Протокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от icon

Протокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от



НазваниеПротокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от
страница1/3
Дата конвертации26.02.2013
Размер0.6 Mb.
ТипПротокол
источник
  1   2   3




Утверждено Согласовано Рассмотрено

Управляющим Начальник Педсоветом школы

Протокол № Отдела образования Протокол №

от_________ Лопатинского района: от_____________

Председатель _____________ Председатель педсовета:

Управляющего / О.Н.Лапшина / ________/Т.Е.Давыдова/

совета :

_______/Т.В.Зябирова/


Инновационная программа развития


«ПРОФИ - 2»


Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

села Лопатина Лопатинского района





с.Лопатино

2011г.


Паспорт инновационной программы развития

МОУ СОШ села Лопатина



Наименование

программы

Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Лопатина


Нормативная база для разработки Программы

Программа разработана в соответствии с действующим законодательством РФ и Пензенской области, Законом «Об образовании» и законом Пензенской области «Об образовании в Пензенской области», в соответствии с Концепцией модернизации российского образования

Сверхцель

Совершенствование образовательной среды школы, создающей благоприятные условия для успешного обучения, воспитания, социализации и развития личности.

Цель Программы

Построение такой системы, которая стимулирует всестороннее развитие личности, ориентирует на здоровый образ жизни, обеспечивает принцип равных образовательных возможностей для всех с учётом индивидуализации и профилизации обучающихся.

Актуальность программы

1.Необходимость поиска новых форм и методов, реализация основных концептуальных направлений.

^ 2 Корректировка деятельности школы в соответствии с требованиями изменившегося законодательства РФ и социального заказа общества ОУ.

Основные задачи Программы

^ 1.Развитие модели школы профильного образования.

2.Обеспечение условий для дифференциации разноуровневого обучения учащихся.

^ 3. Формирование навыков самоопределения и самореализации личности.

4. Определение оптимального содержания образования и воспитания учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы. Обеспечение единства федерального, регионального и школьного компонентов содержания образования в рамках действительных учебных планов и программ.

^ 5.Модернизация системы методической работы учителей

6.Создание и подключение к локальной «Интернет-сети» во всех учебных кабинетах;

^ 7.Совершенствование и развитие воспитательной системы школы, способствующей становлению социально и культурно компетентных граждан.

8.Создание в школе условий, позволяющих комплексно решать задачи нравственно- эстетического, семейного воспитания, а также способствующих укреплению и сохранению физического и психического здоровья детей.

^ 9.Укрепление ресурсной базы школы, обеспечение информатизации образования.





Условия реализации

Программы

1.Создание условий для существенной дифференциации обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

^ 2.Создание условий для введения ФГОс в учебно- воспитательный процесс.

2.Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов Программы полного общего образования.

3.Расширение возможностей социализации учащихся.

Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.

Сроки реализации Программы

2011 - 2015 гг.

Этапы реализации Программы

^ 1. Ориентировочный (2011-2012 гг.).

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.




^ 2. Основной этап (2012-2014 гг.).

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

3. Обобщающий (2014-2015 гг.).

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

Управление Программой

Управление реализацией программы осуществляется директором школы и Управляющим советом школы.

Перечень разделов

Программы и

ожидаемые результаты

^ 1.Информационная справка о школе.

2.Аналитическое и прогностическое обоснование

Программы.

3.Характеристика социального заказа.

4.Концепция желаемого будущего состояния школы.

^ 5.Ожидаемы результаты . Модель личности ученика

6.План мероприятий по реализации Программы развития.

Предполагаемые критерии для оценки степени реализации инновационной программы развития на конец 2015 года.



^ 1.Информационная справка

Лопатинская школа имеет статус Муниципального общеобразовательного учреждения среднего (полного) общего образования. В 2009-2010 учебном году школа подтвердила право на ведение образовательной деятельности, прошла процедуру аттестации и аккредитации.

^ С точки зрения культурно-исторической ситуации школа расположена в районе, где основное население составляют русские, татары, мордва.


Из истории школы



 







* до 1917года

Земская трехклассная школа.

* 1918-1927 гг.

Высшее начальное училище 2 ступени.

* 1928-1934 гг.

Школа крестьянской молодежи.

* 1935-1962 гг.

Лопатинская средняя школа.

* 1962-1965 гг.

Средняя общеобразовательная трудовая школа с производственным обучением.

* 1966-1972 гг.

Средняя общеобразовательная школа с производственным обучением.

* 2003 г.

Муниципальное образовательное учреждение «Лопатинская средняя общеобразовательная школа».

*2006г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Лопатина



Контингент обучающихся и его структура.2010- -2011г.


Наименование

^ I ступень

(начальное образование)

II ступень

(основное

образование)

III ступень

(среднее образование)

Всего по ОУ

^ Количество классов.

8

11

4

23

Количество классов с углубленным изучением отдельных предметов.



-



-



2



2



^ 1.2 Информация о педагогических кадрах

В образовательном учреждении работает 43 учителя.

Укомплектованность штатов: 100%.













^ 2. Аналитическое и прогностическое обоснование

инновационной Программы развития «Профи»


Сегодня государству необходимо своевременно подготовить людей к жизни и профессиональной деятельности в новых условиях уже формирующегося глобального общества.

Профилизация общеобразовательной школы является одним из наиболее перспективных направлений модернизации современного российского образования. Это связано с тем, что конкурентная способность молодого человека на рынке труда является существенной личностно значимой проблемой. Её можно решить путем получения учеником практико – ориентированных знаний, которые позволили бы ему использовать свои потенциальные возможности.


Таким образом, результатом обучения в школе должны стать:

  • овладение учащимися ключевыми и профильными компетенциями,

  • способность осознанно выбрать профессию,

  • приобретение навыков самообразования,

  • высокая конкурентоспособность при поступлении в высшие учебные заведения.

Условием осуществления этих целей являются сохранение и укрепление физического, психологического и нравственного здоровья детей.

Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования. Именно на формирование такого человека нацелена наша Программа развития.

Исходя из анализа работы школы, можно сделать вывод о том, что у нас имеются резервы для повышения качества учебно-воспитательного процесса.


  • В школе единый образовательный план для урочной деятельности и системы дополнительного образования.

  • Внедряются современные образовательные технологии, развивающие, проблемные, проектные технологии, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, внедрение информационно-коммуникативных технологий, технология деятельностного подхода.

  • Совершенствуется система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

  • Индивидуализация учебного плана:

    1. предпрофильная подготовка;

    2. многопрофильное обучение по индивидуальным учебным планам в старшей школе (физико-математический профиль, химико-биологический профиль, гуманитарный профиль, информационно-технологический профиль)

  • Введение в практику работы школы портфолио учащихся и педагогов.

  • Совершенствование воспитательной системы школы, основанной на сохранении традиций и введении инноваций.

Проведение педагогических консилиумов для учащихся, введение социальных карт ученика.

  • Использование возможностей социальной помощи нуждающимся ученикам.

  • Систематическое участие и достижения школы в олимпиадах и конкурсах.

  • Совершентствование системы «Учитель – ученик – родитель».

  • Осуществление мониторинга учебно-познавательной деятельности.


Наша школа – большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается наличием перечисленных факторов и многочисленными службами.

Каждый из нас должен помнить, что все 479 учащихся индивидуальны, поэтому необходимо:


  • увидеть личность в каждом ребенке;

  • раскрыть его индивидуальность;

  • дать возможность проявить ее в жизни.

С чего мы должны начать?

  • Знать меру здоровья каждого ребенка.

  • Провести психолого-педагогическую диагностику.

  • Определить дифференцированный подход к каждому ребёнку.

  • Выбрать программы и отработать педагогическую технологию.


У многих детей потенциал развития велик. Есть дети, которые не усваивают стандарт, а есть среди наших воспитанников и одаренные дети. Наша задача заметить собственную неповторимость каждого ребенка. Для этого на ведущее место выходит индивидуализация обучения, т.е. обучение по индивидуальным учебным планам учащихся. В развитии неповторимости ребенка обязательно должен выступать психолого-педагогический, медицинский и социальный мониторинг.

Поиск наиболее обязательных, эффективных форм в индивидуальной работе с детьми испытывает потребность в учителе, не только знающем свой предмет, способном организовать свою деятельность, но и умеющем грамотно управлять учебной деятельностью каждого ученика. Инновационные образовательные технологии требуют педагога нового типа, поэтому необходимо обеспечить качественную систему повышения квалификации всего педагогического состава. Для всестороннего развития личности необходимо дальнейшее укрепление и развитие материально-технической базы школы.

В 2010-2011 учебном году школа вступила в эксперимент по введению Федеральных государственных стандартов в начальной школе и с 2009-2010г.г.

в эксперимент по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики», в связи с этим назрела необходимость совершенствовать образовательный процесс, проанализировать состав изменений в образовательной системе и ресурсах, необходимых для введения ФГОС усовершенствовать методическую подготовку педагогических работников школы. Педагогический коллектив выявил потребность родителей обучать своих детей в школе, осуществляющий личностно ориентированный подход к обучению.

Реализация высказанных идей затруднительна в традиционной образовательной системе, поэтому необходима новая система, предполагающая индивидуальные образовательные маршруты.


Таким образом, возникает необходимость продолжения работы ОУ по вопросу профилизации школы,


^ 3. Характеристика социального заказа

Государство

воспитание граждан правового – демократического государства, патриотов России, обладающих высокой нравственностью, уважающих права и свободы личности;

формирование трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции; введение многопрофильного обучения;

организация учебного процесса с учётом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования - информатизация учебно - воспитательного процесса.




Родители

обеспечение подготовки для поступления в вузы, средние специальные заведения;

подготовка к жизни в условиях рынка труда;

развитие способностей детей;

сохранение и укрепление здоровья детей;




Учащиеся

возможность получения полноценных знаний, необходимых для профессионального самоопределения;

интересное и комфортное учение;

освоение современных информационных технологий;

возможность развивать свои интересы в процессе обучения.


Педагоги

достаточные условия для профессиональной компетенции и плодотворной работы с детьми.


^ 4. Концепция желаемого будущего состояния школы.


4.1.Наше видение миссии школы


Мы хотим построить школу равных возможностей с максимально благоприятными условиями для разностороннего развития и самообразования субъектов образовательного процесса. Создать модель профильного и профессионального обучения как системообразующего компонента общеобразовательной системе школы.


4.2. Стратегическими целями развития являются:


создание условий для осуществления осознанного профессионального выбора путём создания модели многопрофильного общеобразовательного учреждения;

изучение учащимися предметов гуманитарного, физико-математического, химико – биологического,технологического,информационно-технологического,спортивного направлений на профильном уровне;

  • предоставление равных возможностей при получении профильного и профессионального образования.

  • организация процессов мышления и познании.

  • доступность обучающих программ в каждом кабинете.

  • обучение наиболее общим приемам работы с информацией, для использования

в любой предметной области.

  • интеграция программ школьного курса, взаимное усиление информатики и информационных технологий и других школьных предметов по принципу: технология работы с информацией — из локальной сети и Internet




  • развитие самостоятельности в работе и творческой активности при работе с дополнительными источниками при подготовке к Единому Государственному экзамену.

  • соединение локальной сети через сервер и создание общей базы данных об учениках и базы учебного методического сопровождения образовательного и воспитательного процесса.



Необходимым условием осуществления этих целей является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и интеллектуального здоровья детей. Необходимо разработать и ввести в образовательное пространство школы комплексно – целевой проект введения ФГОс .

В результате реализации инновационной программы «Профи» будет усилена предпрофильная подготовка в 8 и 9 классах, открыты дополнительные профили, заключён договор о сотрудничестве с Камешкирским техникумом №27, вузами области, расширена собственная материально – техническая база для информационно – технологического, химико – биологического, физико – математического и гуманитарного профилей обучения.

При поступлении в 8 класс каждый школьник на основе личной мотивации должен выбрать профиль обучения. Воспитанник школы « Профи» получит возможность составить для себя индивидуальную образовательную траекторию.

Разработанная система внутришкольного управления позволит обеспечить школу на переходном периоде (этапе становления многопрофильного обучения):

целеполагающей информацией;

надлежащей организационной структурой;

ресурсами и условиями, необходимыми для нормального развития;

согласованностью действий всех субъектов образовательного процесса.


4.3. Приоритетные направления реализации инновационной программы развития «Профи-2»:

1 направление. Развитие профильного образования как системообразующего компонента образовательной системы школы.

В наше время профильное обучение актуально. Оно становится важным звеном в системе непрерывного образования человека. Наша школа первой в районе осуществила переход к профильному обучению в 2004-2005 учебном году. Сейчас мы предоставляем возможность учащимся осваивать программу по индивидуальным учебным планам. 10 - 11 классы – 4 профиля: физико-математический, гуманитарный, химико-биологический, информационно-технологический.

Наш опыт профильного обучения по ИУП обобщался на районной августовской конференции учителей «Профильное и профессиональное обучение как системообразующий компонент образовательной системы школы»

и на районном семинаре руководителей школ «Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения учащихся школы»

Мы надеемся, что в процессе профильного обучения учащиеся нашей школы выбрали и используют те ресурсы образовательного пространства, которые будут способствовать их дальнейшему профессиональному становлению.


Цель: создать образовательный фундамент, на котором учащиеся выстроят собственные знания и умения, формировать компетенции, осознавать и систематизировать внутренние и внешние ориентиры освоения окружающего мира.


Задачи:

  • довести знания и умения учащихся до практического применения;

  • помочь учащимся определить значимые для них знания, умения и компетенции, которые дадут им возможность максимального развития себя;

  • формировать критические умения и ключевые компетенции для жизни в глобальном мире.


Условия реализации профильного обучения:

  • обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.


Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождение ребёнка в учебно-воспитательном процессе

Чтобы правильно был сделан выбор ученика, в основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельностный подход, который:

  • способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и раскрытию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

  • пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика;

а также модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребёнка в учебно-воспитательном процессе. Педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе.

Виды работ по психолого-педагогической поддержке и сопровождению:

  • профилактика;

  • диагностика возможностей и способностей ребёнка;

  • помощь в преодолении препятствий в учёбе и в отношениях;

  • педагогическая поддержка в проблемных ситуациях;

  • индивидуальная и групповая работа;

  • формирование психолого-педагогической компетенции учащихся;

  • экспертиза учебных программ, проектов, пособий профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения;

  • защита прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности;

  • психологическая помощь семьям детей групп риска.

Содержание педагогической поддержки зависит от возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей, социального статуса. В начальной школе она направлена в основном на развитие общеучебных умений, в средних классах – на помощь в общении, в старшем школьном возрасте – на внутренний мир ребёнка, помощь в самопознании, самоанализе, самоопределении.

Педагогическая поддержка включает:

  • помощь учащимся в обретении уверенности в собственных силах;

  • подкрепление положительных качеств ребёнка;

  • поддержка стремления к самостоятельности, самовыдвижению;

  • помощь учащимся в преодолении препятствий, трудностей.



ОБРАЗОВАНИЕ






ВОСПИТАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

Педагогическая поддержка




2 направление. Информатизация школы.


Цель: расширить информатизацию учебно-воспитательного процесса школы.

Задачи:

  • Систематизировать и развить информационные ресурсу образовательного учреждения, в том числе сайта.

  • Усилить внедрение в управленческую деятельность, учебный процесс, социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

  • Продолжить развитие на базе школы ресурсного центра информационных технологий.

  • Использовать информационные технологии для подготовки учащихся к реальным условиям будущей профессиональной деятельности.

  • Формировать ИКТ – компетентности педагогических работников.


Реформа отечественной школы продолжается не одно десятилетие, но большинству педагогов и сегодня не до конца ясно, как новые информационные технологии могут влиять на результаты, к которым стремятся участники учебно-воспитательного процесса; на изменение способов взаимодействия между школьниками, учителями в ходе совместной учебной работы.

Информатизация образования – это не только установка компьютеров в школах, или подключение их к сети Интернет. Это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества.

Сегодня перед школой стоят следующие проблемы:

  • для образовательного процесса недостаточно современных компьютеров;

  • поставка компьютеров слабо увязана с формированием педагогической информационно-коммуникативной компетентности педагогов;

  • не все электронные учебные материалы оказываются высокого качества;

  • информатизация школы должна проводиться системно.

Сегодня необходимо проводить изменения традиционных способов обучения путем внедрения новых технологий.

Формированию готовности учащихся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях, повышению их образовательных результатов способствует внедрение в школе новых образовательных практик, позволяющих участникам образовательного процесса:

  • работать в команде, формируя навыки работы в коллективе;

  • изучать реальный мир, используя цифровые лаборатории и инструменты, моделируя различные процессы и ситуации. Проводить экспериментальную работу.

Информатизация системы образования должна проводиться по нескольким направлениям:

  • апробация современных учебно-методических материалов и образовательных технологий;

  • разработка регламентов работы школы в ИКТ насыщенной образовательной среде;

  • обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы;

  • повышение квалификации и методическая поддержка учителей;

  • Интернет-обучение школьников.

Необходимо определить перечень показателей, которые характеризуют состояние информатизации школы. Они могут быть следующими:

  • количество компьютеров, их техническое и программное обеспечение, сеть;

  • цифровые образовательные ресурсы;

  • учебно-методические комплексы;

  • компетентность педагогов в области использования информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе;

  • учебная работа учащихся;

  • педагогическая практика использования ИКТ;

  • методическая практика использования ИКТ;

  • организация учебного процесса.


Предлагаемое направление предназначено для расширения умений и навыков по образовательным областям знаний в МОУ СОШ села Лопатина. В соответствии с концепцией об универсальности обучения, возникла необходимость создания локальной сети в обучении универсальным и эффективным методам работы с информацией в любой области знания и технологии, в том числе и при изучении любого школьного предмета, а также при подготовке Единому Государственному экзамену. При этом компьютер рассматривается не как самоцель обучения, а лишь как средство усиления способностей человека к обработке информации, а также как партнер в процессе информационного обмена.

^ 3 направление. Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса.


Реализация двух, обозначенных выше направлений развития школы невозможна без принятия комплекса мер по сохранению и развитию здоровья обучающихся, воспитанников. Последние годы эта работа велась в рамках программы «Здоровье». Деятельность школы в области использования здоровьесберегающих технологий включает несколько составляющих:


^ 1.Развитие материально-технической базы школы, обеспечивающей сохранение и развитие здоровья обучающихся, воспитанников.


2. Мониторинг состояния здоровья обучающихся, воспитанников, проведение профилактической работы.


3. Обеспечение качества питания обучающихся, воспитанников.


4. Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических и противопожарных норм, норм охраны труда.


^ 4 направление. Совершенствование воспитательной работы

Система работы

МОУ СОШ села Лопатина в режиме профильного обучения


Центральная районная библиотека

Камешкирский

профессиональный

техникум

Музыкальная школа

Современная

гуманитарная

академия

Центральная районная библиотека



ФОК «Сокол»

ДЮСШ, ФОК


Пензенские ВУЗы







Районный краеведческий музей

Дом культуры



^ МНЭПУ, ЦЗН


РОВД, МРЭП


Дом детского творчества





Воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль в образовательном процессе, так как именно посредством его в сознании и поведении учащихся интериоризируются основные социальные, нравственные и культурные ценности. Главными направлениями воспитательной работы в школе являются:

- формирование духовно-богатой, нравственной личности;

- воспитание патриота и гражданина;

- развитие ученического самоуправления.

Работа по этим направлениям предполагает единство и преемственность всех осуществляемых в школе воспитательно-образовательных программ, их мобильность, направленность на все сферы жизни учащихся.

Реализация воспитательного влияния осуществляется с учетом следующих принципов:

- главная ценность и объект заботы учителя и воспитателя – ученик. Требовательность к ученику должна сочетаться с уважением его человеческого достоинства;

- воспитание и обучение – взаимосвязанные процессы;

- воспитание и обучение эффективны, если они целесообразны и нешаблонны;

- воспитательное средство не может быть ни хорошим, ни плохим, если оно используется вне целостной системы воспитательных влияний. Воспитание эффективно, если оно системно;

- воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под влиянием школы, поэтому воспитательное воздействие учителей должно быть ярким, запоминающимся.

^ Основные задачи воспитательной работы школы:

- формирование ценностных ориентаций;

- развитие личности, ее творческих начал;

- образование и привитие культуры;

- обучение взаимопониманию и общению.

Для содержания воспитательной работы должны быть характерны:

- построение воспитательного процесса на культурно-исторических традициях классического образования и российской школы;

- максимально возможная в условиях школы индивидуализация воспитательного процесса;

- развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, социума при гарантированности интеллектуального, психологического, физического и нравственного здоровья ребенка.

Школа может и должна стать одним из факторов гуманизации социальных отношений, формирования социально-положительных установок личности. Выпускник школы – человек образованный, нравственный, предприимчивый, который может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающий чувством ответственности за судьбу своей страны.

Школе необходимо проявить свое значение в деле сохранения и развития русского языка, формирования у молодежи российского самосознания и самоидентичности.


^ Содержание воспитательного процесса в школе.

Основная задача педагога – помочь ребенку в его развитии. Педагогическая деятельность должна быть направлена на развитие и совершенствование всех сущностных сфер ребенка.

Интеллектуальная сфера характеризуется видами и стилем мышления, качествами ума, познавательными процессами, мыслительными операциями, познавательными умениями, внепредметными и предметными знаниями, умениями и навыками.

Мотивационная сфера включает совокупность потребностей, мотивов и целей человека.

Развитие эмоциональной сферы предполагает формирование навыков управления своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами (гнев, беспокойство, обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость, страх, жалость, любовь и др.), пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

Волевая сфера характеризуется осознанной постановкой человеком цели, сверхзадачи. Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, способность преодолевать внешние и внутренние препятствия, а также мышечное и нервное напряжения, самообладание, инициатива. Для развития волевой сферы педагогу необходимо развивать у детей инициативу, уверенность в своих силах, настойчивость, умение преодолевать трудности в достижении намеченной цели, умение владеть собой; совершенствовать навыки самостоятельного поведения, знания, как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять.

Развитая сфера саморегуляции характеризуется свободой выбора целей и средств их достижения, осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью. Для развития и совершенствования сферы саморегуляции необходимо формировать у детей навыки анализа жизненных ситуаций, обучать детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формировать умение владеть своими потребностями.

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности, в общении. Необходимо развивать у детей качества, помогающие человеку реализовать себя и как существо общественное, и как неповторимую индивидуальность.

Развитие личности предполагает формирование в детях качеств, составляющих основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом, обеспечивающих его успешное участие в сложной системе социальных отношений. Основным регулятором этих отношений является нравственность ребенка, те моральные нормы, которые им интериоризированы и определяют его поведение в различных социальных ситуациях.

В социальной области молодой человек должен попробовать свои силы в роли лидера, оценить свою роль избирателя, понять смысл участия в представительских органах власти, понять роль законов и сформировать у себя готовность к их неуклонному исполнению.

Воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства и демократии требует развитого детского самоуправления, деятельности различных объединений по интересам, поддержки детских и молодежных неполитизированных объединений и организаций. Воспитание культуры демократических отношений – важная педагогическая задача. Ее суть – в развитии способности ребенка вступать в разнообразные связи на основе норм и ценностей, отражающих уровень развития общественных отношений. Ведущими направлениями педагогической работы, обеспечивающей решение этой задачи, являются:

– формирование политической грамотности, выражающейся в наличии у учащихся знаний истории различных политических учений, политологии и умении ориентироваться в системе политических взглядов и отношений;

– формирование конкурентоспособной личности, т.е. человека, владеющего определенным способом поведения в реализации своих притязаний на право занять значимое для него место в обществе. Характеристики конкурентоспособной личности: социальная грамотность, профессиональная мобильность, творческая активность. Основными направлениями педагогической работы по формированию конкурентоспособной личности являются формирование специальных социальных знаний (экономических, юридических, психологических) и социальное закаливание на основе включения учащихся в решение как реальных, так и имитируемых социальных проблем.

В экономической области учащиеся должны иметь возможность апробировать свои профессиональные возможности (профессиональные пробы) и различные роли в системе рыночных отношений (предприниматель, акционер, организатор, рядовой участник производства и т.п.)

Профессиональное самоопределение является частью социального становления личности. Важнейшим средством, способствующим профессиональному самоопределению школьников, является профессиональная ориентация, т.е. помощь учащимся в сознательном выборе профессии в соответствии с их способностями и интересами.


Нравственное воспитание подразумевает:

– работу по нравственному просвещению;

– актуализацию всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно-полезная деятельность, отношения между учащимися в классе, творческом коллективе, клубном объединении, отношения детей с родителями, отношения «педагог–ученик», «педагог–родители», повседневный стиль работы школы);

– включение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявлений личности воспитанников.

Задачи нравственного воспитания:

– обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

– вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного отношения к ним;

– формирование культуры общения и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;

– формирование нравственной позиции воспитанника во взаимодействии с людьми;

– обогащение опыта нравственного поведения воспитанников путем организации их практической деятельности, взаимоотношений в коллективе, отношений с педагогом и родителями;

– организация нравственного самовоспитания детей.

Актуальным направлением воспитательной работы является экологическое воспитание, формирующее отношение человека к природе. Цель экологического воспитания – формирование нравственного отношения к природе, основанного на глубоком понимании места человека в окружающем мире, восприятии среды обитания как важнейшей для его жизнедеятельности. Задачи экологического воспитания:

– формирование экологического мировоззрения;

– формирование экологической этики, опирающейся на соответствующую мотивацию в нравственном «поле» личности;

– воспитание экологической грамотности;

– формирование экологической культуры.

Важной задачей воспитательной работы является формирование здорового образа жизни (рациональное питание, условия быта, рациональная организация образовательного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам). Наряду с решением общих задач физического воспитания (формирование двигательных умений и навыков, развитие координационных способностей и основных физических качеств, укрепление здоровья воспитанников) необходимо формировать потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом. Высокая двигательная активность в школьном возрасте, физическая подготовленность и здоровье воспитанников формируют потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в последующие годы, сохраняя и укрепляя здоровье в течение всей жизни. Одним из важнейших условий дальнейшего повышения качества работы по физической культуре является создание современной спортивной материально-технической базы в школе.

Важно, чтобы у детей была возможность выразить себя в художественной деятельности (театр, рисование, пение, танец).

Большое место в жизни учащихся должна занимать игра, открывающая большие возможности для интеллектуального, чувственно-эмоционального, социального развития детей, становления у них механизма самовоспитания.


^ 5 направление. Совершенствование системы управления школой.

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Оптимальность системы управления школой достигается путём учета социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Первый уровень управления — уровень директора (по содержанию — это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с педагогическим советом стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях, несет персональную юридическую ответственность за организацию работы школы, создает благоприятные условия для её развития.

На втором уровне управления (по содержанию — это тоже уровень стратегического управления) функционируют как традиционные субъекты управления: педагогический совет, школьный родительский комитет.

Высшим коллективным органом управления школы является управляющий совет школы.

Третий уровень управления (по содержанию — это уровень тактического управления)— уровень заместителей директора, а также административного, научно-методического, малых педагогических советов и объединений педагогов.

Функции управления


Содержание деятельности


Информационно-анали­тическая


Формирование банка данных об успешном педагогическом опыте, исследованиях в области педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно-методиче­ских материалов по реализации Программы.

Мотивационно-целевая


Определение целей и задач деятельности коллектива, на­правленной на реализацию Программы.


Планово-прогностиче­ская


Стратегическое прогнозирование, планирование организации и содержания деятельности коллектива


Организационно-испол­нительская


Организация работы по реализации Программы развития, осуществле­ние повышения квалификации преподавателей


Контрольно-оценочная


Осуществление внутришкольного контроля и оценка результатов совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с Программой.


Регулятивно-коррекци-онная


Системная корректировка педаго­гического процесса в ходе реализации Программы.



Совместное участие педагогического коллектива школы, родителей и учащихся в целеобразовании является обязательным и достигается за счет участия каждого учителя, каждого общественного формирования, родительской и ученической общественности в перспективном планировании, анализе результатов реализации Программы.

Педагогический мониторинг и системная психолого-педагогическая диагностика должны обеспечить создание объективной картины «движения» школы к намеченной цели. Таким образом, основная организационная функция управления заключается в установлении связей и взаимоотношений между всеми элементами системы управления, которые обеспечивали бы достижение поставленных целей.


^ Данная программа предполагает инновационное развитие на всех ступенях образования:


В начальной школе учебный процесс должен быть нацелен на индивидуализацию развития ребенка. Процесс модернизации начальной школы должен быть тесно с введением комплексного проекта ФГОС НОО.

Начальный этап общего образования ставит в нашем образовательном учреждении следующие стратегические цели:

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;

  • развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;

  • сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;

  • создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

  • помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной,  технологической);

  • дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.


^ В основной школе модернизация должна привести к постановке образовательных задач как задач развития, что предполагает создание условий для позитивного освоения каждым ребенком базовых знаний и опыта жизнедеятельности, адекватного для данного возраста, современных ключевых компетенций. Школа должна отвечать интересам и потребностям подростка, предлагая ему культурные формы их реализации. Основой этих интересов и потребностей является ориентация подростка на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. Встает задача построения целостного уклада основной школы как эффективного комплекса условий развивающего образования.

Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы. Обучение старшеклассников должно быть построено в максимальной мере с возможностью учета юношами и девушками своих интересов и дальнейших, послешкольных жизненных планов. Должен существенно измениться опыт и культурный капитал, получаемый юношами и девушками. Он включает в себя выбор, овладение техниками организации деятельности, планирования и проектирования, взаимодействия и т.п. Профилизация старшей школы должна быть соотнесена с введением института единых экзаменов. Также крайне существенна связь планируемой профильности старшей школы с общей установкой на перспективу введения государственных стандартов профильного общего образования.

Личностно ориентированное образование в школе должно быть направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.


Система личностно ориентированного образования в профильной школе будет состоять из следующих подсистем:

^ Система личностно ориентированного образования

1.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка.

Психологическая служба

2.

Классно - урочные занятия

Программа образования

3.

Занятия по выбору учащихся, факультативы, НОУ, спецкурсы, профили.

4.

Самообразование

5.

Клубная (внеурочная) работа школы.

Программа воспитания

6.

Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление

7.

Трудовая деятельность учащихся.

Социальная служба

8.

Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребёнка.

^ МОДЕЛЬ РАБОТЫ ШКОЛЫ


Ступени образования

Начальная школа

(1-4 классы)

Основная школа

(5-9 классы)

Средняя (полная)школа

(10-11 классы)

^ Виды дифференциации

Уровневая

Внешняя Внутренняя

Уровневая

Внутренняя

Уровневая

Профильная



Индивидуализация

Индивидуальный подход

Основы выбора профильного образования – личностное самоопределение

Профильное обучение по индивидуальным учебным планам учащихся. Личностное и профессиональное самоопределение



^ Содержание образования

Предметы, обеспечивающие федеральный стандарт образования







Профильные предметы

Физико-математический – физика и математика

Гуманитарный – русский язык и литература

Химико-биологический – химия и биология

Информационно-технологический – информатика и математика

Предметы регионального компонента

Родиноведение География Пенз. обл.




Развитие речи

Основы предпринимательства




Историческое краеведение

Литературное краеведение

Экология Пензенской области




Школьный компонент







Математика

Русский язык

Биология

Основы выбора профиля обучения

Математика

Физика

Русский язык

Химия

Биология

Информатика




^ Индивидуальные и факультативные занятия










Курсы по выбору для 9 класса

Элективные курсы

Дополнительное образование

Центры реализации способностей детей (объединения дополнительного образования)



^

Модель личности ученика

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:


Я и окружающий мир




Готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения для осознанного выбора будущей профессии

  • .



Я и информация

Готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её. Использовать компьютерные технологии и ресурсы центра Интернет для повышения качества своей учебной деятельности.

Я и учебная деятельность




Готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, использованию различных методов познания.

Освоение выбранного профиля обучения на уровне, достаточном для успешного обучения в учреждениях высшего профессионального образования.

Я и человеческая культура




Осведомлённость обучающегося в особенностях общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах в жизни человека и человечества, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях.

Я и окружение


Готовность взаимодействовать с окружающим миром, работать в группе, владеть различными специальными ролями в коллективе.


Я гражданин, профессионал, семьянин

Владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Я и моё саморазвитие

Готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие.


  1   2   3




Похожие:

Протокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от iconПротокол № «Отдел образования Протокол № от г. Лопатинского района» от г
В лопатинской школе с 1994 года осуществляется профильное обучение по следующим направлениям
Протокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от iconО. Н. Балуева 200 г. Рассмотрена на заседании Совета школы протокол
Заместитель Главы Администрации Фировского района, руководитель отдела образования
Протокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от iconПротокол №7 от 31. 08. 2011 г. Утвержден: Заведующий мбдоу «црр д/с «Рябинка»
Начальник отдела образования и молодежной политики администрации Мариинко-Посадского района Чувашской республики
Протокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от iconПротокол №7 от 31. 08. 2011 г. Утвержден: Заведующий мбдоу «црр д/с «Рябинка»
Начальник отдела образования и молодежной политики администрации Мариинко-Посадского района Чувашской республики
Протокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от iconПротокол №5 заседания Управляющего совета по образованию Частинского района
Г. Н. Пастухова, консультант Отдела муниципального задания управления образования Н. Н. Селиванова, директор Частинской средней общеобразовательной...
Протокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от iconПрограмма по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки»
Программа утверждена на экспертном совете администрации отдела образования Новоорского района, протокол №2 от 24. 08. 2008 г
Протокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от iconПротокол №1 Кобяйского района протокол №1 приказ №89-а п/п /Саввинов А. И./ /Сергеева В. И
...
Протокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от iconДолжностная инструкция ведущего специалиста отдела образования по опеке и попечительству над несовершеннолетними отдела образования администрации Новоорского района
Ведущий специалист отдела образования по вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними отдела образования администрации...
Протокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от iconПротокол № от 2011 утверждено приказом отдела образования администрации Шпаковского муниципального района
Членом Совета может быть избрано лицо, достигшее совершеннолетия. Исключение составляют представители несовершеннолетних обучающихся...
Протокол № Отдела образования Протокол № от Лопатинского района: от iconПротокол №9 от «23» марта 2012года согласовано начальник Отдела образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга
Настоящие Правила приема обучающихся, воспитанников в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы