Реферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения icon

Реферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения



НазваниеРеферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения
Дата конвертации09.02.2013
Размер294.97 Kb.
ТипРеферат
источник
1. /Качество знаний учащихся - какими они должны быть.docРеферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения


Реферат


Качество знаний учащихся:

какими они должны быть


2004

Усвоение  как объект измерения.

Основой образования являются знания. Что же такое "знания" и что такое "качество знаний"?

Качество, согласно философскому подходу,  это совокупность свойств, определяющих степень пригодности объекта для использования по назначению.

Качество автомобиля, например, определяется такими характеристиками, как скорость его движения, вместимость салона, его дизайн и т.д.

Качество металла характеризуется его удельным весом, прочностью, ковкостью (хрупкостью) и т.п.

В настоящее время в педагогике не существует точного и общепринятого определения понятия "знания". Под знаниями понимают часто и общественное достояние /зафиксированное, объективное с помощью слов, знаков, символов/, и «индивидуальные образы вещей, свойств, процессов и отношений объективной действительности, возникающие благодаря закреплению и обобщению объективного содержания психических образований и сохраняющиеся в памяти в виде представлений, понятий суждений».

Знания делятся на следующие виды:

 основные термины и понятия;

 научные факты и факты повседневной действительности,

 основные законы науки,

 научные теории.

Определим понятие "качество знаний". Качество знаний (школьников)  это система свойств, характеризующих их соответствие государственным стандартам образования, т.е. социальному заказу, запросам учащихся и их родителей.

Попытки построения целостной системы показателей качества знаний были предприняты рядом исследователей. В это число входят В.П БЕСПАЛЬКО, Л. КОГАН, Л.А. КРАСНОВСКИЙ, И.И. КУЛИБАБА, И.Я. ЛЕРНЕР, И.ЛОМПШЕР /Германия/, В. ОЛ /Германия/, Г. ПИПИГ /Германия/. Исследователи по разному определяют качественные показатели знаний, систему показателей качества знаний.

Г. ПИПИГ определяет три группы показателей качества знаний:

 степень объективности знаний /отношение между существенными признаками усвоенного понятия/;

 степень обобщенности знаний /определяется отношением общего, единичного и особенного/;

 степень системности /согласованность знаний между собой/.

И.Я. Лернер выделяет следующие качественные показатели знаний: полноту и глубину, оперативность и гибкость, конкретность и обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность и системность, осознанность и прочность. Определим некоторые из показателей.

Полнота знаний  это показатель, характеризующий количество всех знаний об изучаемом объекте.

Глубина знания определяется числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимся.

Оперативность знаний предусматривает готовность и умение обучаемого применять их в сходных и вариативных ситуациях.

Аналогично определяются остальные показатели. Данные определения позволяют достаточно объективно определить уровни сформированности той или иной характеристики качества знаний.

В.П. БЕСПАЛЬКО выделяет следующие показатели качества знаний: уровень и коэффициент усвоения, научный уровень и коэффициент научности содержания, сложность, трудность содержания и т.п.

Некоторые показатели рассмотрим подробно.

Уровень и коэффициент усвоения. Всю возможную структуру деятельности человека, отмечает автор, можно представить в виде следующих четырех последовательных уровней усвоения, как способность решать различные задачи, отображающие развитие опыта учащихся в данном предмете в процессе обучения:

  1. уровень  деятельность по узнаванию,

  2. уровень  репродуктивное алгоритмическое действие /решение типовой задачи/,

3. уровень  продуктивное действие эвристического типа /решение нетиповой задачи/,

4. уровень  продуктивное действие творческого типа / действие человека «без правил», в результате чего создаются новые правила/.

Для каждого уровня усвоения можно определить коэффициент усвоения.

Коэффициент усвоения /Ка/ В.П.БЕСПАЛЬКО определяет как отношение числа операций /а/ к числу: существенных операций, ведущих к решению задач /р/:

Ка = а/р (0 Ка 1). (1)

При использовании четырехбалльной системы («5»-«2») Ка принимает значения, соответствующие определенным отметкам:

1  отметка «5»;

0,66  отметка «4»;

0,33  отметка «3»;

0-0,32  отметка «2».

По коэффициенту усвоения судят о завершенности процесса обучения. «Проведенные исследования показывают, отмечает ученый, что при Ка0,7 процесс обучения можно считать завершенным, так как в последующей деятельности учащийся способен в ходе самообучения совершенствовать свои знания. При усвоении с коэффициентом Ка<0,7 учащийся в последующей деятельности совершает систематические ошибки и не способен к их исправлению». Наши исследования также подтвердили этот вывод. На практике значения коэффициента усвоения мы часто определяли в процентах. Тогда: Ка=а/р•100% ((0Ка100).

Подходы В.П. БЕСПАЛЬКО и И.Я. ЛЕРНЕРА позволяют наиболее объективно оценить многие показатели качества знаний. Но вместе с тем они обладают одним большим недостатком. Использование многоэлементной системы показателей (качеств) (число их часто превышает десяток) в практической деятельности крайне затруднительно. С целью устранения этого недостатка Т.М. ДАВЫДЕНКО предлагает определить оптимальную систему интегрированных показателей качества знаний.

Такие показатели качества не являются результатом механического слияния входящих в них компонентов, а представляют собой результат интеграции их свойств.

Первым таким показателем целесообразно считать действенность знаний.

Л.А. ЗАКОТА отмечает, что «действенность знаний проявляется в свободном оперировании знаниями, а также в умении самостоятельно ставить и разрешать задачу, проблему.

Если знания характеризуются действенностью, то они отличаются полнотой, глубиной и осознанностью.

Вторым интегративным показателем качества знаний является системность знаний.

Л.Я. ЗОРИНА определяет это понятие, как показатель, который «...характеризует наличие в сознании ученика структурных связей строения знания внутри научной теории».

Системность интегрирует с такими показателями качества, как систематичность, глубина, конкретность, обобщенность.

Третий интегративный показатель качества знаний – прочность. В ряде исследований прочность знаний характеризуется длительностью сохранения их в памяти. Прочность представляет собой целостную совокупность таких показателей, как осознанность, развернутость, свернутость.

Очень важно соответствие показателей качества знаний логике процесса усвоения. Понимание «усвоения» дает возможность определить уровни усвоения, и, следовательно, уровни сформированности системы показателей качества знаний.

В психологии "усвоение" рассматривается в свете двух теорий: ассоциативно-рефлекторной и теории поэтапного формирования умственных действий.

Ассоциативно-рефлекторная теория изложена в работах Д.Н. БОГОЯВЛЕНСКОГО, Н.А. МЕНЧИНСКОЙ, Ю.А. САМАРИНА и др.

Основа этой теории – учение И.П. ПАВЛОВА. Ю.А. САМАРИН подчеркивает, что усвоение связано с формированием у обучаемых ассоциаций и их систем. Согласно этого учения выделяются следующие этапы усвоения:

 «локальных ассоциаций» (знания лишены системности);

 «частносистемных ассоциаций» (системность знаний ограничена параграфом или главой учебника);

 «внутрипредметных ассоциаций» (знания систематизируются по учебной дисциплине);

 «межпредметных ассоциаций» (высший уровень системности знаний).

При переходе от одного этапа усвоения к более высокому, от одного уровня системности к более высокому уровню повышаются также действенность и прочность знаний.

Теория поэтапного формирования умственных действий усвоение рассматривает как деятельность, состоящую из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности. Обобщением и развитием поэтапной теории формирования умственных действий является, теория В.В. ДАВЫДОВА. Согласно данной теории основные теоретические положения той или иной науки изучаются в начале курса, а затем проводится конкретизация знаний. Данный подход позволяет усилить целостность восприятия изучаемого вопроса, выявить и охватить причинно-следственные связи, лежащие в основе нескольких явлений, что, в конечном счете, влияет на формирование системности, действенности и прочности знаний. Итак, мы убедились в том, что каким бы из рассмотренных подходов мы ни пользовались, показатели: действенность, системность, прочность  соответствуют логике познания.

Следовательно, оптимальную систему показателей качества знаний могут составлять следующие показатели: действенность, системность, прочность. Однако необходимо учитывать и количество (объем) знаний. Количество знаний определяет такой показатель, как "полнота". Итак, оптимальной системой количественно-качественных показателей знаний является система следующих показателей: полнота, системность, действенность, прочность. Но на практике, ввиду сложности выявления "системности знаний" и ввиду того, что "сформированность действенности" предполагает и сформированность "системности" знаний, мы считаем, что можно использовать сокращенный вариант системы количественно-качественных показателей знаний: полнота, действенность, прочность.

Данную систему показателей качества знаний (полноту, действенность, прочность) можно изобразить как систему координат в 3-х  мерном пространстве (Схема 1).


Тесты  как средство выявления качества усвоения. Требования к тестам.

Результативность образовательного процесса должна предусматривать его объективный контроль. Контроль может рассматриваться как условие процесса обучения, как учет успеваемости, как вид деятельности преподавания и т.д.

Исследователи определяют и различные функции контроля: воспитывающая мотивационно-стимулирующая, обучающая, развивающая, диагностическая, корректировочная и др.

Попытки определить единую систему функций для различных видов контроля вряд ли могут быть успешными. При контроле знаний учащихся важно знать для чего это делается: для анализа успе­ваемости, определения качества знаний, сравнения знаний учащихся, корректировки знаний и др.

Результаты контроля позволяют оценить эффективность выбранных преподавателем методов обучения, соответствие осваиваемого содержания материала уровню познавательных возможностей учащихся, определить направления формирования эмоционально-волевой и познавательной сфер учащихся.

Ключевым является вопрос о соотношении уровней образовательных программ и уровней усвоения учебного материала.

Нельзя устанавливать прямого соответствия между уровнями образовательных программ и уровнями усвоения учебного материала, оно будет искусственным. Недопустимой является точка зрения, что в отдельных классах уровень усвоения учебного материала может быть один. Знания учащимся передают учителя, которые в силу своих личностных особенностей получают авторское право на моделируемый уровень усвоения учащимися знаний.

В настоящее время для контроля знаний, диагностики уровня усвоения учебного материала используются педагогические тесты.

Тест представляет собой систему заданий, предъявляемых исследуемому и определяется как стандартизированное измерение. Формула теста: Т=З+Э (задание, плюс эталон его выполнения).

Исходя из анализа био-социальной структуры личности (см. З.В. Дубровина, И.Д. Кареев, Л.Т. Блинова, Л.П. Макарова, Э.С. Рутенбург, М.Я. Ларионова, В.Г. Демченко, А.П. Кашин и др.), различают физиологические тесты, определяющие темперамент, особенности высшей нервной деятельности, половозрастные и патологические особенности человека; психологические, раскрывающие особенности памяти, внимания, мышления, воображение и др.; интеллектуальные, изучающие знания, умения, навыки и привычки; личностные, выясняющие потребности, установки, мировоззрение личности…

В основе теста, лежит набор заданий, позволяющий оценить качества личности с использованием статистических методов.

Педагогическое тестирование позволяет определить степень усвоения учебного материала и имеет преимущества перед традиционными методами контроля и оценки знаний учащихся:

– объективность тестовой оценки выше, так как исключается влияние субъективных факторов на определение отметки (характер взаимоотношений учителя и учащегося, индивидуальные особенности преподавателя);

 оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. Большая градация оценки обусловливается более точным измерением учебных достижений, в то время как в традиционных методах контроля пользуются пятибалльной оценочной шкалой;

 степень или уровень усвоения учебного материала можно перевести к более точной традиционной отметке;

 тесты отличаются оперативностью, их можно проводить на больших группах учащихся;

 тестирование характеризуется эффективностью использования, так как экономит время, необходимое, к примеру, для проверки контрольных работ;

 тестирование способствует самообразованию, так как позволяет учащимся обнаружить пробелы в структуре своих знаний и принять меры для их ликвидации;

 тестирование позволяет объективно сравнивать эффективность образовательного процесса в различных классах, школах, регионах;

 точно определяет соответствие знаний учащихся требованиям образовательного стандарта.

Тестовые задания могут быть представлены в следующих формах:

 закрытой, когда учащемуся необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из предложенных;

 открытой, когда ответы даются самими испытуемыми;

 на соответствие, когда элементы одного множества утверждений требуется поставить в соответствие элементам другого множества;

 на установление, когда в задании требуется установить определенную последовательность действий, операций, вычислений.

Различают два вида тестовых заданий по форме ответа: предполагающие свободную форму ответа и рассчитанные на выбор ответа.

К тестовым заданиям, предполагающим свободную форму ответа, относятся:

 задания на дополнение ответа;

 задания с пропусками однозначного ответа;

 терминологические задания, когда дается характеристика понятия, явления, события с целью определения охарактеризованного термина.

К тестовым заданиям, предполагающим выбор ответа относятся:

 задания на установление связи (соответствия) между событиями и датами, причинами и следствиями, логически связанными понятиями.

 задания на выбор правильного утверждения из предложенных альтернативных и др.

Как правило, понятия располагают в задании в два столбика.

Сравнивая ответ учащегося с эталоном, преподаватель определяет коэффициент усвоения знаний (Ка) (см. формулу 1).

Требования к знаниям учащихся, предъявляемые большинством стандартов, вполне могут быть удовлетворены заданиями репродуктивного и продуктивного характера.

Несколько тестов одного и того же уровня (а) называют "батареей"; несколько последовательных батарей различных уровней – "тест-лестницей".

Как показывают математические расчеты экспериментальной работы, для достижения достаточной надежности контроля (75%) батарея тестов должна содержать 40-50 существенных мыслительных операций, т.е. р=40-50.

Правильность или неправильность ответа выясняется при использовании эталона ответов.

Отметки по репродуктивному уровню знаний, при применении приема взаимоконтроля могут высчитываться учащимися самостоятельно после проведения опроса и сообщения преподавателям правильных ответов.

Пользуясь значениями Ка по каждому уровню, МОЖНО:

 провести качественный анализ предметных знаний учащихся;

 определить уровень (качество) подготовки по каждому общеобразовательному предмету учебной группы в целом;

 дать сравнительную характеристику результатам обучения по предметам общеобразовательного цикла;

 оценить качество общеобразовательной подготовки в конкретном учебном заведении;

 обеспечить единый подход к проверке качества общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в конкретном учебном заведении.

Зная диагностический вес вопросов каждого уровня нетрудно определить общую комплексную отметку учащегося за ответы на все контрольные вопросы.

Диагностический вес вопросов определяется по формуле /согласно В.М. Полонскому/:

Р=А/В, (2)

где: В  число учащихся, правильно ответивших на данный вопрос,

А  число учащихся, правильно ответивших на все вопросы данной темы, всей системы формируемых знаний.

Несмотря на различный уровень подготовленности, диагностический вес вопросов для различных групп учащихся остается примерно одинаковым и в "стабильных классах сохраняется".

В научно-исследовательской и педагогической работе диагностический вес каждого вопроса определяется так:

 исходя из требований Программы и тематического планирования курса, выясняются основные понятия курса, необходимые для усвоения учащимися. На их основе, а также на основе их "информативных составляющих" разрабатываются специальные вопросы по всем разделам учебника.

На повторно-обобщающих уроках в течение учебного года согласно "Тематическому планированию" преподавателями могут фиксироваться ответы учащихся на каждый вопрос составленного опросника. Для определения диагностического веса вопросов данные, заносятся в таблицу:



Формулировка вопроса

Число учащихся, правильно ответивших на вопрос

Диагностический вес вопроса

1

2

3











Зная количество учащихся группы правильно ответивших на все вопросы по данной теме (разделу) и количество учащихся той же группы, правильно ответивших на данный вопрос, преподавателями определяется диагностический вес каждого вопроса опросника.

Поэтому для контроля усвоения знаний по каждому разделу курса с "высокой вероятностью" отбираются контрольные вопросы с наибольшим диагностическим весом.

Причем, для третьего уровня усвоения знаний, диагностический вес каждого из трех вопросов соответствует 0,8, для второго уровня 0,6, и для первого 0,4. Стремясь к определению полноты усвоения каждого раздела курса, контрольные вопросы подбираются в соответствии с последовательностью его структуры, учитывая сущностные особенности содержания.

Правильные ответы на вопросы 3-го уровня усвоения знаний с высокой степенью вероятности (но не абсолютной) говорят и о правильности ответов учащегося на остальные вопросы раздела.

Комплексная отметка усвоения знаний учащимся по каждому разделу курса определяется по формуле:

Мр=((0,4М1)+(0,6М2)+(0,8М3))/З (3)

где: Мр  комплексная отметка (балл) учащегося по усвоению раздела учебного курса;

М1, М2, М3  отметки (баллы) по усвоению учащимися первого, второго и третьего уровней знаний;

0,4; 0,6; 0,8 – диагностический вес вопросов первого, второго и третьего уровня знания;

З  количество компонентов комплексной отметки.

Комплексная отметка (балл) учащегося по усвоению курса определяется по формуле:

Мк=(Мр1р2р3…)/З

где: Мк  комплексная отметка (балл) учащегося по усвоению курса;

Мр1, Мр2, Мр3  комплексные отметки (баллы) по усвоению учащимися первого, второго, третьего и других разделов курса.

Комплексный метод оценки знания, может быть использован для объективного выведения годовых отметок, отметок в полугодиях и четвертях по предметам всех дисциплин. Для этого необходимо подготовить соответствующие контрольные вопросы по каждому курсу.


Как оценить качество предметных знаний с помощью авторских тестов, разработанных преподавателями?

Каждый тест состоит из 2-х частей. Первая часть представляет собой задание, которое должен выполнить учащийся. Вторая часть  эталон, показывающий, как следует правильно выполнить задание и сколько существенных мыслительных операций (р) содержится в нем.

Мыслительные операции  это мыслительные действия учащихся, приводящие к правильному ответу. В отличие от первой части, которая выдается учащимся в виде текста самостоятельной работы, вторая часть находится только у преподавателя.

Целесообразно тестирование проводить три раза в течение учебного года: в начале и по окончании I и II полугодий.

В зависимости от цели проверки преподаватель из определенной батареи тестов отбирает такое число заданий, которое содержит в себе не менее 40 существенных операций (р40).

Выполняя эти задания, учащийся записывает ответы на бланке опроса следующего вида:

Бланк опроса

Фамилия, имя

Группа №

Уровень усвоения

Дата заполнения




Ответы: 1. ( ); 2. ( ); 3 ( )…


Правила проведение тестирования:

 своевременное оповещение учащихся о дате проведения тестирования.

 ознакомление учащихся с основными принципами и условиями тестирования;

 наличие и предъявление учащимся инструкции о работе с тестом до начала тестирования;

 представление количественного результата тестирования в виде индивидуальных тестовых баллов (суммы всех единиц за выполненные задания), которыми выражается степень овладения учебным материалом каждым учащимся;

 соблюдение педагогического такта при объявлении результатов тестирования, поскольку они могут значительно отличаться от текущей успеваемости учащегося.

Технология создания теста должна включать следующие этапы:

  1. отбор учебного материала дисциплины, подлежащего тестовому контролю с учетом должного уровня его усвоения;

  2. создание заданий в тестовой форме по всей программе дисциплины с учетом должного уровня знаний и объединение их в тематические или рубежные "тесты";

  3. экспертиза "сырых тестов" другими преподавателями, выбраковка некорректных заданий;

  4. эмпирическая проверка (апробация) "сырых тестов" на учащихся;

  5. статистический анализ результатов эмпирической проверки (выбраковка заданий, на которые дали правильные ответы все учащиеся, не дал правильного ответа ни один учащийся), отбор валидных тестовых заданий;

  6. формирование собственно теста, охватывающего всю программу дисциплины.

Алгоритм начальных действий преподавателей по составлению контрольных тестовых заданий по предмету.

1. В содержании учебной программы предмета обучения, рассчитанной на прохождение учебного материала в первом полугодии учебного года  начальный контроль, втором  промежуточный, или за весь учебный год  заключительный замер, выделите 30-40 основных элементов учебного усвоения: теорий, закономерностей, понятий, фактов, которые необходимо, по Вашему мнению, усвоить учащимся.

2. Определите, на каком уровне, Вы считаете, должен быть осознан каждый элемент учебного усвоения. Используйте краткую характеристику "Уровней усвоения знаний, умений и навыков учащимся".

3. Продумайте вопрос или задание к каждому выделенному основному элементу учебного усвоения, который (ое) позволяет выяснить его знание учащимися на отмеченном уровне усвоения. Используйте пояснительные материалы: "Распределение вопросов для контроля знаний учащихся по сложности" и "Уровни усвоения знаний, умений и навыков учащимися".

На вопросы, определяющих второй уровень усвоения знаний, учащиеся должны самостоятельно дать ответ, используя учебный материал, «подсказки» нет.

4. Помните, что в тестовом контрольном задании должен быть различный набор вопросов, рассчитанных на определение всех уровней усвоения знаний учащимися (см. далее «Уровни усвоения знаний…»).

Специфика обучения общественным дисциплинам позволяет провести интеграцию 3-4 уровней усвоения, т.е. характеристика учебно-познавательных действий учащихся на вопросы данных уровней может считаться показателем 3-го уровня.

При ответах на все вопросы контрольного тестового задания учащийся в общей сложности должен произвести не менее 40-50 существенных (мыслительных) операций (р).

Существенные операции  это неразрывные мыслительные действия, направленные на достижение правильного ответа.

5. После записи тестового вопроса дайте «эталон ответа» (тест=задание+эталон) и отметьте количество существенных операций, приводящих к нему (р).

6. Уровень усвоения знаний учащимися по контрольному тестовому заданию (Q) определите по формуле (тоже см. формулу 1):



Если Q>0,7, то можно считать, что знания по предмету учащимися усвоены.

В учебной группе может использоваться средний арифметический показатель:



где K  средний (общий) коэффициент уровня усвоения знаний;

N  количество учащихся в учебной группе;

7. При выставлении индивидуальных отметок с использованием тестового контроля, используйте следующую оценочную шкалу:

0,7-0,8

низкий уровень

0,8-0,9

средний уровень

0,9-1

высокий уровень

Отметки по пятибалльной системе

3



4



5


Уровни усвоения знаний, умений и навыков учащихся

1 уровень. Знакомство (узнавание изученных объектов, процессов, явлений). Учащийся способен лишь узнавать ранее изученные факты, понятия, законы, теории и способы деятельности. При усвоении учебного материала на этом уровне учащийся выполняет деятельность по воспроизведению информации только в том случае, если ему предлагается намек или подсказка в открытой форме.

2 уровень. Воспроизведение (воспроизведение изученной информации, повторение усвоенных действий). Учащийся умеет выполнять учебно-познавательную деятельность без инструкций и подсказки, самостоятельно по памяти воспроизводить необходимую информацию.

3 уровень. Умения и навыки (выполнение действий, алгоритмы которых изучены, а содержание, условия  новые). Учащийся умеет применять знания для решения типовых задач по образцу. В результате деятельности добывает сведения ранее ему неизвестные, но использует при этом известные методы поиска ответа.

4 уровень. Творчество (участие в выполнении исследований, решении творческих задач, участие в рационализаторской деятельности). Учащийся может выполнять творческую деятельность в условиях проблемной ситуации. Ни ответ, ни способ его поиска ему неизвестен.


Распределение вопросов для контроля знаний учащихся по уровням усвоения

УЗНАВАНИЕ: умение сделать правильный выбор из предложенного перечня ответов или ситуаций.

 Выберите...

 Найдите правильное (ый)...

 Какое высказывание является верным...

 Назовите (после вопроса следует подсказка и т.д.).

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ: воспроизведение изученной, наиболее употребляемой информации или повторение известных мыслительных алгоритмов, действий.

 Сформулируйте (назовите) понятие... (аксиому, теорему, гипотезу, выводы и следствия из них);

 Напишите зависимость... (формулу, равенство, условные обозначения);

 Назовите условия... (особенности, признаки, свойства);

 Перечислите виды, составьте таблицу;

 Опишите явления, происходящие при...;

 Нарисуйте, объясните рисунки, покажите на рисунке, дополните рисунки... объясните с помощью рисунка...;

 Объясните, что называется ... каким должен быть... что означает фраза...;

 Обоснуйте следующие выводы... вашими ответами на предыдущие пункты.

ТВОРЧЕСТВО:

а) выбор целесообразной последовательности действий и правильное их осуществление:

 приведите примеры, подтверждающие (или опровергающие) ...;

 приведите пример ... и докажите его верность; объясните на каком-либо примере;

 нарисуйте схему ... и с ее помощью объясните ...;

 покажите на образце (на модели)... и объясните...;

 напишите формулу и объясните причины такой зависимости;

 объясните, может ли быть... (как влияет, причина сходства или различия);

б) умение применять знания, выяснять продуктивную деятельность, имеющую характер субъективной новизны (т.е. не встречающуюся на занятиях):

 сравните, установите сходство (различие) и объясните причины сходства (различия);

 докажите теорему (равенства, утверждения, условия протекания, существования);

 объясните, достаточно ли (как влияет, когда не может быть, когда справедливо или ложно, что и почему влияет на...).

Виды педагогических тестовых заданий определения уровня усвоения знаний учащимися

Тесты I уровня называются выборочными, т.к. в них предлагаются ответы на выбор. Тесты этого уровня можно разделить на тесты опознания, различения, соотношения.

Тест опознания требует альтернативного ответа, один из которых является эталонным.

Тест различения вместе с заданием содержит ответы, из которых учащийся должен выбрать один или несколько.

В тестах соотношения нужно найти общее и различное в изученных объектах, причем сравниваемые свойства или параметры обязательно указываются в задании.

К тестам II уровня относятся тесты подстановки, конструктивные тесты, тесты-задачи и тесты-процессы.

К III уровню - тесты-задачи и тесты-процессы.

Эталоном будет правильно выполненная технологическая карта или правильно описанная операция.

Количественным критерием оценки правильности выполнения тестовых заданий является коэффициент усвоения: Q=a/p (см. формулу 1).

а  правильно выполненные существенные операции;

p  число общих, существенных мыслительных операций.

Существенные операции отражают усвоение учащимися знаний по тем элементам учебного усвоения (УЭ), которые в данный момент являются объектом контроля. Q должно быть не менее 0,7, только в этом случае у учащихся сформирована учебно-познавательная деятельность.

Отношение Q к оценке по пятибалльной шкале:

Q 0.9-1.0 0.8-0.9 0.7-0.8 менее 0.7

отметки  ____5 4_________3 _________2____

Для оценки знаний учащихся необходимо составить статистически и дидактически обоснованный тест-лестницу. По числу правильно выполненных операций в каждой батарее тестов определяют Q. Итоговая оценка выставляется по достигнутому учащимися высшему показателю.

Тест-подстановка содержит в задании определенную информацию, в которой пропущены составляющие существенную часть информации  слова, линии, индексы, условные обозначения и др.

Задания конструктивных тестов требуют от учащихся самостоятельно сконструировать ответ, воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу, проанализировать изученное явление, выполнить чертеж и т.д.

Тест-задачи II уровня содержат условие и требование того, что нужно определить в ходе решений.

Эталон  решение задачи.

Тесты-процессы предназначены для проверки знаний, содержания и последовательности проведения технологических процессов.

Эталон  алгоритм рациональной последовательности проведения технологических операций или техническая документация.

В тесте-процессе III уровня можно предложить учащемуся описать порядок проведения процесса. Если исходные условия изменены по сравнению со стандартными, предложить выбрать оборудование и инструменты, исходя из определенных условий или соображений (экономичности, высокой производительности и т.д.).


Использование информационных технологий.

Под образовательной технологией понимается способ реализации учебных планов и учебных программ, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей. Образовательные технологии могут быть различными в зависимости от применяемых средств обучения.

Образовательные технологии, реализуемые с использованием средств информационно-вычислительной техники, называют образовательными информационными технологиями (ИТ). Специфическую среду, в которой осуществляются образовательные ИТ, определяют связанные с ней компоненты:

 техническая (вид используемой техники и средств связи);

 программно-техническая (программные средства поддержки реализуемой технологии обучения);

 организационно-методическая (инструкции учащимся и преподавателям, организация учебного процесса).

Новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач:

 изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;

 представлять в удобном для изучения масштабе времени различные физические, химические, биологические и социальные процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью.

По мнению экспертов, новые информационные технологии обучения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30%, объективность контроля знаний учащихся  на 20-25%. Успеваемость в контрольных группах, обучающихся с использованием образовательных ИТ, как правило, выше на 0,5 балла (при пятибалльной системе оценки). В частности, скорость накопления словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранных языков повышается в 2-3 раза.

По способам передачи и получения знаний среди образовательных ИТ выделяют:

 декларативные  ориентированные на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль ее усвоения (компьютерные учебники, тестовые и контролирующие программы, справочники и учебные базы данных, учебные видеофильмы);

 процедурные  строящиеся на основе моделей изучаемых объектов, процессов и явлений (имитационные модели, предметно-ориентированные среды и разрабатываемые на их основе лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы).

По степени интеллектуализации образовательные ИТ подразделяются на системы программированного обучения и интеллектуальные обучающие системы.

Системы программированного обучения предполагают получение учащимися порций информации в определенной последовательности (в соответствии с заданной преподавателем жесткой программой обучения) и контроль ее усвоения в заданных узлах учебного курса.

Интеллектуальные, или адаптивные обучающие системы характеризуются своими возможностями адаптироваться к знаниям и особенностям учащегося, гибкостью процесса обучения, выбором оптимального учебного воздействия, способностью воспринимать ответы на языке, близком к естественному, определять причины ошибок учащихся.

По целям обучения можно выделить образовательные ИТ, предназначенные для обучения навыкам и для обучения анализу.

Системы обучения навыкам обычно реализуются как системы программированного обучения и чаще соответствуют декларативным способам получения знаний.

Системы обучения анализу информации, ее систематизации предполагают использование интеллектуальных обучающих систем.

Краткая характеристика назначения и дидактических возможностей основных видов компьютерных обучающих программ.

Электронный учебник  программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его раздел. Он соединяет в себе свойства традиционного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума, позволяет отслеживать контроль усвоения материала.

Контролирующие программы  программные средства, предназначенные для проверки (оценки) знаний, умений и навыков.

Лабораторный практикум служит для проведения наблюдений над объектами, их взаимосвязями и свойствами, для исследования различных аспектов использования этих объектов на практике.

Тренажеры служат для отработки и закрепления различных навыков. Обычно включают средства для оценки достигнутого уровня навыков и соответствующего изменения интенсивности (сложности, скорости и т.д.) тренирующих действий.

Игровые программы обеспечивают по сравнению с обычными авторскими обучающими системами дополнительные дидактические возможности. По мнению экспертов, особенно эффективны деловые игры, ориентированные на получение лучших результатов решения сложных однотипных задач конкурирующими группами учащихся. Возникающее при этом общение выступает как одна из форм самовыражения личности в процессе информационного взаимодействия с компьютером и коллегами.. Отмечается особая роль развлекательных игровых программ, которые оказывают реальное влияние на формирование мировоззрения современных подростков, конкурируя по степени воздействия и влияния с такими социальными институтами, как семья, школа, этнос.

Предметно-ориентированные среды  микро- и макромиры, программы, моделирующие объекты какой-либо среды, их свойства и наглядное представление, отношения между объектами, операции над ними. Учащиеся оперируют объектами среды в целях достижения поставленной преподавателем дидактической задачи, либо проводят исследование, цель и задачи которого ставят самостоятельно. Учебное моделирование способствует наглядному представлению изучаемого объекта и повышению интереса у учащихся к этой форме обучения, а изучение процессов в динамике  более глубокому усвоению учебного материала.

Важным и эффективным условием прогресса любого общества являлось и является создание и расширение единого интерактивного информационного пространства. Именно единые информационные пространства исторически в значительной степени способствовали ускорению развития всего человечества в целом, являлись решающим фактором совершенствования цивилизации во всех сферах (духовной, профессиональной, телесной, культурной и других). Обмен знаниями, объединение усилий по дальнейшему познаванию природы, по развитию науки, техники, культуры  все это способствует эффективному повышению материального уровня. Поэтому создание единого интерактивного информационного пространства можно считать стратегической целью внедрения современных информационных технологий во все сферы человеческой деятельности.

Основные цели единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной творческой деятельности человека. Это может быть достигнуто благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов деятельности в образовании учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и др.

Применение новых информационных технологий и построение единого информационного пространства в образовании позволит добиться повышения эффективности и качества процесса обучения.


Использованная литература:

  1. Харисов Т.Б. Управление качеством образования: сущность, проблемы и концептуальные основы ее решения.  Казань, 2000.

  2. Назмутдинов В.Я. Методика и методы тестового контроля усвоения знаний. Казань, 1998.

  3. Валеев В.Н. Информационная педагогика //Материалы CD-ROM РЦ МИКО. 2001.

  4. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн //"Информатика"  газета издательского дома "Первое сентября". 2003. №30

  5. Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании //Информатика и образование.2000. №1.

  6. Волокитин К.П. Современные информационные технологии в управлении качеством образования //Информатика и образование. 2000. №8.






Похожие:

Реферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения icon«Чеченская война. Как это было?»
Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какими мы есть. Но у этой войны есть свидетели....
Реферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения iconКнига о том, какими могут и должны быть роды
Это просто ничем не знаменитый городок, как и сотни других, подобных ему. Правда, большинству французов знакомо слово "Питивьер",...
Реферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения iconПубликация одинцовой А. В учителя истории мкоу «кабаковская сош». Адрес –сми «завуч. Инфо»
Цель: Выяснить, существует ли такое понятие, как права человека, и какими вообще, они должны быть. Ввести определение понятия «права...
Реферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения iconОт чего зависит качество знания и как развиваются способности у детей?
Значит, качество знаний зависит от особенностей той деятельности, в которой они используются, и от того, насколько объёмно включаются...
Реферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения iconТема : Табличные модели
Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома. Определите тип, к которому они относятся: «объект-свойство»...
Реферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения iconТема : Табличные модели
Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома. Определите тип, к которому они относятся: «объект-свойство»...
Реферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения iconКак научить ребенка быстро запоминать стихи? Методика для школьников и их родителей
Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова: "стихи для запоминания должны воспитывать...
Реферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения iconПрактикум в школе «Расскажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь»
Без этого о практикуме как таковом не может идти речи. Как никакой другой вид химического эксперимента, он нацелен на творческую...
Реферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения iconУрок по русскому языку в 1 классе (по технологии развития критического мышления) Тема: Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш ]. Цель
Я желаю, чтобы урок чтения и письма принёс вам радость. Для этого я вам приготовила много интересного. Чтобы урок был радостным для...
Реферат Качество знаний учащихся: какими они должны быть 2004 Усвоение  как объект измерения iconКачество знаний учащихся основного общего образования
Отмечается рост успеваемости и качества в 6 классе. Рост качества в 9 классе. Произошло снижение качества знаний в 5 классе. Необходимо...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы