Управление образования Балашовского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Балашова Саратовской области» адрес школы: 412307, Россия, Саратовская область, город Балашов, улица Строителей, 9 «А» Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: Человек в системе экономических отношений. Люди, сбережения, деньги. Подготовила и провела учитель истории высшей квалификационной категории Галина Ивановна Непершина «Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом, То есть судить умел о том, Как государство богатеет, И чем живёт, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет» А.С. Пушкин Что такое экономика? Слово «экономика» имеет два значения: - способ хозяйствования или организация деятельности людей, направленной на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества; - наука, которая исследует законы, по которым люди взаимодействуют в процессе ведения хозяйства. Назовите основные разделы экономической науки. Микроэкономика Макроэкономика Назовите круг проблем микроэкономики. Экономика семьи, экономика фирмы, экономика региона, экономика рынков товаров и факторов производства Назовите круг проблем макроэкономики. внешняя торговля, экономический рост, денежная система и инфляция, безработица Задайте главные вопросы экономики. Что и в каком количестве производить? Как производить? Как распределять? Назовите основные факторы производства. Первичные факторы: земля, труд. Вторичные факторы: капитал, управление. Перечислите основные ресурсы экономики. Земля, деньги, труд, сырьё, капитал, знания, управление, информация Как вы думаете, о каком ресурсе экономики пойдёт сегодня речь? Тема урока: Человек в системе экономических отношений. План. 1. Человек и отношения собственности. 2. Сбережения и формы сбережений. 3. Мотивы сберегательного поведения. 4. Доходы и расходы. Что такое сбережения? Сбережения- часть дохода, которая откладывается для удовлетворения будущих потребностей; отказ от потребления сегодня с целью потребить завтра на большую сумму. Результаты социологического исследования Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук (ИСЭРН РАН). Результаты социологического исследования Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук (ИСЭРН РАН). Результаты социологического исследования Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук (ИСЭРН РАН). Экономические группы Соотношение экономических групп для стабилизации экономики 1 : 3 : 1 бедные, средний класс богатые малообеспеченные Сбережения и формы сбережений. Деньги – особый товар, который: 1)принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги, 2)позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учёта, а также 3) даёт возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений. Мотив сберегательного поведения – выбор формы сбережения денег в зависимости от дохода и планируемого способа удовлетворения материальных потребностей человека. Мотивы сберегательного поведения людей «Потребители первого уровня» - 17,5%, их нельзя считать накопителями в обычном смысле этого слова. Отложенные средства тратятся на текущее потребление, а форма сбережений или проценты по вкладам не имеют для этого типа сберегателей никакого значения. Мотивы сберегательного поведения людей «Подстраховщики» - 18,1%, копят деньги «на всякий пожарный случай». Среди экстремальных ситуаций, ради которых «подстраховщик» делают накопления, следует отметить болезнь или потерю работы, смерть близких. Мотивы сберегательного поведения людей «Футуристы» - 15,9%, твёрдо знают, что в будущем (возможно, и отдалённом) их семье придётся нести стратегические расходы – образование детей, смена места жительства, пенсионное обеспечение. Мотивы сберегательного поведения людей «Накопители» - 17,4% копят деньги по классической схеме – «чтобы были». Эта сберегательная группа хотела бы получать доход от своих накоплений. Мотивы сберегательного поведения людей «Инвесторы» - 12,2% создают капитал для прибыльных инвестиций. Именно эта категория накопителей составляет список самых богатых наследственных капиталов мира. Тренинг «Люди и деньги» Тренинг «Люди и деньги» Тренинг «Люди и деньги» Тренинг «Люди и деньги» Что необходимо учитывать, выбирая форму сбережения Темпы инфляции, Процент по сбережениям, Индивидуальные особенности (возраст, состояние здоровья, планы), Социальные, политические и национальные особенности семьи, региона, страны. «Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом, То есть судить умел о том, Как государство богатеет, И чем живёт, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог» А.С. Пушкин Ключ проверки: Вариант 1 1-б, 2-а, 3-г, 4-г, 5-в, 6-б, 7-в, 8-а, 9-в, 10- земля, труд Вариант 2 1-в, 2-б, 3-а, 4-в, 5-а, 6-а, 7-в, 8-б, 9-г, 10- капитал, управление |