Подготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания) icon

Подготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания)



НазваниеПодготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания)
Дата конвертации23.02.2013
Размер445 b.
ТипДокументы
источник


Подготовка к ЕГЭ в 9 классе. Работа над частью А, В (тестовые задания)


Задание А1 – А7 выполняется на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1 – А7 обводятся ручкой.

  • Задание А1 – А7 выполняется на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1 – А7 обводятся ручкой.



Задание А1

  • Почему В.Песков считает, что сказка – это «сплав стихотворной литературы с фольклором»?

  • 1. Потому что П.Ершов смещает ударения в словах.

  • 2. Потому что П.Ершов использует прибаутки, деревенский говор.

  • 3. Потому что «Конька-Горбунка» изучают литературоведы.

  • 4. Потому что фольклор может иметь стихотворную форму.



Комментарий

  • Внимательно прочитайте предложенные варианты ответов. Теперь обратимся к тексту и порассуждаем.

  • Вариант 1 неверный, потому что смещение ударения в словах не является главной особенностью сказки.

  • Вариант 2 верный. Это нам подсказывает предложение 12: «…сказка походила на пушкинского «Салтана», но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором, прибаутками, озорными словечками».

  • Вариант 3 неверный. В ответе говорится о литературоведах, изучающих «Конька-Горбунка», а в тексте они упоминаются как изучающие другие «писания» Ершова.

  • Вариант 4 неверный. В ответе утверждается, что фольклор тоже может иметь стихотворную основу, но ведь в тексте говорится не о фольклоре, а о литературной сказке Ершова, которая была написана с опорой на фольклор.



Задание А2

  • В каком предложении текста говорится о воздействии сказки на читателя?

  • 1) 8; 2) 9; 3) 10; 4) 14



Комментарий

  • Вариант 1 неверный. Здесь говорится о том, кто «населяет» сказку, и о том, что в ней всегда торжествует справедливость.

  • Вариант 2 неверный. Для анализа предлагается предложение, в котором говорится о «всякой живности» в сказке. Ни о каком воздействии на читателя в этих предложениях не говорится.

  • Вариант 3 верный. В предложении действительно говорится о воздействии сказки на читателя: она «забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться».

  • Вариант 4 неверный. В нем говорится о других произведениях П.Ершова, а вопрос адресует нас именно к сказке «Конек-Горбунок».



Задание А3

  • В каком из высказываний содержится ответ на вопрос «Почему П.Ершов смещает ударения в словах?»

  • 1) П.Ершов не знал правильного ударения.

  • 2) Такая постановка ударения была правильной в XIX веке, когда жил П.Ершов.

  • 3) П.Ершов хотел обратить внимание читателя на возможные ошибки.

  • 4) Это было необходимо для сохранения рифмы и ритма стиха.



Комментарий

  • Вариант 1 неверный. Как сказано в тексте, Петр Ершов был отправлен учиться в университет, да и учился прилежно. Поэтому нет оснований говорить о том, что студент «не знал правильного ударения».

  • Вариант 2 неверный. Нам предлагается для размышлений сообщение о том, что постановка ударения все таки была правильной, но правильной для XIX века. Конечно, такое явление в русском языке случается, однако в тексте смещение ударения объяснено иначе: «в угоду ритму и рифме», кроме того, «это никого не смущало».

  • Вариант 3 неверный. Вызывает улыбку предположение, что Ершов неправильными ударениями боролся за чистоту русского языка.

  • Вариант 4 верный. Мнение о роли неправильного ударения в сказке совпадает и с мнением В.Пескова, и с нашим мнением.



Задание А4

  • В каком значении употреблено слово легкими в предложении 7?

  • 1) незначительный по весу

  • 2) достигаемый без большого труда

  • 3) малозаметный, едва слышимый

  • 4) незатруднительный для восприятия



Комментарий

  • Это задание по лексике. Мы должны определить лексическое значение слова. В этом нам поможет контекст. Перечитайте еще раз предложение 7 и подумайте над вариантами ответа. Нам нужно найти такое существительное, которое относится к этому прилагательному. Из всего предложения нам нужно выбрать словосочетание: стихами легкими. Найти существительное, которое будет характеризоваться прилагательным, очень важно. Поэтому мысленно подставьте существительное стихи ко всем вариантам значений, которые предлагаются в ответах, и вы увидите, какой из них подходит для вашего контекста.



Вариант 1 неверный. В нем говорится о качестве предметов, которые могут иметь физический вес. Стихи такового не имеют, поэтому этот вариант исключается.

  • Вариант 1 неверный. В нем говорится о качестве предметов, которые могут иметь физический вес. Стихи такового не имеют, поэтому этот вариант исключается.

  • Вариант 2 неверный. Предлагаемое значение к существительному стихи не подходит, так как в предложении говорится не о труде писателя, а о восприятии читателя.

  • Вариант 3 неверный. Он отражает звуковую характеристику, а в тексте не говорится о восприятии сказки во время чтения.

  • Вариант 4 верный. Он отражает восприятие читателем произведения в целом.



Задание А5

  • В каком предложении содержится обоснование автора о том, что сказка П.Ершова о придуманной жизни похожа на саму жизнь?

  • 1) 8; 2) 10; 3) 11; 4) 12



Комментарий

  • Вариант 1 верный. Предложение 8 является ответом на поставленный вопрос: сказка Ершова похожа на саму жизнь, потому что в ней все есть – хорошее и плохое, мудрость и глупость, красота природы…

  • Вариант 2 неверный. В предложении говорится о том, что автор с помощью «населения сказки» «забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться» читателя. Но это не подтверждает тезис о том, что сказка похожа на саму жизнь.

  • Вариант 3 неверный. В предложении сообщается о том, что сказка полюбилась всем сразу и стала популярной. Здесь также нет обоснования заявленного тезиса.

  • Вариант 4 неверный. В предложении говорится о языковой манере писателя: «…был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором…».



Задание А6

  • О каком свойстве натуры П.Ершова свидетельствует информация, заключенная в предложениях 4 – 7?

  • 1) эгоизме

  • 2) целеустремленности

  • 3) независимости

  • 4) расчетливости



Комментарий

  • Внимательно перечитайте названные предложения. Вы сможете без труда отказаться от вариантов 1, 3 и 4, так как писатель отказывался от студенческих шалостей и пирушек не потому, что пренебрегал общественными интересами и думал исключительно о славе или о личном обогащении. Ему было жаль времени, потраченного впустую. Он был человеком целеустремленным, это и позволило ему хорошо учиться и «явить миру сказку».



Задание А7

  • Укажите предложение, в котором содержится метафора.

  • 1) Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером.

  • 2) Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность ее была такой, что «Конька-Горбунка» стали переписывать друг у друга.

  • 3) Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана», но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором, прибаутками, озорными словечками.

  • 4) Пётр Ершов и кроме «Конька» кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам.



Комментарий

  • Прежде всего необходимо вспомнить, что такое метафора.

  • Метафора – это употребление слова (чаще всего существительного или глагола) в переносном значении на основе сходства предметов или явлений. Такое слово есть в варианте 3: сплав литературы с фольклором. В прямом значении слово сплав обозначает вещество, получаемое из нескольких металлов при плавлении.



Задания В1 – В14 выполняются также на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 – В14 записываются словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).

  • Задания В1 – В14 выполняются также на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 – В14 записываются словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).



Задание В1

  • Найдите в предложении 8 синоним к слову хитрый. Напишите этот синоним.



Комментарий

  • Прилагательное хитрый имеет несколько значений, среди которых такое: «скрывающий свои истинные намерения» (словарь Ожегова). В этом значении и предстает слово лукавый. Окружение у царя лукавое – значит, изворотливое, прячущее за лестью свои настоящие намерения и имеющее скрытый умысел.



Задание В2

  • Из предложений 8 – 10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.



Комментарий

  • Вспомним: непроизносимая согласная – это такая согласная, которая в потоке речи не звучит, но остается на письме (известныйвести). Вас просят найти подобное слово в нескольких предложениях. Оно есть в предложении 8: честному. Проверим его на соответствие: честномучесть.



Задание В3

  • Из предложений 1 – 6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».



Комментарий

  • Как вы помните: в русском языке существует 3 типа приставок: 1 – те, которые пишутся всегда одинаково; 2 – приставки на –З и –С; 3 – приставки пре- и при-.

  • Приступая к этому заданию следует помнить, что:

  • 1) в словах здесь, здоровье, здание, ни зги (не видно) всегда пишется буква З, так как она является в этих словах частью корня;

  • 2) приставка С- относится к тем приставкам, которые всегда пишутся одинаково, т.е. последующая буква не играет орфографической роли;

  • 3) в словах приставки на –З и –С могут стоять и после другой приставки (например, небезопасный).

  • Нужное нам слово находится в предложении 1 – произрастает.



Задание В4

  • Из предложений 1 – 7 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».



Комментарий

  • Сначала нужно найти наречия, т.е. те слова, которые обозначают признак действия или другого признака и отвечают на вопрос как?

  • Таких слов несколько: много, явственно, прилежно.

  • Слово много отбросим сразу, т.к. в нем нет искомых букв.

  • В слове прилежно пишется одна Н, так же, как и в исходном прилагательном. Но оно не может быть выбрано для ответа, потому что в задании просят найти слово с –НН-.

  • Остается слово явственно. Проверим: исходное прилагательное – явственный, в нем пишется суффикс –ЕНН-, следовательно, наречие, образованное от него, - явственно.



Задание В5

  • В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

  • И в девятнадцать лет явил миру сказку, (1) написанную стихами легкими, (2) как дыханье, (3) занятными, (4) интересными и взрослому, (5) и ребенку, (6) сказку о придуманной жизни, (7) но похожую и на саму жизнь.



Комментарий

  • Для того, чтобы правильно выполнить это задание, надо вспомнить

  • а) что такое обособленное определение и

  • б) что такое причастный оборот.

  • Обособляться могут не только причастные обороты (причастия с зависимыми словами), но и определения, выраженные прилагательными (с зависимыми словами или без них).



Рассмотрим предложение.

  • Рассмотрим предложение.

  • Запятая, обозначенная цифрой 1, «открывает» причастный оборот. Следующая наша задача – найти его конец. Попробуем представить подчинение слов в предложении относительно главного слова – причастия написанную.

  • написанную

  • стихами

  • легкими занятными интересными

  • взрослому ребенку



Вывод: таким образом, причастный оборот, начатый словом написанную, заканчивается словом ребенку. Верный ответ: 1,6

  • Вывод: таким образом, причастный оборот, начатый словом написанную, заканчивается словом ребенку. Верный ответ: 1,6



Задание 6

  • В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложносочиненного предложения.

  • Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана», (1) но был тут вольный, (2) игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором, (3) прибаутками, (4) озорными словечками.



Комментарий

  • Вспомните, что такое сложносочиненное предложение и чем оно отличается от других сложных предложений. Сложносочиненное предложение – это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами.

  • Найдите грамматические основы предложения. Их две: сказка походила и сплав был. Соединены эти две части сочинительным противительным союзом но, поэтому номер, обозначающий запятую между частями сложносочиненного предложения (1) нужно записать в ответ.



Все остальные запятые связаны с однородными членами предложения и не относятся к заданному вопросу.

  • Все остальные запятые связаны с однородными членами предложения и не относятся к заданному вопросу.

  • Итак, верный ответ – запятая 1.



Задание В7

  • В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частыми сложноподчиненного предложения.

  • Все население сказки вертится вокруг того, (1) что придумано сочинителем, (2) – забавляет, (3) учит, (4) заставляет смеяться, (5) тревожиться, (6) радоваться.



Комментарий

  • Вспомните, что такое сложноподчиненное предложение. В сложноподчиненном предложении простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами.

  • Итак, главное, что «выдает» сложноподчиненные предложения, это союзы или союзные слова. Из элементарного разбора видно, что два предложения находятся в подчинительных (неравноправных) отношениях и связывает их союзное слово что.



(чего?)

  • (чего?)

  • Все население сказки вертится вокруг того,

  • что придумано сочинителем.

  • Верный ответ: 1, 2



Задание 8

  • Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание (-я), построенное (-ые) на основе подчинительной связи примыкание.



Комментарий

  • Для выполнения этого задания нужно вспомнить, что называется примыканием. Примыкание – это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемым и связано с главным только по смыслу.

  • Самым популярным в примыкании является словосочетание, построенное по модели глагол + наречие.

  • Однако стоит вспомнить, что неизменяемыми бывают не только наречия.



При этом не нужно забывать, что подлежащее и сказуемое не могут быть словосочетанием.

  • При этом не нужно забывать, что подлежащее и сказуемое не могут быть словосочетанием.

  • Например, в первом предложении велик риск назвать примыканием сочетание много произрастает. Однако при внимательном рассмотрении можно увидеть, что наречие много выступает в роли подлежащего.

  • Верный ответ: явственно видим



Задание 9

  • Из предложений 11 – 14 (как простых, так и сложных) выпишите составное глагольное сказуемое.



Комментарий

  • Существует три вида сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Ваше задание найти составное глагольное сказуемое. Значит, вы должны искать такое, которое состоит из вспомогательной и основной части, где основное лексическое значение сказуемого заключено в инфинитиве (неопределенной форме).

  • Найдите грамматические основы предложений и проанализируйте каждое сказуемое.

  • Верный ответ: стали переписывать



Задание В10

  • Среди предложений 7 – 11 найдите предложение со вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.



Комментарий

  • Вставная конструкция – это разновидность вводных единиц, которая содержит добавочное замечание или пояснение. Вставная конструкция обычно выделяется скобками, реже – тире. Поэтому особого труда не составит найти такое предложение.

  • Вот оно:

  • Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окружение, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зеленые долы, три брата, из которых младшему – дураку (а точнее, доброму, честному простаку) – всё хорошее по справедливости достается.



Задание В11

  • Среди предложений 8 – 11 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.



Комментарий

  • Суть данного вопроса заключается в том, как опознать обособленные и необособленные определения.

  • Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны: цвету, форме, размеру и т.д.

  • Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон.

  • В задании не сказано какие определения – согласованные или несогласованные – нужно рассматривать. Поэтому рассматривайте все варианты.



Обособленные однородные определения есть в предложении 8.

  • Обособленные однородные определения есть в предложении 8.

  • Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окружение, краса-девица, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зеленые долы, три брата, из которых младшему – дураку (а точнее, доброму, честному простаку) – всё хорошее по справедливости достанется.



Задание В12

  • Укажите количество грамматических основ в предложении 8.



Комментарий

  • Еще раз внимательно прочитайте предложение и выделите грамматические основы.

  • Здесь их 2: в главном предложении – всё есть, в придаточном предложении – всё хорошее достается.



Задание В13

  • Среди предложений 10 – 13 найдите сложное предложение, части которого, помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.



Комментарий

  • Союзная связь в сложном предложении предполагает наличие сочинительных союзов между простыми предложениями.

  • Бессоюзная связь не предполагает никаких союзов, смысловые части такого предложения определяются интонацией (в устной речи) или знаками препинания (на письме).



Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении весьма разнообразны (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие), нередко именно они являются подсказкой при выборе ответа.

  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении весьма разнообразны (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие), нередко именно они являются подсказкой при выборе ответа.



В предложении 10 есть только союзная (подчинительная) связь.

  • В предложении 10 есть только союзная (подчинительная) связь.

  • В предложениях 12-13 – союзная (сочинительная) связь.

  • В предложении 11 и союзная (подчинительная), и бессоюзная связь.

  • Верный ответ: предложение 11.



Задание В14

  • Среди предложений 7 – 11 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.



Комментарий

  • Придаточные времени в сложноподчиненных предложениях отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

  • Но мало ориентироваться на союзы. Нужно научиться верно ставить вопрос к придаточному предложению.



Предложения 7 и 9 простые.

  • Предложения 7 и 9 простые.

  • Предложение 8 – сложноподчиненное, но с придаточным определительным (три братакаких? ).

  • В предложении 10 используется придаточное изъяснительное (население сказки вертится вокруг тогочего? ).



В предложении 11 есть придаточное времени:

  • В предложении 11 есть придаточное времени:

  • сказка полюбиласькогда?как только была напечатана.






Похожие:

Подготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания) iconДокументи
1. /тестовые задания по подготовке к ЕГЭ к разделу ЧТЕНИЕ/подготовка к ЕГЭ по ЧТЕНИЮ.docx
Подготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания) iconДонецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №80 Тестовые задания для тематического оценивания в 9 классе Лазаренко Н. А., учитель биологии Донецк, 2010 Пояснительная записка
Тестовые задания для тематического оценивания в 9 классе подготовлены на основе Программы для общеобразовательных учебных заведений...
Подготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания) iconДокументи
1. /физика/Административная контрольная работа по теме Фотоэффект 11 класс 20 марта.docx
Подготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания) icon«Культура XVIII века»
России. Естественные и гуманитарные науки. Система образования. Структура урока: Организационный момент. Вступительное слово учителя....
Подготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания) iconКонтрольная работа №2 часть а. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на установление соответствия
А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на установление соответствия
Подготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания) icon«Подготовка учащихся к тестовым заданиям в формате егэ» Номинация «Учебно-дидактические материалы для подготовки к егэ по русскому языку»
Каким бы лёгким не было задание егэ по русскому языку, всегда найдутся выпускники, испытывающие трудности при его выполнении. Задания...
Подготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания) iconДокументи
1. /ЕГЭ 2010. Математика. Типовые тестовые задания.djvu
Подготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания) iconПодготовка к егэ в 10 классе по русскому языку
Если вы, или ваш ребенок в десятом классе, то на многие вопросы связанные с егэ вы уже ответили. А если не ответили, то давно пора...
Подготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания) iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна». Тип урока по форме : урок развития речи
Работа над обогащением синтаксического строя речи учащихся, предупреждение ошибок
Подготовка к егэ в 9 классе. Работа над частью А, в (тестовые задания) iconДокументи
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы