Тема «Полезные ископаемы России». Цель урока icon

Тема «Полезные ископаемы России». Цель урока



НазваниеТема «Полезные ископаемы России». Цель урока
Дата конвертации31.10.2012
Размер55.21 Kb.
ТипУрок
источник

Тема «Полезные ископаемы России».


Цель урока: - сформировать у учащихся представления о связи минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом.

-обобщить материалы, полученные в курсе 6 класса.

- выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.

Оборудование : физическая карта России, тектоническая карта России.

Интерактивная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России» И-8кл-4

И.к.-«Строение земной коры и полезные ископаемые» И-7кл-17

^ ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

  1. Связь геологической истории с тектоническим строением. Доказать на примерах.

  2. Связь геологической истории с составом горных пород, полезных ископаемых.

  3. Связь геологической истории с рельефом.

^ 3. Изучение нового материала.


Объяснение нового материала начинается с выяснения следующих вопросов:

  1. Какими полезными ископаемыми богата Евразия?

  1. Чем объяснить различие в размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения?

3. Дать определение понятиям «минерал», «горная порода».

Далее идет рассказ о минеральных ресурсах, особенностях их формирования (рис. 156, стр. 43), размещения по территории страны, экологических проблемах, связанных с их добычей.

Связь между историей района и составом горных пород существует. Если на новейшем этапе своего геологического развития район развивался как складчатая область, то соответственно в нем формируются мощные толщи базальтов, туфов, а также морские отложения - известняки, глинистые сланцы, широко распространены и метаморфические; породы - мрамор, кварцит.

В областях складчато-глыбовых гор широко распространены магматические горные породы (Забайкалье, Саяны, Урал).

На платформах преобладают осадочные породы — мел, гипсы, соли. Эти горные породы имеют меньшую мощность и горизонтальное залегание.

Среди полезных ископаемых выделяют горючие, рудные (металлические), нерудные (неметаллические). По условиям образования выделяются магматические, осадочные и метаморфические. К магматическим относится большая часть металлических п/и, к осадочным - преимущественно неметаллические и горючие, а к метаморфическим - металлические, и неметаллические ( мрамор, кварцит, графит).

Знание связей геологической истории и условий образования п/и геологического строения и размещения их в различных районах позволяет целенаправленно, на научной основе вести их поиск и разведку.

В России выявлены крупные запасы угля, солей, природного газа торфа, марганцевых руд, никеля, бокситов, ртути.

Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу страны. Для минерально-сырьевых ресурсов страны характерны следующие черты:

  • огромное их количество;

  • крайняя неравномерность размещения;

  • большое различие в условиях эксплуатации;

  • возможность частичной компенсации истощенных месторождений п/и путем разведки и освоения новых месторождений.

Более детально мы будем рассматривать п/и при изучениии крупных районов России.

При разработке пол/иск возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?

Задачи эти определены:

1. Необходимо не снимать «сливки», а извлекать п/и из недр как можно полнее. В настоящее время удается извлечь половину разрабатываемой нефти, а остальное остается в нефтеносных пластах.

2. Следует повысить комплексность переработки. В природе практически нет чистых химических элементов. Необходимо добиваться извлечения не только основного компонента, но и попутных.

3. Необходимо повысить глубину переработки природного сырья. Из добытой нефти в настоящее время перерабатывается около половины. Получающийся остаток - мазут - сжигается в топках. При переработке руд меди около трети ее выбрасывается в отвал.

Таким образом, основным направлением использования п/и на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а бо­лее экономное и рациональное использование.


  1. ^ Закрепление материала.




Полезные ископаемые России


Платформ

Осадочные п\и в чехлах


^ Складчатых областей

Рудные п\и

Платформ

Рудные п\и на щитах

уголь

Тунгусский

Ленский

Южно-Якутский

Кузнецкий

Канско-Ачинский

Печорский

Подмосковный

Железные руды

Зап.Саяны

Урал

Железные руды

КМА

Юж.Якутия

Нефть

газ

Центр.часть Зап.Сибири

Полиметалл. руды

Вос.Саяны

Кавказ

Апатиты

Кольский п-ов

нефть

Самотлор

золото

Нагорья Сев.Забайкалья







газ

Уренгой

Ямбург

Ртуть

Алтай













Хром

Платина

Никель

Медь

Урал













Олово

вольфрам

Сев.Вост.Сибирь

Дал.Восток












































Ученики анализируют карту полезных ископаемых России (стр.44-45, рис.16).

Работа в к/к

По карте учебника определить местонахождение крупнейших месторождений п/и и нанести их на к/к.


4. Домашнее задание: § 7, стр.42, выполнить схему «Образование рудных полезных ископаемых» в тетради.




Похожие:

Тема «Полезные ископаемы России». Цель урока iconАнализ урока иностранного языка Дата 200 г. Учитель Тема урока Цель урока Цель посещения
Цель урока
Тема «Полезные ископаемы России». Цель урока iconТема урока: Две Отечественные войны
Цель урока: Сопоставление двух Отечественных войн в истории России во времени и пространстве
Тема «Полезные ископаемы России». Цель урока iconУрок по истории россии в 9 классе тема урока: Февральская революция 1917 года в России. Цель урока
Оборудование: компьютерный (мультимедиа) учебник – Т. С. Антонова, А. Л. Харитонова, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. «История России:...
Тема «Полезные ископаемы России». Цель урока iconТема урока: «Все было беды и победы » Цель урока
Цель урока: создать условия для целостного осмысления учащимися внешней политики Петра 1
Тема «Полезные ископаемы России». Цель урока iconУрок по окружающему миру в 4 а классе. Учитель Хвалько Елена Анатольевна. Тема урока: "Леса России"
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях природы лесной зоны, растительном и животном мире
Тема «Полезные ископаемы России». Цель урока iconТема урока «Конец династии Рюриковичей. Смутное время. 1584-1607 гг.» 10 класс
Цель урока: охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годунова, определить причины Смуты
Тема «Полезные ископаемы России». Цель урока iconКонспект урока. Химия, 11 класс. Тема урока: «Из чего сделана наша одежда». Вид урока: Изучение новых понятий. Цель
Цель: Раскрыть по содержанию и объему понятие волокно, как высокомолекулярное соединение
Тема «Полезные ископаемы России». Цель урока iconТема урока: «Нефтяная промышленность России» Багина О. Н. Цель
России. Определить роль нефтяной промышленности в структуре хозяйства России. Выявить значимость нефтяной промышленности для россиян...
Тема «Полезные ископаемы России». Цель урока iconТема урока: «Химический состав клетки. Органические вещества» 10 класс (спаренный урок) Цель урока
Цель урока: повторение, систематизация, закрепление, совершенствование и контроль знаний обучающихся по химическому составу клетки...
Тема «Полезные ископаемы России». Цель урока iconПутилова Надежда Михайловна, учитель бсош №2 Россия – наша Родина Цель урока
Цель урока: Систематизировать и углубить знания детей о России, как многонациональном, едином государстве
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы