1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях icon

1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях



Название1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях
Дата конвертации23.02.2013
Размер91.7 Kb.
ТипДокументы
источник

С 1 сентября 2010 года в целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и повышения доступности качественного образования школа принимала участие в экспериментальной деятельности по введению в образовательный процесс федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС) второго поколения на начальной ступени обучения.

Задачи:

1.Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях.

2.Развитие теоретических представлений учителей начальных классов о сущности, назначении, роли и функциях федерального образовательного стандарта начального образования.

3.Подготовка учителей начальной школы к осуществлению выбора технологий, методов и приёмов педагогической деятельности, направленных на формирование у обучающихся новых образовательных компетенций.

На начальном этапе всеми членами коллектива был изучен проект,а затем сам Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, все нормативно-правовые документы. Был создан алгоритм, который определил последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени обучения, а также их цели и ожидаемые результаты.

В течение 2010 — 2011гг. были проведены педагогические советы, семинары, заседания методических объединений, где шёл конструктивный разговор, обмен мнениями, проводился анализ школьных учебников государственного образовательного стандарта второго поколения (сравнительный анализ действующего и нового ФГОС). Особое внимание уделялось вопросу о том, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. С этой целью учебная программа сравнивалась с примерной основной образовательной программой начального образования второго поколения.

Отдельно обсуждался выбор о необходимых изменениях в технологиях обучения и воспитания. Требования нового ФГОС ориентируют на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим воз­растные особенности и потребности учащихся младшего возраста: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения. При обучении рекомендуется использование различных развивающих технологий.

Учителя начальных классов Симонова Н.В., Конникова Н.Ф. с сентября 2010 года образовательный процесс в 1-х классах осуществляли на основе Деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, способствующего формированию у обучающихся новых образовательных компетенций. В работе использовали учебно-методический комплекс «Школа России».

В 2010 году внесены изменения в соответствии с новым ФГОС в основную образовательную программу начального общего образования; сформирован учебный план начальной школы.

За основу формирования учебного плана на первой ступени обучения, исходя из условий, потребностей и возможностей, имеющихся у школы, был выбран 1 вариант Базисного учебного плана. Сравнивая имеющийся учебный план и выбранный вариант БУПа, были определены изменения: в предметной области искусство 1 час выделялся на изучение музыки; в предметную область технология на художественный труд, включающий в себя изучение изобразительного искусства отведено 2 часа. Добавилось 10 часов внеурочной деятельности.

Для успешной реализации учебного плана 1- классов учителями начальных классов разработаны программы занятий внеурочной деятельности обучающихся: «Я и моё здоровье», «Хочу быть успешным», «Азбука нравственности», «Занимательная математика», «Любимое чтение», индивидуальное занятие «Умники и умницы», вокальные занятия «Веснушки», театральные - «Арлекино», спортивный час. Данные занятия были направлены на развитие творческих, индивидуальных способностей обучающихся, увеличение их двигательной активности.

Ежедневно после уроков и динамической паузы проводилось по два занятия. Посещаемость данных занятий обучающимися в течение года снижалась большей частью из-за утомляемости детей, так как полноценного отдыха между учебной и внеучебной деятельностью не было. В школе отсутствует комната психологической разгрузки, нет игровой комнаты. Всё это создавало определённые трудности в работе.

Несмотря на это, многие ребята регулярно посещали занятия и на различных мероприятиях (праздниках, родительских собраниях, классных часах) показывали приобретённые умения (выступление театральной группы «Арлекино» со сценкой на новогоднем вечере и родительском собрании; выступление вокальной группы «Веснушки» на празднике, посвящённом Дню учителя и 8 марта).

Важной задачей в течение учебного года являлось усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание было уделено созданию условий для полноценного включения обучающихся в образовательное пространство и их успешной социализации.

Во время введения ФГОС было организовано психолого-педагогическое сопровождение. Педагогом-психологом в течение года проводился специальный курс «Хочу быть успешным». Целью данного курса является:

формирование у обучающихся 1-х классов характеристик психологически здоровой личности,

помощь детям в исследовании своих особенностей,

обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;

развитие устойчивости, концентрации, переключаемости, распределения, произвольности внимания;

воспитание позитивного отношения к себе и окружающим.

Через игровые роли и сказочные образы, которые использовались на занятиях данного курса, дети получали возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. В результате к концу первого года обучения первоклассники привыкли адекватно анализировать свои пробемы.

На данном курсе педагогом-психологом проведён ряд необходимых диагностик:

Изучение социально-психологической адаптации (приспособления) ребёнка к школе.

Результаты данной диагностики позволили сделать вывод, что всех обучающихся 1-х классов можно разделить на две группы: к первой группе относятся дети (85,5%), которые правильно, безошибочно выполняют школьные задания, работают на уроке легко, свободно; в школу идут с хорошим настроением, у них много друзей и знакомых. Ко второй группе (это 14,5%) относятся ученики, которые делают небольшие помарки, единичные ошибки, связанные с пропусками букв, выполняют школьные задания без особых затруднений, но иногда проявляют упрямство, они малоинициативны, сфера общения несколько ограничена, общаются только с несколькими ребятами. Дети, которые плохо усваивают программный материал по всем предметам, отказываются работать, плачут, кричат, имеют трудности в общении, в первых классах выявлены не были. Из диагностики видно, что большинство обучающихся первых классов успешно приспособились к школе.

Оценка школьной мотивации.

Диагностика показала, что у 29% обучающихся 1-х классов есть познавательный мотив (желание узнавать новое), ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны; 45% обучающихся успешно справляются с учебной деятельностью; 15,5% - положительно относятся к школе, но она привлекает их только внеучебной деятельностью. Эти дети ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем, учебный процесс их мало привлекает. 10,5% обучающихся посещают школу неохотно. На уроках занимаются посторонними делами, испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Как видно, у большинства обучающихся присутствует желание хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с лучшей стороны. Следовательно, эти дети будут успешны в учёбе.

Социометрия «Два домика»

Было выявлено, что в 1-х классах 13% обучающихся — это лидеры. Их любят, уважают, на них хотят быть похожими; 64% обучающихся также пользуются поддержкой, уважением со стороны одноклассников, но иногда общение носит отрицательный характер. Есть в классе дети (23%), которых не любят, не замечают, не хотят с ними общаться. Поэтому первые классы нуждаются в развитии ученического коллектива. Для этого необходимо проводить специальные групповые упражнения («Дракон», «Циферблат», «Путаница» и др.)

Изучена непроизвольная зрительная память.

Диагностика показала, что очень высокий объём зрительного запоминания показали 2% обучающихся 1-х классов; высокий объём — 15% обучающихся; средний объём — 49%, низкий — 27%, очень низкий — 7%. Таким образом, непроизвольная зрительная память 1-ков требует коррекции. Необходимо организовать работу детей по непроизвольной зрительной памяти.

Концентрация внимания

Результаты изучения концентрации внимания показали, что высокий уровень сосредоточения внимания у 9% обучающихся, средний — у 48%, низкий — у 43%. отсюда следует вывод, что у первоклассников слабо организовано внимание, оно имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво.

Наглядно-действенное мышление.

Очень высокий уровень сформированности обобщения показали 40% обучающихся 1-х классов, высокий — 28%, средний — 13%, низкий — 7%, очень низкий — 12%. У нынешних первоклассников слабо развито умение обобщать и классифицировать.

Практически-действенное мышление

Практически-действенное мышление связано со зрительно-моторной координацией, например, начертить прямую линию, написать печатную букву, умением владеть своим телом, совершать точные движения. Всё это очень хорошо развито у 89% первоклассников, высоко — у 11% учеников.

В конце учебного года (май) в 1-х классах была проведена выходная диагностика, предложенная институтом развития образования г. Благовещенска. Цель данной диагностики: определить, как развиты у обучающихся личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.

При проверке личностных УУД была поставлена цель: работа с информацией: извлечение, осмысление, переработка.

При выполнении задания «Лесенка уроков» проверялась способность детей к самопознанию, самоанализу. Учащиеся должны были выбрать любимые и нелюбимые предметы.

В 1 А, Б классах среди любимых предметов первое место занимает урок физкультуры. Многие дети как любимый предмет выбрали изобразительное искусство, литературное чтение, математику. Среди нелюбимых предметов оказались уроки музыки и русского языка.

При выполнении заданий «Разбитая чашка» и «Оцени поступок» у учащихся проверялось умение оценивать ситуации и поступки людей. С заданием справились все ребята. Каждый проанализировал ситуации, оценил их и выразил свое мнение.

При проверке регулятивных УУД была поставлена цель: проверить организационно-планируемые умения (составление плана, его реализация и контроль действий).

Целью задания «Полянки» являлась проверка умения выдвигать и проверять свою версию. С заданием в 1А классе справились 18 человек (86%), не справились 3 человека (14%); в 1 Б классе справилось 17 чел. (81%), не справились — 4 у обч-ся (19%). Можно сделать вывод, что основное количество учащихся класса умеют выдвигать и проверять свою версию.

Задания «Схемы задач» и «Числовая прямая» проверяли умение составлять, реализовывать план и контролировать свои действия. С заданием справились в 1А кл -17 человек (80%), в 1 Б классе — 21 (100%), не справились в 1 А классе 4 человека (20%). Результаты этого задания показали, что дети неплохо умеют анализировать верно и неверно выполненные задания, составлять, реализовывать план и контролировать свои действия.

Задание «Братья и сестры» проверяло умение работать по предложенному плану. Оно состояло из 7 пунктов. В целом с заданием справились, хотя не у всех детей ответы были правильными во всех пунктах. Можно сделать вывод, что работать по предложенному плану дети умеют.

Задание «Рукавички» проверяло умение обсуждать свои действия. Дети работали в паре. Из 10 пар 7 пар справились с заданием и 3 пары не справились. Эти результаты показали, что основная масса детей умеет обсуждать свои действия.

При проверке коммуникативных УУД проверялось умение устанавливать контакт, высказывать свою позицию и соотносить ее с позицией партнера, договариваться, отстаивать свои позиции, руководить действиями партнера.

Задание «Рукавички» выявляло умение у учащихся формулировать свою мысль в устной речи и предлагать взаимодействия. С заданием справились 7 пар из 10 , что составило 70%, не справились с заданием 3 пары (30%). По данным результатам можно сделать вывод, что дети умеют взаимодействовать в ходе коммуникации, договариваться, вступать в беседу, задавать вопросы.

При проверке познавательных УУД проверялось умение детей работать с информацией.

Задания «Решение задач», «Полянки», «Дорога в школу» позволили проверить умение находить ответы на вопросы, используя содержание задания, учебник, свой опыт, информацию урока. В среднем с заданиями справились в 1 А классе - 62% обучающихся, в 1 Б классе — 65%. Большая часть первоклассников умеет работать с информацией, находить ответы на свои вопросы.

Задание «Братья и сестры» имело своей целью проверить умение сравнивать и группировать предметы. Полностью выполнили все 7 пунктов задания в 1 А классе - 5 человек, в 1 Б классе — 4 (19%), выполнили работу на 50%-70% - 12 человек в 1 А классе, 13 человек (62%) в 1 Б; 3 человека в 1 А и три в 1Б классах выполнили только 1 пункт задания. Результаты данного задания показали, что не все дети умеют сравнивать и группировать предметы.

Задания «Схемы задач» и «Числовая прямая» выявили умения выбирать последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие. С заданием справились 17 человек в 1 А классе (80%) и 16 человек(76%) 1Б классе, не справились с заданием в 1А классе 4 человека (20%); в 1 Б классе — 24%. в целом, дети хорошо справились с заданием и показали высокий уровень умения выбирать последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие.

Внедрение ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.




Похожие:

1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях iconЗадачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению фгос
Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер...
1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях iconЗадачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению фгос
Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер...
1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях iconЗадачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению фгос
Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер...
1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях iconЗадачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению фгос ноо
Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер...
1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях iconЗадачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению фгос ноо
Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер...
1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях iconАнкета для самооценки готовности учителя при переходе на преподавание по новой технологии
Администрация школы проводит опрос педагогов начальной школы с целью выявления готовности к работе по технологии «Безотметочное обучение...
1. Формирование мотивационной готовности учителя начальной школы к педагогической деятельности в новых условиях iconМодель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых фгос общего образования с кейсом проектов локальных актов оу (на примере одного образовательного учреждения; начальная ступень) Содержание
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы