О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации icon

О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации



НазваниеО психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации
Дата конвертации18.01.2013
Размер182.13 Kb.
ТипДокументы
источник

О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации.


Врач-психотерапевт Штыкин А.В.


В этой статье мне хотелось бы обсудить возможности и особенности одной из самых «безотказных» техник НЛП, назовем ее техникой визуально-кинестетической репрезентации (далее – ВКР). За последние годы в работе с клиентами и на тренингах я убедился в ее выдающейся результативности по сравнению с другими самыми эффективными техниками НЛП. Кроме надежности, техника ВКР обладает еще рядом замечательных достоинств. Во-первых, она, пожалуй, даже более универсальна, может применяться в работе с большим числом запросов, чем другие, традиционно считающиеся широкоохватными, техники НЛП, такие как «скрещивание якорей», «6-шаговый рефрейминг», работа с тремя позициями восприятия или изменение личностной истории. В ряде случаев она может выступать как основное средство терапии, в работе же с очень широким кругом клиентов легко сочетается с другими техниками интервенции. Во-вторых, техника ВКР относится к группе так называемых «магических» техник НЛП: многолетние, часто существовавшие десятилетия проблемы клиентов, иногда очень серьезные и тяжелые, разрешаются с удивительной легкостью за несколько минут. И тогда у клиентов и наблюдателей, и у меня до сих пор возникает странное ощущение нереальности происходящего, из серии «очевидное-невероятное».

Такого типа магическими техниками, например, «визуально-кинестетической диссоциацией», увлекались родоначальники НЛП на заре его становления. Р. Бэндлер и Д. Гриндер, надо полагать, тем самым стремились доказать одно из базовых предположений НЛП: «Если мышление действительно изменяется, то изменяется быстро» - при условии, конечно, если знаешь, что делаешь. Однако, по-видимому, вызвали этим раздражение многих представителей традиционных направлений психотерапии, привыкших работать долго и с большим напряжением. Отчасти поэтому, чтобы избегать недоразумений, я далее остановлюсь на показаниях к применению техники ВКР, при соблюдении которых она действительно работает безупречно. В-третьих, что также очень важно, эта техника хорошо воспринимается клиентами с очень разными личностными особенностями. В частности, ее применение не требует от клиента особых интеллектуальных усилий. В-четвертых, сила техники ВКР дополняется экологичностью за счет многочисленных модификаций, возможных при внимательном отношении к терапевтическому процессу. И, наконец, исходя из требований того же процесса, она легко перетекает в работу с эпистемологической метафорой, с частями личности или в работу по изменению личностной истории.

Одной из задач этой статьи, как я уже упоминал, является конкретизация показаний для применения техники ВКР, выяснение, уточнение того, с чем в психике человека она работает, что именно изменяется. Отправной точкой здесь может послужить развиваемое В.В. Столиным представление о внутренних преградах (2). Исследуя природу конфликтных смыслов «Я». В.В. Столин показывает, что выполнение конкретного действия в определенном контексте в соответствии со значимым для личности мотивом достаточно часто наталкивается на собственную внутриличностную преграду. И только тогда, по В.В. Столину, это действие или отказ от него становится поступком. Описательно преграды представлены как невозможности: смириться с отказом в просьбе, просить человека, от которого зависишь, отказать в просьбе, нарушить обещание, солгать, пользоваться запрещенными приемами, познакомиться с новыми людьми, сделать что-то и оказаться в центре внимания, отстаивать публично свои взгляды, быть настойчивым, подчиняться правилам, прислуживать, преодолеть страх и т.п. (там же, с. 127 – 128). Личностные образования, которые могут служить препятствием для выполнения действий, В.В. Столин разделил на мотивы других значимых деятельностей и на идеалы, нормы, ожидаемые санкции, черты личности (там же, с. 126). В результате проведенных исследований автор выделил несколько типичных факторов, которые проявляют себя как преграды: гордость, самолюбие, совесть, стыд, робость, застенчивость, слабоволие, стремление к свободе и творчеству, желание благополучия.

Иными словами, внутренняя преграда, переживание невозможности для самого человека существует как некоторое чувство (страх, стыд, желание благополучия и т.п.). Чувство как эмоциональное явление имеет определенную закономерную структуру, подробно проанализированную и описанную Л.М. Веккером (1). Подчеркивая, вслед за другими авторами, обязательную двухкомпонентность любого эмоционального явления, в котором всегда существует «единство двух моментов: с одной стороны – некоторого отражаемого содержания, а с другой – собственного эмоционального переживания» (1, с. 43), Л.М. Веккер доказывает, что в этой двухкомпонентности один из компонентов – психическое отражение объекта эмоции – «представлен экстерорецептивными модальностями на разных уровнях их обобщенности» (выделено мною - А.Ш.), а второй – психическое отражение состояния субъекта – носителя эмоции – «модальностью интерорецептивной или интерорецептивно-интроспективной» (1, с. 139). Это понимание структуры эмоционального явления позволяет представить внутреннюю преграду как двухкомпонентную, объективно-когнитивный полюс которой можно (оставим в стороне подробные доказательства) перевести в визуальную, а полюс субъективный - в кинестетическую (интерорецептивную) репрезентацию. Здесь хочу коротко вернуться к выделенным мною в цитате из Л.М. Веккера словам: в силу сложности, извилистости, неоднозначности пути формирования эмоционального опыта субъекта объектный компонент эмоционального явления далеко не всегда может быть легко получен как картинка (для этого нужна регрессия к моменту его фиксации). Здесь и теперь он представлен как субмодальностные характеристики многих картинок (разные уровни обобщения опыта многих восприятий, о чем справедливо пишет Л.М. Веккер), выражающие эмоциональный опыт в целом. Представляется, что именно в этом скрыта магическая сила техники ВКР1.

Конкретно техника ВКР включает следующие шаги:

  1. Столкновение с преградой. Для этого нужно помочь клиенту переформулировать проблему следующим образом: «Я хочу сделать X (чувствовать X), но мне что-то мешает (во мне есть что-то, из-за чего я этого сделать не могу)».

  2. Получение визуально-кинестетической репрезентации преграды.

  3. Уяснение смысла преграды во внутреннем мире клиента.

  4. Устранение преграды.

  5. Проверка эффективности работы.

Случай 1. Клиентка Н., 19 лет, студентка, как-то уж особо тщательно и со вкусом одетая стройная девушка.

Разговор начинается очень напряженно и быстро переходит в плач отчаяния. Узнаю, что Н. инвалид с детства и среди тех, с кем росла, спокойно могла говорить о своем тяжелом физическом недостатке. Лет с 12 постепенно развивалось настоящее состояние (проблема). Все чаще приходили мысли о собственной ущербности, неполноценности. Стало невозможно говорить с незнакомыми о своем недостатке, и сейчас среди ее знакомых в этом городе никто об этом не знает. Не встречается с молодыми людьми, т.к. сама мысль о том, что ее проблема может быть кем-то обнаружена, приводит ее в ужас. Будущее в плане брака представляется беспросветным.

Поскольку центральное эмоциональное ядро ее проблемы оказалось увязано с восприятием себя другими людьми – несколько раз повторялось: «не могу об этом говорить» со взрывами плача и отчаяния, решаю на этом и сосредоточить терапевтические усилия.

Т. Ты хочешь справиться со своей проблемой быстро и неординарно или медленно и мучительно? (Ирония, принятие и игровой вызов).

Н. Быстро (не раздумывая).

Т. Хорошо. Вспомни конкретный случай из своего прошлого, когда ты хотела сказать кому-то из знакомых о своем недостатке или это надо было сделать, но ты не смогла сказать.

Н. Это было...

Т. (Перебивая) Нет, просто подумай. Выбрала типичное воспоминание?

Т. Итак, тебе надо сказать об этом, а ты не можешь. (Утвердительно-настойчиво).

Н. (Кивает головой).

Т. Тебе что-то мешает это сделать?

Н. (Кивает головой).

Т. И когда тебе что-то мешает сказать, то где это? (Короткая пауза). Это в тебе (жест рукой) или вне тебя (жест рукой)?

Н. Во мне.

Т. Это в голове, горле, груди, животе, руках, ногах? (Жестикуляция рукой плавная с акцентом на указываемых областях тела).

Н. Это в груди.

Т. Это снаружи или внутри?

Н. Внутри.

Т. И когда это внутри, это слева, справа или по центру?

Н. По центру.

Т. И когда это внутри по центру, это объемное, плоское или точечное?

Н. Объемное.

Т. Размеры?

Н. С кулак.

Т. Цвет?

Н. Красный.

Т. И когда это объемное, с кулак, красное, то из чего это состоит? Это - воздух, жидкость, вата, дерево, железо?

Н. Это как желе.

Т. Слушай меня внимательно. Теперь эту мысленную штуку мысленно вытащи и положи на пол. Почувствуй, как ты это сделаешь.

Н. Положила (после паузы).

Т. Что ты к ней там (жест рукой) чувствуешь?

Н. Злость.

Т. Что ты с этой штукой хочешь сделать - избавиться от нее или видоизменить и вставить обратно?

Н. Избавиться (не задумываясь).

Т. Точно избавиться?

Н. Да.

Т. Тогда выбери, каким способом ты от нее избавишься. Ее можно раздавить, сжечь, утопить, отправить на необитаемый остров.

Н. (Перебивая) Сжечь.

Т. Ладно. Разведи мысленно хороший костер и почувствуй , как ты ее сожжешь. Только всю без остатка. Когда ты правильно это сделаешь, то почувствуешь облегчение, освобождение,,

Н. (После жнеи паузы) Сожгла.

Т. Молодец. Сможешь теперь при необходимости говорить о своем увечье знакомым?

Н. Да. (Освобожденно-расслабленно улыбается) Я как будто заново родилась и вижу будущее (смеется). Спасибо.

Т. Хорошо. Осталась ли у тебя в груди на ее месте незаполненность, пустота?

Н. Нет.

Случай 2. Клиентка И. - 20 лет, студентка. Нарушены все сферы взаимоотношений с людьми: неуютно чувствует себя в общественных местах, в транспорте, аудиториях, в институте и т.п., не имеет не только подруг, но и приятельниц, напряженно, скованно чувствует себя с сокурсниками, нет никакого опыта общения с молодыми людьми, отношения с родными формальные.

В беседе пассивна, тщательно избегает контакта «глаза в глаза», нервно теребит пальцами платочек, испытываемые чувства определить точнее чем «дискомфорт, напряжение» не может, терапевтический запрос также неопределенный: «хочу от всего этого избавиться» - рыдает.

Т. Хочешь ли ты чувствовать себя в общении со мной спокойней? Ведь ты понимаешь, что такое же неспокойствие испытываешь и с другими людьми?

И. Да.

Т. Итак, ты хочешь чувствовать себя спокойно, но тебе сейчас что-то мешает так себя чувствовать? И когда это что-то мешает, то где это? В тебе? Или вне тебя?

И. Вне тела...

(Дальше последовательно в течение 30 минут производится трансформация 4х (!) визуально-кинестетических репрезентаций. Первой - вне тела и трех последовательно в груди, голове и руках.

После этой работы И. стала говорить свободней, тембр голоса приобрел глубину и мягкость, тело расслабилось, платочек был оставлен в покое.

Однако глазного контакта И. по-прежнему избегала).

Т. Тебе что-то мешает посмотреть мне в глаза? Ты ведь понимаешь, что, чтобы людей правильно в общении оценивать, им нужно смотреть в глаза?

И. Да.

Т. Посмотри мне в глаза. (Тело И. мгновенно напрягается, лицо застывает, дыхание останавливается).

Т. Что тебе мешает это сделать? Где это? В тебе? Вне тебя?

И. Вне.

Т. (Делая жесты рукой, чтобы точнее и быстрее определить границы ВКР) Здесь. Здесь. Слева здесь...

Очередная ВКР находилась между собеседниками в 40 см. от глаз И. После ее трансформации была проведена работа еще с одной ВКР, локализованной в голове у клиентки, также мешавшей возможности иметь зрительный контакт с другим человеком. И. уже не только расслаблено сидит в кресле, но и спокойно встречает мой взгляд. (Эти способности у клиентки сохранились и на следующих сеансах, посвященных отработке этапов уверенного активного контакта с матерью, сокурсниками, молодыми людьми и др.)

Из отчета И. через неделю на следующем сеансе: «Почему-то все время хорошее настроение». До этого сеанса подавленность с накатывающимся отчаянием держалась многие месяцы. «Ко мне стали подходить сокурсники и разговаривать со мной! (Мимика крайнего удивления) Дома с сестрой общение также стало хорошим!»

В зависимости от терапевтической ситуации с ВКР преграды возможны следующие варианты работы:




Обнаруженные В.К.Р. преграды



  1. Работа в формате техники В.К.Р. (с возможными модификациями).

  2. Перевод в метафору и работа с эпистемологической метафорой (Д. Гроув).

  3. Работа с частью (Н.Л.П.).

  4. Поиск истоков внутренней преграды в прошлом. Работа с этим событием.


Субъект

1. С выделенной репрезентацией преграды возможны следующие варианты работы:

а) Избавление от нее: разрушить, сжечь, утопить, выбросить, отправить в ссылку, заключить в тюрьму.

б) Преобразование и возвращение обратно.

в) Разделение на составляющие с избавлением от ненужной и возвращением обратно необходимой части.

г) Привлечение ресурсов для работы с ВКР.

д) Превращение в нечто другое или в живое и работа с трансформированной репрезентацией.

2. Работа с эпистемологической метафорой более мягкая, недирективная, требует больше времени. Показанием к такой работе будут указания на неоднозначность, полимотивированность преграды, связь ее с уровнем идентичности клиента.

3. Указаниями на перевод работы в режим диалога с репрезентацией, в работу как с частью (договор, интеграция, 6-шаговый рефрейминг, выращивание части и др.) будут:

  • возникающие трудности при вынесении ВКР из тела;

  • оставшаяся пустота, незаполненность в теле в области, где ранее
    находилась преграда.

4. Показаниями для работы в любом из вариантов изменения личностной истории являются признаки связи преграды с уровнем идентичности или четкие анамнестические указания на какую-либо ситуацию или событие в прошлом.

С., 27 лет, жалобы на неуверенность, подавленность, «ничего в жизни последние месяцы не радует». Все эти симптомы С. связывает с тем, что у него не складываются отношения с девушками. За всю жизнь была всего пара быстротечных связей с женщинами на фоне алкогольного опьянения. При более детальном расспросе выяснилось, что в остальных сферах жизни С. вполне компетентен: работа, друзья, отношения с родителями, хобби. Знакомиться с девушками несексуально, товарищески С. также умеет. Но совершенно невозможно для С. выступить в «роли мужчины»: пригласить в кино, обозначить словами или невербально, что «девушка ему нравится как девушка (по-мужски)».

Первая ВКР в виде желеобразного серого вещества в горле трансформировалась легко. Вторая - «черный дым в лобной части головы» - с трудом была вынесена во вне и там у С. возникли смешанные чувства агрессии и нужности «этого» для него с невозможностью выбрать способ трансформации.

Т. Ты сейчас понял, что эта штука связана с опасением, что девушка подумает: «вот глупый!», если ты проявишь к ней интерес. Я сейчас обращаюсь к твоему подсознанию и спрашиваю: «В каком возрасте она образовалась? Сколько тебе было лет? 3…4...5...6...7...8...9...10...

С. Девять.

Т. Что это была за ситуация?

С. В третьем классе мне очень нравилась девочка. Однажды, разыгравшись на перемене, я дернул ее за косу. Она повернулась с перекошенным лицом и сказала: «Дурак!». А все вокруг засмеялись.

Т. Ты, наверно, дернул за косу слишком сильно и сделал ей больно?

С. Что?!... Ну конечно! Да именно так оно и было!


Т. Можешь ты теперь справиться с этой штукой так, чтобы проявлять к девушкам интерес, не делая при этом им больно... То есть уместно и адекватно, как они этого и ждут.

С. Да.

На следующем сеансе С. рассказал с гордостью, как был на дискотеке с девушкой, которую сам (сюрдоиьдо) туда пригласил. И от его мрачности и «сниженной самооценки» не осталось и следа.

Итак, первой уточненной группой случаев, когда вероятность успешности техники ВКР очень высока, является все то, что можно свести к формулам:

  • Я хочу делать X., но мне что-то мешает.

  • Я хочу иметь способность сделать X., но не могу.

  • Я хочу быть уверенным, что в этих, но что-то мне этого не дает сделать, ситуациях смогу поступить X.

В этих ситуациях речь идет о конкретном желательном или необходимом клиенту поведении, на пути которого возникает внутренняя преграда. При этом мешающая преграда обозначается клиентом как «барьер», «блок», как просто «не могу» или как некоторое чувство, состояние: отвращение, напряжение, страх, волнение, тревога, беспокойство, жалость, стыд.

Фрагмент работы с клиенткой А., 40 лет, разведенной, неоднократно пытавшейся установить длительные отношения с мужчинами. Отношения эти, в частности,разрушались из-за подозрительности, мнительности А. по поводу намерений, «истинных мотивов мужчин» по отношению к ней. В период работы с А. она страдает и испытывает агрессию по отношению к мужчине, в которого влюблена и мотивов поведения которого часто не понимает.

Т. А почему ты его заранее не спросила о планах на этот вечер? Не задала ему вопрос: «Чего ты хочешь?»

А. Ну как это? Это невозможно.

Т. Ты же понимаешь, что это упростило бы ваши отношения. Ты бы знала, чего он хочет, как планирует провести с тобой вечер, и потом не мучилась бы из-за того, что не случилось того, о чем ты мечтала. И тогда заранее бы смогла принять решение: идти на этот вечер или нет. Хочешь научиться спрашивать?

А. Да.

Т. Спроси меня, чего я хочу.

А. (Отшатывается назад, обхватывает руками плечи, дыхание у нее перехватывает).

Т. Где то, что мешает? В теле?

А. В горле.

Т. Снаружи? Внутри?

А. Внутри, как металлический шарик.

Т. Почувствуй, как вытаскиваешь его и кладешь на пол... Сделала?

А. Да.

Т. Расплавь его в печи, где плавятся любые металлы.

А. Сделала.

Т. Скажи мне: «Чего ты хочешь?».

А. Чего ты хочешь?

Т. Молодец.

Здесь особо подчеркну важность положительной проработки результата, необходимость убедиться на стадии заключения контракта, что, обретая способность делать нечто, человек не использует эту способность во вред себе и другим.

Т. Итак, мы с тобой прояснили, что тебе трудно выражать себя в отношениях с мужчинами, в частности, быть женственной, кокетливой. Мы можем дать тебе такую способность, но уверенна ли ты, что не будешь соблазнять всех подряд? Не станешь ли ты навязчиво сексуальной?

А. Уверена. (Подхихикивает).

Т. Хорошо. Но все-таки я с тебя возьму обещание, что до следующего сеанса (через месяц) ты ни с каким новым знакомым внезапно не вступишь в сексуальные отношения.

А. Ладно (смеется).

Дополнительно многим клиентам полезно сообщить, что освобожденная от блоков способность не развивалась, поэтому она детская, инфантильная и нужны время и работа для того, чтобы деятельность (например, способность постоять за себя, выражая агрессию) стала гибкой, адекватной, контекстуально привязанной.

Второй группой случаев, являющихся показанием для применения техники ВКР, будут те, когда запрос, формулировка проблемы связаны не с каким-то конкретным действием, а с деятельностью в целом, некоторой способностью, возможностью, направлением развития...

К. Мне уже под 40. Все подруги, родные уговаривают меня выйти замуж. А я привыкла жить одна. Я и сама понимаю, что это нужно сделать. Но, может быть, я боюсь ревновать, - мой отец был гуляка, очень любвеобильный человек... Может, мне нужно влюбиться? За последние годы мне несколько раз делали предложения, но я всегда находила какие-то причины, отговорки. Как будто бы передо мной стоит какой-то барьер (делает перед собой жест рукой).

Т. И ты, понимая, что тебе надо выйти замуж, хочешь быть способной это сделать?

К. Да.

Т. Но какой-то барьер (воспроизводит жест рукой) тебе мешает хотеть этого по-настоящему?

К. Да.

Другие примеры клиентских запросов, где применение техники ВКР оказалось решающим: способность устанавливать глубокие, интимные, личностные отношения; способность к творчеству; способность сопереживать, вчувствоваться в другого; развитие бизнеса в сложной, но открывающей большие возможности среде.

Третья группа случаев, для работы с которыми техника ВКР эффективна, связана с запросами на затрудненность или даже невозможность актуализации желаемых состояний: уверенности, спокойствия, азарта, вовлеченности, теплоты. Клиенты при этом говорят о напряженности в работе, скованности при разговоре, зажатости при публичных выступлениях. Переформулирование подобных проблем достаточно простое: «Можно ли сказать, что в разговоре ты хочешь быть спокойным, уверенным, а тебе мешает твоя скованность?». После ответа «Да» идет обычная работа по схеме.

Фрагмент работы с клиенткой Н., 38 лет, по поводу конфликтных отношений с сыном, возникающих, в частности, из-за излишнего со стороны Н. контроля за его поведением.

Т. И это доверие, как голубая энергия, как будет входить в твое тело? – через кожу, ты будешь ее вдыхать, или через голову вдоль позвоночника?

Н. Через голову.

Т. Начинай.

Т. Продолжай процесс. Пронеси эту энергию в сердце, печень, живот, руки, ноги.

Т. Тебе что-то мешает? Где эта преграда?

Н. В животе.

Т. Объемная, плоская?

Н. Плоская, сантиметра 3 толщиной.

Т. Поперек всего тела?

Н. Да.

Т. Выходит за пределы тела?

Н. Нет.

Т. Цвет?

Н. Желтый.

Т. Из чего сделана? Воздух? Вата? Дерево? Железо?

Н. Дерево.

Т. Видишь, какая штука! Сосредоточься на этой деревянной штуке и почувствуй, как ты ее мысленно вытащишь из тела.

Н. Вытащила.

Т. Избавься от нее. Например, сожги.

Н. Сожгла.

Т. Хорошо. А теперь голубую энергию доверия пронеси дальше в ноги, во все тело. Молодец. Чтобы каждая клеточка твоего тела пропиталась этим, исцеляющим твои отношения с сыном, доверием.

Продолжая тему природы личностных образований, с которыми лучше всего справляется техника ВКР, следует отметить, что только 10 – 15% клиентов как-то вербально обозначают мешающие им преграды: «так делать нельзя», «я скромный, потому так себя и веду», «для хороших девочек это непозволительно», «я не буду выпендриваться». Еще столько же людей чувствуют эти преграды как что-то естественное, нормальное. Часто при этом очевидно, что в этих случаях клиентами были интериоризированы семейные образцы поведения. Похоже, что и те и другие преграды можно обозначить как нормы. В остальных случаях преграды, мешающие осуществлению части элементарных действий (посмотреть в глаза, заговорить.), воспринимаются клиентами как нечто чуждое, бессмысленное (хотя, может, и привычное). При выяснении причин возникновения этих преград (при помощи трансдеривационного поиска, частичной возрастной регрессии и др.), как правило, обнаруживаются психические микротравмы: насмешки, оскорбления, отвержение или то, что клиентами воспринималось как таковое в детстве. Интересно заметить, как в терапевтической сессии проявляются потрясающие последствия внутренних преград, как частное негативное самооценивание ведет к мучительному переживанию своей несостоятельности в целом. «Я неуверенный (читай: никчемный) человек, потому что не могу познакомиться с девушкой». При этом он может спокойно сдавать экзамены, заниматься альпинизмом, способен «в горящую избу войти». И потому часто тотальное негативное отношение к себе исчезает вмести с устранением какой-то или серии преград. (Справедливости ради отмечу, что также «работает» и позитивное самооценивание: «Я добрая женщина, со мной делятся своими проблемами коллеги, я люблю детей!», - и при этом эта добрая женщина спокойно принципиально не дает денег в долг и терроризирует своими жалобами и нытьем мужа. Однако это другая тема и другие методы работы.)

По мере того как сфера приложения техники ВКР как средства терапии всё более проясняется, возникает вопрос о том, в каких пределах ее можно использовать для личностного роста. Очевидно, что многие аспекты самооценки и самосознания, исходя из которых, человек принимает жизненно важные решения, строятся на весьма многочисленных, идущих из раннего детства преградах. «Посмотрите, какой скромный, хороший мальчик». Потом этот мальчик начинает считать себя хорошим, строит свою жизнь, даже не пытаясь преодолеть преграды, мешающие ему спорить, отстаивать свою точку зрения и, значит, отвечать за жизнь, быть чувственным, нежным, вдохновенным в отношениях и т.д.

Из опыта демонстрации на тренингах с практически здоровыми людьми я вынес убеждение, что существуют самые неожиданные и часто нелепые по отношению к разным аспектам их функционирования преграды.

Резюмируя собственный опыт использования техники ВКР применительно к самым разнообразным случаям, хочу еще раз остановиться не тех ее особенностях, которые, на мой взгляд, обеспечивают ее высокую результативность. Как техника изменения ВКР относится к метафорическим (используются метафоры преобразования, уничтожения, изоляции и т.д.), однако здесь очень важно, что метафору порождает сам клиент в отличие от традиционного подхода, когда метафору конструирует и предлагает клиенту терапевт. Не менее важно и то, что здесь обеспечивается достаточно жесткая привязка ВКР к реальной проблеме: визуальная репрезентация порождается из кинестетики по законам субмсодальностных синестезий. В отсутствие этой связи, как показывает опыт работы с символами и образами, у многих клиентов появляются весьма отдаленные от проблем фантазии, связанные с нею причудливыми, существенно усложняющими и удлиняющими работу путями, что требует от терапевта колоссального опыта и интуиции.

Именно поэтому на этапе порождения ВКР рекомендуются директивный подход и четкие, проясняющие субмодальностные характеристики визуальной репрезентации вопросы. Более мягким, расширяющим рамки для действий клиента подход становится на собственно метафорической стадии работы.

Для того чтобы реально столкнуть клиента с его собственной внутренней преградой, в начале техники необходимо ассоциировать клиента с желаемым действием, поступком, состоянием. После порождения ВКР необходимо диссоциирование, что может быть достигнуто использованием наклейки («что ты хочешь сделать с этой штукой?»), проекцией за пределы тела и т.п.

В заключение замечу, что в силу достаточной простоты выполнения техника ВКР имеет не только большой терапевтический диапазон, но может быть использована и в исследовательских целях.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3. – Л., ЛГУ, 1983.

  2. Столин В.В. Самосознание личности. – М, МГУ.,1982.

1 Концепция Л.М. Веккера является, по моему мнению, замечательным обоснованием поразительной эффективности техник работы с субмодальностями в целом.




Похожие:

О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации iconИнформация о кадровом потенциале

О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации iconПоложение о проведении творческого фестиваля педагогов
Формирование общественного мнения о творческом потенциале педагогических коллективов учреждений образования района
О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации iconПравила техники безопасности и поведения в кабинете информатики и вычислительной техники Строго запрещается
Во время работы соблюдайте дистанцию между глазами и экраном монитора не менее 50 см
О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации iconЗайцева Н. Н. Название: модель «Буровое судно» Исторические сведения изобретения, представленного технического объекта
«Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы». Главная цель – обеспечение создания морской техники для освоения шельфа....
О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации iconИнструкция по техники безопасности общие положения
Пэвм после изучения првил работы на указанной технике и прохождения инструктажа по техники безопасности
О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «Сыктывкарский государственный университет» Колледж информатики и вычислительной техники Специальность «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» курсовая работа
Специальность «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации iconПостановление От 19 марта 2001 г. N 205
Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники, в том числе...
О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации iconКраснодарский край
Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) — о, з; 2203 — Программное обеспечение вычислительной техники...
О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации iconПубличный доклад директора муниципального бюджетного общеобразовательного
Цель данного публичного доклада – показать общественности, органам представительной власти о результатах, потенциале и условиях функционирования...
О психотерапевтическом потенциале техники визуально-кинестетической репрезентации iconИнструкция по технике безопасности и правила работы учащихся в кабинете вычислительной техники
В кабинете вычислительной техники (квт) установлена дорогостоящая, сложная и требующая
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы