Тема древнейшие культуры казахстана icon

Тема древнейшие культуры казахстана



НазваниеТема древнейшие культуры казахстана
страница1/23
Дата конвертации03.02.2013
Размер3.48 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
1. /История Казахстана рус.doc
2. /История Казахстана.doc
Нижнего палеолита
Тема древнейшие культуры казахстана
Занятие № 1

Тема 1. ДРЕВНЕЙШИЕ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА

В до исторический период развитие человечества идет по трем основным линиям:
А)антропогенез­­- морфологическое развитие человека от обезьяноподобных форм к современному типу,
Б)техногенез - развитие техники обработки и применения орудий труда, что вело к прогрессу материальной культуры,
В)социогенез- разви­тие человеческого общества от простейших форм (стадо) к слож­ному общинному коллективу.

1. Древнекаменный век Казахстана

Становление человека
Три с половиной миллиона лет назад усиливавшийся холод ледникового периода сковал огромное пространство воды в виде льда. Количество осад­ков резко уменьшилось, и тропические леса стали уступать место степям и саваннам. Часть обитавших в лесах обезьян-дриопитеков, не вполне приспособленных к жизни на деревьях, стала прино­равливаться к существованию на открытой местности.
Хождение на двух ногах освободило руки, это позволило пе­рейти к производству и регулярному использованию орудий труда. Размеры клыков уменьшались, вероятно, вследствие того, что ору­дия все более заменяли зубы, выполняя их функции. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга. Охота на крупную дичь саванн, дающую много мяса, привела ктому, что целые группы гоминидов стали делиться запасами пищи на стоянках, где совместная деятельность способствовала взаим­ному общению: горизонтальному - между индивидами и верти­кальному - между поколениями.
Впервые в истории эволюции преимущество получил интеллект: теперь выживаемость гоминидов зависела от мозга, а не от мускуль­ной силы или скорости ног.
Прямохождение - основная черта, отличающая человеческую трибу (подсемейство) от обезьян. В нее входит два рода: австралопи­тек и человек.

Развитие первобытного человека
· Австралопитек (южная обезьяна) – появился в Африке четыре миллиона лет назад, одновременно возникло три-четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек). Тело австралопитека было покрыто волося­ным покровом, одни из них были хрупкого телосложения и не боль­ше шимпанзе по размерам, другие имели мускулистое тело и по размерам приближались к современному человеку. В отличие от человекообразных обезьян нижние конечности австралопитеков были длиннее передних и явно приспособлены для прямохождения.
· Хомо хабилис - человек умелый. Он произошел от одной из групп австралопитеков2-1,5 млн. лет назад. Рост его был не более 1,5 м, лицо имело архаичную форму, развитый надбровный валик, плоский нос, выдающиеся вперед челюсти. В отличие от австралопитека человек умелый обладал более развитым мозгом, в котором уже выделяется речевой центр.
Человек умелый занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.
· Хомо эректус -человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Появившись в Африке, отдельные группы распространились по всему Старому свету -в Европу, Восточную Азию (синантроп), Юго-Восточную Азию (явантроп).
Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Его череп сохранял многие архаичные черты -скошенный лоб, развитые надбровные валики, массивные зубы.
Более развитый мозг позволил прямоходящему человеку ос­воить изготовление своеобразного типа каменных орудий - рубил и чопперов. Эти виды человека объединяются как архантропы или ранние люди.

Периодизация
С 2,5 млн. лет назад до 5 тысячелетия до н.э. камень доминировал в человеческой технике. Этот период археологии называют каменным веком, который разделяется на два периода - палеолит (древнекаменныйнеолит (новокаменный). Переходный между ними период называется мезолитом(средне-каменный век). Палеолит в свою очередь делится на нижний (2 млн.-40тыс. лет назад) и верхний (40-12 тыс. лет назад). Послед­ний этап каменного века, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом - меднокаменным веком.
Датировка

Период

40 –12 тыс. лет до н.э.
Верхний палеолит

12 –6 тыс лет до н.э.
Мезолит

6 – 4 тыс. лет до н.э.
Неолит

3 –2 тыс. лет до н.э.
Энеолит

XVIII – XV вв. до н.э.
Ранняя бронза

XV – XII вв. до н.э.
Развитая (средняя) бронза

XII - VIII вв. до н.э.
Поздняя бронза

Археологические культуры древнего Казахстана.
· Ашельская культура – от заготовки отбивались отщепы, которые путем следующей обработки превра­щались в необходимые орудия.
· Мустьерская – выработана подвидом человека разумного – неандертальцем. Развивалась на основе мустьерской, но орудия были более специализированы и тщательней обработаны.
· Галичная культура – в качестве материала использовалась галька.
Стоянки:
Н а территории Казахстана самые древние обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау.
Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь.

   две зоны палеоли­тических культур

Южный Казахстан Сарыарка

2. Средний и новокаменный век
Неолит
- время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня - пиление, сверление, шлифование
Неолитической революция - это процесс перехода от потребляющего хозяйства (охота, рыболовство и собирательство) к производящему - ското­водству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономи­ческой жизни есть процесс усовершенствования этих двух областей производственной деятельности человека.

Энеолит

Ботайская культура


(осёдлое коневодство, охота, рыболовство)

3.СОЦИОГЕНЕЗ
Праобщина - возникла с появлением человеческой трибы (авст­ралопитеков и человека прямоходящего) и представляла собой небольшую группу (20 – 30 особей) , имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин, взрослые мужчины и юноши сос­тавляли одну группу, дети и женщины - другую.
Родовая община - неандертальцы уже заботились о своих боль­ных соплеменниках и хоронили умерших. Праобщина начинает превращаться в эгалитарное общество - родовую общину.
Родовая община появляется с возникновением современного человека. Важнейшая отличительная черта родовой общины - экзогамия, т.е. запрет на брачные отношения внутри общины . Таким образом, мы видим появление новых, небиологических регуляторов отношений между людьми. Естественно возникшей основой для объединения было кровное родство между индивидами, а отно­шение родства устанавливалось между потомками одной матери (так как отцовство установить было трудно). Поэтому первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община - материнский род (матриархат).
С появлением экзогамности появляются брак и семья, особые общественные институты, регулирующие отношения между полами и отношения их к потомству. Первой формой брака был дуально-родовой групповой брак, когда мужчины одного рода с самого рождения являются мужьями женщин другого рода и наоборот. В ходе длительного процесса ограничения круга брачующихся пос­тепенно сложился парный брак. Первоначально два рода связывали только брачные отношения, однако со временем контакт порождал и регулярное экономическое сотрудничество, обмен культурными ценностями, языковое взаимовлияние. Складываются группы родов - племена. Приблизительно с эпохи мезолита археологи выделяют локальные культуры, составленные такими группами.
Власть внутри рода принадлежала собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные воп­росы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины - наи­более умудренные опытом члены рода, следившие за производ­ственной деятельностью, совершавшие церемонии, улаживавшие споры. Особого разряда людей для управления еще не существо­вало.
Разложение родовой общины:
· Переход от присваивающих форм хозяйства (собирательства и охоты), к производящим, т.е. земледелию и скотоводству повлек за собой появление регулярного избыточного продукта:
· Появление избыточного продукта породило возможность появ­ления института рабства. Первоначально рабами становились пред­ставители враждебного племени, считаясь собственностью рода.
Возможность отчуждения избыточного продукта и учащение военных столкновений ведет к усилению роли родовой верхушки, которая постепенно превращается в особый институт вождей, ос­новной функцией которых было управление, регулировавшее отно­шения внутри рода.
· В обществах, занимающихся плужным земледелием и ско­товодством роль мужчин в хозяйственной деятельности возрос­ла, что отразилось и на социальной структуре. Материнский род стал заменяться отцовским, счет родства велся по отцу. Непрочный парный брак начал вытесняться патриархальной семьей.

4. Бронзовый век
Так как основным материалом были сплав меди с оловом, то этот период назван археологами эпохой бронзы. Из бронзы изго­товлялись различные орудия труда-мотыги, серпы, орудия, укра­шения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством - характерные приз­наки эпохи бронзы, последнего археологического периода доисто­рии .

Андроновская культура
Для андроновской культуры ха­рактерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Ско­товодство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мо­тыжным земледелием.
Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. И это только по исследованным выработкам.
Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм - баночной, горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент, т.е. меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.

Бегазы-дандыбаевская культура
С юридизацией климата на территории Казахстана начинает зарождаться новый, более прогрессивный тип хозяйства - кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зи­мовки, земледелие стало приобретать подсобный характер.
В стаде увеличилась доля лошадей и овец, способных круг­лый год находиться на подножном корме. Это ведет к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура ХII-Хвв. до н.э. сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры - монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку

Общественный строй
Погребальный обряд андроновцев - хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречаются случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умер­шего.
Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней - основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имуществен­ная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хоро­ших пастбищ и скота - к выделению из среды общины военной аристократии - воинов-колесничих. К началу I тыс. до н. э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились трииерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники.
Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нес­кольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга «Авеста» называет пле­мена Ариев, туров, хона, дана, сайрами, сана, даха, населявшие в начале I в. до н.э. степные просторы Казахстана и Средней Азии. Но часто они называются общим именем – арья.

Археологические культуры эпохи бронзы
Ранняя и средняя бронза: Андроновская
Поздняя бронза: Срубная и бегазы-дандыбаевская

5. Культура доисторического человека
С переходом к производящему хозяйству, накоплением положи­тельных знаний расширяется круг духовной культуры человека. Земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство - по селекции зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография - рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента.
Однако подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением совре­менного человека. Круг произведений был широк: гравюры живот­ных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем. При изображении животных древние мастера достигли удивительного реализма. В то же время идет схе­матизация рисунков, вплоть до превращения в символы.
Усложнился и похоронный обряд людей верхнего палеолита. Мертвых часто посыпали красной охрой, символизирующей кровь и жизнь, отдельные погребения сопровождались богатыми украше­ниями в виде бус. В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная еда.
Эпоха современного человека - время развития языка, рацио­нального знания, религии. В языке человека начинают появляться абстрактные, обобщенные понятия, что было очень важно для накоп­ления и обмена информацией. Постепенно накапливались знания по географии, зоологии, медицине. Получают распространение ран­ние формы религии - магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.

  • Анимизм – (от лат. а nima , animus – душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. - Аруах

  • Магия – (от греч. mageia - колдовство, волшебство), обряды связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы. Возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов всех религий. – баксы.

  • Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества связанных с представлением о родстве между родами и т.н. «тотемами» – видами животных и растений. Род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. – Волк.

  • Фетишизм – (от франц. febiche – идол, талисман), культ неодушевлённых предметов – фетишей, наделённых сверхъестественными свойствами. Вера в амулеты, талисманы, обереги. – тумар.
Занятие № 2
Древние государства Казахстана

( VII в до н. э. – V в. н.э.)

Казахстан


Семеречье (саки, усуни)
Приаралье (кангюи)
Северо-Восточный Казахстан (гунны)
Западный Казахстан (аланы)
Формирование первых государственных образований
Саки

Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен. Необходимость регулирования земле- и водополь­зования привело к интеграции соседних кочевых племен. Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки - даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны иаримаспы. По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалек­тах.Вероятно, в восточных и юго-восточных регионах уже в этот период начинают функционировать пратюркские языки.

· Саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки) – район средней Амударьи и Сырдарьи, Семеречье, Тянь-Шань.
· Саки – парадарайя (заморские саки) - низовья Сырдарьи и Амударьи.
· Саки-хаомаварга (варящие хаому – лёгкий наркотический напиток) – долина Мургама.

Политическая система
Инструментом политического участия рядового общинника стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически соби­рались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот поли­тический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посред­ников. Его также можно назвать военной демократией, т.к. полноп­равными членами общины были только вооруженные мужчины, воины.

Одна из характерных особенностей политической системы этого времени - обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племе­нами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священ­ной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными пра­вителями союзов племен становились и женщины (Зарина, Томирис).

Каждой группе сакского общества соответствовал свой цвет:

· Войнам, вождям и царю – красный; символ -колесница

· Жрецам – белый; - символ – жертвенная чаща из бронзы или серебра.

· Общинникам – жёлтый и синий. – символ – пара волов.

Хозяйство

Господствующим типом хо­зяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое ското­водство. Разводили в основном овец и лошадей, которые были приспособлены к тебенёвке (пастьбана заснеженном пастбище).

На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изго­товляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колча­ны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособлен­ные к кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает расцвет бронзовой индустрии.

Земледелие – выращивали просо, ячмень, пшеницу.

Торговля : «лазуритовый» путь –с Памира в Иран и Мессопатамию, «нефритовый» – из Кашгарии в Китай.

Культура

Использование железа и переход к более прогрессивной фор­ме хозяйства способствовали развитию культуры племен Казах­стана. Подвижный кочевой образ жизни позволит им контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура, которую помогают реконструировать письменные источники и археологи­ческие материалы.

Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен. Носили они высокие остроконечные шапки, обле­гающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.

Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает и современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке «зве­риным стилем». Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Опре­деляющая его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер.

Религия

Доминирующей формой религиозных верований был культ предков.Существовали специальные родовые кладбища, находив­шиеся возле зимовок. Сюда,как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленностиместа смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняк и при­меняли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества. Также существовал культ солнца и огня, хотя в тоже время существуют ещё анимизм, тотемизм и магия.

Могильники

· Иссыкский – найден «золотой человек»;

· Бесшатыр – высотой в пятиэтажный дом.

Источники

О жизни и быте саков намстановиться известно из письменных источников – «Авесты», трудов древнегреческого историка Геродота, Страбона, Птоломея.

Политическаяистория

А) Сако-персидские войны

1. Кир –персидский царь совершивший поход в глубину сакских степей. Был разбитплеменами массагетов во главе с царицей Томирис.По приданию во время битвы погиб, а его голову Томирис отпустила в бурдюк скровью со словами «Ты жаждал крови, так насыться же ей».

2. Дарий I – совершил поход против саков в 519-518 гг. до н.э. Его войско было завлечено в пустыни и чуть тамне погибло, простым общинником Шираком,который сознательно пошёл на смерть, чтобы спасти свою родину.

Б) Нашествие Александра Македонского –330-37 гг. до н.э. захватил левобережье Сырдарьи. Попытка захватитьсакские племена живущие на правом берегу закончилась неудачей. Отступил,основав город Александрия Эсхата (Александрия крайняя).

В)Греко-персидские войны – (500-449 до н. э). Саки в них участвовали на стороне персов против греков. Отличились во время Фермопильской битвы.

ГОСУДАРСТВО УСУНЕЙ

(кон. I тыс.)

Государственное устройство .

В конце первого тыся­челетиядо нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбага-тая складываетсягосударство, известное из китайских источников, как «Страна Усунь». Во главегосударства стоял правитель, носивший титул гуньмокуньбек -«великий правитель», передававший престол по наследству. Кромеверхов­ного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощникправителя носил титул дуглу и былфактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководцаи три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носилититул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сборомналогов, исполнением законов и т.п. или

Занимали территорию от рекиЧу до Тянь-Шаня, от Балхаша до Иссык-куля. Столица – город Чугучен (город Красной долины). Китайские источники сообщают,что усуней 120 тыс. дворов, 630 тыс. человек, количество воинов 180 тыс.

Хозяйство

Сначало занималисьполукочевым скотоводством, потом перешли к осёдлости. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей. Наря­ду соскотоводством развивалось земледелие. Растительная пища входила в постоянныйрацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля.Однако в усуньской экономике все же доми­нирующую роль играло скотоводство. Навсех этапах развития хозяйство было скотоводческо-земледельческим.

Социальный строй усуней.

В усуньском обществесущество­вали имущественное и социальное расслоение, частная собствен­ность наскот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком - тамгой. Существование частногоземлевладения находит подтверждение в письменных источниках.

Исскуство и религия.

Религиозные представления усуней даёт диадема,найденая в Каргаралинском ущелье, недолеко от Алмааты.

Политическая история.

С начала образованияусуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстроосвободиться и стать одним из сильнейших государств региона. В 53 г. до н.э.Усуньское государство было разделено на две части Дальнейшая история усунейполна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались вэтой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Во II в. н.э. усуньскиевладения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает подвласть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в.н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был вМонголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться изравнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китайпосольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этогоусуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V в. имя усунейокончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, чтоэтноним «усунь» сохранился и по сей день. Один из родов Старшего жуза казаховназывается «уйсун».

ГОСУДАРСТВО КАНГАРОВ (кангюи)

(2 в. до н.э. – 5 век н.э.)

Образование государства катаров

. На запад от усуней, в долинах Таласа. Сырдарьи и Центральном Казахстане обиталимногочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй».Говорили на иранских и тюркских языках. Источники говорят, что их насчитывалось600 тыс. Могли выставить 120 тыс. войнов. Ими управлял царь, носивший титул«би» и «ябгуд». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель»царя и три советника. Кангарам подчинялись пять владений, во главе которыхстояли поставленные царем наместники. Столица государства- го­род Битянь - находился в среднем течении Сырдарьи. В первые веканашей эры кангары подчинили себе аланские племена северо­западного Приаралья. ВСредней Азии кангарскому правителю подчинялись пять «малых- владений» - Сусе,Фуму, Юени, Ги, Юетянь. Кангары придерживались антикитайской политики.Впоследствии вошли в состав Тюркского каганата.

Хозяйство

Основным занятием кангаровбыло полукочевое скотоводство. Китайцы определенно называют Кангюй «кочевымвладением». В долине Сырдарьи кангары занима­лись богарно лиманным земледелием,выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов,лоша­дей, оседлые кангары - коз, коров.

Относительно этнической принадлежности кангаровсущес­твуют две точки зрения. Часть исследователей считают их ирано-язычными,другие относят их к тюркоязычным этносам.

Аланы.

К западу от кангаров кочевали многочисленные аланские племена. Их земли простирались к северу от Аральского и Каспийского морей. В VII в. до н.э. здесь образовался союз, где главенствующую роль играли аорсы и роксаланы. Часть аланских племен, разбивскифов, ушла в Причерноморье и далее в Европу, дойдя до Испании и Северной Африки. Оставшиеся в I в. до н.э. подчинились кангарам, а затем, во II веке вошли в состав гуннского государства и окончательно ассимилировались с гунно-кангарскими племенами Западного Казахстана.

Судя по источникам, обычаи и быт аланов были схожи с кангарскими, т.е. Они также занимались кочевым и полукочевым ското­водством. Большинство исследователей считают аланов ирано-язычным народом.

Гунны

Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совер­шают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские напа­дения усиливаются, что заставило китайских императоров пост­роить Великую стену. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части- северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на террито­рию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей ЦентральногоКазах­стана и берегов Сырдарьи.

Во главе хуннской державыстоял монарх, именовавшийся «Рожденный небом и землей, поставлен­ный солнцем илуной, хуннским великим сенгиром». Часто сенгиры носили также титул «танкиркут» - «обладающий небесной благо­датью». Главной формой престолонаследия былозавещание, хотя часто власть передавалась сыну. Нередки были также фактыузурпации власти и выборов сенгира знатью. Сенгир выполнял военные,дипломатические, культовые функции, являясь не только правите­лем, но ипервосвященником хуннского народа.

Сенгир принадлежал к роду Си, и лишь егопредставители могли претендовать на занятие престола. Кроме этого существовалиеще три знатных рода - Хуянь, Сюйбу, Лань, из которых сенгир мог брать жену.Высшие чины в государстве занимали также представи­тели этих родов. Кромеродовой аристок­ратии существовала также служивая знать - «кутлуга», которыебыли «помощниками», и вельможи выполняли всю работу по управлению страной.Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый изкоторых имел свою дружи­ну (от 10 до 2 тыс. чел.) и на время исполнения своихобязанностей получали от сенгира в управление уделы. Незнатные роды управ­лялисьсвоими князьями, власть которых основывалась на авторите­те.

Аттила

Аттила своипервые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачиватьв 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготови гепидов, начал войну против Западно-Римско.й империи, в союзе с которойвыступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошед­шая в 451 г.между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году еговойска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смертиАттилы в 453 г. его держава распалась. С массовым проникновением гуннов натерриторию Казах­стана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен назапад связано изменение антропологического типа коренного насе­ления ираспространение протокипчакского диалекта тюркского языка.

Социальный строй и хозяйствохунну и гуннов .

Хунну имели хорошоорганизованное войско. Его основу составляли под­вижная и маневренная конница.Патриархально-родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета,однако в его недрах уже назревали новые общественные отношения. Существовалачаст­ная семейная собственность на скот. Материалы раскопок, захоро­ненийхуннской знати указывают на имущественное неравенство.

В праве собственности мывидим черты, характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский родвладел поло­сой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общейсобственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пус­тынные инеудобные для хозяйствования земли были в собствен­ности государства. У усунейже земля находилась в собственности семьи, существовали запретные «царские»земли.

Хунну, как и другиекочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имеласьсистема отопления-дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревалидома. Над дымоходами устраивались лежаки или нары.

Одежда хунну изготовлялась восновном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажнаяматерия.

Главную роль в хозяйствехунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалосьна подножном корме. Среди них известны оседлые племена земледельцев.

Терминология

· Абдиров Нурлан – герой Сов. Союза. Как иГасстело направил свой самолёт на вражескую колонну.

· Абдыра – большой сундук,предназначенный для хранения одежды.

· Адалбакан – шест с ответвлениями применяемыйв юрте в качестве вешалки, был подвешен к куполу юрты.

· Айбала – боевое оружие, секира сострым лезвием с одной стороны и обухом с другой.

· Айтике Байбек- улы – (1682-1766). бийМладшего жуза, один из советников хана Тауке. автор «Жеты-Жаргы».

· Айсуек – «белая кость». Высший слойказахской феодальной власти. Входили: ханы, султаны потомки Чингизидов (торе) и представители касты кожа, потомков первых мусульман-арабовпринесших в Казахстан ислам.

· Аламан -байга - байга на длительную дистанцию (25 – 100 км.)

· Алаша – вид безворсового ковра.Палас.

· Алтын кабак – состязание в стрельбе излука.

· Аманат – заложник.

· Аменгерство – положение по которомувдова выходит после годичного траура замуж за брата или близкого родственникамужа. За неё заплачен калым, она собственность рода.

· Асар – обычай взаимопомощи;приглашение родственников для срочной роботы (бесплатно).

· Атбеги – знаток лошадей, мастер дляподготовки коней к байге.


Занятие № 3

1. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

(551 г. – 604 г.)

В V - VI вв. на территории Казахстана появляется новое государ­ство, сумевшее объединитьвсе кочевые народы Евразии и превра­тить их в мощную военную державу, ставшуювровень с Византией, Ираном и Китаем. Это - Великий Тюркский каганат.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23




Похожие:

Тема древнейшие культуры казахстана iconКонтроль знаний учащихся по теме: своеобразие художественной культуры древнего востока
На обширной территории, от Средиземного моря до Тихого океана, раскинулись земли, где много лет назад засияли ослепительным блеском...
Тема древнейшие культуры казахстана iconУрок по теме «Древнейшие люди» 5 класс Нетрадиционные формы обучения. Урок-игра
Средства обучения (оборудование): карточки с заданиями, карта «Древнейшие люди на Земле», таблицы результатов, таблички с названиями...
Тема древнейшие культуры казахстана iconДокументи
1. /Культура/~$стория.doc
2. /Культура/Алпамыс.doc
Тема древнейшие культуры казахстана iconУрока: "Климат Казахстана" Цель урока: знакомство с климатическими особенностями Казахстана, с закономерностями формирования климата, с основными климатообразующими факторами
Данный урок ценен для детей тем, что дает возможность изучить большой и достаточно сложный для понимания учащихся объем новых знаний...
Тема древнейшие культуры казахстана iconТема: «День языков народов Казахстана»
Расширить знания о языках, традициях разных национальностей. Воспитывать любовь и уважение к родному языку и своей стране. Привитие...
Тема древнейшие культуры казахстана iconТема Теоретические подходы к изучению организационной культуры
Содержание основных понятий: управление, организация, культура, организационная культура, управление организационной культурой. Основные...
Тема древнейшие культуры казахстана iconСодержание Введение Локализация городов Южного Казахстана Количество городов, типология и типография Структура городов Функции городов Города Южного Казахстана Заключение Список литературы Введение
Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он, большой, крупный город....
Тема древнейшие культуры казахстана iconУрок по теме «Древнейшие люди»
Сформировать целостное представление о древнейшем человеке (облик, занятия, орудия труда)
Тема древнейшие культуры казахстана iconВыступление на предметной секции «опк и оркиСЭ. Духовно-нравственное воспитание школьников» Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры»
Тема: «Обеспечение преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» в 2011-2012 уч году в рамках регионального базисного...
Тема древнейшие культуры казахстана iconКонспект урока технологии 5 класс Раздел: Кулинария. Тема: «Бутерброды. Технология приготовления бутербродов». Учитель: Чехомова Э. М
Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса формированию технологической культуры, дисциплинированности,...
Тема древнейшие культуры казахстана iconАнализ работы муниципального методического объединения учителей физической культуры в 2010-2011 учебном год
Тема: «Организация эффективной системы методической поддержки педагогов по проблемам преподавания физической культуры»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы