Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году icon

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году



НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году
Дата конвертации09.10.2012
Размер338.85 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


С.И. КОЗЛЕНКО


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

в 2009/2010 учебном году


Москва 2009


Введение


Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по обществознанию и направлены на помощь соответствующим методическим комиссиям и жюри в составлении заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в субъектах Российской Федерации.

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации для их подготовки.

Методические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по обществознанию.


Председатель центральной С.И. Козленко

предметно-методической комиссии

по обществознанию


СОДЕРЖАНИЕ


1. Основы всероссийской олимпиады школьников по обществознанию


2. Функции органов управления олимпиады


3. Принципы формирования олимпиадных заданий


4. Система оценивания олимпиадных заданий, их проверка


5. Рекомендуемая литература и сайты Интернета


6. Приложение. Примеры различных типов заданий, предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады


1. Основы всероссийской олимпиады школьников по обществознанию


Основными нормативными документами по проведению олимпиад школьников являются:

- «Порядок проведения олимпиад школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №285).

- «Положение о всероссийской олимпиаде школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №286).

^ Содержание заданий олимпиады определяются:

- обязательными минимумами содержания и уровня подготовленности учащихся по предмету, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56);

- школьным образовательным стандартом (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который ныне находится в состоянии обсуждения.

На основании «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» выстраивается следующая вертикаль олимпиад по обществознанию.


Этапы

Участники

Сроки

Подготовка

заданий

Школьный

6-11 кл.

Октябрь

Предметно-методическая комиссия муниципального этапа олимпиады

(с учетом рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии)

Муниципальный

7-11 кл.

Ноябрь-декабрь

Предметно-методическая комиссия регионального этапа олимпиады

(с учетом рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии)

Региональный

9-11 кл.

Январь-

февраль

Центральная предметно-методическая комиссия

Заключительный

9-11 кл.

Определяет Рособр.

Центральная предметно-методическая комиссия


Олимпиады являются предметными, о чем говорят названные выше нормативные документы:

- «Олимпиада проводится по общеобразовательным предметам…» ( из «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» (п. 6);

- «Этапы олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (там же, п.7).

Отмечается важнейшее требование к олимпиадам, последовательное выполнение которого приводит к сохранению различия олимпиады от различных форм промежуточной и итоговой аттестации учащихся в образовательном учреждении: в п. 20 «Порядка проведения олимпиад школьников», когда речь идет об условиях формирования перечня олимпиад, говорится о творческом характере олимпиадных заданий и других видов испытаний.

Ориентирами для составления заданий олимпиады, таким образом, являются отражение:

- нормативных требований к уровню подготовленности учащихся по предмету;

- творческого характера соревнований;

- общей культуры участников, их эрудированности.

Центральная предметно-методическая комиссия всероссийской олимпиады школьников по обществознанию предлагает следующие основные подходы к ее проведению:

  1. сочетание разнообразных целей:

- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

- выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению обществознания;

- анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;

- накопление научно-методического опыта по развитию обществоведческого образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;

- содействие обмену опытом учебной работы по обществознанию между педагогами;

- подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.

Особо выделяется цель – отбор учащихся-победителей для формирования портфолио успешности и, в конечном счете, создания для них льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты);

2) формирование вертикали олимпиад: школьных – муниципальных – региональных – заключительного этапа всероссийской олимпиады с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;

3) на школьном и муниципальном этапах олимпиады по обществознанию большое значение имеет отражение в ее материалах краеведческого материала как регионального компонента школьного курса обществознания.


^ 2. Функции органов управления олимпиады


Проведение олимпиады организуют: оргкомитет, предметно-методическая комиссия и жюри этапа (см. соответствующие статьи нормативных документов о проведении олимпиады).

Оргкомитет этапа олимпиады:

- решает вопросы организации олимпиады (выделение необходимых помещений, размещение учащихся и жюри, контроль за выполнением санитарных норм, охрана и обеспечение в случае необходимости медицинской помощи участникам олимпиады, ведение документации олимпиады, организация просмотра работ и апелляции и т.д.);

- утверждает итоги олимпиады на основании предложений жюри;

- организует оповещение о результатах олимпиады;

- на муниципальном этапе проводит шифровку работ участников, хранение шифров отдельно от работ и их дешифровку после завершения проверки;

- организует проведение разбора заданий и апелляции.

Жюри этапа олимпиады:

- организует инструктаж участников олимпиады;

- проверяет работы и оценивает их;

- предлагает для утверждения оргкомитету олимпиады ее итоги;

- проводит разбор заданий;

- участвует в апелляции;

- предоставляет материалы по итогам олимпиады для аналитической работы предметно-методической комиссии.

Предметно-методическая комиссия этапа олимпиады:

- готовит комплекты заданий для проведения этапа олимпиады;

- определяет порядок проведения олимпиады и правила работы жюри;

- предлагает систему оценивания зданий;

- проводит анализ итогов этапа на основе материалов, составленных жюри.


^ 3. Принципы формирования олимпиадных заданий


Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровне:

1.Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.

3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.

4. Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5. По-возможности сочетание заданий письменных (от краткого ответа до развернутого текста) и устного собеседования жюри с участниками олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников.

6. Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа) с сохранением как основы инвариантных заданий.

7. Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

8. Опора на межпредметные связи в части заданий.


^ 4. Система оценивания олимпиадных заданий, их проверка


Предметно-методическая комиссия каждого этапа олимпиады обеспечивает ее проведение не только соответствующим комплектом заданий, но и системой их оценивания.

Необходимо создание ее дифференцированной шкалы, позволяющей учитывать различные нюансы ответов участников соревнований. В значительном числе случаев итог выполнения задания не подводится через дихотомию: «решил – не решил», а требуют оценивать отдельные их стороны, нередко автономно.

Среди особенностей содержания предмета «обществознание» – дискуссионность в содержании и подаче материала, которая требует при оценивании части заданий: учета возможности и целесообразности высказывания участниками олимпиады собственной позиции, которая может расходиться с взглядами членов жюри. В том случае, когда эта высказанная участником позиция не выходит за рамки научных представлений и общепризнанных моральных норм, она должна восприниматься с уважением, а оценивается уровень ее подачи, научность и грамотность приведения аргументов и др.

Уже названная особенность предмета приводит к выводу о необходимости принимать как правильные ответы те из них, которые даны не предложенному эталону, сформулированы иначе, но верны по-сути.

Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащихся – один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения. Ниже дается таблица, которая содержит рекомендации по времени, отводимому для работы школьников на этапе олимпиады.


^ Сравнительная характеристика школьного и муниципального этапов олимпиады


Вопросы для сравнения

Школьный этап

^ Муниципальный этап

Параллели участников.

6-11 классы

7-11 классы

Рекомендуемое время для проведения.

45 мин. для 6 – 7 классов.

60 мин. для 7-8 классов.

1 час. 20 мин. для 9-11 классов.

1 час. 20 мин. для 7-8 классов.

1 час. 30 мин. для 9-11 классов.

Использование заданий со значительным развернутым текстом (сочинение-эссе, и т.д.).

Рекомендуется для учащихся 9-11 классов.

Обязательно провести для учащихся 9-11 классов.


Сочинение-эссе представляет собой наиболее сложное, но и очень важное для представления уровня подготовленности участника олимпиады, его творческого потенциала задание. При оценивании этой работы рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

1. Знание социальных фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание мнений ученых-обществоведов.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

Проверка сочинения-эссе как творческого задания требует обращения к работе каждого участника не менее двух членов жюри при подключении дополнительного эксперта (экспертов) в случае резкого расхождения выводов проверяющих по оцениванию работы.


^ 5. Рекомендуемая литература и сайты Интернета


Ниже приведены издания, в которых собраны олимпиадные задания по обществознанию. Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий, или быть основой для создания собственных заданий (переделки предложенных) муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями.

- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.

- Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение, 2008.


* * *

http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ

http://www.gov.ru/ - Сервер органов государственной власти РФ

http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы

http://www.garant.ru/ - Гарант (законодательство с комментариями)

http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc - учебные программы курсов по выбору по истории, обществознанию, экономике

http://humanities.edu.ru/db/msg/46659 - Тургель И.Д. Курс лекция «Региональная экономика и управление»

http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика и жизнь»

http://people.nnov.ru/iq/soc.htm - курс лекций по социологии

http://www.isn.ru/sociology.shtml - российская сеть информационного общества

http://socio.rin.ru/ - на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература

http://socio.lex.narod.ru/- лекции по социологии

http://soc.lib.ru/ - электронная библиотека «Социология, психология, управление»

http://humanities.edu.ru/db/msg/59330 - Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юрист, 2002

http://polit.mezhdunarodnik.ru/ - сайт «Политология в России»

http://www.omgpu.ru/libdocs/polit/ - электронная версия книги «Политология». Курс лекций. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995

http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ - Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 1999. Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, структурно-логические схемы и таблицы, обучающие игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, также политологический словарь-справочник

http://www.religio.ru/u4.html - информационный портал «Мир религий» представляет новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы

http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150060 – раздел «Обществознание» «Я иду на урок истории» создан на основе материалов газеты «Первое сентября»

http://humanities.edu.ru/db/msg/67083 - программа курса под оед. В.В. Ванчугова «История мировых цивилизаций»

http://humanities.edu.ru/db/msg/1398 - электронный курс лекций Е.А. Бородиной «Культурология»

http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы

http://www.antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке

http://filosofia.ru/ - электронная библиотека философии и религии: книги, статьи, рефераты и др.

http://humanities.edu.ru/db/msg/59021 - электронная версия книги Ненашева М.И., Владыкиной Е.Ф., Поспеловой Н.И., Сизова В.С. Лекции по русской философии XIX-XX вв. – Киров: ВГГУ, 2002

http://filosof.historic.ru/ - электронная библиотека по философии


6. Приложение.

Примеры различных типов заданий, предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады


Задания с рядами


^ 1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1. Обычай, прецедент, закон.

2. Эпос, былины, предания, сказки.

3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.

Ответ: 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.

^ 2. Заполните пропуск в ряду.

1. Производство, ………, распределение, потребление.

2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……

3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более 10 лет.

Ответ: 1. Обмен. 2. Сословие. 3. Не более пяти лет.

^ 3. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Республика, монархия, федерация.

2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

3. Административное право, гражданское право, семейное право.

Ответ:

1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли частного права.

^ 4. Заполните пропуск в ряду.

1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,

«Капитал»; ……………………….., «Общая теория занятости, процента и денег».

2. Н.Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о

государственном правлении», Ж.Ж.Руссо , «Об общественном договоре».

3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, ……...

………………………………………………………………………….……. , подписание

закона Президентом РФ, опубликование закона.

4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.

5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………. .

Ответ: 1. Дж.М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия. 5. Неосторожность.

Выбор из перечня


^ 1. Найдите в приведенном перечне категории населения, которые включаются в численность рабочей силы и обведите цифры, под которыми они указаны, в кружок.

1. Домохозяйки

2.Частично занятые на производстве.

3. Не имеющие работы, но активно ее ищущие.

4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.

5. Работающие по гибкому графику.

6. Работающие по вахтовому методу.

7. Студенты дневного обучения.

Ответ: 2, 3, 5, 6.

^ 2. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).

2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).

Ответ: 1. Философия. 2. Демократия. 3. Рынок.


Определение правильности или ошибочности утверждений


«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.

2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

6. Государство не является единственным носителем политической власти.

7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.

9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает общеобязательность их предписаний.

10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

Ответ:

1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.


Соответствие имени ученого и высказанных им идей


В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.



Понятия, категории, идеи

Имена мыслителей, ученых

1. Невидимая рука рынка

2. Общественно-экономическая формация

3. Золотой закон морали

4. «Мыслю, следовательно, существую»

А. К.Маркс

Б. И.Кант

В. Аристотель

Г. А.Смит

Д. Р.Декарт

1

2

3

4














Ответ:


1

2

3

4

Г

А

В

Д



Практические задания на знания содержательных модулей курса


Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию.

Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон»

……………………………………………………………………………………………………


Ответ: Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.


Работа со схемами


^ 1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.


Ответ:




2. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства, права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три термина: «государство», «право», «личность».


^ Ответ:




Задания с иллюстративным рядом


Перед вами портреты (в данных материалах не представлены) мыслителей и ученых, внесших вклад в развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы.

1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.

2. Объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки, положен в основу группировки в каждом случае.

Группа 1

Даются портреты:

1. А.И.Герцен;

2. В.С.Соловьев;

3. В.И.Вернадский;

4. И.А.Ильин


Критерий. …………………………………………………………………………………...

Группа 2

Даются портреты:

1. Б.Франклин;

2. Ж.Ж.Руссо;

3. А. Смит.

Критерий. …………………………………………………………………………………...


Ответ:

Группа 1 – российские мыслители: А.И.Герцен, В.С.Соловьев, В.И.Вернадский, И.А.Ильин. Группа 2 – мыслители эпохи Просвещения: Б.Франклин, Ж.Ж.Руссо, А.Смит


Грамотность написания обществоведческих терминов


Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

2. М…н…т…ризм – экономическая теория.

3. Д…в…рс…фикация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые отрасли.

4. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам.

5. …кси…логия – учение о ценностях.

6. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.

7. Стр…т...ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.

8. Л…г…тимность – законность.

9. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.

10. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

Ответ:

  1. Конформизм. 2. Монетаризм. 3. Диверсификация. 4. Дивиденд. 5. Аксиология. 6. Дискриминация. 7. Стратификация. 8. Легитимность. 9. Сепаратизм. 10. Глобализация.

Задания на знание обществоведческих понятий


^ 1. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.

………………………………………………………………………………………………..

2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

………………………………………………………………………………………………..

Ответ: 1. Инфляция. 2. Социальный статус.


^ 2. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия.

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления

2. социальной, стремление, противостояние, политической, группы, курсу, бороться, или, влияние, официальному, власть, за, нее, на.


Ответ: 1. Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть. 2. Противостояние социальной или политической группы официальному курсу, стремление бороться за власть или за влияние на нее – оппозиция.


Обществоведческий кроссворд


Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.




По горизонтали. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мера положительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.

По вертикали. 2. ………………………….. – ……………………………………….


Ответ:

По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение. 5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина. 9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал. 13. Племя.

По вертикали. 2. Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.


Задания на соответствия


Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы.

Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.

Века

Науки

Имена ученых

1. IV в. до н.э.

2. XVI в.

3. XVIII в.

4. XIX в.

5. XX в.


I. История

II. Политическая теория

III. Этика

IV. Психология

V. Правоведение

VI. Экономика

VII. Социология

.

А. П.И.Новгородцев

Б. П.Абеляр

В. Аристотель

Г. А.Смит

Д. Н.Макиавелли

Е. О.Конт

Ж. Б.Спиноза





Века

Науки

Имена ученых

1







2







3







4







5








Ответ:

Века

Науки

Имена ученых

1

III

В

2

II

Д

3

VI

Г

4

VII

Е

5

V

А



Заполнение пропущенных слов и словосочетаний


1. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

^ Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .


1. социализация

2. роль

3. родители

4. личность

5. группа сверстников

6. биологические и социальные

7. индивид

8. на протяжении жизни

9. социальная регуляция

10. только биологические

11. социально значимые

12. в детские годы

13. индивидуальность

14. статус

15. адаптация


Ответ: 7, 13, 6, 4, 11, 1, 8, 2, 3, 5


2. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка.

1. ……… раскрыл истории законы,

пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)

2. По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)

3. Прочел он Гиббона, …… ,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Staёl, Биша, Тиссо,

Прочел скептического Беля,

Прочел творенья Фонтенеля,

Прочел и наших кой-кого… (А.С.Пушкин).


4. Мы диалектику учили не по ………. .

Бряцанием боев она врывалась в стих,

когда под пулями от нас буржуи бегали,

как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)


Ответ:

1. К.Маркс, XIX в., экономист, социолог, философ. Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата. 2. И.Кант, XVIII – начало XIX в., философ. 3. Ж.Ж.Руссо, XVIII в., философ. 4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.


Задания по тексту


1. Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

1. Что такое прогресс?

2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?

3. Какие иные критерии прогресса вам известны?


Ответ: 1. Направленное движение от менее совершенного в более совершенному. 2. Способность общества заботиться о недостаточно обеспеченных слоях населения. 3. а) Совершенствование техники, б) прогресс науки, в) развитие разума, г) постепенное приближение к правовому устройству, д) рост сознания свободы, е) развитие производительных сил, ж) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, з) все, что способствует возвышению гуманизма. Возможны другие правильные критерии.


^ 2. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности 1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.

В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов.

В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока – жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане. Индустриальное общество (7) вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых.

Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя.

Исследуя процесс зарождения профессий, Г.Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало-помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.

1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

2. Автор пишет о первобытности и древности. Назовите известные вам признаки, отличавшие древность от первобытности.

3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?


Ответ: 1.

Деятельность – такая форма активности, для которой характерно целенаправленное преобразование окружающего мира. ^ Профессиональная группа – совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием, как профессия. Первобытное общество – самая длительная в истории человечества эпоха, охватывающая время от появления первых людей до возникновения государства. Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения. Дифференциация – разделение целого на различные части. формы и ступени. Жрецы – социальная группа, занимавшаяся отправлением культов в первобытных и древних обществах. Индустриальное общество – стадия развития общества, сменяющее традиционное общество. Институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. 2. Переход к производящему хозяйству, усложнение социальной структуры, возникновение городов, появление государства, писаного права, письменности. 3. Г Спенсер (1820 – 1903), английский философ и социолог. Учащимся известен как представитель позитивизма.


^ 3. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.

Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

Ваши задачи:

1) перерисовав таблицу, озаглавить ее колонки;

2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;

3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;

4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы.

1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом. 2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.














Ответ:


Защитники безработицы

Критики безработицы

1, 4, 6, 8

2, 3, 5, 7, 9, 10

3. Защитники – скорее всего, представители частного предпринимательства; критики – большинство населения и общества в целом. 4. Типы (формы) безработицы - фрикционная, сезонная, структурная, циклическая. Возможны иные классификации.


Познавательные задачи


^ 1. Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера.

MV = PQ,

где М – количество денег, V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг.

Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции.

^ Опираясь на уравнение Фишера, оцените приведенные ниже утверждения как правильные или ошибочные. Свои выводы обоснуйте математически.

1. Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, цены вырастут.

2. Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены вырастут.

3. Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег увеличится в 1,5 раза, объем товаров и услуг останется прежним, цены вырастут.


Ответ:

Все три вывода правильные,

что доказывается выведением формулы: Р = MV : Q


2. Легко заметить, что приведенные в каждом ряду термины имеют различные значения. Чтобы убедиться в этом, запишите их краткие определения. А теперь подумайте, что общего есть между ними. Маленькая подсказка: прийти к правильным выводам вам помогут история их происхождения и знание буквального значения их корней.

1. Урбанизация, гражданство, политика.

2. Философия, софистика.


Ответ: 1. В основе этих терминов – слово «город» (в латинском, русском и греческом вариантах соответственно). Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества. Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанной с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти. 2. София – в перевод с греческого «мудрость». Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном искажении логических законов.


3. Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом.


Ответ: 1. Являются ли эти нормы общеобязательными? 2. Являются ли эти нормы формально определенными? 3. Приняты ли эти нормы государством? 4. Поддерживаются ли эти нормы принудительной силой государства? 5. Являются ли эти нормы правилами общего порядка, определяют ли они права и обязанности всех людей и организаций во всех соответствующих им случаях?


Задания на работу со статистическими источниками


1. Перед вами таблица. Проанализируйте ее и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными таблицы.

1. На протяжении 1970 – 1990-х гг. темпы прироста национального дохода неуклонно снижались.

2. Главной причиной снижения темпов прироста национального дохода было снижение темпов прироста производственных фондов.

3. Можно предполагать, что новая техника внедрялась в производство, но заинтересованности во внедрении достижений научно-технического прогресса была низкой.

4. Фондоотдача неуклонно падала, что самым негативным образом сказывалось на темпах прироста национального дохода.

Среднегодовые темпы прироста произведенного национального дохода, производственных фондов и фондоотдачи в хозяйстве СССР в 1970 – 1990 гг.




1971 – 1975

1976 – 1980

1981 – 1985

1986 – 1990

Произведенный

национальный доход

Производственные

основные фонды

Фондоотдача

5,7


6,7


–2,7

4,3


7,4


–3,1

3,2


6,4


–3,3

1,3


4,8


–3,5

Примечание.

Фондоотдача – это произведенный национальный доход на один рубль производственных основных фондов.

Ответ:

1.Да, об этом свидетельствует динамика показателей в первой строке таблицы (5,7, 4,3, 3,2, 1,3% соответственно). 2. Нет, темпы прироста производственных фонтов в 1970 – 1990 гг., напротив, росли (вторая строка таблицы). 3. Да, о внедрении новой техники свидетельствую темпы прироста производственных фондов (вторая строка). О низкой заинтересованности во внедрении достижений НТП может говорить сравнение второй и третьей строк таблицы (фондоотдача падала, что говорит о неполучении государством как собственником производственных фондов дополнительной прибыли и об увеличении себестоимости продукции). 4. Да, вывод подтверждает сравнение третьей и первой строк таблицы.


2. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.

2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».

3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин, существенны и принципиальны.

4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности.

Причины, удерживающие от совершения преступления

(по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)

Мужчины



Женщины






Совесть не позволила. Из отвращения к поступку.


Страх наказания. Неловко перед людьми


Из принципиальных соображений. По нерешительности


Ответ:

1. Нет, данные диаграммы показывают, что страх перед наказанием удерживает от преступления 19,6% мужчин и 20% женщин (примерно пятую часть). 2. Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение, нужно включить также респондентов, ответивший «Совесть не позволила», «Из отвращения к поступку». В сумме с позицией «Из принципиальных соображений» это примерно 75% мужчин и 76% женщин. 3. Нет, показатели у мужчин и женщин практически совпадают (с учетом предложенной выше группировки). Женщины чаще выбирали эмоционально окрашенную формулировку «Совесть не позволила», мужчины – более сдержанную «Из принципиальных соображений». 4. Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают, что большое значение имеют меры воспитательного, профилактического характера, формирование правовой культуры. С другой, то обстоятельство, что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием, может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость наказания.








Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации по составлению конкурсных заданий, по их проведению и по процедуре оценивания
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по истории 2009-2010 учебного года
Ие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по истории и призваны помочь соответствующим...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2009/2010 учебном году
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по немецкому языку, требования к структуре и содержанию...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2011/2012 учебном году
Положения о всероссийской олимпиады школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г....
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2011/2012 учебном году
Охватывает другие разделы информатики как науки
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2011/2012 учебном году
Пасечник В. В. д п н., профессор Московского государственного областного университета
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году
Олимпиада по русскому языку проводится отдельно для 5-6-х, 7-9-х, 10-х и 11-х классов
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы