Ход урока. Этапы урока icon

Ход урока. Этапы урока



НазваниеХод урока. Этапы урока
Дата конвертации22.02.2013
Размер129.71 Kb.
ТипПрезентация
источник

Урок с применением

компьютерной презентации.

7 КЛАСС

Преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ "Садовая средняя общеобразовательная школа"

Прейшев В. А.


ТЕМА: «Лесные и торфяные пожары».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.

Задачи:

  • обучающие – рассмотреть виды и причины лесных пожаров, основные мероприятия по защите населения от лесных и торфяных пожаров и их последствий;

  • развивающие – обучить учащихся необходимым действиям при обнаружении лесных пожаров;

  • воспитывающие – воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Оборудование и наглядные пособия:

  1. ПК с мультимедийным проектором.

  2. Презентация к уроку.

  3. Набор тестовых заданий на компьютере.



^ ХОД УРОКА.


Этапы урока.


I этап: организационный (1I) (приветствие, запись отсутствующих).


II этап: актуализация знаний.

^ Тема цели задачи урока. Раздача тематического материала. Доклады учащихся. (9I)


Мы живем в мире природных, техногенных, соци­альных и иных опасностей, часто угрожающих нашим здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и те­левидение сообщают об очередных аварии, катастро­фе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.

Если большинство стихийных бедствий возникают независимо от желаний и по­ступков людей, то лесные пожары в большинстве своем начинаются из-за небрежности человека. Какие бывают пожары в природе, как себя вести во время пожара, как с ним бороться и, самое главное, как не допустить этой беды? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе сегодняшнего урока.

Новую тему по чрезвычайным ситуациям природного характера я всегда начинаю с вопроса: «А возможно ли это стихийное бедствие в нашем регионе?».

«Так вот, возможны ли лесные пожары в нашем регионе?»

Ответы учащихся (Да, возможны).


О лесных пожарах у нас в стране и в нашей Владимирской области я попрошу рассказать Онегову Анну.

Рассказ ученицы с демонстрацией компьютерной презентации «Лесные пожары на территории России».


Как мы видим ситуация с лесными пожарами у нас в стране тяжёлая, хотя специалисты и оценивают число и площадь лесных пожаров в 2007 г на уровне "ниже среднемноголетних значений".


А какая ситуация с лесными пожарами в остальном мире? Об этом нам расскажет Дубовицкая Елена.

Рассказ ученицы с демонстрацией компьютерной презентации «Лесные пожары в мире».


Я думаю, что вы все понимаете, ситуация складывающаяся вокруг лесных пожаров, в самое ближайшее время, грозит перерасти в экстремальную ситуацию планетарного масштаба!


III этап.

Изложение нового материала. (20I)


Так, что же такое лесной пожар?

Лесной пожар – это стихийное, неуправляемое распространение огня в лесу, влекущее за собой гибель людей, уничтожение лесной флоры и фауны, уничтожение материальных ценностей.
^

Причины лесных пожаров («Большие следствия малых причин»)


Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния под­жигает лес, но гораздо чаще - человек. В 70–100% случаев причиной возникновения пожаров в разных регионах России является именно человек!!!

Причины лесных пожаров (в порядке убывания):

  1. Неосторожное обращение с огнем.

  2. Игры детей с огнем.

  3. Весенние и осенние неконтролируемые сельхозпалы (выжигание сухой травы на сенокосах, отгонных пастбищах, а также стерни на полях)

  4. Сжигание мусора вблизи жилых домов и на территории, прилегающей к лесным массивам.

  5. Искры из выхлопных труб автотранспорта.

  6. Грозовые разряды молний и самовозгорание торфяника.

  7. Самовозгорание промасленного обтирочного материала.

  8. Эффект фокусирования солнечных лучей стеклом.


Наукой о лесных пожарах - лесной пирологией - в России год за годом аккумулируется огромное количество научного материала.

Среди катастрофических пожаров последних лет можно назвать стихийное бедствие 1972 г. Лесные и торфяные пожары за короткое время охватили центральные области России. Было уничтожено 650 тыс. га леса.

В 1989 г. практически выгорели леса Сахалина. Масштабы потерь леса на острове официально были признаны экологической катастрофой.

С 1991 по 1995 г. в России в огне пожаров сгоре­ли 38 387 человек.

1 сентября 2002 г. в деревне Ширяево Ша­турского района Московской области из-за силь­ного ветра огонь с горящей травы перекинулся на жилые строения. Сгорело 12 домов.

4.10.2005 Из-за дыма от лесных пожаров во Владимирской области столкнулись 38 машин. От полученных ранений 4 человека погибли на месте, еще 13 человек доставлены в Центральную районную больницу города Петушки.


Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.

Например, в 1990 г. первый пожар был обнаружен в январе на юге страны, а последний удалось потушить в конце ноября в Новосибирской области (всего за этот год произошло около 32 тыс. лесных пожа­ров).

Районы, в которых сви­репствуют лесные пожары, обычно объявляются зоной бедствия.


Классификация лесных пожаров.


Лесные пожары по охвату площади подразделя­ются на зоны отдельных, массовых и сплошных пожаров и огненные штормы.

По охвату площади






Зона отдельных

пожаров

Огненный шторм

Зона сплошных пожаров

Зона массовых пожаров

Зона отдельных пожаров характеризуется воз­никновением незначительного количества пожаров, рассредоточенных по площади.

^ Зона массовых пожаров представляет собой совокупность отдельных пожаров, возникающих одновременно.

Зона сплошных пожаров характеризуется бы­стрым развитием и распространением пожаров, наличием высокой температуры, задымленности и загазованности, опасной для жизни. Проезд че­рез эту зону невозможен или сопряжен с прове­дением специальных противопожарных меропри­ятий.

^ Огненный шторм - это особо интенсивный по­жар в зоне сплошных пожаров, в центре которого возникает восходящая вверх конвекционная колонка в виде огненного вихревого столба. К ней устрем­лены от периферии площади пожара сильные вет­ровые потоки. Потушить огненный шторм прак­тически невозможно.

Виды лесных пожаров






Низовые

Подземные

(торфяные)

Верховые






Устойчивые

Беглые



Лесные пожары бывают трех видов:

  1. низовой (90% всех случаев) характеризует­ся горением лесной подстилки, надпочвенного по­крова, кустов и подлеска без захвата крон дере­вьев. Скорость движения низового пожара со­ставляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) - при сильном пожаре. Вы­сота пламени при этом составляет 1-2 м;

  2. верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характе­ризуется горением крон деревьев. Возникает глав­ным образом в хвойном или смешанном лесу. Рас­пространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5-8 до 25 км/ч. Ветер и по­токи горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени.

Верховые и низовые пожары подразделяются на беглые и устойчивые. При беглом пожаре огонь передвигается с большой скоростью. При беглом верховом пожаре пламя распространяется главным образом с кроны на крону, оставляя иногда целые участки не тронутого огнем леса. При устойчи­вом верховом пожаре огнем охвачены не только кроны, но и стволы деревьев. Пламя охватывает весь лес - от почвенного покрова до вершин дере­вьев.

  1. подземный (торфяной) пожар возникает в ле­сах с торфяными почвами, является продолжени­ем низового или верхового пожара. Распространя­ется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет мед­ленно, почти без доступа воздуха, со скоростью нескольких метров в сутки с выделением боль­шого количества дыма. В очагах торфяных по­жаров могут образоваться полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кром­ка пожара не всегда заметна, поэтому есть опас­ность провалиться в горящий торф. В некоторых районах горение торфа продолжается и после наступления зимы!



По скорости распространения






Слабые

(V<=1 м/мин, H<=1,5м)


Сильные

(V>3 м/мин, H>1,5 м)


Средние

(1 м/ мин




По скорости распространения огня и высоте пла­мени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.

Слабые пожары - скорость 1 м/мин и высота пламени не более 1,5 м.

Средние пожары - скорость до 3 м/мин и высо­та пламени не более 1,5 м.

Сильные пожары - скорость свыше 3 м/мин и высота пламени более 1,5 м.

Что делать, если вы попали в зону пожара?


  1. Если пожар только-только начинает разгорать­ся при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землей. Сооб­щите о происшедшем в ближайший населенный пункт или лесничество.

  2. Если пожар сильный, ваша задача - как мож­но быстрее покинуть опасное место. Не пытай­тесь сами бороться с огнем. От низового пожара человек может довольно быстро уйти. Идти нуж­но в наветренную сторону (навстречу ветру) пер­пендикулярно кромке пожара по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек.

  3. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой.

  4. Выйдя на открытое пространство или поляну дышите воздухом возле земли – там он менее задымлен, рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой повязкой или тряпкой.

  5. Относительно безопасными местами являют­ся вспаханное поле, большой пустырь или каме­нистая гряда.

  6. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.

Когда лесной пожар подходит к населенному пункту, государственные службы информируют население о том, как защитить себя и имущество. Если остановить огонь не удается, людей эвакуи­руют. Личные вещи можно спасти, поместив их в каменных строениях без горючих конструкций или просто в яме, засыпанной землей.

^ Когда эвакуация невозможна, пожар пережида­ют в загерметизированных каменных зданиях, убежищах гражданской обороны, погребах и т.д.

Иногда переждать пожар можно на открытых участках - стадионах, площадях и др.

Кто и как спасает лес от пожара.

Тушение лесного пожара разделяется на следующие последовательно осуществляемые тактические операции:

1. Локализацию пожара
2. Дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища.
3. Окарауливание пожарища


1. Локализация пожара - временная остановка его распространения.

В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точ­ный адрес пожара и свою фамилию.

Небольшой пожар в лесу можно потушить свои­ми силами. Для этого достаточно пучка веток ли­ственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага по­жара, как бы сметая горящие материалы.

Если под рукой имеется лопата, вдоль кромки огня копают ямки, грунт бросают в нижнюю часть пламени. Сбив пламя, остановив пожар, на его кромку снова насыпают грунт сплошной полосой 6-8 см и шириной 0,5 м, на пути движения устраи­вают земляные полосы и широкие канавы.

Тушение лесных низовых пожаров ведется во­дой, химическими огнетушителями, с помощью строительства заградительных полос.

Верховые пожары тушат с помощью создания заградительных полос, пуском встречного огня.

Отжиг (или управляемый встречный огонь) является наиболее эффективным способом, применяемым при тушении верховых, а также сильных и средней силы низовых пожаров. Этот способ позволяет быстро останавливать распространение таких пожаров небольшими по численности силами.

Пуск отжига производится от имеющихся на лесной площади рубежей (дорог, троп, ручьев, проложенных в порядке противопожарной профилактики минерализованных полос и других естественных или искусственно созданных преград распространению огня), а при отсутствии таких рубежей вблизи пожара – от опорных полос, специально проложенных с помощью почвообрабатывающих орудий или взрывов, либо растворов химических веществ. Ширина опорных полос 0,3–0,5 м .

Зажигание напочвенного покрова при пуске отжига производится по самому краю опорной полосы, обращенной к пожару, без каких-либо промежутков. Для зажигания применяются специальные аппараты, а также подручные средства: факелы из бересты или из ветоши, смоченной горючим, и т.п.

^ 2. Дотушивание пожара заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.

3. Окарауливание пожарища состоит в непрерывном или периодическом осмотре "пройденной" пожаром площади с целью предотвратить возобновление пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании.

***

В системе наземной службы действует более 2 тыс. пожарно-химических станций и около 200 механизирован­ных отрядов, оснащенных необходимыми сред­ствами пожаротушения. С воздуха леса от пожа­ра охраняет более 930 самолетов и вертолетов, численность парашютно-десантной службы со­ставляет около 7 тыс. человек.


Если из-за ограниченной видимости и задымленности невозможно использовать авиацию, то для определения места и границ пожаров используют космические спутники. С этой целью в городе Пушкино Московской области создан Центр сле­жения за оперативной обстановкой в лесах Евро­пейской России.

Показ видеороликов: тушение лесного пожара с помощью водосливного устройства и тушение лесного пожара с использованием самолета-амфибии БЕ-200.


^ Технология тушения лесных пожаров при помощи ВСУ-5 заключается в следующем:



Вертолет с ВСУ-5 находится на аэродроме в дежурном режиме и вызывается на тушение пожара патрульным воздушным судном. При вызове сообщаются необходимые данные о лесном пожаре (время обнаружения, площадь, интенсивность пожара и т.д.). Летчик-наблюдатель, получив сообщение, анализирует его и подбирает пригодный для работы ближайший к пожару водоем. Для выбора тактических приемов тушения пожара летчик-наблюдатель с командиром вертолета рассчитывает заправку топливом, допустимую попутную загрузку для доставки десантно-пожарной команды (ДПК), грузов и вылетает к пожару. На высоте 100 метров производится осмотр пожара, составляется схема тушения, намечаются места установки наземных резервуаров и производится высадка ДПК с грузом на подобранную площадку или с режима висения. После десантирования ДПК подбирается с воздуха площадка для посадки вертолета с выключением двигателя для установки ВСУ из транспортного в рабочее положение, после чего вертолет направляется к водоему. С соблюдением требований летной безопасности производится забор воды, доставка к месту пожара и слив в установленные резервуары. В процессе слива старший группы десантников дает экипажу корректировку по точности слива по радиостанции. После слива вертолет направляется к водоему для забора воды. При тушении кромки лесных пожаров расчет прицельного слива воды выполняет летчик-наблюдатель, который задает экипажу режим полета, указывает кромку для тушения. Прицельный слив выполняется на скорости 20-100 км/час и высоте 15 м от полога леса до емкости. Тушение кромки пожара последовательными сливами осуществляется с обязательным перекрытием. Для оперативной и безопасной работы в процессе тушения постоянно поддерживается радиосвязь с ДПК, которая использует воду из резервуаров.


^ Последствия лесных пожаров.


Как мы узнали из рассказов Ани и Лены, лесные пожары могут привести к очень тяжёлым последствиям, начиная от много миллиардных убытков, и заканчивая ухудшением климатических условий на всей Земле.


^ IV этап. Первичное закрепление знаний (8I)


Решение тестовых заданий на ПК.

ТЕСТ

1. Как называется наука о лесных пожарах?

а) экология;

б) пирология;

в) геология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка,
травы, кусты?

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев?

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при подземном.

4. Где нельзя разводить костер?

а) на старом кострище;

б) в вырытой ямке;

в) под деревьями.

5. Как тушат только что начавшийся пожар?

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;

б) накрывая пламя собственной одеждой;

в) задувая пламя.

Ответы: 1 - б, 2 - а, 3 - б, 4 - в, 5 – а


V этап. Итог урока Информация о домашнем задании. (2I)


Россия занимает первое место в мире по коли­честву лесов; она владеет почти четвертью ми­ровых запасов древесины. Безусловно, чтобы уха­живать за лесом и обеспечивать его охрану, тре­буется прикладывать большие усилия, нужна по­мощь всего населения. Берегите лес от пожара!!!


Домашнее задание. Перенести материал с раздаточных листов в тетрадь. Ответить на вопросы.

Вопросы для самоконтроля.

Что необходимо делать для предупреждения лесных пожаров?

Какие основные правила безопасного поведения в лесу вы знаете?




Похожие:

Ход урока. Этапы урока iconХод урока Орг момент
Тема урока: Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее
Ход урока. Этапы урока iconСоответствие урока требованиям фгос
Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения...
Ход урока. Этапы урока iconПримечание Баллы
Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения...
Ход урока. Этапы урока iconУрок 1: "Прямая и обратная пропорциональные зависимости "
Ход урока: Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых...
Ход урока. Этапы урока iconРешение задач по теме «Четырёхугольникики» Геометрия 8 класс Ход урока : Ход урока : Проверка домашнего задания. Математический диктант

Ход урока. Этапы урока iconОсновные звенья (этапы) современного урока
Структура урока это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая...
Ход урока. Этапы урока iconВосприятие музыки через палитру красок цель урока
Ход урока: в начале урока в исполнении педагога звучат две пьесы американского композитора А. Шульмана «Оттенки голубого»
Ход урока. Этапы урока iconПрезентация по теме урока. Ход урока Звучит сказочная музыка, дети входят в класс
Цели урока: Обобщение полученных знаний о связи двух видов искусства музыки и литературы
Ход урока. Этапы урока iconСтруктурный анализ урока (Методика разработана Ю. А. Конаржевским) Этапы урока
Анализ может проводиться как по всем этапам урока, так и выборочно, но обязательно по следующим параметрам
Ход урока. Этапы урока iconХод урока: Организация учащихся на урок
Изучение нового материала проводится в форме познавательной беседы с опорой «а физическую карту. Результатом урока будет являться...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы