Из истории развития прав детей icon

Из истории развития прав детей



НазваниеИз истории развития прав детей
Дата конвертации15.09.2012
Размер136.77 Kb.
ТипДокументы
источник

Из истории развития прав детей



В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста.

Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II-I век до нашей эры, 3-я книга, пар. 1) называет институт отцовской власти «ius proprium civium romanorum» (строго национальным институтом римских граждан).

Самостоятельным лицом был только отец (personas ui iuris, pater familias); сыновья и дети были  лицами чужого права (persona ealieni iuris). Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры - 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.
Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки. Право выбрасывать новорожденных детей (jux exponendi), по сообщению Дионисия Галикарнасского (30 год до н.э.), было запрещено (кроме случаев явного уродства) уже Ромулом. Но вероятно, в этом сообщении имеется в виду только веление обычая и религии, а не права.

Наконец, рядом указов императора Константина у отца было отнято право «жизни и смерти» ребенка - сыноубийство стало приравниваться к убийству. Vita en ecis que potestas ограничивается при Константине наказанием провинившегося сына. За произвольное убийство домочадца назначается смертная казнь (poenacullei) как за убийство кровного родственника (parricidium). В 395 году власть домовладыки наказывать подвластных вообще ограничивается только воспитательными целями, а применение суровых мер запрещается. Кодекс Юстиниана говорит о vita en ecis que potestas как об уже не существующем древнем порядке.

В то же время начинает подвергаться контролю и дисциплинарная власть отца. Согласно указу императора Траяна власти могут принудить отца, злоупотребляющего своими правами, освободить сына от отеческой власти patria potestas (fr.5. D.37.12). В императорское время также стали возможны жалобы детей магистратам. Благодаря всем этим ограничениям patria potestas над личностью детей к концу развития императорского периода утратила почти всю свою патриархальную остроту.

В законодательстве Древней Месопотамии мы также встречаем закрепление приоритета родительского права над правом детей. И если наказание отца за злоупотребление своей властью в семье не осуждается, то провинности детей караются крайне строго: «Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум скажет своему отцу, вырастившему его, или своей матери, вырастившей его: «Ты не мой отец» или «Ты не моя мать», то ему должно отрезать язык» (ЗХ, пар. 192, пар. 195, ЗХ)».
Положение детей в семье было различным в северной и южной частях Франции. В стране обычного права (XVI-XVII века) родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми. В период позднего средневековья отец даже получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.
Французский Гражданский кодекс (Code Napoleon) 1804 года говорит о праве ребенка так:
«Параграф 371. Ребенок в любом возрасте обязан оказывать повиновение и уважение своему отцу и матери.

«Параграф 372. Он находится под их властью до того, как станет совершеннолетним или приобретет полную дееспособность».

«Параграф 375. Отец, у которого имеются достаточные и серьезные основания сомневаться в достойном поведении своего ребенка, обладает следующим средством для его наказания:

Параграф 376. Если ребенку исполнилось 16 лет, то отец может поместить его в тюрьму на срок, который, однако, не может превышать одного месяца. Во исполнение этого президент окружного суда обязан выдать ордер на его содержание в тюрьме по требованию отца.

Параграф 377. Если ребенку до 16 лет, отец может только попросить поместить ребенка в тюрьму. Причем такое прошение органы власти должны рассмотреть и принять решение: удовлетворить его или отклонить».

Ни в первом, ни во втором случае от суда не требовались никакие письменные документы, - даже не соблюдались какие бы то ни было формальности, за исключением выдачи ордера на содержание в тюрьме. Считалось, что вообще нет необходимости предъявлять объяснения для содержания ребенка в тюрьме. Всю конструкцию власти отца над домашними можно охарактеризовать как слабую форму patria potestas домовладыки в римском праве.

Средневековое право Германии (Салическая правда, V-VI века нашей эры) закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая скорее строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет.

Феодальное брачно-семейное право Англии (Правда Этельберта VI век нашей эры, Правда Инэ VII век нашей эры, Правда Альфреда IX век,  Законы Кнута XI век) определяло патриархальный характер семьи, строящейся под управлением отца.
В Индии (Законы Ману, II век до нашей эры - II век нашей эры) потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52-55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях.

Моисеево право (Израиль) содержится в Ветхом завете: во второй (Exodus), третьей (Leviticus) и пятой (Deuteronomion) книгах. Представленные в них правовые нормы расположены  не систематизированно, а вразброс, в виде совокупности большого количества различных правил, фигурирующих в форме предписаний, относящимся более к религиозным церемониям и обрядам, чем к собственно правовым нормам и правилам поведения.

Этот теократический взгляд на право наказания через гнев Бога (Jahve) приобрел большое влияние в период Средневековья, распространяясь через католическую церковь и особенно усилившись после Реформации в протестантских странах (например, в Швеции). Право соответствующего наказания господствовало в этих странах вплоть до середины XVIII века. Например, пятая Книга Моисеева (Второзаконие), глава 21.18-21, гласит: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их; То отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города. И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся...».

Право Древнего Китая определяло главу семьи как ее властителя. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына или внука вследствие нанесения им побоев сохранилась до XIX века. Наказывались также сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.
Кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался. Вообще положение старших и младших в семье влияло на тяжесть наказания как за семейные, так и за другие преступления (Ли Цзы, кн.1). В то же время отсутствие детей рассматривалось как проявление сыновней непочтительности и считалось наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.

Несовершеннолетние дети в патриархальных обществах стран обычного права тропической Африки также были полностью зависимы от отца, имевшего над ними неограниченную власть. В этом отношении положение мальчиков мало отличалось от положения девочек, исключая разве правоспособность мальчика сделаться в свою очередь главой семьи или основать семью за пределами дома. Кроме того, на мальчика ложилась обязанность поддержания культа предков, продолжения традиционной группы. Только по достижении половой зрелости они приобретали дееспособность: могли реализовывать некоторые наиболее общие права и обязанности.
В древней Аравии до Ислама родители избавлялись от нежеланных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем (поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола).
Исламское право характеризуется устойчивостью теократического взгляда на жизнь и здоровье человека и строится на положениях Корана. Как и в Моисеевом праве, основные постулаты базируются на исполнении Божественной воли, провозглашенной людям в письменных источниках. «Жизнь - это дар, дающийся Богом, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу» - сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Богом, - обязанность, предписанная Шариатом. «Новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от посягательств на жизнь и здоровье». Именно по этой причине с самых истоков Ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения. В соответствии с Хадисом, традицией времен Пророка Мухаммеда, одним из самых больших грехов является убийство детей из страха, «что они разделят вашу пищу». Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии: «Из страха обеднеть, своих детей не убивайте. Мы пропитаем их и вас. Ведь убивать их — грех великий». Обычай детоубийства в основном применялся к девочкам, чье появление на свет означало позор и бремя для их отцов, как мы узнаем из Корана. Вообще, насилие над детьми как в стенах родного дома, так и за его пределами несовместимо с учением Ислама: «Чрезмерно строгая дисциплина вредна и презирается Исламом».

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало «бить их кнутом нещадно».

Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело в этом случае по существу не рассматривалось и в суть обвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить ребенка к порке кнутом. Родители имели право отдавать детей в холопство; несмотря на осуждение церкви, практиковалось и пострижение их в монахи.
В петровские времена родительская власть смягчается - родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).

Родители по-прежнему могли использовать  публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (статья 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.

В XIX веке такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.
Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестной суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять какие бы то ни было доказательства вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание, но если в их ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непочтения», это только усугубляло вину.

В своде законов Российской империи (статья 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то, что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.

В Законах царя Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры) выше имущества и богатства ставилось здоровье, долголетие и дети. Сурово наказывались похищение и подмена ребенка (ЗХ, 14, 194). так как жизнь человека в древней Месопотамии считалась неполной, если у него не было нескольких детей.
В Англии XII века Законом Генриха II предписывалось, чтобы всякая девушка, забеременевшая вне брака, сообщала об этом властям. Если она этого не делала, то при гибели ребенка (вне зависимости от причин) она подлежала смерти.
Французская Салическая правда (Lex Salica) V-VI века гласила:
«Параграф 1. XXIV. Если кто лишит жизни мальчика до 10 лет включительно и будет уличен, присуждается к уплате 24 000 ден., что составит 600 сол.».
«Параграф 4 . Если кто лишит жизни ребенка в утробе матери раньше, чем он получит имя, и это будет доказано, присуждается к уплате 4 000 ден, что составляет 100 сол.».

Средневековое право Германии - Каролина, 1525 год

«Ст. С XXX. Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшего члены, да будет согласно обычаю заживо погребена и забита кольями».

«Ст. С XXXIII. Если кто-нибудь изгонит живой плод у женщины путем насилия, вредной пиши или напитка, а также, если кто сделает бесплодным мужчину или женщину и если подобное деяние учинено умышленно и по злой воле, то мужчина должен быть казнен (путем отсечения головы) мечом, а женщина, хотя бы она учинила это сама над собой, должна быть утоплена или подвергнута иной смертной казни».
Под воздействием идей Возрождения и гуманизма в Беларуси, входившей в XVI века в состав Великого княжества Литовского, были приняты три Статута (1529, 1566 и 1588 годов), которые являлись выдающимися правовыми документами всего европейского континента. В них взаимоотношения детей и родителей урегулированы уже с позиций признания ценности человеческой жизни.

Статут ВКЛ 1529 года: «13. Если бы сын ударил отца или оскорбил, или как-либо притеснял и унижал, то отец может такого сына лишить наследства. Таким же образом поступает и мать».

«Раздел 7.14. Если бы кто-либо убил своего родного отца или мать, тот приговаривается к бесчестью и смертной казни».

«Раздел 11.10. Если бы кто-нибудь из-за голода продал в рабство... своего сына, то такой договор не должен иметь силы, и когда прекратится голод, тот человек, достав деньги, отдаст их кредитору, а сам снова станет свободным».
Подчеркивая важность новых концепций в законодательстве, канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега в предисловии к Статуту 1588 года так определял иерархию ценности прав человека, закрепленных волей государства: «...Целью и результатом всех прав есть и должны быть на свете, чтобы каждый человек добрую славу свою, здоровье и имущество в целости имел, а на так всякого ущерба не терпел».

/ ^ По материалам Министерства юстиции Республики Беларусь


Развитие прав человека



Взятие Бастилии

^ Право наряду с властью является фундаментальным основанием человеческой цивилизации. Существенная особенность права состоит в том, что оно утверждает всеобщее равенство людей перед законом. Права человека, как и его свободы (ибо в самом общем смысле свободы и есть права), – это такие права, которые принадлежат индивиду как человеку.

В первобытном обществе основным регулятором социальных взаимоотношений людей были родовые, племенные обычаи. Они опирались на мораль, религию и представляли собой своего рода предправо – материнское, отцовское, «кулачное» и т.д.

Предправо общинно-родового строя утверждало, главным образом, запреты, табу в системе обычаев, религиозных верований.

В прошлые эпохи рабовладельчества, феодализма государственная власть считалась наследственным достоянием князей, царей, королей и императоров. А конституции, как бы они не назывались – своды законов, кодексы, законы Ману или Хаммурапи, правды, билли, хартии и т. д., – рассматривались как дарованные обществу свыше. Однако и в них в качестве важнейшей части в той или иной мере утверждались и защищались те или иные права и свободы индивидов, но в зависимости от их сословно-классовой принадлежности. Права и свободы выступали как привилегии и преимущества одних перед другими. Это исключало равенство граждан перед законом, перед судом, перед властью.

Так, например, в Древнем Риме права людей определялись в зависимости от их деления на свободных и рабов. Раб был лишен даже права на жизнь, так как за малейшую провинность мог быть безнаказанно убит своим господином, более того, и между свободными людьми вплоть до 212 года нашей эры отсутствовало даже формальное равенство в правах. Только в этом году законом было предоставлено римское гражданство подданным империи. Но и после этого римское право не признавало равенство перед законом между знатными и бедняками, а тем более между свободными и рабами.

В «Русской правде» (XI век), определяющей в известной мере общественный и гражданский правопорядок Киевской Руси, представители правящих привилегированных сословий и простые люди за одни и те же преступления также наказывались по-разному. Они имели разные права и обязанности и в отношении наследования имущества, выполнения обязательств перед государством и т.д. Вместе с тем «Русская правда» уже давала определенную защиту личности и имущества свободного крестьянина – смерда, до известной меры и закупа (человека, работающего за купу – заем), запрещая господину наказывать их и отнимать имущество. В то же время холоп фактически не защищался законом, по сути был лишен всяких прав.

В дальнейшем развитие феодального права в Русском государстве, затем Российской империи существенно не изменило положение человека. Права и собственность индивидов по-прежнему обусловливались их сословным положением, т.е. принадлежностью к тем или иным группам населения – помещикам, духовенству, крестьянам, городским жителям-мещанам и т. д. Более того, права помещиков и в целом дворянства все время расширялись. За ними закреплялись их привилегии на монопольное владение землей, освобождение от повинностей, преимущества в судебном процессе и др.

В странах Западной Европы защита прав и свобод личности тоже носила сословно-классовый характер.

В XI-XIII веках в Западной Европе, несколько позже в Великом Княжестве Литовском на основе королевских хартий сформировалось так называемое городское право (Магдебургское право). Оно юридически закрепляло права и свободы горожан, их право на самоуправление. К XII веку в западноевропейских странах и крестьяне уже имели охраняемые законом права.

В ходе буржуазных революций XVIII века в Америке и во Франции были приняты конституционные акты - Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 год), Декларация прав человека и гражданина во Франции (1789 год). В них провозглашались равные для всех права и свободы граждан.

^ Французская Конституция 1791 года, разработанная на основе Декларации прав человека и гражданина 1789 года, значительно расширяла права и свободы граждан. Целью государства объявлялось «обеспечение естественных и необходимых прав человека – свободы, собственности, безопасности и сопротивления  угнетению». Наряду с этими основными правами провозглашалось также равное право всех участвовать в законотворчестве, право занимать любые общественные должности на местах и службах «своеобразно способностям и без каких-либо различий», право на свободное выражение мыслей и мнений. Категорически запрещалось как строго наказуемое законом всякое обвинение, задержание или арест без судебного основания.

Защита обществом основных человеческих прав и свобод необходима, поскольку, как заявляется в Международной Хартии (Билле) о правах человека (1948 год, 1966 год), эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства, обеспечивают ее свободу и развитие.

Вот почему в Конституции Республики Беларусь (как и в конституциях других цивилизованных государств) провозглашается, что «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства» (статья 21) и государство обеспечивает «свободу, неприкосновенность и достоинство личности»




Похожие:

Из истории развития прав детей iconНормативно-правовые документы о защите прав детей
Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает тридцать восемь прав, в том числе ряд прав, связанных с процессом получения...
Из истории развития прав детей iconОтчет о деятельности Уполномоченного по защите прав
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса мбоу сош №1 Охмат Елена Владимировна учитель истории и обществознания,...
Из истории развития прав детей iconА в номинации «Проба пера. Проза»
«История моей малой Родины в истории всей страны» (далее – Конкурс) проводился со 2 апреля по 15 мая 2012 года государственным образовательным...
Из истории развития прав детей iconПоложение о группе кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения
Минобразования России от 10. 04. 2000 №106/23-16 «О программе развития новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических...
Из истории развития прав детей iconМинистерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека у правление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области Сборник нормативно-
Перечень нормативно-правовых актов по организации оздоровления детей и подростков
Из истории развития прав детей iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Иркутска
С целью выявления психоэмоциональных состояний детей, установления их психологических особенностей, обеспечения полноценного развития...
Из истории развития прав детей icon1. Содержание 120 закона о защите прав ребёнка
Основные законодательные и нормативные акты в сфере защиты прав детей и подростков, а также их обязанностей
Из истории развития прав детей icon-
«Школа 2100». Курс всеобщей истории и Российской истории периода Средневековья рассчитан на 68 часов. Указанные в стандарте цели...
Из истории развития прав детей iconДокументи
1. /нор-прав/zakon_simv_rb.doc
2. /нор-прав/гос....

Из истории развития прав детей iconАналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса (уровней овладения необходимыми умениями и навыками по образовательным областям) и качеств развития ребенка в мбдоу «Центр развития ребенка детский сад «Капелька» за 2011-2012
Всего обследовано 109 детей (2 младшая – 22 ребенка, средняя «Радуга» 18 детей ( по списку 20), средняя «Родничок» -20 детей, старшая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы