История Казахстана icon

История Казахстана



НазваниеИстория Казахстана
Дата конвертации03.02.2013
Размер
ТипДокументы
источник
1. /История Казахстана рус.doc
2. /История Казахстана.doc
Занятие № 1

Тема 1. ДРЕВНЕЙШИЕ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА

В до исторический период развитие человечества идет по трем основным линиям:
А)антропогенез­­- морфологическое развитие человека от обезьяноподобных форм к современному типу,
Б)техногенез - развитие техники обработки и применения орудий труда, что вело к прогрессу материальной культуры,
В)социогенез- разви­тие человеческого общества от простейших форм (стадо) к слож­ному общинному коллективу.

1. Древнекаменный век Казахстана

Становление человека
Три с половиной миллиона лет назад усиливавшийся холод ледникового периода сковал огромное пространство воды в виде льда. Количество осад­ков резко уменьшилось, и тропические леса стали уступать место степям и саваннам. Часть обитавших в лесах обезьян-дриопитеков, не вполне приспособленных к жизни на деревьях, стала прино­равливаться к существованию на открытой местности.
Хождение на двух ногах освободило руки, это позволило пе­рейти к производству и регулярному использованию орудий труда. Размеры клыков уменьшались, вероятно, вследствие того, что ору­дия все более заменяли зубы, выполняя их функции. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга. Охота на крупную дичь саванн, дающую много мяса, привела ктому, что целые группы гоминидов стали делиться запасами пищи на стоянках, где совместная деятельность способствовала взаим­ному общению: горизонтальному - между индивидами и верти­кальному - между поколениями.
Впервые в истории эволюции преимущество получил интеллект: теперь выживаемость гоминидов зависела от мозга, а не от мускуль­ной силы или скорости ног.
Прямохождение - основная черта, отличающая человеческую трибу (подсемейство) от обезьян. В нее входит два рода: австралопи­тек и человек.

Развитие первобытного человека
· Австралопитек (южная обезьяна) – появился в Африке четыре миллиона лет назад, одновременно возникло три-четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек). Тело австралопитека было покрыто волося­ным покровом, одни из них были хрупкого телосложения и не боль­ше шимпанзе по размерам, другие имели мускулистое тело и по размерам приближались к современному человеку. В отличие от человекообразных обезьян нижние конечности австралопитеков были длиннее передних и явно приспособлены для прямохождения.
· Хомо хабилис - человек умелый. Он произошел от одной из групп австралопитеков2-1,5 млн. лет назад. Рост его был не более 1,5 м, лицо имело архаичную форму, развитый надбровный валик, плоский нос, выдающиеся вперед челюсти. В отличие от австралопитека человек умелый обладал более развитым мозгом, в котором уже выделяется речевой центр.
Человек умелый занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.
· Хомо эректус -человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Появившись в Африке, отдельные группы распространились по всему Старому свету -в Европу, Восточную Азию (синантроп), Юго-Восточную Азию (явантроп).
Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Его череп сохранял многие архаичные черты -скошенный лоб, развитые надбровные валики, массивные зубы.
Более развитый мозг позволил прямоходящему человеку ос­воить изготовление своеобразного типа каменных орудий - рубил и чопперов. Эти виды человека объединяются как архантропы или ранние люди.

Периодизация
С 2,5 млн. лет назад до 5 тысячелетия до н.э. камень доминировал в человеческой технике. Этот период археологии называют каменным веком, который разделяется на два периода - палеолит (древнекаменныйнеолит (новокаменный). Переходный между ними период называется мезолитом(средне-каменный век). Палеолит в свою очередь делится на нижний (2 млн.-40тыс. лет назад) и верхний (40-12 тыс. лет назад). Послед­ний этап каменного века, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом - меднокаменным веком.
Датировка

Период

40 –12 тыс. лет до н.э.
Верхний палеолит

12 –6 тыс лет до н.э.
Мезолит

6 – 4 тыс. лет до н.э.
Неолит

3 –2 тыс. лет до н.э.
Энеолит

XVIII – XV вв. до н.э.
Ранняя бронза

XV – XII вв. до н.э.
Развитая (средняя) бронза

XII - VIII вв. до н.э.
Поздняя бронза

Археологические культуры древнего Казахстана.
· Ашельская культура – от заготовки отбивались отщепы, которые путем следующей обработки превра­щались в необходимые орудия.
· Мустьерская – выработана подвидом человека разумного – неандертальцем. Развивалась на основе мустьерской, но орудия были более специализированы и тщательней обработаны.
· Галичная культура – в качестве материала использовалась галька.
Стоянки:
Н а территории Казахстана самые древние обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау.
Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь.

   две зоны палеоли­тических культур

Южный Казахстан Сарыарка

2. Средний и новокаменный век
Неолит
- время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня - пиление, сверление, шлифование
Неолитической революция - это процесс перехода от потребляющего хозяйства (охота, рыболовство и собирательство) к производящему - ското­водству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономи­ческой жизни есть процесс усовершенствования этих двух областей производственной деятельности человека.

Энеолит

Ботайская культура


(осёдлое коневодство, охота, рыболовство)

3.СОЦИОГЕНЕЗ
Праобщина - возникла с появлением человеческой трибы (авст­ралопитеков и человека прямоходящего) и представляла собой небольшую группу (20 – 30 особей) , имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин, взрослые мужчины и юноши сос­тавляли одну группу, дети и женщины - другую.
Родовая община - неандертальцы уже заботились о своих боль­ных соплеменниках и хоронили умерших. Праобщина начинает превращаться в эгалитарное общество - родовую общину.
Родовая община появляется с возникновением современного человека. Важнейшая отличительная черта родовой общины - экзогамия, т.е. запрет на брачные отношения внутри общины . Таким образом, мы видим появление новых, небиологических регуляторов отношений между людьми. Естественно возникшей основой для объединения было кровное родство между индивидами, а отно­шение родства устанавливалось между потомками одной матери (так как отцовство установить было трудно). Поэтому первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община - материнский род (матриархат).
С появлением экзогамности появляются брак и семья, особые общественные институты, регулирующие отношения между полами и отношения их к потомству. Первой формой брака был дуально-родовой групповой брак, когда мужчины одного рода с самого рождения являются мужьями женщин другого рода и наоборот. В ходе длительного процесса ограничения круга брачующихся пос­тепенно сложился парный брак. Первоначально два рода связывали только брачные отношения, однако со временем контакт порождал и регулярное экономическое сотрудничество, обмен культурными ценностями, языковое взаимовлияние. Складываются группы родов - племена. Приблизительно с эпохи мезолита археологи выделяют локальные культуры, составленные такими группами.
Власть внутри рода принадлежала собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные воп­росы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины - наи­более умудренные опытом члены рода, следившие за производ­ственной деятельностью, совершавшие церемонии, улаживавшие споры. Особого разряда людей для управления еще не существо­вало.
Разложение родовой общины:
· Переход от присваивающих форм хозяйства (собирательства и охоты), к производящим, т.е. земледелию и скотоводству повлек за собой появление регулярного избыточного продукта:
· Появление избыточного продукта породило возможность появ­ления института рабства. Первоначально рабами становились пред­ставители враждебного племени, считаясь собственностью рода.
Возможность отчуждения избыточного продукта и учащение военных столкновений ведет к усилению роли родовой верхушки, которая постепенно превращается в особый институт вождей, ос­новной функцией которых было управление, регулировавшее отно­шения внутри рода.
· В обществах, занимающихся плужным земледелием и ско­товодством роль мужчин в хозяйственной деятельности возрос­ла, что отразилось и на социальной структуре. Материнский род стал заменяться отцовским, счет родства велся по отцу. Непрочный парный брак начал вытесняться патриархальной семьей.

4. Бронзовый век
Так как основным материалом были сплав меди с оловом, то этот период назван археологами эпохой бронзы. Из бронзы изго­товлялись различные орудия труда-мотыги, серпы, орудия, укра­шения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством - характерные приз­наки эпохи бронзы, последнего археологического периода доисто­рии .

Андроновская культура
Для андроновской культуры ха­рактерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Ско­товодство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мо­тыжным земледелием.
Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. И это только по исследованным выработкам.
Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм - баночной, горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент, т.е. меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.

Бегазы-дандыбаевская культура
С юридизацией климата на территории Казахстана начинает зарождаться новый, более прогрессивный тип хозяйства - кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зи­мовки, земледелие стало приобретать подсобный характер.
В стаде увеличилась доля лошадей и овец, способных круг­лый год находиться на подножном корме. Это ведет к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура ХII-Хвв. до н.э. сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры - монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку

Общественный строй
Погребальный обряд андроновцев - хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречаются случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умер­шего.
Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней - основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имуществен­ная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хоро­ших пастбищ и скота - к выделению из среды общины военной аристократии - воинов-колесничих. К началу I тыс. до н. э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились трииерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники.
Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нес­кольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга «Авеста» называет пле­мена Ариев, туров, хона, дана, сайрами, сана, даха, населявшие в начале I в. до н.э. степные просторы Казахстана и Средней Азии. Но часто они называются общим именем – арья.

Археологические культуры эпохи бронзы
Ранняя и средняя бронза: Андроновская
Поздняя бронза: Срубная и бегазы-дандыбаевская

5. Культура доисторического человека
С переходом к производящему хозяйству, накоплением положи­тельных знаний расширяется круг духовной культуры человека. Земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство - по селекции зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография - рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента.
Однако подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением совре­менного человека. Круг произведений был широк: гравюры живот­ных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем. При изображении животных древние мастера достигли удивительного реализма. В то же время идет схе­матизация рисунков, вплоть до превращения в символы.
Усложнился и похоронный обряд людей верхнего палеолита. Мертвых часто посыпали красной охрой, символизирующей кровь и жизнь, отдельные погребения сопровождались богатыми украше­ниями в виде бус. В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная еда.
Эпоха современного человека - время развития языка, рацио­нального знания, религии. В языке человека начинают появляться абстрактные, обобщенные понятия, что было очень важно для накоп­ления и обмена информацией. Постепенно накапливались знания по географии, зоологии, медицине. Получают распространение ран­ние формы религии - магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.

  • Анимизм – (от лат. а nima , animus – душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. - Аруах

  • Магия – (от греч. mageia - колдовство, волшебство), обряды связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы. Возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов всех религий. – баксы.

  • Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества связанных с представлением о родстве между родами и т.н. «тотемами» – видами животных и растений. Род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. – Волк.

  • Фетишизм – (от франц. febiche – идол, талисман), культ неодушевлённых предметов – фетишей, наделённых сверхъестественными свойствами. Вера в амулеты, талисманы, обереги. – тумар.
Занятие № 2
Древние государства Казахстана

( VII в до н. э. – V в. н.э.)

Казахстан


Семеречье (саки, усуни)
Приаралье (кангюи)
Северо-Восточный Казахстан (гунны)
Западный Казахстан (аланы)
Формирование первых государственных образований
Саки

Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен. Необходимость регулирования земле- и водополь­зования привело к интеграции соседних кочевых племен. Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки - даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны иаримаспы. По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалек­тах.Вероятно, в восточных и юго-восточных регионах уже в этот период начинают функционировать пратюркские языки.

· Саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки) – район средней Амударьи и Сырдарьи, Семеречье, Тянь-Шань.
· Саки – парадарайя (заморские саки) - низовья Сырдарьи и Амударьи.
· Саки-хаомаварга (варящие хаому – лёгкий наркотический напиток) – долина Мургама.

Политическая система
Инструментом политического участия рядового общинника стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически соби­рались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот поли­тический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посред­ников. Его также можно назвать военной демократией, т.к. полноп­равными членами общины были только вооруженные мужчины, воины.

Одна из характерных особенностей политической системы этого времени - обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племе­нами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священ­ной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными пра­вителями союзов племен становились и женщины (Зарина, Томирис).

Каждой группе сакского общества соответствовал свой цвет:

· Войнам, вождям и царю – красный; символ -колесница

· Жрецам – белый; - символ – жертвенная чаща из бронзы или серебра.

· Общинникам – жёлтый и синий. – символ – пара волов.

Хозяйство

Господствующим типом хо­зяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое ското­водство. Разводили в основном овец и лошадей, которые были приспособлены к тебенёвке (пастьбана заснеженном пастбище).

На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изго­товляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колча­ны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособлен­ные к кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает расцвет бронзовой индустрии.

Земледелие – выращивали просо, ячмень, пшеницу.

Торговля : «лазуритовый» путь –с Памира в Иран и Мессопатамию, «нефритовый» – из Кашгарии в Китай.

Культура

Использование железа и переход к более прогрессивной фор­ме хозяйства способствовали развитию культуры племен Казах­стана. Подвижный кочевой образ жизни позволит им контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура, которую помогают реконструировать письменные источники и археологи­ческие материалы.

Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен. Носили они высокие остроконечные шапки, обле­гающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.

Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает и современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке «зве­риным стилем». Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Опре­деляющая его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер.

Религия

Доминирующей формой религиозных верований был культ предков.Существовали специальные родовые кладбища, находив­шиеся возле зимовок. Сюда,как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленностиместа смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняк и при­меняли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества. Также существовал культ солнца и огня, хотя в тоже время существуют ещё анимизм, тотемизм и магия.

Могильники

· Иссыкский – найден «золотой человек»;

· Бесшатыр – высотой в пятиэтажный дом.

Источники

О жизни и быте саков намстановиться известно из письменных источников – «Авесты», трудов древнегреческого историка Геродота, Страбона, Птоломея.

Политическаяистория

А) Сако-персидские войны

1. Кир –персидский царь совершивший поход в глубину сакских степей. Был разбитплеменами массагетов во главе с царицей Томирис.По приданию во время битвы погиб, а его голову Томирис отпустила в бурдюк скровью со словами «Ты жаждал крови, так насыться же ей».

2. Дарий I – совершил поход против саков в 519-518 гг. до н.э. Его войско было завлечено в пустыни и чуть тамне погибло, простым общинником Шираком,который сознательно пошёл на смерть, чтобы спасти свою родину.

Б) Нашествие Александра Македонского –330-37 гг. до н.э. захватил левобережье Сырдарьи. Попытка захватитьсакские племена живущие на правом берегу закончилась неудачей. Отступил,основав город Александрия Эсхата (Александрия крайняя).

В)Греко-персидские войны – (500-449 до н. э). Саки в них участвовали на стороне персов против греков. Отличились во время Фермопильской битвы.

ГОСУДАРСТВО УСУНЕЙ

(кон. I тыс.)

Государственное устройство .

В конце первого тыся­челетиядо нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбага-тая складываетсягосударство, известное из китайских источников, как «Страна Усунь». Во главегосударства стоял правитель, носивший титул гуньмокуньбек -«великий правитель», передававший престол по наследству. Кромеверхов­ного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощникправителя носил титул дуглу и былфактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководцаи три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носилититул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сборомналогов, исполнением законов и т.п. или

Занимали территорию от рекиЧу до Тянь-Шаня, от Балхаша до Иссык-куля. Столица – город Чугучен (город Красной долины). Китайские источники сообщают,что усуней 120 тыс. дворов, 630 тыс. человек, количество воинов 180 тыс.

Хозяйство

Сначало занималисьполукочевым скотоводством, потом перешли к осёдлости. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей. Наря­ду соскотоводством развивалось земледелие. Растительная пища входила в постоянныйрацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля.Однако в усуньской экономике все же доми­нирующую роль играло скотоводство. Навсех этапах развития хозяйство было скотоводческо-земледельческим.

Социальный строй усуней.

В усуньском обществесущество­вали имущественное и социальное расслоение, частная собствен­ность наскот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком - тамгой. Существование частногоземлевладения находит подтверждение в письменных источниках.

Исскуство и религия.

Религиозные представления усуней даёт диадема,найденая в Каргаралинском ущелье, недолеко от Алмааты.

Политическая история.

С начала образованияусуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстроосвободиться и стать одним из сильнейших государств региона. В 53 г. до н.э.Усуньское государство было разделено на две части Дальнейшая история усунейполна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались вэтой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Во II в. н.э. усуньскиевладения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает подвласть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в.н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был вМонголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться изравнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китайпосольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этогоусуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V в. имя усунейокончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, чтоэтноним «усунь» сохранился и по сей день. Один из родов Старшего жуза казаховназывается «уйсун».

ГОСУДАРСТВО КАНГАРОВ (кангюи)

(2 в. до н.э. – 5 век н.э.)

Образование государства катаров

. На запад от усуней, в долинах Таласа. Сырдарьи и Центральном Казахстане обиталимногочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй».Говорили на иранских и тюркских языках. Источники говорят, что их насчитывалось600 тыс. Могли выставить 120 тыс. войнов. Ими управлял царь, носивший титул«би» и «ябгуд». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель»царя и три советника. Кангарам подчинялись пять владений, во главе которыхстояли поставленные царем наместники. Столица государства- го­род Битянь - находился в среднем течении Сырдарьи. В первые веканашей эры кангары подчинили себе аланские племена северо­западного Приаралья. ВСредней Азии кангарскому правителю подчинялись пять «малых- владений» - Сусе,Фуму, Юени, Ги, Юетянь. Кангары придерживались антикитайской политики.Впоследствии вошли в состав Тюркского каганата.

Хозяйство

Основным занятием кангаровбыло полукочевое скотоводство. Китайцы определенно называют Кангюй «кочевымвладением». В долине Сырдарьи кангары занима­лись богарно лиманным земледелием,выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов,лоша­дей, оседлые кангары - коз, коров.

Относительно этнической принадлежности кангаровсущес­твуют две точки зрения. Часть исследователей считают их ирано-язычными,другие относят их к тюркоязычным этносам.

Аланы.

К западу от кангаров кочевали многочисленные аланские племена. Их земли простирались к северу от Аральского и Каспийского морей. В VII в. до н.э. здесь образовался союз, где главенствующую роль играли аорсы и роксаланы. Часть аланских племен, разбивскифов, ушла в Причерноморье и далее в Европу, дойдя до Испании и Северной Африки. Оставшиеся в I в. до н.э. подчинились кангарам, а затем, во II веке вошли в состав гуннского государства и окончательно ассимилировались с гунно-кангарскими племенами Западного Казахстана.

Судя по источникам, обычаи и быт аланов были схожи с кангарскими, т.е. Они также занимались кочевым и полукочевым ското­водством. Большинство исследователей считают аланов ирано-язычным народом.

Гунны

Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совер­шают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские напа­дения усиливаются, что заставило китайских императоров пост­роить Великую стену. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части- северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на террито­рию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей ЦентральногоКазах­стана и берегов Сырдарьи.

Во главе хуннской державыстоял монарх, именовавшийся «Рожденный небом и землей, поставлен­ный солнцем илуной, хуннским великим сенгиром». Часто сенгиры носили также титул «танкиркут» - «обладающий небесной благо­датью». Главной формой престолонаследия былозавещание, хотя часто власть передавалась сыну. Нередки были также фактыузурпации власти и выборов сенгира знатью. Сенгир выполнял военные,дипломатические, культовые функции, являясь не только правите­лем, но ипервосвященником хуннского народа.

Сенгир принадлежал к роду Си, и лишь егопредставители могли претендовать на занятие престола. Кроме этого существовалиеще три знатных рода - Хуянь, Сюйбу, Лань, из которых сенгир мог брать жену.Высшие чины в государстве занимали также представи­тели этих родов. Кромеродовой аристок­ратии существовала также служивая знать - «кутлуга», которыебыли «помощниками», и вельможи выполняли всю работу по управлению страной.Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый изкоторых имел свою дружи­ну (от 10 до 2 тыс. чел.) и на время исполнения своихобязанностей получали от сенгира в управление уделы. Незнатные роды управ­лялисьсвоими князьями, власть которых основывалась на авторите­те.

Аттила

Аттила своипервые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачиватьв 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготови гепидов, начал войну против Западно-Римско.й империи, в союзе с которойвыступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошед­шая в 451 г.между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году еговойска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смертиАттилы в 453 г. его держава распалась. С массовым проникновением гуннов натерриторию Казах­стана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен назапад связано изменение антропологического типа коренного насе­ления ираспространение протокипчакского диалекта тюркского языка.

Социальный строй и хозяйствохунну и гуннов .

Хунну имели хорошоорганизованное войско. Его основу составляли под­вижная и маневренная конница.Патриархально-родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета,однако в его недрах уже назревали новые общественные отношения. Существовалачаст­ная семейная собственность на скот. Материалы раскопок, захоро­ненийхуннской знати указывают на имущественное неравенство.

В праве собственности мывидим черты, характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский родвладел поло­сой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общейсобственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пус­тынные инеудобные для хозяйствования земли были в собствен­ности государства. У усунейже земля находилась в собственности семьи, существовали запретные «царские»земли.

Хунну, как и другиекочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имеласьсистема отопления-дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревалидома. Над дымоходами устраивались лежаки или нары.

Одежда хунну изготовлялась восновном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажнаяматерия.

Главную роль в хозяйствехунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалосьна подножном корме. Среди них известны оседлые племена земледельцев.

Терминология

· Абдиров Нурлан – герой Сов. Союза. Как иГасстело направил свой самолёт на вражескую колонну.

· Абдыра – большой сундук,предназначенный для хранения одежды.

· Адалбакан – шест с ответвлениями применяемыйв юрте в качестве вешалки, был подвешен к куполу юрты.

· Айбала – боевое оружие, секира сострым лезвием с одной стороны и обухом с другой.

· Айтике Байбек- улы – (1682-1766). бийМладшего жуза, один из советников хана Тауке. автор «Жеты-Жаргы».

· Айсуек – «белая кость». Высший слойказахской феодальной власти. Входили: ханы, султаны потомки Чингизидов (торе) и представители касты кожа, потомков первых мусульман-арабовпринесших в Казахстан ислам.

· Аламан -байга - байга на длительную дистанцию (25 – 100 км.)

· Алаша – вид безворсового ковра.Палас.

· Алтын кабак – состязание в стрельбе излука.

· Аманат – заложник.

· Аменгерство – положение по которомувдова выходит после годичного траура замуж за брата или близкого родственникамужа. За неё заплачен калым, она собственность рода.

· Асар – обычай взаимопомощи;приглашение родственников для срочной роботы (бесплатно).

· Атбеги – знаток лошадей, мастер дляподготовки коней к байге.


Занятие № 3

1. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

(551 г. – 604 г.)

В V - VI вв. на территории Казахстана появляется новое государ­ство, сумевшее объединитьвсе кочевые народы Евразии и превра­тить их в мощную военную державу, ставшуювровень с Византией, Ираном и Китаем. Это - Великий Тюркский каганат.




Похожие:

История Казахстана iconДокументи
1. /Этнос/~$разование казах. народности.doc
2. /Этнос/ДРЕВНЕТЮРКСКИЕ...

История Казахстана iconДокументи
1. /Культура/~$стория.doc
2. /Культура/Алпамыс.doc
История Казахстана iconДокументи
1. /Raznoe po istorii Kazakstana/Блеск и величие казахов.doc
2. /Raznoe...

История Казахстана iconУрока: "Климат Казахстана" Цель урока: знакомство с климатическими особенностями Казахстана, с закономерностями формирования климата, с основными климатообразующими факторами
Данный урок ценен для детей тем, что дает возможность изучить большой и достаточно сложный для понимания учащихся объем новых знаний...
История Казахстана icon«Летопись Воронежских деревень» исследовательская работа «Жизнь в живописных местах замирает»
«История Репьевского района», в район мы переехали из Казахстана в 2000 году. Мне было 6 лет. Репьевский район стал моей малой родиной,...
История Казахстана iconКалендарно-тематическое планирование. «История». 5 класс
История народов, государств и цивилизаций. Всемирная, всеобщая и отечественная история. Социально-экономическая, политическая, культурная...
История Казахстана iconСодержание Введение Локализация городов Южного Казахстана Количество городов, типология и типография Структура городов Функции городов Города Южного Казахстана Заключение Список литературы Введение
Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он, большой, крупный город....
История Казахстана iconДолгосрочная стратегия развития Казахстана "Казахстан 2030" Нурсултан назарбаев

История Казахстана iconИстория (Конс.) 11 История (Базов.)-11 Мхк – 9 «А» История (Проф.)-11

История Казахстана iconНиколай Михайлович Карамзин «История государства Российского» Том I предисловие История в некотором смысле есть священная книга
«История Карамзина» — один из величайших памятников русской национальной культуры
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы