«электронные таблицы» icon

«электронные таблицы»



Название«электронные таблицы»
страница1/6
Дата конвертации28.10.2012
Размер1.14 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3   4   5   6

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пошатовская основная общеобразовательная школа


Методическая разработка раздела


«Электронные таблицы»


учителя информатики Новиковой Т.Г.


Нижний Новгород

2012 г.


Пояснительная записка


Тема «электронные таблицы» одна из наиболее применяемых на практике в разнообразной профессиональной деятельности выпускников, поэтому значимая. Ни одна фирма, организация, предприятие не может обойтись без вычислительных таблиц. Жизнь требует знаний и умений работы с массивными блоками чисел. Многие ученики поступают на экономические, финансовые и другие специальности, где в полной мере изучаются электронные таблицы. Умение работать с электронными таблицами необходимо при обучении в любом ВУЗе.

Единый государственный экзамен и государственная итоговая аттестация являются шкалой, современным инструментом оценивания качества полученных учащимися знаний. Поэтому контрольные материалы аналогичные материалам государственных экзаменов уместно использовать для контроля знаний обучающихся по соответствующим темам. Несколько заданий по теме «Электронные таблицы» включены в ГИА и ЕГЭ, а некоторые задания из других разделов пересекаются по содержанию с данной темой, например «Базы данных».

По тематическому блоку в ЕГЭ «Технологии обработки информации в электронных таблицах» имеются три основных элементов содержания, по которым в варианте имеются несколько заданий, проверяющих усвоение представленных элементов на разных уровнях сложности.

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ:

  • Ввод и редактирование данных в электронных таблицах, операции над данными. Экспорт и импорт данных.

  • Типы и формат данных. Работа с формулами. Абсолютная и относительная ссылки. Использование функций. Статистическая обработка данных.

  • Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков элементарных функций

Государственные стандарты нового поколения установили основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Содержание раздела «Электронные таблицы» полностью отвечает данным требованиям. При работе с электронными таблицами возможно интенсивное развитие всех познавательных способностей учеников. Электронные таблицы являются действенным инструментом для исследовательской и проектной деятельности, задействования межпредметных связей.


Изучение раздела «Электронные таблицы» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; в частности знание математических инструментов, динамических (электронных) таблиц:

    • Таблица как средство моделирования.

    • Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению.

    • Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ

  • Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации

  • ^ Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда; в частности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания простейших моделей объектов и процессов в виде динамических (электронных) таблиц.


Отбор содержания раздела «Электронные таблицы» программы «Информатика и ИКТ» на базовом уровне основан на:

  1. Требованиях Федерального компонента государственного образовательного стандарта; Программ основного общего образования по информатике, 9 класс, автор Н.Д. Угринович, Программа основного общего образования по информатике и ИКТ, 11 класс, автор Н.Д. Угринович и требованиям к подготовке выпускников.

  2. Содержания КИМов для ГИА и ЕГЭ по информатике

  3. Учете психологических особенностей развития детей 16-17 лет


Согласно федеральному перечню допущенных и рекомендованных учебников по информатике и ИКТ рекомендуется использовать учебники:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 10 класс, 11 класс. – М.: БИНОМ;

  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 10-11 класс, – М.: БИНОМ;

  • Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 10 класс, 11 класс, Питер Пресс;

  • Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни), 10 класс, 11 класс, Просвещение.

На второй ступени общего образования проводится изучение базового курса информатики. В Федеральном и Региональном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. Курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс — 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс — 2 часа в неделю, 70 часов в год. Базовый курс «Информатика и ИКТ» изучается как самостоятельный учебный предмет и должен обеспечивать требования федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

В классах, ранее не изучавших информатику, в 5-7 классах основной ступени можно использовать программу автора Гейна А.Г. и соответствующий УМК. Рекомендуется также УМК Макаровой Н.В. Перспективным является и новый УМК Семакина И.Г., разработанный на основе хорошо зарекомендовавшего себя ранее УМК того же автора и адаптированного к базовому учебному плану. Он включает в себя учебники Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ, 8, 9 класса. – М.: БИНОМ. 1

В классах, в которых данный предмет уже изучался в 5-7 классах, необходимо продолжать обучение по выбранному ранее УМК, обеспечивая преемственность в изучении предмета. Поскольку для преподавания пропедевтического курса в 5-7 классах выбран УМК Босовой Л.Л., а не Макаровой Н.В., то в 8-9 классах изучение информатики ведется по УМК Угринович Н.Д. Т.об. в 9 классе используется УМК «Информатика и ИКТ», базовый уровень Н.Угринович, который включает в себя:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ, 8, М.: БИНОМ;

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ, 9, М.: БИНОМ;

  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11. Методическое пособие для учителей. –М.: БИНОМ.

Преподавание предмета необходимо скорректировать так, чтобы подготовить учащихся 9 классов к итоговой аттестации в новой форме, форме тестирования (http://www.fipi.ru/view/sections/170/docs/), а также к подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Содержание раздела


Раздел «Электронные таблицы» входит в более глобальный раздел «Кодирование и обработка числовой информации», на изучение которого в 9 классе отведено 11 часов, из них 3 часа на представление числовой ин­формации с помощью систем счис­ления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, арифметические операции в позиционных системах счисления, 1 час на итоговую контрольную работу и 8 часов на изучение раздела «Электронные таблицы». Предпочитаю такие разные темы делить на 2 раздела.

Изучение раздела «Электронные таблицы» представлено следующими темами:

  1. Электронные таблицы: основные параметры, типы и форматы дан­ных.

  2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

  3. Встроенные функции

  4. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

  5. Базы данных в электронных таб­лицах

Содержание раздела включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ. Подобраны задания социальной направленности. При освоении раздела обучающиеся изучат общие закономерности функционирования, создания и применения электронных таблиц, получат знания, умения, навыки и опыт решения практически важных задач.

Практические работы методически ориентированы на развитие критического мышления, использования проблемно-иллюстративного метода, разноуровневых заданий, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение.

Учитывается, что с электронными таблицами ученики знакомы с 7 класса.

Обучение ведется на компьютерах IBM PC/Celeron с цветными мониторами (10 комплектов для учеников и 1 для учителя), соединенными локальной сетью, подключенными к сети Интернет. И ориентируются на технологию Microsoft (Windows, Office2007). На уроках используется мультимедийная установка для показа презентаций, ЦОР, интернет-заданий, демонстрации работы в изучаемых программах, иллюстрации работ обучающихся.


^ Цели и задачи раздела

Для учителя

Профессиональные:

  • Создать мотивацию к изучению раздела «Электронные таблицы»

  • Организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся

  • Создать условия для проектно-исследовательской и творческой работы учеников

  • Формировать систему знаний об основных понятиях по теме «Электронные таблицы»

  • Способствовать формированию умений и навыков работы в электронной таблице Excel2007

Психолого-педагогические

  • включение учащихся в рыночные производственно-экономические отношения, познание ими основ менеджмента, маркентинга, предпринимательства;

  • формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности

воспитательная

  • развитие разносторонних качеств личности: коммуникативных навыков, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, честности, порядочности;

  • воспитание культуры личности во всех ее проявлениях (культура труда, культура речи, экономическая культура, эстетическое развитие);

  • помочь учащимся в осознанном профессиональном самоопределении.


Для ученика

Познавательные:

  • освоение знаний об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • формирование знаний, умений и навыков работы с таблицами, диаграммами, графиками, базами данных в электронной таблице;

  • овладение умениями организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • выработка навыков применения средств ИКТ, в частности электронных таблиц, в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Развивающие:

  • выявлять потребности семьи, школы, общества

  • находить и использовать необходимую информацию

  • выдвигать идеи решения возникающих задач

  • планировать, организовывать и выполнять работу

  • оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность

воспитательные:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, честности, порядочности;

  • воспитание ответственного отношения к информации


^ Содержание КИМов к ГИА и ЕГЭ по информатике


Содержание раздела «Электронные таблицы» формулируется с учетом содержания КИМов к ГИА и ЕГЭ.


ГИА-9 класс

Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике


Раздел 1. Элементы содержания, проверяемые на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, по информатике


Код раздела

Код элемента

Описание элементов содержания, проверяемых в ходе экзамена

2.6




Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы




2.6.1

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в

готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению




2.6.2

Ввод математических формул и вычисления по ним




2.6.3

Представление формульной зависимости в графическом виде.



Раздел 2. Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, по информатике


Код требований

Описание требований к уровню подготовки, освоение которых проверяется в ходе экзамена

1

Знать/понимать

1.5

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий

2

Уметь

2.4.2

создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах); переходить от одного представления данных к другому;

3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

3.1

создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);


ЕГЭ-11 класс Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по информатике и ИКТ


Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ


Код раздела

Код элемента

Описание элементов содержания, проверяемых в ходе экзамена

3.4




Обработка числовой информации




3.4.1

Математическая обработка статистических данных.




3.4.2

Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.



Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ


Код требований

Описание требований к уровню подготовки, освоение которых проверяется в ходе экзамена

1

Знать/понимать/уметь

1.1.1

Проводить вычисления в электронных таблицах

1.1.2

Представлять и анализировать табличную информацию в виде графиков и диаграмм

2

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2.3

Использовать основные возможности операционной системы и

используемого прикладного программного обеспечения



Задания ГИА-2012 (демоверсия)


Часть 1 № 5





Часть 2 № 12





Часть 3 № 19








Задания ЕГЭ-2012 (демоверсия)


Часть 1 № А7





Часть 5 № В5





Об изменениях в КИМ ЕГЭ 2012 года по информатике и ИКТ

  • Включены новые задачи (А6, А8, А14, В3, В4, В7, В9, В11, В13, С3)

  • Изменено соотношение частей 1 и 2 работы (количество заданий в первой части сокращено с 18 до 13, во второй части – увеличено с 10 до 15), изменено распределение заданий по разделам курса информатики

  • Увеличилось количество заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и компьютерный эксперимент», уменьшено количество заданий по разделам «Системы счислений» и «Основы логики»

  • Вместо заданий на обработку графической информации в КИМ ЕГЭ 2012 г. Вошло задание на обработку звука

  • Разбиение содержания заданий на темы при этом осуществлено в соответствии с кодификатором 2011 г.


Задание ЕГЭ 2011: Демо-версия


(Необходимо рассмотреть, чтобы проанализировать результаты ЕГЭ прошлого года, рассмотрим задания данной темы из ЕГЭ 2011:


Часть 1 № А11





Часть 1 №А12




Из анализа результатов ЕГЭ-2011 по Нижегородской области



Из анализа результатов ЕГЭ на сайте Федерального института педагогических измерений (адрес ФИПИ)

  • Единый государственный экзамен по информатике в 2011 г. сдавали 54859 человек

(в 2010 г. экзамен выбрали 59840, в 2009 г. 69144 участников). Это составляет 7,05% от общего числа участников ЕГЭ текущего года (в 2010 г. 6,96%, в 2009 г. - 6,85% участников). Уменьшение количества сдававших экзамен отражает общую демографическую картину, а постепенно растущая год от года доля сдающих ЕГЭ по предмету характеризует информатику и ИКТ как профильный экзамен, востребованный абитуриентами соответствующих специальностей технических вузов и ссузов.

  • Уменьшение количества сдавших экзамен отражает общую демографическую картину, а постепенно растущая год от года доля сдающих ЕГЭ по предмету характеризует информатику и ИКТ как профильный предмет, востребованный абитуриентами соответствующих специальностей технических вузов и ссузов.

  • Большинство участников экзамена проживают в населенных пунктах городского типа. В то же время 18,5 % участников экзамена живут в сельской местности (в 2010 г. -16,3%, в 2009 г. - 13,5%). Повышение доли участников из сельской местности можно отметить как устойчивую тенденцию.

  • Результаты экзамена 2011 г. в среднем соответствуют итогам экзамена 2010 г., хотя и заметно общее снижение результатов. Так, по результатам экзамена 2011 г. минимальный балл ЕГЭ не получили 10,1% сдававих экзамен (в 2010 г. – 8,77% сдававших экзамен, в 2009 г. – 10,97%). 100 баллов получили в 2011 г. 37 человек, т.е. 0,07% участников экзамена (в 2010 г. – 79 человек, 0Б14%, в 2009 г. – 62 чел., 0,09% участников экзамена)


  1   2   3   4   5   6




Похожие:

«электронные таблицы» iconЭлектронные таблицы. Понятие формулы
Назначение электронной таблицы в первую очередь состоит в автоматизации вычислений над данными. Для этого в ячейки таблицы вводятся...
«электронные таблицы» iconГиа 9 класс В14. Электронные таблицы
Дан фрагмент электронной таблицы, в которой символ «$» используется для обозначения абсолютной адресации
«электронные таблицы» iconВариант №1 Электронные таблицы
В ячейке Н5 электронной таблицы записана фор­мула =$B$5* Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку Н7
«электронные таблицы» iconКроссворд: Электронные таблицы

«электронные таблицы» iconЭлектронные таблицы, базы данных

«электронные таблицы» iconПрактика электронные таблицы. Часть 3

«электронные таблицы» iconТема: Электронные таблицы
Цель: познакомить учащихся с электронными таблицами, основными типами и форматами данных
«электронные таблицы» iconКроссворд по теме: «Электронные таблицы»
Что является работающим в диалоговом режиме приложением, хранящим и обрабатывающим данные в прямоугольных таблицах?
«электронные таблицы» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Демонстрационные таблицы в бумажном варианте, электронные издания, цветные диапозитивы
«электронные таблицы» iconИнформатика 16. 12. 2012 9 класс Электронные таблицы стр. 84-86 19. 12. 2012

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы