Памятка Конспект и правила его составления icon

Памятка Конспект и правила его составления



НазваниеПамятка Конспект и правила его составления
Дата конвертации13.09.2012
Размер62.34 Kb.
ТипПамятка
источник

Памятка


Конспект и правила его составления


Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.


Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

- передача основных мыслей текста «своими словами»;

- смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

  1. проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

  2. выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

  3. записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

- текстуальный

- плановый

- свободный

- тематический.

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 


^ Как составлять конспект:

  1. Определите цель составления конспекта.

  2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.

  3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

  4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

  5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

  6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.

  7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.

  8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

  9. Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").

  10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Оформление конспекта:

  1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

  2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

  3. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

  4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

Основные ошибки при составлении конспекта:


  1. Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.

  2. Конспект не связан с планом.

  3. Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста.

  4. При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.




  • Цитата должна совпадать с текстом произведения.

  • Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.

  • Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.

  • Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:
    - "Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь", - говорит князь Андрей Пьеру.
    - Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни "только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь
    ".
    В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы.

  • Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.

  • После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например:
    Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: "…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…"

  • Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (^ Пушкин пишет, что он любит Петра творенье).

Стихотворный текст можно цитировать двумя способами:

 A.  Соблюдая графический облик строфы, например:
"^ Чудная картина…" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна


      В этом случае текст приводится без кавычек.

           Б.  Одну-две строки можно цитировать "в строчку", например:
"Чудная картина" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: "Чудная картина, // Как ты мне родна…"

      В этом случае необходимы кавычки.

Если речь в работе идет об одном авторе или одном поэтическом произведении, после цитаты имя автора и название стихотворения не указывается. Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после нее, например:
^ А. Фет пишет:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…


Если цитируются произведения разных поэтов, в скобках после цитаты следует поставить имя автора, например:
^ В обоих стихотворениях нарисован зимний пейзаж:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…(А. Фет)


Мчатся тучи,
вьются тучи;


Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна… (Пушкин А.С.)


Те же правила оформления действуют, если речь идет о различных стихотворениях одного автора. Названия стихов приводятся под цитатой в скобках и в кавычках, например:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…


("Зимнее утро")

Мчатся тучи,
вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…


("Бесы")


      Эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек. Фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка после них не ставится.




Похожие:

Памятка Конспект и правила его составления iconПравила общения в чатах Правила составления электронного письма Правила поведение в интернете Задание 9 Заполнить анкету
Правила составления электронного письма
Памятка Конспект и правила его составления iconКонспект урока тема: Основы аранжировки. Технология составления цветочной композиции. Цели урока
Ознакомить с технологией и правилами составления цветочной композиции, научить подбирать инструменты и материал для работы
Памятка Конспект и правила его составления iconТ е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокол
Доставление, т е принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении...
Памятка Конспект и правила его составления iconПамятка составления плана воспитательной работы в классе

Памятка Конспект и правила его составления iconI. Состав сводной росписи, порядок ее составления и утверждения
Настоящий Порядок определяет правила составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета (далее сводная роспись), бюджетных...
Памятка Конспект и правила его составления iconПамятка родителям первоклассников
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное...
Памятка Конспект и правила его составления iconПамятка родителям первоклассников
Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное...
Памятка Конспект и правила его составления iconПамятка родителям первоклассников
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное...
Памятка Конспект и правила его составления iconПамятка родителям первоклассников
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное...
Памятка Конспект и правила его составления iconПамятка родителям первоклассников
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы