фабрики и машины, машины, машины… а книги с...
Содержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение iconЗакон Украины об инновационной деятельности
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности...
Содержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение iconРоссийский государственный гуманитарный университет институт экономики, управления, права экономический факультет программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности
Программа комплексного государственного экзамена утверждена на заседании кафедры Экономических теорий Института экономики, управления...
Содержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение iconСодержание Введение Локализация городов Южного Казахстана Количество городов, типология и типография Структура городов Функции городов Города Южного Казахстана Заключение Список литературы Введение
Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он, большой, крупный город....
Содержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение iconСодержание Введение История анимации Создание анимации Технология создания анимации с помощью программы Microsoft Gif Animator Анимационные иконки создание мультфильмов Заключение Список литературы введение
Но что движет этими самыми замечательными картинками и откуда, они берутся? Вот на эти вопросы я старался ответить в своей работе...
Содержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение iconРусское неокантианство: теоретические истоки и исторические трансформации
...
Содержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение iconЗакон об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской федерации
Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы