Урок «Хозяин земли русской» icon

Урок «Хозяин земли русской»



НазваниеУрок «Хозяин земли русской»
Дата конвертации26.01.2013
Размер204.55 Kb.
ТипУрок
источник


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Артемовского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 8


Урок

«Хозяин земли русской»

(по повести Н.Г.Никонова «Старикова гора»),

представленный для заочного конкурса педагогической продукции «Мои лучшие уроки»


Составитель: Богачева Алефтина

Федоровна,
учитель русского языка
и литературы
высшей категории

МОУ СОШ № 8

пос. Буланаш

Артемовского района

Свердловской области;

дом.адрес:

Свердловская область,

Артемовский район,

пос. Буланаш,

ул. Машиностроителей,

16-83;

контактный телефон:

8-343-63-544-34


Артемовский 2011


Содержание


  1. Пояснительная записка…………………………………………..……..3-4

  2. Тезисный план-конспект урока……………………………..………...5-13

  3. Заключение………………………………………………………..…..14-15

  4. Список использованной литературы…………………………...………16



Пояснительная записка


Тридцать пять лет назад, закончив Шадринский педагогический институт, я получила диплом из рук известнейшего зауральского полевода, почетного академика, дважды Героя Социалистического Труда, Т.С. Мальцева. Тогда мне и моим однокурсникам была не совсем понятна та боль, с которой землепашец, отдавший все свои силы и знания выращиванию элитных сортов пшеницы, размышлял об оскудении земли, о равнодушном отношении к ее богатствам. И лишь спустя много лет, когда на моем письменном столе появится книга Н.Г. Никонова «Старикова гора», я вспомню слова Т.С. Мальцева, пойму, почему так пытливо он всматривался в наши молодые лица, чего он ждал тогда от выпускников вуза, уезжавших работать в сельские школы. Сумеем ли мы понять его боль? Сможем ли своим воспитанникам привить благоговейное отношение ко всему живому, что окружает нас? И любим ли мы отчий край и родную землю так, как любил ее он? Так родился замысел проведения урока, который запомнился моим ученикам старших классов.

Повесть, опубликованная в 1983 году, у многих вызвала неприятие, так как автор рисовал правдивую и горькую картину уничтожаемой уральской деревни, где люди безразличны к земле, где царит равнодушие к будущему родного села. Полностью произведение было напечатано гораздо позднее. Ушедший из жизни в 2003 году, автор оказался провидцем: то, над чем он так мучительно размышлял на страницах своей повести, по-прежнему волнует читателя.

К сожалению, учитель литературы часто не имеет возможности подробно изучать творчество уральских писателей и поэтов. По мнению доктора филологических наук, профессора УрФУ, М.А.Литовской, незнание литературы и культуры своего региона является пробелом в образовании школьника. Поэтому на факультативных занятиях и элективных курсах я обязательно изучаю творчество уральских поэтов и писателей А. Башлачева, В. Шахрина, Б. Рыжего, В.Крапивина.

На таких уроках мы учимся анализировать текст, определять его проблематику, анализировать поступки героев. Учащиеся формулируют свою точку зрения и отстаивают ее на уроках-диспутах. Такие уроки – подготовка к итоговой аттестации в 11 классе. Для того, чтобы использовать собственные доводы, выполняя задания части С, ученик должен интегрировать знания, полученные не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках истории, обществознания, ИЗО, музыки и других.

Однако и этого недостаточно; темы, связанные с такими проблемами, как проблема исторической памяти, патриотизма, верности родной земле, должны опираться на личностное отношение ученика к поднимаемым вопросам. А это воспитывается годами. Такую работу мы начинаем, помогая ветеранам войны, посещая музеи нашего города, на особых уроках, где дети рассказывают о судьбах своих старших родственников. Далее работа продолжается за пределами нашего города. Мои дети, учащиеся 7-го класса, за три года посетили «Музей природы Урала», «Музей камнерезного искусства» в г. Екатеринбурге, музей П.И.Чайковского в г. Алапаевске, музей мотоциклов в г. Ирбите. Трижды (осенью, зимой и весной) мы побывали в музее истории земледелия и быта крестьян в селе Коптелово. Здесь находится уникальный памятник старины – крестьянская изба, которой уже более 300 лет. Весело переговариваясь, переступают порог избы ребята, с гомоном рассаживаются по лавкам. И тут же замолкают, внимательно слушая экскурсовода. Многое неизвестно им, современным школьникам. А тем временем нам рассказывают о традициях уральского гостеприимства, о поведении в повседневной и праздничной жизни, в дни рождения, свадеб и смерти. 18 человек жили в избе, проявляя уважение к старшим, заботу о младших, терпимость и уважение друг к другу. Такие беседы навсегда остаются в памяти, и кто знает, может будут востребованы не только на экзаменах, но и в будущей самостоятельной жизни.

( см. Приложение № 1)

Готовя учащихся к сочинениям, связанным с проблемой любви к родному краю, обязательно знакомлю их с памятниками природы Урала. Стоя на вершине Мантурова камня, когда замирает дух, с высоты птичьего полета видим необозримые леса, внизу – узкую полоску реки Реж, ощущаем непередаваемое чувство восторга перед этой вечной красотой. Таким же уникальным памятником является Писаный камень со следами рисунков древних людей (см. Приложение № 2-3)

И только когда накоплен такой богатый материал, когда память детей сохранит эти эмоциональные яркие воспоминания, проводятся особые, высоконравственные уроки, связанные с изучением произведений уральских писателей.

Только тогда становятся близкими и понятными герои Н.Г.Никонова, В.П.Крапивина. Только тогда слова о патриотизме, любви к отчему дому не будут напыщенными и насквозь фальшивыми.

Не нужно лукавить перед детьми: российская деревня переживает далеко не лучшие времена. По мнению экономиста Н.Грачевского( газета «Аргументы и факты» №22, 2011, стр. 11) за годы перестройки в России обезлюдели 150 тысяч сел и деревень, в 69 тыс. поселений живет менее 50-ти человек. В нашем поселке Буланаш 10 лет назад проживало более 15 тыс. человек, теперь – лишь 13 тысяч. Но когда мы выезжаем на экскурсии, школьники видят и перемены к лучшему: стали засеваться ранее заброшенные поля, вновь засияли купола прежде разрушенных храмов. И хочется верить, надеяться: то, о чем мечтал когда-то Н.Г. Никонов, сбудется.


Предлагаю вашему вниманию рабочие материалы урока «Хозяин земли русской» по повести Н.Г.Никонова «Старикова гора».


^ Тезисный план-конспект урока


Цели урока и задачи урока:


- определение нравственных проблем произведения (проблема любви к отчему краю, исторической памяти, проблема уважения к человеку труда, проблема предназначения искусства в нашей жизни);

- развитие навыков анализа эпизодов произведения; умение характеризовать героев;

- уметь определять роль языковых средств и приемов в произведении.


Оборудование:


- эпиграф: «Люди должны иметь корни, опору, ибо без этого нет их самих. И для русского человека семейный очаг и земля – это и есть корни, опора и самая жизнь». (Александр Мень)

-репродукции картин: А.Г.Венецианов «На жатве. Лето.» (1820)

Ф.А.Васильев «Перед дождем» (1869)

Т.Н. Яблонская «Хлеб» (1949)

Н.М. Ромадин «Тишина» (1955)

А.П. и С.П. Ткачевы «На родной земле» (1977)

- репродукция скульптуры И.Д. Шадра «Сеятель»(1922)

- портрет Н.Г.Никонова

- выставка книг по теме урока

(Все рабочие материалы находятся на электронном носителе и в ходе урока проецируются на интерактивную доску)


Ход урока


Как много произведений по современной литературе прочитано нами! Это рассказы Б.Екимова «За теплым хлебом» и «Фетисыч», В.Астафьева «Ясным ли днем», Б.Васильева «Великолепная шестерка», Л.Петрушевской «Котенок Господа Бога». Рассказы не могут не вызвать сочувствия, сострадания к судьбам главных героев. О наболевших нравственных проблемах размышляют и современники, уральские писатели. Сегодня наш урок посвящен повести Н.Никонова «Старикова гора».

^ Слайд № 2. Портрет Н.Г.Никонова.


Один из учеников выступает с сообщением о жизненном и творческом пути писателя:


- Н.Г.Никонов родился 10 декабря 1930 года в городе Свердловске, в семье служащих. В годы войны из-за трудного материального положения семьи вынужден был подрабатывать, завершил учебу в школе рабочей молодежи. В 1951 году окончил Свердловский Государственный педагогический институт. Работал в военном училище, был учителем и директором школы №14, а затем школы рабочей молодежи №30,преподавал историю и обществоведение.

Еще в юности увлекался литературой и живописью. Первый сборник рассказов-сказок «Березовый листок» вышел в Свердловске в 1955 году. Н.Никонов автор 55 книг, изданных в Свердловске и центральных издательствах «Художественная литература», «Советский писатель», «Советская Россия», «Современник».

Герои книг Никонова - наши современники. Это и мальчик, перед которым раскрываются тайны прекрасной страны детства, будь то двор, пустырь, одичалый сад или балкон девятого этажа с оранжевыми настурциями. Это и подросток военных лет, вынужденный самостоятельно выбирать свой путь, это и студентка, дневник которой рассказывает о трудностях деревенской жизни. Это и человек, попавший в больницу и на грани жизни и смерти задумавшийся о смысле своего прихода в этот мир.

Все произведения Н.Никонова отличает высокое художественное мастерство, умение передать свое настроение читателю, заставить задуматься над своей жизненной позицией. С 1999 года автор являлся членом правления Союза писателей России; награжден орденом Дружбы народов, медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда». Являлся заслуженным работником культуры России. Ушел из жизни 10 июня 2003 года. Личная библиотека писателя передана его вдовой Антониной Александровной в фонды Объединенного музея писателей Урала (г. Екатеринбург)

«Семья, труд, природа – вот то немногое, что делает человека человеком. Люди, которые теряют одно из этих составляющих, теряют часть души… Лишь обладая корнями, которые держат на земле, питают и придают силы человеку, как дереву, можно быть самыми богатыми и счастливыми», - так писал Н.Никонов.

^ Слайд № 3-6. Пейзажи родного Урала.


- Об умирании русских деревень размышляли и В.Белов, и В.Астафьев и Ф.Абрамов. Отчего же гибнут когда-то многолюдные деревни? Почему рушится в людях вековое единство с миром природы? В чем же оно, высшее наслаждение от жизни, высшая радость бытия? Вот над чем заставляет задуматься повесть «Старикова гора». Я убеждена, что зло и насилие не захлестнут нас окончательно потому, что есть люди, которые своей жизнью, своим творчеством противостоят им, противостоят убеждением своим, работой, верой в добро, верой в человека.


-Как же построено произведение? С чего начинается повествование?


Главный герой повести, художник, невольно становится свидетелем гибели деревни, гибели духовной, когда постепенно исчезает в душе крестьянской хозяйское отношение к плодам своего труда, исчезает то, что испокон века связывало человека и землю.

Какими наивными были вначале мечты художника об отдыхе в деревне! Мирная тишина, нарушаемая голосистым пением петухов, парное молоко, утренние разговоры со стариками… Вместо всего этого он видит «глубокие тракторные колеи», слышит «грохот и лязганье техники». С тоской размышляет о том, «куда же девался пусть не слишком просвещенный, но опрятный подросток?» Вместо спокойного и плодотворного труда на пленере художник занят мучительными размышлениями о будущем вымирающей деревни.

^ Слайд № 7-9. Картины заброшенных русских деревень.

-Кто пытается убедить художника в правомерности и даже целесообразности подобной жизни?


В безыскусных разговорах с соседом Диогеном (дядей Геной) раскрывается одна из проблем современности: неумение жить, получая наслаждение от своего труда. Никогда не будет счастлив и обеспечен человек, если он в любом труде видит лишь насилие над собой, тяжкую и обременительную обязанность.

Вот как объясняет свое нежелание работать и вести хозяйство Диоген: «Я - енвалид. У меня – робята. Три сына, три девки. С имя счас сама горесть. Такие растут… Ничего не понимают. Кромя ремня. Заставь их, попробуй. Само енто. Корова, однако, была. Да ну ее к шуту. Работы с ней… Сено ставь. Корми-пои. Навоз убери… И ночь не спи ладом. Вставай рано…а без ее хорошо. Слободно…»

Художник невероятно точно подмечает: безрадостно будущее деревни, если жители ее будут все под стать Диогену. Не приемлет душа рассуждений Диогена о смысле жизни: « Жизнь на то дана, чтобы удовольствие иметь. Не для того человек родился, чтобы червяком в земле жить.»


- Кто же противостоит Диогену и многим другим жителям Макаровки?


Как вызов односельчанам – жизнь соседа-старика, у которого в хозяйстве корова, телка, овечки, боров со свиньей, курицы, кролики, пчелы, огород, и «все один обрабливает». Ему некогда, как Диогену, травить анекдоты, развлекая прохожих.

В этом мире, привычном, устоявшемся для всех, старик одинок, никем не понят. Его дом, как дом-ковчег, медленно плывет в житейском море. Здесь есть место всем его копытным и рогатым чадам. И как в библейском предании от всемирного потопа спасся лишь тот, кто нашел пристанище в ковчеге Ноя, так и старик находит свое спасение в заботах о живности, в каждодневной крестьянской работе.

- Какими писатель изображает жителей Макаровки? Обратимся к тексту:


«Что за деревня, если половина никак не связана ни с селом, ни с городом, работают, где придется, в соседнем райцентре, на лесокомбинате, а кто и просто нигде, ездит на электричках, собирает бутылки и пьянствует…»Как иллюстрация к картине всеобщего равнодушия и безнадежности - маленький, одинокий черно-белый телок, мающийся на привязи под каленым зноем. «Приняв меня за освободителя, побежал ко мне, горестно округлив обведенные серой мукой глаза, весь окруженный мятущимся жгучим облаком, он сказал вдруг вполне внятно, раздельно: «Мма-ма… Мма-ма…» И какую же жалость и сочувствие испытывает художник к измученному животному! А обитатели деревни в это время заняты двухдневным отдыхом с приехавшими гостями. Всюду слышны звуки магнитофонов, куплеты частушек, удалые песни…

Соседи старика легко отрекаются от своего прошлого, даже от прежнего имени. Диоген со смехом рассказывает, что его настоящее имя – Флегонт, но « Гено, Геннадей» - так проще для людей, потому что старинное русское имя может стать предметом насмешек. Так появляется Геннадий вместо Флегонта, Лидия вместо Лебеди, Павел вместо Пантелеймона. А вот старик не в силах забыть свое прошлое, помнит всех своих предков, всех родственников.

Поражало художника и то, что в Макаровке никто не преклоняется перед природой, не ценит красоты. Как будто повывелись, исчезли те, кого Тургенев воспевал в «Записках охотника», кого изображали на своих полотнах Крамской, Тропинин, Венецианов. Все слышит чуткое сердце художника: «как живет за околицей лес, как ночью не спят поля и реки, как щелкают и рокочут у реки соловьи». Какое страстное желание испытывает автор, пытаясь понять, вжиться во все эти голоса и звуки, в краски зари, которая, « как жар-птица, не затухая почти, обходила небосклон по северу и востоку и малиновым светом, как звоном, занимала новый день». Удивляет художника, что не ценят люди, не замечают ни трав изумрудных, ни пения птиц, ни сладостного лесного воздуха. Долго подбирает он слово, которое бы подходило к описанию необычного ясного утра: «за тонким летним маревом светило невидимое тихое солнце. Цвел лютик. Предвечно белело на далях и совсем уже вечно, укачивающее-неостановимо шумело в соснах, и все вскрикивала, филюкала где-то, обещала другую жизнь чернокрылая иволга. Обещала…Редко выпадают такие дни-жемчуга. Вот же! Нашел, наконец, такое тонкое и точное определение! Жемчужным был этот день! Бывают такие, наверно, один-два в лето, и то не в каждое. Да кто собирает их на Руси? Кому они? Разве только художникам? Им грезится. Им нужны…» И томит художника желание изобразить этот жемчужный день на холсте.


-Как относятся к старику односельчане? Когда начинает художник иначе воспринимать нелюдимого соседа?


Не сразу происходит сближение художника с замкнутым стариком, и лишь когда он раскрывает свою душу, вспоминая обо всем, что пришлось пережить, автор понимает: вот он – настоящий хозяин своей земли. И непонятны злоба и ненависть окружающих, непонятна черная зависть, которую несломленный старик пытается не видеть и не замечать. Кажется, ничто не может поколебать его правило жизни: «Вот и смерть на подходе, а ты трудись; умираешь, а ты сей», в этом его спасение и сила.

Да, тяжела работа в деревне, но какое облегчение испытывает хозяин, когда сено скошено, высушено, свезено на подворье. Под дождем косит старик свой удел, мудро угадывая: после грозы «быть повороту погоды», конец затяжным дождям. Легкое пренебрежение чувствует художник, когда на предложение помочь слышит: «Ково ты накосишь, как раз литовку обломишь… Гуляй себе, раз гулять собрался». От всей его фигуры так и веет непоколебимой уверенностью сноровистого человека, занятого своим привычным делом.

Но в первый же погожий день кто-то из озорства или по злобе сжигает стог старика. Люди ли это, если с легкой душой могут смотреть, как горят плоды тяжелого труда? И невозможно не согласиться с автором: «Кража начинается с копейки, а зверство- с легкой подлости. А подлость с чего? Умей же честное отличить от неправедного. Поклонись человеку, который ломит за троих…»


-Какой случай помогает автору сблизиться с соседом, глубже понять его характер?


Спасая глупых телят, тонущих в болотине, художник сталкивается со стариком. Уставшие, измученные люди, отдыхая, становятся близки, понятны друг другу.

Какую душевную муку ежедневно испытывает старик, наблюдая за безалаберной колхозной жизнью! Пропадают хорошо вспаханные, засеянные поля, гибнет скот, гниет несобранный урожай. «Счас, вишь, приучили народ как: государство, государство. Оно обязано. Дай-подай. И подает оно…А тогда надеяться было не на кого. Не соберешь хлеб – по миру пойдешь… А я, вообще, тебе скажу, мил человек, худой земли не бывает, а бывают только ленивые руки да худые хозяева. У лодыря и всегда не родит земля. У гультяя, который перво-наперво петь-плясать, отдыхать, а не работать любит.»

Во время второй случайной встречи со стариком в лесу еще более раскрывается его необычный характер. Старик, нарезавший прутья для корзин, присел отдохнуть, теперь он выглядел совсем иначе – это не бодрящийся, полный сил человек, а именно старик, изможденный, уставший, потный. Художник не может оторвать взгляд от его лица, русского, славянского, доброго, «с простодушинкой». Автор вдруг отчетливо понял, что «он очень стар, худ, немощен телом и держится на земле за счет своего неуемного трудолюбия да крепкой крестьянской закваски». Не случайно его облик напоминает портрет Мины Моисеева работы Крамского: такая же синяя рубаха, сложенные руки, негустая борода, трогательное лицо. И он, доверившись художнику, объясняет, почему эту гору, на которой они отдыхают, зовут стариковой, зовут его именем.

^ Слайд №10. Картина И.Н.Крамского «Мина Моисеев»

Большое крестьянское хозяйство когда-то было на этой горе: засевалось 22 десятины пашни, была пасека. Прошло полвека, как рухнуло это хозяйство, создаваемое годами. Как на ладони вся честная трудовая жизнь старика. Большая крестьянская семья работала с утра и до позднего вечера: поднимали пустошь на горе, ставили дом, амбары, и «все руками, спиной-хребтиной». «И все-таки вот я думаю, - размышляет старик, - был бы нам тогда еще трактор, техника, машины всякие, мы бы город зерном, мясом завалили…» До глубины души трогает простая исповедь старика. Все пережила его семья, все вынесла: и революцию, и гражданскую войну, но всего лишилась после проведения коллективизации, после организации колхозов. При наганах, при власти оказались лодыри, хулиганы, драчуны. Но и после выселения, после невыносимого труда на лесоповале, после войны вновь старик оказывается на родной горке, в родных местах. Девятый десяток грядет старику, а не устает он любоваться скромной уральской красотой: «Нету лучше места во всей стороне. Ты гляди-ко, какая благодать, вид-то какой отселе! А березы-те! Самое это пригожее место, родимее нету… Вот так жил и жил бы, дышал ветром-то. Сказано: вволю наешься, а вволю не наживешься…» Но как меняется прежний, кроткий Мина Моисеев, превращаясь в сурового шадровского сеятеля, когда видит презрительное отношение к земле, когда видит всеобщее нравственное оскудение. Сколько народных примет, сколько наблюдений за природой хранит цепкая память старика, но не пригодился в деревне его жизненный опыт, его умение вести хозяйство. «Поймут люди, что сперва, в первую очередь всех надо хлебом, мясом, молоком обеспечить, а земля сама не кормит, она руки крестьянской требует… А раньше идешь, бывало, за плугом, руки гудят, спина мокрехонька, а чуешь – хозяин ты на земле…Хозяин…И солнышко-то будто твое, для тебя светит, тебя видит. И жаворонки тебе поют, вербы цветут, осина пушится, береза зеленеет, все будто для тебя, вся земля звенит, каждую свою лесину обнять готов… А потом ждешь, глядишь, как хлеба зеленеют, подымаются…Эх, ладно. И так, поди, много лишнего сказал…»

И еще одну встречу со стариком даровала судьба художнику. Убирая уже из-под снега капусту на никому не нужном колхозном поле, бок о бок молча работают не покладая рук немногословный крестьянин и городской житель. Старик казался двужильным, они работали так, что словом перемолвиться было некогда. И только в потемках, когда работа уже завершена, старик с неохотой признается: «…Старость…Укатали сивку…крутые горки…А неохота…Сдаваться-то…Меня еще лесиной не зашибешь…»

Тихо и незаметно ушел из жизни истинный человек, хозяин земли русской, и постепенно исчезает все, что было смыслом его жизни, вырубают даже лес на стариковой горе.

^ Слайд №11. Скульптура И.Д.Шадра «Сеятель»


-Обратимся к последним главам повести. Автор посвящает их нам, своим читателям, своим единомышленникам. Прочтем эти строки.


«Лучшему надо учиться, учиться у всех, не стесняясь, не чинясь, не гордясь, не упираясь в догмы. Вспомним, оглянемся в свою же историю, и Петр ведь, тот самый, кого не без основания все-таки называли ВЕЛИКИМ, не гнушался с топориком, с плотницким инструментом тесать на чужой верфи, жить в чулане, чтобы потом, присмотрясь, поднатужась, выволакивать российские корабли из ила…И не надо быть провидцем, чтобы представить – лишь тогда бойко пойдет в гору дело, когда всякий малолеток поймет ценность и нежность матушки земли, ЗЕМЛИ – КОРМИЛИЦЫ, лишь с этим хозяйским пониманием приобретает заботливость пашущая ее рука… Долог ли, близок ли путь – покажет время, ясно одно: без любви к земле не может цвести ни человечество, ни РОССИЯ, и только сердцем поняв эту истину, возвращаясь к тому, от чего впопыхах оторвались… придем к порядку и бережливости – сути НОВОЙ, НЕВИДАННОЙ ПРЕЖДЕ ЖИЗНИ.

Завершая повесть, автор пишет: «Земля ждала своего хозяина.»


-Понять глубину авторского замысла помогает колоритный язык произведения. Какие особенности повествования вы отметили?


1. Многие главы представляют собой внутренний монолог писателя, автор использует публицистический стиль. В то же время они отличаются доверительным звучанием, имеют исповедальный характер. В этих размышлениях присутствуют приемы и разговорного стиля, писатель как бы общается с читателем: «А время не ждет, его надо уметь остановить. А где? В чем? В книжках моих, в почеркушках? Во всех этих форзацах, в штриховых оригиналах, в клейках? Сколько я их сделал и где они? Уходит все, как вода в песок…а уже за сорок тебе, братец.»

2. В отдельных главах, представляющих собой рассуждения о жизни насущной, строки приобретают фольклорное звучание, как будто читаешь народную былину, народный сказ: «Помнилась плодородная сила этой земли, свет, жар того июньского солнца. Оно-отец – грело, она-мать – рождала. И тысячи тысяч ее детей, все эти цветы, птицы, пчелы, березы и травы, и я вместе с ними, соединялись в одной беспечальной, радостной бесконечности. И чудилось-мнилось: Его же царствию да не будет конца…»

3. Язык повествования необычно образен. Истинный мастер слова, Н. Никонов не просто пишет, а живописует, идеализируя деревенскую жизнь. Читая описание деревенских разносолов, как будто видишь перед собой яркий натюрморт. Здесь «холодное топленое молоко с оранжевыми крупинками…сметана холодная, густая – ножом режь… окрошка с холодным квасом, со свежими яйцами, луком, укропом…»

4. Николай Никонов - мастер создания портрета. Несколькими штрихами он рисует образ главного героя повести, и перед нами возникает «невысокого роста старик с желтой охристой бородой, картовчатым носом и таящими подозрение угрюмыми глазами».

Так же образно и емко создает автор портрет другого героя повести: «Растворив окно и по-пьяному или спросонья улыбаясь, сидел долгоносый мужчина с фиолетовым оттенком лица и махонькими, пропадающими от сна или улыбки глазами.» Это отталкивающее описание Диогена дает понять, что за этой неприятной внешностью нет ничего: ни души, ни дум о будущем, лишь невыразимое отчуждение от всего прекрасного, чистого и светлого.

5. Описывая диалоги своих героев, автор включает в речь Диогена диалектные и просторечные слова:

-Это робята…Куркуля травят.

-Кого?!

-А соседа твоего…

-?

-Он радио страсть как не любит, дак оне его донимают…

-Зачем же так? Старик ведь. И за что?

-А пущай…Мне дак не мешает. А старик-от вредной. Жадюга…

Поразительно точно смог Н. Никонов в говоре старика передать все исконно уральское «А лучше тридцать раз подать, чем одинова попросить,» - произносит он, и перед нами предстает человек-кремень, твердой воли и несгибаемого характера. Кажется, что говорит со страниц не герой повести, а твой прадед, дед, коренной житель Урала, проживший всю жизнь в деревне. Каждое слово старика пронизано хозяйственностью и глубоким пониманием того, что его окружает: «Вот за землей, везде пишут, уход нужен. А ведь она, правда, как норовистая животина. А ведь раньше-то одно удобрение было: назем да зола. Сказано: возьми назем, не ленись, дак потом хоть Богу не молись. Счас поля все химией засыпают. А от ее, по-моему, толькё птички отравляются, а земля скудеет. Назем, брат, порошками не заменишь…Только мы про землю: мать-перемать да мать-перемать! Вся любовь. Не будет толку, когда ты землю так понужаешь…»

6. Поразительны пейзажные зарисовки, созданные приемом контраста. С одной стороны - прекрасная уральская природа, с другой – разбитая, ежедневно уничтожаемая людьми деревня.


Урок близится к завершению. Хочется верить, что наши размышления не будут бесполезными. И где бы вы ни жили – в мегаполисе или в крошечной деревушке, в районном центре или рабочем поселке, сумейте сохранить уважение к человеку труда, цените прошлое своей семьи и своего Отечества.

Я думаю, что вас заинтересовало творчество уральского писателя Н.Г.Никонова. В 2010 году исполнилось 80 лет со дня его рождения, в связи с этой датой во многих музеях, библиотеках г. Екатеринбурга и Свердловской области прошли вечера памяти, публичные чтения его произведений.

Наш урок – дань уважения памяти писателя.

^ Слайд №12. Слова Н.Г.Никонова: «Без любви к земле не может цвести ни человечество, ни Россия».


Домашнее задание: написание сочинения «Каким я представляю истинного хозяина земли русской».


Заключение


Проведение уроков по современной литературе - одна из форм подготовки к единому государственному экзамену (часть С). Выполнение именно этого задания выявляет уровень коммуникативной компетенции ученика, которая выражается в умении правильно определить проблемы текста, позицию автора, предложить аргументацию собственного мнения, продемонстрировать уровень общего развития личности, уровень исторических и литературоведческих знаний. Как правило, учащиеся затрудняются в выражении аргументированного собственного мнения. В работе экзаменуемый может использовать разные типы аргументов: логические(рациональные), иллюстративные, эмоциональные; в любом случае, мнение должно быть выражено корректно, без этических ошибок. Учащиеся приводят аргументы из художественной, публицистической, или научной литературы, а также опираясь на жизненный опыт.

Членами федеральной предметной комиссии по русскому языку даны рекомендации по совершенствованию подготовки к выполнению этого задания:

  1. Развивать диалогическую и монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную тему. Использование знаний других предметов филологического цикла.

  2. Необходимость работы с текстами различных стилей и типов речи.

  3. Текст, с одной стороны должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

Низкий уровень культуры чтения, незнание значимых культурных, исторических событий в области и стране приводит к тому, что учащиеся не умеют оформлять личные наблюдения в виде связного текста, не понимают целей и результатов работы с текстом, не способны к обобщению, не умеют определять изобразительно-выразительные средства языка.

Для преодоления этих недостатков я применяю следующие формы работы с учащимися:

- формирование алгоритма выполнения заданий части С на элективном курсе (10-11 класс);

- знакомство с историей Урала при посещении музеев г. Екатеринбурга и Артемовского района, (5-6 класс);

- посещение памятников природы Артемовского района (7-8 класс);

- проведение уроков внеклассного чтения с изучением произведений современных писателей Урала;

- проведение литературных праздников;

Имея такую подготовку, мои ученики ежегодно принимают участие в муниципальных литературных конкурсах, занимая призовые места.

(см. Приложение № 4)


Только такая планомерная работа может помочь учащимся в успешной сдаче итоговой аттестации (часть С). Отслеживая результаты выполнения письменных заданий части С, убедилась в положительной динамике своей работы.

(см. Приложение №5)

Литература


  1. Лейдерман Н.Л. Чистые источники. М.: Просвещение, 1989.

  2. Литовская М.А., Созина Е.К. Литература Урала. Хрестоматия для 10-11 классов. Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 1997.

  3. Никонов Н. Лунный копр. М.: Детская литература, 1989.

  4. Никонов Н. Повести. Свердловск.: Средне-уральское книжное издательство, 1990.

  5. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.






Похожие:

Урок «Хозяин земли русской» iconУрок «Хозяин земли русской» (по повести Н. Г. Никонова «Старикова гора») Н. Г. Никонов (10 декабря 1930 10 июня 2003)

Урок «Хозяин земли русской» iconУрок «Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли». Цель: сформировать знания о формах и размерах Земли, о глобусе как модели Земли
Цель: -сформировать знания о формах и размерах Земли, о глобусе как модели Земли
Урок «Хозяин земли русской» iconЛитература «Слово о погибели Русской земли»

Урок «Хозяин земли русской» iconУрок 2 Тема: Положение Земли в Солнечной системе. Форма и размеры Земли. Цель: Повторить изученный материал. Выявить особенности Земли как планеты Солнечной системы. Ход урока
...
Урок «Хозяин земли русской» iconЦель: Познакомить детей с православным праздником, крещенскими гаданиями; учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа
...
Урок «Хозяин земли русской» iconУрок по теме: «Природные зоны Земли»
Цели: продолжить формирование знаний о природных зонах Земли, их разнообразии и основных особенностях; закрепить знания о причинах...
Урок «Хозяин земли русской» iconУрок географии в 8-м классе по теме: "Образ Русской равнины. " Моу «Ртищевская сош» 20. 12. 11г. Цели урока
Этот урок будет необычным! Ведь наука география связана теснейшим образом и с литературой, и с живописью, и с историей. Природу описывали...
Урок «Хозяин земли русской» iconЗакон Украины об аренде земли
Украины, Гражданским кодексом Украины, Законом об аренде земли и другими законами и нормативно-правовыми актами, а также договором...
Урок «Хозяин земли русской» iconУрок по теме: Магнитное поле Земли (физика, география, биология) Цели урока
Данный урок построен по схеме: мотивация
Урок «Хозяин земли русской» iconГеологическое строение и геологическая история области
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы