Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе») icon

Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе»)




Скачать 89.58 Kb.
НазваниеКонкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе»)
А.С. Попова
Дата конвертации26.02.2013
Размер89.58 Kb.
ТипКонкурс
источник


Районный конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее»


Языковые особенности рассказов В.П.Астафьева

(на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе»)


Выполнила Коновалова Мария,

МОУ УСОШ № 1 им. А.С. Попова, 6 а класс

Руководитель Герчикова Людмила Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ УСОШ № 1 им. А. С. Попова


Удомля

2008


1. Актуальность темы.


Главными особенностями творчества писателя является связь сюжета с автобиографическими впечатлениями и включение народно- разговорной речи в произведения, слияние книжного стиля речи с живым устным словом. Эти особенности ярко проявились в автобиографических рассказах о детстве писателя, вошедших в сборник «Последний поклон».

В рассказах «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах» главными героями являются мальчик Витя и его бабушка Катерина Петровна, показано влияние героини на внука. А также рассказывается об уроках, которые вынес мальчик из своего детства. Под влиянием бабушки отношение к миру юного героя обогатилось самым светлым и святым.

В рассказе «Мальчик в белой рубахе» писатель делится воспоминаниями о событии далёкого детства, которое сильно его взволновало: исчезновение мальчика Пети («Но где же, в каких лесах, в каких неведомых пространствах беспризорно бродит неприютная детская душа?..»)

Эти рассказы мне очень понравились, они заставили меня радоваться и переживать за героев, быть внимательнее к своим поступкам. Но кроме нравственной стороны, меня привлекла манера письма автора, язык рассказов. Так, например, понять характеры героев помогает сказовая интонация, которая усиливает искренность повествования, помогает передать внутреннее состояние героя, оттенок голоса, отношение автора к рассказываемому. Анализу языка этих рассказов В.П.Астафьева и посвящена моя работа.


^ 2. Цель и задачи работы


Цель работы:

Выявить языковые особенности рассказов В.П.Астафьева на примере произведений из книги «Последний поклон» («Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе»).


Задачи:

1.Познакомиться полнее с биографией В. П.Астафьева, выявить главные особенности творчества писателя.

2. Глубже понять содержание рассказов: характеры героев, замысел автора, то есть развивать умение анализа литературного произведения.

3. Развитие умения работы со справочной литературой.

4. Изучить материал о диалектизмах, просторечных словах, жаргонизмах, специальных словах и их роли в художественном произведении.

5. Составить картотеку слов, придающих рассказам В.П.Астафьева особую выразительность.

6. Определить роль пословиц и фразеологизмов в рассказах писателя.


^ 3. Языковые особенности рассказов В.П. Астафьева.


3.1. Использование диалектных и просторечных слов, жаргонизмов.

Поиск данной лексики в прочитанных рассказах В.П.Астафьева составил 70 слов, которые помещены на карточках (приводится словарная статья и примеры из рассказов). В некоторых карточках дано сравнение слов по различным словарям. Многие слова имеют помету «сибирское», что говорит о включении в состав языка рассказов народно-разговорной лексики и автобиографическом характере произведений. Работа строилась на основе «Токового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля и «Словаря русского языка» в 4-х томах Академии наук.

Примеры карточек:


Драчёна – мятая картошка, запечённая с молоком и маслом. Ели драчёну – мятую картошку, запечённую с молоком и маслом. (Монах в новых штанах»)




Улус – у калмыков и сибирск. инородцев собранье жилых хижин, оседлых или кочевных, юрт, кибиток, селенье, табор^ . Верстах в шести от села, на Фокинском улусе страдовала тётка Апроня, оставив дома ребятишек, Ванюху и Петеньк. («Мальчик в белой рубахе»)




Туес- сев. вост. сиб. берестяная кубышка с тугою крышкой и со скобкой или дужкой в ней. Наберёшь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник. («Конь с розовой гривой»)



^ 3.2. Виды диалектных слов в рассказах


Фонетические

(отличаются от общеупотребительных неверным произношением отдельных звуков)


слобода – свобода, отсюдова – отсюда, жисть – жизнь, восподь – Господь, чё – что, утворил – натворил, оттеда - оттуда, тоды – тогда, жа – же, омманешь – обманешь, куды – куда, у тя –у тебя.

Лексические

(имеют параллели в литературном языке, от которого отличаются своим звучанием)

полати, коржак, карачун, варнак, бочага и другие. Пример словарной статьи: Коржак- сиб. Куржевина, куржак. Иней. ^ В подвале земляная, могильная тишина, по стенам плесень, на потолке сахаристый куржак. («Монах в новых штанах»)


Семантические

(Отличаются от слов литературного языка своим значением (семантикой), но совпадают по звучанию)

худой –сиб. Худая болезнь, бычок –сиб. Мыс. Угол речного берега, подводное продолжение его. Коренная лошадь, идущая в оглоблях.


Этнографические

(характеризуют особенности языка жителей определённой местности)

заимка, ободверина, шаньга, ботало, улус, туес. Пример словарной статьи:

Шаньга – шанга, шанешка, шанечка, сев., вост.- сиб. Род ватрушки, сочня или простой лепёшки. ^ Затискали меня, затормошили, и я вынужден был вырываться и следить, чтобы не выпачкали, не смяли бы чего и не съели бы под шумок шаньги – гостинец дедушке. («Монах в новых штанах»).

Заимка-сиб. Место, занятое под хозяйство, под землеведческое заведение с избой и другими ухожами; дача, ферма, хутор, мыза^ . Санька левонтьевский на нашей заимке помогал дедушке в пашенных дела. («Монах в новых штанах»).



При сопоставлении одиннадцати слов по словарям Даля и «Словарю

русского языка» в 4-х томах получился такой результат: одно слово (закраина – вост.-сиб. Лесная опушка) имеет в современном словаре помету разговорное; четыре слова (ростепель, пособлять, шибкий, лишки) – помету просторечное; три слова (колодник, поскотина. Зарод) – помету областное; одно слово (папуха) - специальное и областное. И только два слова являются общеупотребительными – лог (широкий овраг с отлогими склонами) и сорога (широко распространённое название плотвы).


^ 3.3. Роль диалектных и просторечных слов в рассказах.

Диалектные и просторечные слова помогают нам лучше представить быт, обычаи и культуру деревенской местности Сибири 20 – 20 – х годов 20 века.

Например, суслонка, суслон сев.-вост. Составленные на жниве снопы для просушки. ^ Она связала свою норму снопов, составила их в суслонки и выпрямилась, растирая задубевшую поясницу. («Мальчик в белой рубахе»).

Робить – сиб. Работать. Делать, трудиться, страдовать. _^ Тебе небось показалось, неделю тут робил? («Монах в новых штанах»).

Мы представляем, что чувствует Витя, когда перебирает картошку, потому что таинственное слово «куржак» заставляет работать наше воображение: «В самой яме, где сусеки с овощами и кадки с капустой, огурцами и рыжиками, куржак висит на нитках паутины, а когда я гляжу вверх, мне кажется, что нахожусь я в сказочном царстве, в тридевятом государстве…» Повествование рассказа, конечно, похоже на сказочное.

Помогают такие слова лучше понять и характер героев: Витя - любознательный и внимательный деревенский мальчик, который слился с этим краем, понимает природу, чувствует душевную близость с родными людьми и земляками. Таким образом, диалектизмы дают возможность писателю правдивее изобразить действительность, полнее раскрыть характеры героев, указать на место действия.


^ 3.4. Употребление жаргонизмов в рассказах.

Жаргонизмы звучат в речи мальчиков, особенно Сашки Левонтьева. Возможно, Сашка хотел казаться важным, опытным мальчишкой. Примеры:

«Сколько я его надувал, он всё одно надувается», «Я у дедушки стибрил», «Ништяк! – с облегчением отмахнулся Санька и вынул из пятки занозу» («Монах в новых штанах»).

Употреблены и такие жаргонизмы: залимонил – бросил, жратва – еда, смолотить – съесть, трескать – кушать, сцапать – забрать.


^ 4. Использование специальной лексики, фразеологизмов и пословиц в рассказах.


4.1. Специальные слова.

Меня заинтересовало слово «союзки»: «…рядом с кроватью распространяли запах горелой берёзы, починённые сапожником Жеребцовым, сапоги, намазанные дёгтем, с жёлтыми, совершенно новыми союзками» («Конь с розовой гривой»). Оказывается, союзы у сапожников – это кожаная нашивка вокруг передов сапожных, для прочности. Так объясняется значение слова в словаре В.И.Даля, а современный словарь даёт толкование слова с пометой специальное. Читая рассказ, понимаешь, как понравились сапоги герою, какое счастье охватило его при виде отремонтированных сапог.

Второе специальное слово, которое я нашла, - папахи – связка табачных листьев или сена, травы. Это слово точнее передаёт быт сибиряков.


^ 4.2. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, присказки.

Рассказы В.П.Астафьева интересно читать ещё потому, что писатель использует много фразеологизмов. Поэтому язык произведений становится живее, ярче, лучше понимаешь и характер героев. Так, Витя. Оставшись один в подвале, выполняя однообразную работу (перебирал картофель). Не унывает. Он считает себя взрослым, так как на вырученные от продажи картофеля деньги бабушка «посулилась» сшить ему новые штаны с карманом. И мальчик уже представлял себе эти новые штаны, которые были предметом его мечтаний. И хотя Вите сначала страшно было в «глубоком и немом» подвале, потом он осмелел:

-Крути. Верти, навёртывай! – подбадриваю я сам себя, и поскольку лишь поп да петух не жравши поют, а я налопался, потянуло меня на песню.

Использование пословиц и поговорок героем говорит о внимательном отношении мальчика к народной речи, помогает нам увидеть, каков характер деревенского ребёнка.

Примеры употребления пословиц и поговорок:

  1. «Это морковки, огурец, капуста и грибы ссорятся меж собой. Тесно им в одном брюхе, ем, горя не вем, хоть бы живот расслабило».

Горя не веем –горя не ведаю. Горя не знаю.

  1. «…всё идёт как надо, по бабушкиной опять же присказке: «Кто ест скоро, тот и работает споро!»

  2. «Ну, как ты тут, чудечко на блюдечке?»

  3. «Ешь с дедом щи капустные, будет шея бела, кудревата голова!» («Монах в новых штанах»)

  4. «Нечего этих пролетариев объедать, у них самих в кармане – вошь на аркане».

  5. «…пещера недалеко, а в ней домовниха с домовым и змеи кишмя кишат» («Конь с розовой гривой»).


Фразеологизмы позволяют глубже понять характер нашего народа. Михаил Шолохов писал: «…в этих сгустках разума и знание жизни, радость и страдания людские, смех и слёзы. Любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень…»

Особенности фразеологизмов – точность, с которой можно охарактеризовать явление, и образность, действующая на наше воображение, заставляя переживать сказанное: «Нет, уж лучше не травить душу и не думать, что будет в первый май!» - читаем в рассказе «Монах в новых штанах» и понимаем, как сильно мечтает Витя о новых штанах, какие душевные муки вызывает у него мысль о том, что вдруг не исполнится его самое заветное желание. Поэтому, как только бабушка открывала сундук, где лежала ткань на брюки, Витя «был тут как тут», то есть моментально вдруг появлялся, чтобы убедиться в существовании ткани.

«^ Разобьётся она в лепёшку, но сошьёт – такой она человек!» - так отзывается о бабушке мальчик. Выходит, что бабушка прилагает все старания для достижения чего-либо, что она трудолюбивая и ответственная. Эти черты характера героини можно подтвердить ещё одним фразеологизмом: «Оно же видит, это дитё – кручусь я как белка в колесе!» («Монах в новых штанах»). В непрестанных заботах хлопотах находится Катерина Петровна, как все деревенские женщины.

Даже название рассказов «Монах в новых штанах» и «Конь с розовой гривой» являются устойчивыми выражениями, хотя первое переделано из детского фольклора, а второе можно считать символом детской мечты.


Выводы.

В.П.Астафьев в рассказах «Монах в новых штанах», «Конь с розовой гривой», «Мальчик в белой рубахе» широко использует фразеологизмы, пословицы, поговорки, диалектизмы, жаргонизмы, специальные слова. Это помогает читателю лучше представить быт, интересы, характеры сибиряков, внутреннее состояние и характеры героев. Поэтому повествование писателя о своём детстве звучит искренне, правдиво. Язык этих рассказов яркий, живой особенно от обилия фразеологизмов, поговорок, просторечной лексики.


^ Список использованной литературы


  1. Виктор Астафьев «Последний поклон», Москва, «Просвещение»,

1990 г.

  1. Владимир Даль «Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва, 1956 г.

  2. Словарь русского языка в 4 – х томах Академии наук СССР Института русского языка. Москва, «Русский язык», 1988 г.

  3. Фразеологический словарь русского языка. «Советская энциклопедия».Москва, 1967 г.

  4. Энциклопедия «Русский язык». Издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1979 г.

  5. Литература. Справочник школьника, Москва, 1995 г.

  6. Энциклопедический справочник «Кто есть кто», том 1, Минск, «Литература», 1997 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе») iconЛитература читать рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе») iconКонкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Образ учителя в русской литературе (на примере рассказов В. Распутина «Уроки французского» иА. Платонова «Ещё мама»)
Много я услышала от него о Седовой Надежде Михайловне – нашем бывшем директоре. Папе запомнилось, как Надежда Михайловна учила, как...

Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе») iconКонь с розовой гривой
Описание игры. По итогам отборочной викторины на литературный ринг приглашаются две команды игроков для интеллектуального поединка....

Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе») iconКонкурс исследовательских работ «Ступень в будущее 2008» На защите проектов
Поршнева Анна, 9 б класс Васильева Яна, 10 а класс Чистякова Виктория, 8 а классЖернакова Ирина,10 а класс, лауреат 3-ей степени...

Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе») iconЛитература 11 кл. №1 Тема любви в прозе И. А. Бунина (на примере 1-2-х рассказов) Анализ текста. №2 Тема любви в прозе А. Куприна (по 1 рассказу)
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в произведениях А. И. Солженицына (на примере одного произведения)

Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе») iconПоложение о районном конкурсе исследовательских и проектных работ
Районный конкурс исследовательских и проектных работ Эврика (далее – Конкурс) направлен на привлечение к исследовательской деятельности...

Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе») iconПоложение о районном конкурсе исследовательских и проектных работ
Районный конкурс исследовательских и проектных работ Эврика (далее – Конкурс) направлен на привлечение к исследовательской деятельности...

Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе») iconПоложение о районном конкурсе исследовательских и проектных работ
Районный конкурс исследовательских и проектных работ Эврика (далее – Конкурс) направлен на привлечение к исследовательской деятельности...

Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе») iconКонкурс исследовательских и творческих работ «В мире искусства 2012»
Второй открытый интернет – фестиваль и конкурс исследовательских и творческих работ

Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» Языковые особенности рассказов В. П. Астафьева (на примере рассказов «Конь с розовой гривой», «Монах в синих штанах», «Мальчик в белой рубахе») iconКонкурс исследовательских и проектных работ (положения)
Положение о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (открыть)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы