Разработка урока физики для учащихся 7 класса icon

Разработка урока физики для учащихся 7 класса



НазваниеРазработка урока физики для учащихся 7 класса
Дата конвертации09.02.2013
Размер58.73 Kb.
ТипУрок
источник
1. /Разработка урока-Сила трения-7 класс.docРазработка урока физики для учащихся 7 класса


Ильбяковская средняя общеобразовательная школа Азнакаевского района РТ.


Сила трения.


Разработка урока физики для учащихся 7 класса.


Гатин Р.И.

учитель физики


1998 год.

Цель урока: Ввести понятие силы трения, объяснить причины возникновения силы трения; развивать уменя применять знания о трении на практике, выдвигать гипотезы, проводить анализ деятельности; воспитыать наблюдательность, культуру речи, умение четко выражать свою мысль.

Оборудование: игрушечный автомобиль, кусок материи, два небольших листа стекла, брусок с нитью, динамометр.


Ход урока.


I. Актуализация.


Перед изучением темы провожу актуализацию знаний учащихся, приобретенных ими ранее. С этой целью задаю учащимся вопросы, тре­бующие активной работы мысли и простого воспроизведе­ния имеющихся знаний.

  1. Каково внутреннее строение тел?

  2. Расскажите о явлении инерции.

  3. Расскажите, что такое сила и о ее графическом изображении.

  4. Что называется равнодействующей сил, о взаимодействии тел.


II. Изучение новых понятий и способов действия.


Изучение темы начинаю с выдвижения проблемы: демонстрирую опыт: приводится в движение игрушечный автомобиль. С течением времени его движе­ние прекращается. Почему же останавливается автомо­биль? Слушаю ответы учащихся. Учащиеся могут высказывать и ошибочные предпо­ложения: на автомобиль действует сила тяжести, направ­ленная вниз; на него действует сила упругости, направ­ленная вертикально вверх и др.

Привожу другие примеры:

а) санки, скатившись с го­ры, по инерции скользят по горизонтальному пути;

б) мальчик, разбежавшись, скользит на коньках по льду. Они не движутся равномерно, скорость их постепенно уменьшается. Почему?

После этих вопросов учащиеся высказывают мне­ние, что здесь (в этих примерах) должна существовать сила трения.

После этого объявляю тему урока и ставлю следую­щую проблему: в чем причина существования силы трения?

Обсуждаем предположения учащихся. Не дожидаясь полного ответа (в случае, когда учащиеся догады­ваются о причине существования трения—шероховатость поверхностей, демонстрацией опытов подтверждаем это мнение), демонстрирую опыты.

Демонстрирую движение шарика по материи, на столе, затем по стеклу. Движение шарика по шерохо­ватой поверхности материи прекращается гораздо быстрее, чем по стеклу. Учащиеся делают вывод: причина суще­ствования трения - шероховатость поверхностей.

Задаю вопрос: «Что вы предлагаете для уменьше­ния трения?» Ответ учащихся: «Хорошо обработать поверх­ности тел, сделать их гладкими».

Вызываю одного ученика и предлагаю ему передвигать стекло по стеклу.

Почему же трудно передвигать стекло по стеклу, хотя их поверхности очень гладкие? Таким образом, соз­дается новая проблемная ситуация урока.

Учащиеся высказывают различные предположения о существовании какой-то другой причины возникновения силы трения. Но какой? предлагаю еще раз вспомнить об основных положениях теории молекулярно­го строения вещества.

На основе имеющихся знаний проблема решается учащимися: причина существования трения в этом слу­чае - взаимное притяжение молекул.

Даю определение силы трения, обобщаю при­чины существования силы трения. Напоминаю, что если действие всех сил на тело уравновешено, то тело движет­ся равномерно и прямолинейно. Поэтому если мы будем равномерно тянуть брусок по доске за нить, то на него будет действовать сила упругости нити и сила трения. Привожу примеры сил трения покоя, скольжения и ка­чения. Читаем отрывок из истории применения трения и качения: «В Петербурге строили памятник Петру I. Для пьедестала памятника в окрестностях Петербурга был най­ден огромный камень весом около 1600 т. Как перевезли такой тяжелый груз?

Под скалу подвезли полозья – два длинных бревна. В каждом из них внизу во всю длину был выдолблен полу­круглый канал. Под эти полозья подкладывались такие же бревна, только выдолбленные сверху. Между полозья­ми и нижними бревнами получились два канала круглого сечения. В них вложили по 15 бронзовых шаров. И камень покатился».

Учащиеся догадываются, что одна поверхность пере­двигалась по другой, а скольжения при этом не было, то есть трение скольжения заменено трением качения. Сообщаю учащимся, что это было прототипом первого ша­рикового подшипника. А в 1896 году было сделано изобре­тение, совершившее настоящий переворот в технике: придумали подшипник качения, или шариковый подшипник.

Ставлю следующий проблемный вопрос, позво­ляющий выяснить физические основы приемов уменьшения и увеличения силы трения скольжения: требуется перета­щить по полу тяжелый брус прямоугольной формы. Как его легче тянуть: поставив на ребро или положив плаш­мя?

Ученики включаются в дискуссию. Одни говорят, что брус надо поставить на ребро, так как в этом случае меньше площадь соприкосновения, соприкасается меньше неровностей. Другие утверждают, что брусок лучше поло­жить плашмя, тогда соприкосновение между частицами бу­дет слабее, так как в этом случае давление будет меньше. Некоторые предполагают, что в обоих случаях сила тре­ния и скольжения будет одинакова.

Проблема решается демонстрационным экспери­ментом. Беру брус с привязанной к нему нитью, ставлю его на деревянную линейку. Равномерно тяну брус с помощью динамометра. Следим за показаниями динамометра. Меняю положение бруса. Повторяю опыт. Следим за показаниями динамометра. Вывод: сила трения скольжения от площади со­прикосновения не зависит.

Возникает новая проблема: от чего могла бы зави­сеть сила трения? Новые предположения учащихся, которые записы­ваем на доске: от веса тела, от площади опоры, от давле­ния, от нагрузки, от скорости перемещения, от материала, из которого состоят трущиеся тела, от обработки поверх­ности, от смазки.

Сообщаю, что одновременно установить влияние на силу трения всех факторов, записанных на доске, не­возможно. Составляем совместно с учащимися план провер­ки предположений в отдельности фронтальны­ми опытами.

В результате опытов получили ряд новых закономерностей:

а) сила трения зависит от обработки поверхностей и от смазки;

б) сила трения зависит от рода трущихся поверхностей;

в) сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности;

г) сила трения не зависит от скорости перемещения трущихся тел (для не очень больших скоростей);

д) сила трения не зависит от площади соприкосновения трущихся поверхностей.


III. Формирование умений и навыков.

Для закрепления изученного предлагаю каче­ственные проблемные задачи:

1. Всегда ли сила трения скольжения больше трения качения? (Ответ:, трение каче­ния мало, если каток и поверхность, по которой он ка­тится, деформируются незначительно. Если же деформация значительна (рыхлая земля, песок, снег), то сила трения качения может оказаться больше силы тре­ния скольжения (по снегу санки тянуть легче, чем те­легу).

2. В ясный, солнечный день по лесу мчался поезд. Ма­шинист стоял у окна и внимательно смотрел на дорогу. Вдруг в густой тени деревьев машинист заметил какую-то темную полосу, пересекавшую железнодорожное полот­но. Через несколько мгновений машинист рассмотрел, что это упавшее на путь дерево. До дерева оставались счи­танные сотни метров. Машинист быстро включил тормоза. Поезд замедлил ход, однако расстояние до дерева остава­лось все меньше и меньше. «Давай задний ход!»-закри­чал кочегар. Но машинист не послушался. Поезд шел все тише и тише и, наконец остановился. Правильно ли посту­пил машинист, не дав паровозу обратный ход? Ответ: если паровозу дать обратный ход, то колеса его начнут скользить по рельсам и сила трения между ними сразу уменьшится. Чем сильнее прижимаются к колесу тормозные колодки, тем быстрее замедляется вращение ко­лес и тем быстрее останавливается поезд. Максимальное трение между колесом и рельсом будет тогда, когда оно еще не проскальзывает по рельсу, но малейшее увеличение тормозящего момента вызывает проскальзывание.

3. Из какой стопки книг, большой или малой, легче вытащить нижнюю книгу? Почему? Ваше утверждение проверьте на опыте.


IV. Задание на дом:

Прочитать § 43, 44, ответить на вопросы в конце параграфов, решить задачи № 86 - 91 учебника.


V. Итог урока.

Обобщаю то, что узнали нового на уроке.

VI. Оценка знаний.






Похожие:

Разработка урока физики для учащихся 7 класса iconМетодическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И
Изучение базового курса физики в нашей специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 1 вида начинается с 8 класса на основе...
Разработка урока физики для учащихся 7 класса iconРазработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами готового мультимедийного / программного продукта
Направление работы: разработка урока по физике для 10 класса с использованием икт и фрагментами
Разработка урока физики для учащихся 7 класса iconРазработка урока физики по теме "Плотность вещества". 7-й класс Мухаррамова Гульнара Муниповна, учитель физики
Цели урока: Обучающая: ввести новую характеристику тела (вещества)- плотность
Разработка урока физики для учащихся 7 класса iconПояснительная записка Цель: Методическая разработка планируется для
Разработка для учащихся общеобразовательных школ, для 8 класса, в возрасте 13 15 лет
Разработка урока физики для учащихся 7 класса iconРазработка урока по физической культуре для 6 класса Тип урока. Учебно-игровой
Тема урока: «Развитие двигательных качеств через совершенствование техники и тактики русской народной игры «Лапта»
Разработка урока физики для учащихся 7 класса iconРазработка урока по материаловедению для учащихся 5 класса Уроки 1-2
...
Разработка урока физики для учащихся 7 класса iconМетодическая разработка урока с использованием Интернет-ресурсов «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»
«Тепловые явления», закладывают базу для дальнейшего изучения данной темы в курсе физики 10 класса. В процессе изучения темы использовались...
Разработка урока физики для учащихся 7 класса iconКонспект урока для учащихся 6 класса Тема урока: Обучение технике прыжка в длину с места, челночного бега. Задачи урока: Образовательные

Разработка урока физики для учащихся 7 класса iconРазработка урока по волейболу для 7 класса Все упражнения и задания (от начала и до конца) учитель выполняет с ребятами, для большей заинтересованности детей. Тема
Сообщение задач урока: совершенствование передач двумя руками сверху, снизу и приём сверху и снизу
Разработка урока физики для учащихся 7 класса iconКонспект урока №46 (2) по волейболу для учащихся 7 класса Тема урока : волейбол Задачи урока: развитие общей выносливости; обучение верхнему и нижнему приёму мяча
Инвентарь: волейбольные мячи, свисток, для теоретической части – интерактивная доска (smart board)
Разработка урока физики для учащихся 7 класса iconАнаньева О. А., учитель физики, математики информатики моу «Чусовитинская сош» Самоанализ открытого урока физики, проведенного 11 февраля 2010 года Тема урока
Цели урока: изучить понятие напряжения на участке цепи, его единицами измерения, на уровне понимания
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы