Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип icon

Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип



НазваниеФизика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип
Е. М. Гутник
Дата конвертации27.10.2012
Размер133.38 Kb.
ТипПрограмма
источник

ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ

Авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип

Представленная программа составлена в соответст­вии с новым, утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного об­щего образования по физике1 (далее — стандарт).

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержа­ния основных образовательных программ (далее — обязательный минимум) отводится по 2 ч в неделю в каждом из трех классов.

Курсивом в тексте программы выделены:

  1. те же вопросы, что и в обязательном минимуме;

  2. некоторые вопросы, включенные в программу сверх указанных в обязательном минимуме и необхо­димые для изучения материала стандарта.

Вопросы, выделенные курсивом, подлежат изу­чению, но не включаются в Требования к уровню под­готовки выпускников и, соответственно, не выносят­ся на итоговый контроль.

Материал, включенный в программу сверх ука­занного в обязательном минимуме и не являющийся необходимым для изучения материала стандарта, заключен в квадратные скобки. Он может быть ис­пользован при выделении на изучение физики 3 ч в неделю, а также при 2 ч для реализации дифферен­цированного обучения.

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 г., вошел ряд вопросов, которых не было в предыдущем стандарте. В данной программе эти вопросы распреде­лены по классам следующим образом: 7 класс центр тяжести; 8 класс — термометр, психрометр, холодиль­ник; полупроводники, носители электрических зарядов в полупроводниках, полупроводниковые приборы; динамик и микрофон;

^ 9 классневесомость; трансформатор; пе­редача электрической энергии на расстояние; влияние электромагнитных излучений на жи­вые, организмы; конденсатор, энергия электриче­ского поля конденсатора; колебательный контур; электромагнитные колебания; принципы радиосвязи и телевидения; дисперсия света; оптические спек­тры; поглощение и испускание света атома­ми; источники энергии Солнца и звезд.

В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся лабораторным работам включено девять новых. В со­вокупности с включенными ранее они охватывают все умения экспериментального характера, содержащие­ся в требованиях, т. е. подлежащие контролю на вы­ходе из 9 класса.

Перечислим названия новых работ, разбив их на две группы по типам развиваемых ими основных уме­ний, которые дословно выписаны из требований (здесь и далее многоточия стоят па месте умений, формируемых старыми работами). Для приобретения или совершенствования умения «использовать физи­ческие приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени... давления, температуры; влажности воздуха...», а также «...для измерения радиоактивно­го фона и оценки его безопасности» в курс включены четыре новые работы:

^ 1) «Измерение физических величин с учетом абсо­лютной погрешности» (7 кл.);

2) «Измерение давления твердого тела на опору» (7 кл.);

3) «Измерение относительной влажности воздуха» (8кл.);

4) «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» (9 кл.).

Назначение второй группы новых работ заключается в формировании умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выяв лять на этап основе эмпирические зависимости: ...си­лы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления, ...пери­ода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, ...силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света». Перечисленные умения отрабатываются в ра­ботах:

^ 5) «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружи­ны» (7 кл.);

6) «Исследование зависимости силы трения сколь­жения от силы нормального давления» (7 кл.);

^ 7) «Изучение зависимости периода колебаний пру­жинного маятника от массы груза и жесткости пру­жины» (9 кл.);

8) «Исследование изменения со временем темпера­туры остывающей воды» (8 кл.);


1 См,: Сборник нормативных документов. Физика. — М.: Дрофа, 2004. —С 12—19.


9) «Исследование зависимости силы тока в провод­нике от напряжения на его концах при постоянном со­противлении. Измерение сопротивления» (8 кл.);

  1. «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» (8 кл);

  2. «Исследование зависимости угла прелом­ления от угла падения света» (8 кл.).

Следует отметить, что девятая работа фактически представляет собой старую работу по измерению со­противления участка цепи с некоторыми изменения­ми и добавлениями.


7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

1. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблю­дения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение физических величин с учетом аб­солютной погрешности.

^ 2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броу­новское движение. Притяжение и отталкивание мо­лекул. Различные состояния вещества и их объясне­ние на основе молекулярно-кинетических представ­лений.

^ Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.

  2. Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возни­кающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

^ Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, каче­ния, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объема твердого тела.

  3. Измерение плотности твердого тела.

  4. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружи­ны.

8. Исследование зависимости силы трения сколь­жения от силы нормального давления.

9. Определение центра тяжести плоской пластины.

^ 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Баро­метр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабopаторные работы

^ 10. Измерение давления твердого тела на опору.

  1. Измерение выталкивающей силы, действую­щей на погруженное в жидкость тело.

  1. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

^ 5. Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению дви­жения тела. Мощность. Простые механизмы. Усло­вия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие те­ла с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энер­гии. Энергия рек и ветра.

^ Фронтальные лабораторные работы

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  1. Измерение КПД при подъеме тела по наклон­ной плоскости.

Резервное время (4 ч)


8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

^ 1. Тепловые явления (12 ч)

Тепловое движение. Термометр. Связь температу­ры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энер­гии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость ве­щества. ^ Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения энергии в механических и теп­ловых процессах.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование изменения со временем темпера­туры остывающей воды.

  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

^ 2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)

Плавление и отвердевание тел. Температура плав­ления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влаж­ность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний ве­щества на основе молекулярно-кинетических пред­ставлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. ^ Двигатель внутреннего сгорания. Паровая тур­бина. Холодильник. Экологические проблемы, ис­пользования тепловых машин.

Фронтальная лабораторная работа

^ 4. Измерение относительной влажности воздуха.

3. Электрические явления (27 ч)

Электризация тел. Два рода электрических заря­дов. Проводники, диэлектрики и полупроводни­ки. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. ^ Гальванические элемента. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электриче­ский, ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Си­ла тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. ^ Последова­тельное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик элек­трической энергии. Лампа накаливания. Электрона­гревательные приборы. Расчет электроэнергии, по­требляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальные лабораторные работы

^ 5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  1. Измерение напряжения на различных участках .электрической цепи.

  1. Регулирование силы тока реостатом.

  1. Исследование зависимости силы тока в провод­нике от напряжения на его концах при постоянном со­противлении. Измерение сопротивления проводника.

  2. Измерение работы и мощности электрического тока.

^ 4. Электромагнитные явления (7 ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное по­ле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микро­фон.

Фронтальные лабораторные работы

^ 10. Сборка электромагнита и испытание его дейст­вия.

11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). ,

5. Световые явления (9 ч)

Источники света. Прямолинейное распростране­ние света.

Отражения света. Закон отражения. Плоское зер­кало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптиче­ские приборы.

Фронтальные лабораторные работы

^ 12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Резервное время (4 ч)


9 класс (70 [105] ч, 2 [3] ч в неделю)

^ 1. Законы взаимодействия и движения тел (26[34]ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

^ Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, вто­рой и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]

Импульс. Закон сохранения импульса. ^ Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.

[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 1]

^ 2. Механические колебания и волны. Звук (10[16] ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колеба­ний. [Гармонические колебания.]

Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. ^ Высота, тембр и громкость звука, [Эхо.] Звуковой резонанс. [Ин­терференция звука.]

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити/

[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 2.]

^ 3. Электромагнитное поле (17[26]ч)
Однородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

^ Индукция магнитного поля. Магнитный по­ток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. ^ Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. ^ Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

[Интерференция света.] ^ Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. [Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спект­ральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

^ 5. Изучение явления электромагнитной индук­ции. . .
6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.


[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 3.]

^ 4. Строение атома и атомного ядра (11 [19] ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

^ Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. [Изотопы. Пра­вило смещения для альфа- и бета-распада.] Энер­гия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

^ Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. [Элементарные частицы. Античасти­цы.]

Фронтальные лабораторные работы

^ 7. Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по гото­вым фотографиям.

9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

[Практикум по решению задач по теме 4.]

[Обобщающее повторение курса физики 7—9 классов (6 ч)] .

^ Резервное время (6 [4] ч)

Для выполнения этой программы реко­мендуются учебники А. В. Перышкина «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс» и учебник А. В. Перыш­кина и Е. М. Гутник «Физика. 9 класс». Эти учебни­ки включают весь необходимый теоретический мате­риал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, кото­рые помогают не только закрепить пройденный те­оретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.

При определении последовательности и глубины изложения материала в учебниках учитывались, в ча­стности, традиции советской школы, а также необхо­димость соблюдения внутрипредметных связей и со­ответствия между объективной сложностью каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия учащимися данного возраста.

В помощь учителю для каждого класса раз­работано «Тематическое и поурочное планирование»: для 7 класса — Е. М. Гутник и Е. В. Рыбаковой, для 8 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Рыбаковой и Е. В. Шарониной, для 9 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Шаро-ниной и Э. И. Дорониной. Дидактические карточки-задания для 7, 8 и 9 классов (авторы М. А. Уша­ков, К. М. Ушаков), дидактические материалы по физике для 7, 8 и 9 классов (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон) и тесты для 7 класса (авторы Н. К. Хан-нанов, Т. А. Ханнанова) способствуют более глубоко­му усвоению изучаемого материала. Рабочая тет­радь для учащихся 7 класса (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов) поможет организовать самостоятель­ную работу школьников в классе и дома.









Похожие:

Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип iconI. Законы взаимодействия и движения тел (30 ч)
План составлен на основании учебной программы: Физика 7-9 классы, авторы программы: А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, Москва, 2001 г
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип iconА. В. Перышкин Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа 2005 г.» Программа
Данная рабочая программа является программой основной школы авторы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин Физика 7-9 классы сборника: «Программы...
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип iconПрограмма по физике для основной школы, и в соответствии с учебником А. В. Перышкин, Е. М. Гутник «Физика 9». Пояснительная записка
А. В. Перышкин, Е. М. Гутник «Физика-9» (авторы программы – Е. М. Гутник, А. В. Перышкин), задачником Рымкевича. Учебная программа...
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип iconСборник задач по физике 7-9 классы. Просвещение > Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова Физика. 7 кл. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика 7кл» М.: «Дрофа»
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип iconПримечания
План составлен на основании учебной программы: Физика 8 класс. Авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин, Москва, 2001г
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип iconПримечания
План составлен на основании учебной программы: Физика 7 класс. Авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин, Москва, 2001г
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип iconАвторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип iconСборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2008
Рабочая программа составлена с учётом Примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы «Физика. 7-9»...
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип iconРабочая программа по предмету физика (основное общее образование) Учитель: Рябых О. Е. Рассмотрена на заседании
Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта 2004 г и программы авторов Е....
Физика. 7-9 Классы авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкип iconРабочая программа для основного общего образования по учебному курсу «Физика»
В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы