Приказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения icon

Приказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения



НазваниеПриказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения
Дата конвертации12.10.2012
Размер278.5 Kb.
ТипПриказ
источник


Российская Федерация

Иркутская область

ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН

АДМИНИСТРАЦИЯ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА




ПРИКАЗ


От 14 октября 2010 года № 405


Об организации работ по внедрению

в образовательном учреждении

свободного программного обеспечения


В соответствии с письмами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июля № 07-21, Министерства образования Иркутской области от 06.10.2010 № 55-37-9947/10, в целях координации деятельности по внедрению пакета свободного программного обеспечения (далее – ПСПО) в образовательных учреждениях Шелеховского муниципального района, на основании плана мероприятий по переходу на ПСПО ОУ Иркутской области


ПРИКАЗЫВАЮ:


  1. Утвердить план мероприятий по переходу на свободное программное обеспечение ОУ Шелеховского района.

  2. Руководителям общеобразовательных учреждений в срок до 29.10.2010:

а) назначить ответственных за:

    • деинсталляцию (удаление) пакета стандартного (базового) программного обеспечения (СБППО);

    • деинсталляцию прочего нелицензионного ПО, имеющегося на школьных компьютерах;

    • внедрение пакета свободного программного обеспечения;

б) составить графики установки ПСПО в общеобразовательном учреждении по форме (приложение 1). Копию графика представить в МУ «ИМОЦ» Т.М. Зараменской;

в) ознакомить работников образовательного учреждения, пользующихся персональными компьютерами, с нормативными документами, предусматривающими ответственность за использование не лицензионного программного обеспечения;

г) ознакомить работников образовательного учреждения с «Планом мероприятий по переходу на ПСПО ОУ Иркутской области».

  1. Ответственным за внедрение пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях до 25.12.2010 провести все мероприятия по установке ПСПО на 80% компьютеров (возможно как вторая операционная система).

  2. Назначить ответственными:

    1. специалистов ресурсного центра МУ «ИМОЦ» Зараменскую Т.М., Орлову И.А., Булатова М.И. - за обеспечение технической поддержки процесса внедрения свободного ПО в общеобразовательных учреждениях Шелеховского района и осуществление контроля за внедрением и использованием ПСПО в образовательном процессе;

    2. Булатова М.И., программиста ресурсного центра МУ «ИМОЦ», - за установку свободного программного обеспечения в управлении образования.

  3. Руководителю ресурсного центра МУ «ИМОЦ» Зараменской Т.М.:

      1. ознакомить руководителей общеобразовательных учреждений с ответственностью за использование нелицензионного программного обеспечения (приложение 2);

  1. организовать консультирование педагогическим работникам Шелеховского района по вопросам использования ПСПО.

  1. МУ «Централизованная бухгалтерия бюджетных учреждений» (Софьина Е.В.) оказать содействие в организации приобретения лицензионных программ Microsoft.

  2. Возложить ответственность за аудит наличия нелицензионного программного обеспечения (ПО) и исполнение данного приказа на руководителей общеобразовательных учреждений, специалистов МУ «ИМОЦ», управления образования.

  3. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.



Начальник управления О.Л. Скороходова


С приказом ознакомлены:


________________ «___» ______________ 2010 г.


________________ «___» ______________ 2010 г.


________________ «___» ______________ 2010 г.


________________ «___» ______________ 2010 г.


________________ «___» ______________ 2010 г.


________________ «___» ______________ 2010 г.


В дело № 04-02


УТВЕРЖДЁН

приказом начальника

управления образования

от 14.10.2010 № 405


План мероприятий по переходу на ПСПО общеобразовательных
учреждений Шелеховского района




п/'п

Наименование мероприятия

Ответственный

Срок




I. Нормативно-правовые мероприятия

1.1

Организация установки ПСПО, не менее чем на 80 % компьютеров ОУ, регистрация школ на портале технической поддержки ПСПО http://www.spohelp.ru/region и областном портале http://edu38.ru

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», общеобразовательные учреждения

Октябрь - декабрь 2010

1.2

Организация и проведение мониторинга внедрения ПСПО в образовательных учреждениях Шелеховского района. Предоставление ежемесячного отчета по установленной форме.

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», общеобразовательные учреждения

Ежемесячно




II. Инженерно-технические мероприятия

2.1

Обновление, загрузка последних версий ПСПО

Общеобразовательные учреждения

По мере

необходи-мости, но не реже 1 раза в год

2.2

Контроль совместимости компьютерного оборудования с ПСПО

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», общеобразовательные учреждения

При подготовке конкурсных заявок и приобре-тении оборудо-вания

2.3

Деинсталляция пакета СБППО на всех компьютерах ОУ и личных компьютерах педагогов ОУ (за исключением программы 1С: ХроноГраф Школа, лицензия на которую действительна до 31 декабря 2019г.)

Общеобразовательные учреждения

До 31 декабря 2010

2.4

Установка свободных аналогов часто используемого программного обеспечения на все компьютеры образовательного учреждения (в том числе работающие под операционной системой Windows)

Общеобразовательные учреждения

По мере необходи-мости

2.5

Изучение и тестирование возможностей ПСПО для организации образовательного процесса

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», общеобразовательные учреждения

В течение года

2.6

Внесение информации об отсутствии в ПСПО драйверов периферийных устройств в электронную форму на областном портале http://edu38.ru



Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ»

По мере необходи-мости




III. Методологические мероприятия

3.1

Наполнение раздела, посвященного внедрению ПСПО в образовательных учреждениях, на областном портале http://edu38.ru

Областной ресурсный центр ОГОУ ДПО «ИПКРО»

Ежемесячно

3.2

Методическое сопровождение и консультирование специалистов образовательных учреждений по внедрению и использованию пакета свободного программного обеспечения, в том числе по техническим аспектам внедрения (установки) ПСПО

^ ОГОУ ДПО «ИИПКРО»

Spohelp.ru -портал информационно-справочного обслуживания пользователей ПСПО ОУ РФ;

http://freeschool.altlinux.ru/ - сайт компании Alt Linux;

Linux.irk.ru — Иркутское сообщество пользователей ОС Linux;


Постоянно

3.3

Повышение квалификации, обучение специалистов образовательных учреждений по внедрению и использованию пакета свободного программного обеспечения, в том числе по техническим аспектам внедрения (установки) ПСПО

^ ОГОУ ДПО «ИИПКРО», ОГОАУ ДПО «ИРО»

Постоянно

3.4

Включение мероприятий по внедрению ПСПО в муниципальные и областные программы развития, конкурсы, фестивали и иные мероприятия.

Министерство образования Иркутской области;

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», образовательные учреждения

Постоянно



Приложение 1

к приказу начальника

управления образования

от 14.10.2010 № 405


График установки ПСПО

в МОУ ______________________________________________________


Дата установки ПСПО

Количество ПК

Место расположения ПК

Ответственный за установку



























Приложение 2

к приказу начальника

управления образования

от 14.10.2010 № 405

^

Программное обеспечение и лицензия на него



Для определения юридических рисков использования нелицензионного программного обеспечения необходимо прежде всего дать определение программного обеспечения с точки зрения действующего законодательства.

Следует отметить, что российское законодательство не содержит такого понятия, как «программное обеспечение». Приведенное понятие используется в обыденной жизни, а также является термином, под которым специалисты (либо пользователи) понимают компьютерные программы и информацию, предназначенные для решения определенного круга задач и хранящиеся на материальных носителях.

В Гражданском кодексе РФ содержится определение понятия «программа для электронно-вычислительной машины» (программа для ЭВМ), под которой понимается «представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования электронно- вычислительной машины и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и  порождаемые ею аудиовизуальные отображения»1.

Программное обеспечение является интеллектуальной собственностью, т.е. результатом интеллектуального труда физического лица. Как уже было отмечено, таким результатам интеллектуального труда предоставляется юридическая охрана2 в соответствии с законодательством РФ, как и любому другому виду собственности.

Собственник программного обеспечения имеет исключительное право на него, которое, согласно ст. 1229 Гражданского кодекса РФ, включает право использовать программное обеспечение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, распоряжаться им, разрешать либо запрещать другим лицам использование программного обеспечения.

Указанные выше права на программное обеспечение могут быть переданы его собственником другому лицу либо организации частично либо в полном объеме.

В случае полной передачи прав на программное обеспечение такая передача осуществляется на основании договора об отчуждении исключительного права на программное обеспечение, т.е. по такому договору принадлежащее собственнику исключительное право на программное обеспечение передается полностью приобретателю такого права (т.е. передача права собственности на него).

На практике же чаще всего оформляется договор на передачу части прав на программное обеспечение (обычно это право пользования компьютерной программой либо право реализации материальных носителей с такой программой).

В последнем случае передача прав на программное обеспечение осуществляется на основании лицензионного договора. Понятие лицензионного договора закреплено в ст. 1286 Гражданского кодекса РФ. Согласно указанной статье лицензионный договор представляет собой сделку, по которой одна сторона – собственник (в рассматриваемом случае  – собственник программного обеспечения) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (приобретателю) право использования программного обеспечения в установленных договором пределах.

Говоря о лицензионном договоре, следует отметить, что по своей природе такой договор является ограничительным, поскольку он всегда предоставляет ограниченный круг прав на его объект (программное обеспечение).

Вместе с тем такие договоры также делятся на два вида:

1. Договор, по которому предоставляется простая (неисключительная) лицензия, предусматривающий предоставление приобретателю права использования программного обеспечения с сохранением за собственником права выдачи лицензий другим лицам.

2. Договор, предоставляющий исключительную лицензию, когда приобретателю предоставляется право использования программного обеспечения без сохранения за собственником права выдачи лицензий другим лицам.

В лицензионном договоре должен быть четко прописан вид предоставляемой по нему лицензии, особенно в случае заключения договора о предоставлении исключительной лицензии, поскольку если конкретно этот вид не назван, считается, что предоставляемая лицензия является простой (неисключительной).

Сублицензия


В практике возможно заключение сублицензионного договора, по которому приобретатель прав на программное обеспечение при наличии на то письменного согласия его собственника предоставляет право использования программы другому лицу (лицам), при этом оставаясь ответственным за его действия перед собственником. Такая ответственность может быть исключена, если это прямо предусмотрено лицензионным договором. Сублицензиату могут быть предоставлены права на программное обеспечение только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для приобретателя (лицензиата). Срок действия сублицензионного договора не может быть выше срока действия лицензионного договора.

Таким образом, под лицензионным программным обеспечением понимается программное обеспечение, приобретенное на законных основаниях у его собственника либо иного лица, имеющего на основании лицензионного договора право реализации программного обеспечения либо материальных носителей с таким программным обеспечением, когда в момент приобретения такого программного обеспечения покупатель заключает с указанными лицами лицензионное соглашение (договор) на условиях его использования либо распространения.

Учитывая вышесказанное, использование программного обеспечения без заключения лицензионного договора является нарушением прав его собственника и влечет наложение на нарушителя мер ответственности, предусмотренных законодательством.

Однако нарушение прав собственника программного обеспечения может заключаться и в нарушении положений лицензионного договора, несоблюдении правил его оформления, неуказании в таком договоре необходимых условий.
^

Требования, предъявляемые к лицензионному договору, и способы его заключения


Действующим законодательством РФ предусмотрены специальные требования к оформлению лицензионного договора.

Так, согласно п. 2 ст. 1268 Гражданского кодекса РФ лицензионный договор заключается исключительно в письменной форме, а несоблюдение письменной формы влечет его недействительность. Анализ норм Гражданского кодекса РФ позволяет сделать вывод, что лицензионные договоры о передаче прав на программное обеспечение государственной регистрации не подлежат.

В лицензионный договор должно быть включено название конкретной программы, права на которую предоставляются, с указанием в соответст- вующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на программу. Кроме того, в нем должно быть указано, является договор возмездным либо безвозмездным. В том случае, когда в договоре отсутствует условие о размере вознаграждения (либо порядке его определения) или отсутствует указание на то, что договор является безвозмездным, договор считается незаключенным (п. 3 ст. 1268 Гражданского кодекса РФ).

Помимо вышесказанного, в лицензионном договоре должен быть определен момент перехода права на программное обеспечение, должны быть указаны способы использования программного обеспечения (предоставляемые по договору права), территория, на которой допускается использование программного обеспечения, срок, на который заключается лицензионный договор.

При заключении лицензионного договора особое внимание следует уделить перечню прав, передаваемых в его рамках (способов использования программного обеспечения), поскольку в законодательстве особо оговорено, что в том случае, когда какое-то право использования программного обеспечения прямо не указанно в лицензионном договоре, оно считается непредоставленным.
^

Способы заключения лицензионного договора


Законодательством предусмотрено несколько способов заключения лицензионного договора:

1. Путем подписания каждым пользователем договора присоединения программного обеспечения с его собственником, условия которого изложены на приобретаемом материальном носителе программного обеспечения либо на его упаковке. Начало использования такого программного обеспечения в порядке, определяемом указаннымиусловиями, означает согласие пользователя на заключение договора. В практике такой вид договора называют «оберточная лицензия» или «коробочная лицензия».

2. Путем заключения договора о приобретении материального носителя с программным обеспечением. Договор может являться временным и предоставить возможность заключить новый лицензионный договор после истечения льготного срока разрешенного собственником бесплатного использования. Как правило, такой лицензионный договор предполагает функциональные ограничения предоставляемых прав на программное обеспечение, а также короткий срок его законного использования.

3. Путем заключения лицензионного договора без получения материального носителя с программным обеспечением. В этом случае выдается активирующий ключ и присваивается серийный номер.

Следует отметить, что программное обеспечение, как правило, реализуется на материальных носителях. Однако при заключении лицензионного договора необходимо помнить, что приобретение материального носителя с соответствующей программой не является приобретением прав на эту программу. Статьей 1227 Гражданского кодекса РФ закреплено правило, согласно которому «интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности».
^

Права на программное обеспечение, предоставляемые по лицензионному договору


В рамках лицензионного договора могут быть предоставлены различные права на использование программного обеспечения.

В качестве примера приведем пункт лицензионного соглашения на использование программы для ЭВМ Яндекс.Сервер, предлагаемого для заключения пользователям.

Пример

«Лицензионное соглашение на использование программы для ЭВМ Яндекс.Сервер»

Согласно п. 3.1 указанного соглашения пользователям предоставляется «неисключительное непередаваемое право (простая лицензия) использовать Программу по прямому функциональному назначению, в целях чего произвести ее копирование и установку на персональном(ых) компьютере(ах) или сервере(ах) Пользователя. Пользователь вправе произвести установку Программы на неограниченное число персональных компьютеров»3.

Гражданским кодексом РФ предусмотрены случаи, когда приобретателю прав на программное обеспечение предоставляются права сверх установленного в лицензионном договоре объема, без разрешения собственника и без выплаты ему дополнительного вознаграждения4. К ним относятся:

1) права (при соблюдении определенных условий) вносить изменения в программное обеспечение, осуществлять действия, необходимые для функционирования такого программного обеспечения в соответствии с его назначением, в том числе записывать и хранить в памяти компьютерной техники, а также осуществить исправление явных ошибок. Однако такие действия нельзя осуществлять, если в лицензионном договоре на них прямо установлен запрет;

2) права изготавливать копии программного обеспечения при условии, что такие копии предназначены только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программного обеспечения должна быть уничтожена, если владение его экземпляром или базой данных перестало быть правомерным;

3) права изучать, исследовать или испытывать функционирование программного обеспечения в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программ, путем осуществления действий, предусмотренных в первых двух пунктах;

4) при соблюдении определенных условий воспроизводить и преобразовывать объектный код в исходный текст (декомпилировать программы) или поручить иным лицам осуществить эти действия.

За исключением указанных случаев, использование программы для ЭВМ без согласия правообладателя является незаконным.

Основные нарушения, допускаемые пользователями программным обеспечением и влекущие установленную законом ответственность, являются следующими: использование программного обеспечения без надлежащего оформления документов (в том числе лицензионного/сублицензионного договора); использование, выходящее за рамки лицензионного договора (например, копирование программного обеспечения на большее количество компьютеров, чем это предусмотрено в договоре); обход технических средств защиты программного обеспечения, а также разработка и распространение средств, предназначенных для такого обхода.
^

Ответственность за использование нелицензионного программного обеспечения


Меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством за указанные выше нарушения прав собственников программного обеспечения, значительно разнятся в зависимости от вида нарушения, объема нарушенных прав и размера причиненного вреда.
^

Гражданско-правовая ответственность за использование нелицензионного программного обеспечения


Применение мер ответственности, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, возможно лишь по желанию организации либо лица (собственника программного обеспечения), чьи права нарушены. Такая ответственность не возникает автоматически и может быть наложена лишь по решению суда.

Вместе с тем необходимо отметить, что отсутствие вины нарушителя прав собственника программного обеспечения не освобождает его от обязанности прекратить допущенное нарушение и не исключает применения к нему мер, направленных на защиту прав собственника (п. 2 ст. 1250 ГК РФ).

Способы судебной защиты прав собственника и меры ответственности, которые могут быть наложены на нарушителя таких прав, предусмотрены ст. 1252 Гражданского кодекса РФ.

В частности, в целях защиты исключительного права на программное обеспечение собственник вправе обратиться в суд с требованием:

1) о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы собственника;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, – к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков – к лицу, неправомерно использовавшему программное обеспечение без заключения лицензионного соглашения либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя программного обеспечения, – к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – к нарушителю исключительного права.

В качестве обеспечительной меры на имущество нарушителя (материальные носители программного обеспечения, оборудование, материалы), которое предположительно было использовано для целей нарушения прав собственника, судом может быть наложен арест, а также применены иные обеспечительные меры.

Кроме того, изготовленные и распространяемые материальные носители программного обеспечения, а также материальные носители, использование, импорт, перевозка или хранение которых осуществляются с нарушением исключительного права собственника программного обеспечения, считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации (п. 4 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ). Оборудование и материалы, используемые либо предназначенные в целях нарушения исключительного права на программное обеспечение, также подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя по решению суда либо подлежат обращению в доход Российской Федерации.

Отдельно следует выделить право собственника программного обеспечения требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплату компенсации в случае нарушения его законных прав.

Причем компенсация подлежит взысканию с нарушителя лишь при доказанности факта нарушения и независимо от наличия или отсутствия убытков от такого нарушения, а собственник не исполняет обязанности по доказыванию размера причиненных ему убытков. Собственник вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда;

2) в двукратном размере стоимости экземпляров программного обеспечения или в двукратном размере стоимости права использования программного обеспечения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование.

Собственник вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования программного обеспечения либо за допущенное нарушение в целом (п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ).

^ Судебная практика

«Решением Арбитражного Суда Псковской области от 22.06.2005 г. в пользу Корпорации «Майкрософт» (США) с ООО «Научно-производственная фирма «ТИМ» была взыскана компенсация за нарушение прав на программное обеспечение в размере 500 000 руб.

Основанием для обращения в суд явились материалы, полученные в ходе проведения проверки 16.11.2004 г. сотрудниками Управления внутренних дел Псковской области в помещении ООО «Научно-производственная фирма «ТИМ». На компьютерах, принадлежащих ООО «Научно-производственная фирма «ТИМ» и используемых его сотрудниками для осуществления коммерческой деятельности, было обнаружено нелицензионное программное обеспечение, права на которое принадлежат Корпорации «Майкрософт». Проведенной экспертизой установлено, что экземпляры программного обеспечения, изъятого в ходе осмотра, являются контрафактными».

Самой суровой мерой, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, по праву можно считать ликвидацию организации либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению суда.

Основанием для таких ликвидаций либо прекращения деятельности, согласно со ст. 1253 Гражданского кодекса РФ, является неоднократное или грубое нарушение исключительного права на программное обеспечение.

Решение суда может быть вынесено по требованию прокурора.
^

Административная ответственность


Административная ответственность за нарушение прав собственников программного обеспечения предусмотрена п. 1 ст. 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с указанной нормой незаконными считаются: ввоз, продажа, сдача в прокат или иное использование программного обеспечения в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры программ являются контрафактными (использование которых осуществляется с нарушением исключительного права собственника программного обеспечения) либо на них указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях прав на них.

Наказание предусматривается в виде конфискации контрафактных экземпляров программного обеспечения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения, а также наложения административного штрафа в следующих размерах:

1) на граждан – от 1 500 до 2 000 рублей;

2) на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;

3) на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

Следует отметить, что к административной ответственности может быть привлечен как работник организации-нарушителя, так и сама организация. Причем привлечение к ответственности работника не исключает одновременного применения соответствующей санкции к организации.

Конфискованные материальные носители программного обеспечения могут быть переданы собственнику программного обеспечения по его просьбе (ч. 3 ст. 32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
^

Уголовная ответственность


Уголовная ответственность за незаконное использование программного обеспечения предусмотрена статьями 146, 272 и 273 Уголовного кодекса РФ.

Пунктом 2 ст. 146 Уголовного кодекса установлена ответственность за незаконное использование программного обеспечения, а также за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров программного обеспечения в целях сбыта, совершенные в крупном размере (т.е. если стоимость экземпляров программного обеспечения либо стоимость прав на его использование превысила пятьдесят тысяч рублей).

В указанных случаях законодательством предусмотрена ответственность в виде: штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В том случае, когда указанные выше нарушения совершаются по предварительному сговору или организованной группой, или в особо крупном размере (когда стоимость экземпляров программного обеспечения либо стоимость прав на его использование превысила двести пятьдесят тысяч рублей), или лицом с использованием своего служебного положения (п. 3 ст. 146 Уголовного кодекса РФ), применяются и более строгие меры ответственности.

Так, виновные лица наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трех лет либо без такового.

В ст. 272 и 273 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, а также за создание программного обеспечения либо внесение у него изменений, если эти действия заведомо приводят к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы компьютерной техники, системы компьютеров либо их сети. Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена для лиц, использующих либо распространяющих такого рода программное обеспечение либо его материальные носители.

В каждом конкретном случае правоохранительный орган устанавливает конкретное лицо, виновное в противозаконном использовании программного обеспечения, место, время, способ его незаконного использования, размер причиненного ущерба.

Обязательными последствиями незаконного использования является причинение вреда правообладателю. Вред может быть выражен, например, в виде упущенной выгоды (стоимости незаконно воспроизведенных экземпляров программного обеспечения или цены лицензионного соглашения, согласно которому могло быть предоставлено право на распространение программного обеспечения).

Необходимо отметить, что факт использования нелицензионного программного обеспечения должен быть установлен независимым от производителя программного продукта экспертным заключением. Вина конкретного лица в совершении правонарушения должна быть надлежащим образом доказана органами следствия и установлена судом.

В зависимости от обстоятельств нарушения уголовную ответственность может нести руководитель организации, индивидуальный предприниматель или лицо, в ведении которого находится установка и использование программного обеспечения.
^

Полномочия проверяющих и процедуры проверки


Правами на проведение проверок используемого программного обеспечения обладают сотрудники милиции, которым на основании Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991г. №1026-1 и ФЗ « Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995г. №144-ФЗ предоставлены права по производству действий, направленных на выявление и закрепление следов преступления, а именно осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, исследование предметов и документов, изъятие с обязательным составлением протокола отдельных образцов сырья, продукции, товара, изъятие документов и другие действия. Аналогичные полномочия имеют сотрудники милиции, действующие в рамках Уголовно-процессуального кодекса РФ и выполняющие действия на стадии доследственной проверки, т.е. до возбуждения уголовного дела.

При получении заявления о нарушении авторских или смежных прав или по собственной инициативе сотрудники правоохранительных органов (ОВД, ОБЭП, специальные подразделения милиции созданные для борьбы с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности) производят проверку организации. До начала проверки сотрудники вышеуказанных органов должны предоставить Постановление на проверку. Постановление на проверку должно быть обязательно подписано либо начальником ОВД (ОБЭП), либо его заместителем. При подписании Постановления другими лицами проведение проверки не правомочно.

Почти всегда по материалам данной категории дел производятся осмотры мест происшествия и объектов, имеющих признаки контрафактности, то есть нелицензионного программного обеспечения. Осмотры должны производиться в присутствии двух понятых. Для следствия достаточно изъятия одного системного блока (без монитора, клавиатуры и т. д.). В случае, если сотрудниками милиции изымается системный блок, на котором предположительно имеется нелицензированная программа для проведения последующей экспертизы, должен быть составлен соответствующий протокол, в котором должно быть отражены следующие факты: должностное лицо, производящее изъятие, место, время изъятия, наличие понятых, разъяснение участникам их прав и обязанностей, какие технические средства обнаружения, фиксации используются и кем; последовательно описываются действия лица, производящего осмотр, специалистов, обнаруженные объекты, их вид и состояние на момент осмотра, изымаемый предмет и его индивидуальные идентифицирующие признаки (серия, модель, номер). Изъятый предмет должен быть упакован так, чтобы доступ к содержащейся в системном блоке информации был невозможен без повреждения защитных пломб, бирок, печатей (скреплённых подписями понятых), о чём производится запись в протоколе. Таким же образом должно быть оформлено изъятие соответствующих документов. Протокол подписывается всеми участниками осмотра после ознакомления с его текстом, при этом им должна быть предоставлена возможность реализовать своё право сделать замечания или дополнения к протоколу.

Таким образом, нужно всегда держать наготове оправдательные документы, касающиеся вопросов использования программного обеспечения. Это могут быть лицензии, регистрационные карточки и сертификаты на компьютерные программы, регламенты и инструкции о порядке его приобретения, учета их использования. В таком случае, проверяющие, скорее всего, не решатся производить изъятие. Необходимо также упорядочить использование информационных ресурсов и строго следить за соблюдением авторских прав путём издания внутренних приказов и инструкций, запрещающих любому пользователю ЭВМ самостоятельно изменять состав программного обеспечения. Возложить контроль за обслуживанием ЭВМ на определённое лицо.

Зачастую о том, что организацией используется нелицензионное программное обеспечение, ее сотрудники и руководители узнают только после проведения экспертизы изъятых системных блоков по результатам проверки. Поэтому нужно очень осторожно относиться к приобретаемому программному обеспечению компьютеров и всегда требовать предъявления сертификатов, лицензий и других соответствующих документов.

В Письме Рособразования от 01.02.2007г. №15-51-46ин/01-10 содержится информация о том, как можно проверить имеющееся программное обеспечение и избежать ошибок при покупке новых компьютерных программ.


Министерство образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России)
Федеральное агентство по образованию РФ
Информационное письмо
от 01.02.2007 г. № 15-51-46 ин/01-10
Руководителям органов управления
образованием субъектов Российской Федерации

Ответственным от государственных и
муниципальных органов управления образованием
субъектов Российской Федерации за обеспечение
мероприятий по подключению образовательных
учреждений к сети Интернет

Об ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения и о принятии необходимых мер по выявлению такого программного обеспечения в образовательных учреждениях и структурных подразделениях Департамента образования

          Учитывая масштабность реализации проекта «Обеспечение доступа к сети Интернет образовательным учреждениям Российской Федерации» в рамках мероприятия «Развитие технической основы современных информационных образовательных технологий» направления «Внедрение современных образовательных технологий» приоритетного национального проекта «Образование», обязательства субъектов Российской Федерации по софинансированию проекта в части обеспечения оборудованием автоматизированых рабочих мест и в связи с запросами, поступающими по вопросу ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения и возможных выходов из сложившейся ситуации, Рособразование сообщает.

Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусмотрено (п. 1, ст. 48), что за нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уголовно-правовую защиту объектов интеллектуальной собственности, в том числе программ для ЭВМ, обеспечивает статья 146 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Использование нелегальных копий программного обеспечения в организации не только ставит под удар бесперебойную работу и защищенность ее информационной системы, но и подвергает риску судебного преследования. Если в подведомственным нам учреждениям будет проведена проверка и окажется, что на компьютерах используются программные продукты без разрешения правообладателя (или выявятся нарушение порядка использования, установленного правообладателем), то ответственные сотрудники могут быть привлечены правоохранительными органами, в том числе и без участия правообладателя, к административной или уголовной ответственности, а к учреждениям может быть предъявлен имущественный иск со стороны правообладателя по факту нарушения авторских прав.

Для исключения подобной ситуации необходимо рекомендовать подведомственным учреждениям:

1. Составить список используемого программного обеспечения.

2. Ознакомиться с комплектацией лицензионных программных продуктов на сайте Некоммерческого Партнерства Поставщиков Программных Продуктов: http://npppp.ru/complect/spisok/soderzhanie.htm

3. Проверить комплектацию выявленного программного обеспечения по списку.

Подлинность программных продуктов Microsoft можно также проверить с помощью специальных Интернет-помощников проверки, доступных по адресу: http://www.microsoft.com/resources/howtotell/ru/

Если обнаружен факт использования нелицензионного программного обеспечения, то в этом случае необходимо прекратить использование данного программного обеспечения и предпринять шаги по закупке необходимых лицензий либо перейти к использованию аналогичных программных продуктов, распространяемых на бесплатной основе.

В целях экономии регионального бюджета рекомендуем проводить централизованные конкурсы на закупку лицензионного программного обеспечения для подведомственных учреждений, а также включать требование о наличии лицензионного программного обеспечения в конкурсную документацию на закупку компьютерной техники. При этом необходимо учитывать, что существуют специальные условия лицензирования программного обеспечения для учреждений сферы образования, позволяющие закупить его по ценам, ниже рыночных.

         

Г.А. Балыхин


25680




Похожие:

Приказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения iconПлан мероприятий по переходу на пспо общеобразовательных учреждений Иркутской области
Издание нормативно-правового акта «Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении (далее оу) свободного программного...
Приказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения iconПлан мероприятий по переходу на пспо общеобразовательных учреждений Иркутской области
Издание нормативно-правового акта «Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении (далее оу) свободного программного...
Приказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения iconПеречень нормативных документов по информатизации, которые должны быть в образовательном учреждении Приказ «Об уничтожении комплекта сбппо»
Приказ «О внедрении пакета свободного программного обеспечения в оу, обеспечения доступа к сети Интернет, лицензионности программных...
Приказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения iconУправление образования администрации г. Оренбурга
Сетевой конкурс педагогических инициатив «Модель организации учебно-воспитательного процесса с применением пакета свободного программного...
Приказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения iconАдминистрация Сорочинского района Оренбургской области отдел образования прика з
«О внедрении в оу пакета свободного программного обеспечения, обеспечения доступа оу к сети Интернет, лицензионности программных...
Приказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения iconИнформация о состоянии внедрения свободного программного обеспечения на 10 января 2012

Приказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения iconИнструкция по порядку использованию программного обеспечения (приложение 1) Приказ об инструкции по использованию программного обеспечения и ответственности за её нарушение
Утвердить приказами и обязательно довести до сведения всех сотрудников следующие документы
Приказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения iconИнструкция по порядку использованию программного обеспечения (приложение 1) Приказ об инструкции по использованию программного обеспечения и ответственности за её нарушение
Утвердить приказами и обязательно довести до сведения всех сотрудников следующие документы
Приказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения iconКачественный состав администрации
Ноудпо «Институт айти» «Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения»
Приказ №405 Об организации работ по внедрению в образовательном учреждении свободного программного обеспечения iconПриказ №175 от 07. 09. 2010 «О внедрении свободно распространяемого программного обеспечения в образовательные учреждения Назаровского района» в целях обеспечения
«О внедрении свободно распространяемого программного обеспечения в образовательные учреждения Назаровского района» в целях обеспечения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы