Планирование уроков литературы в 5 классе icon

Планирование уроков литературы в 5 классе



НазваниеПланирование уроков литературы в 5 классе
Дата конвертации17.04.2013
Размер98.34 Kb.
ТипСказка
источник

Планирование уроков литературы в 5 классе

68 часов


п./п.

Дата

Тема






Вводный урок. Роль книги в жизни человека и общества. Создатели книги – авторы, художники, редакторы, корректоры. Учебник литературы и работа с ним.

Из устного народного творчества






Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки).






Русские народные сказки. Виды сказок. Нравоучительный, философский характер сказок. Сказка «Царевна-лягушка»: герои, сюжет. Реальный и фантастический мир в сказке.






Образ невесты-волшебницы, её духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. Роль бабы Яги в сказке.






Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Эстетика волшебной сказки.






Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Нравственное превосходство героя над своими старшими братьями. Герои сказки в оценке народа. Особенности сюжета.






Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.






^ Развитие речи. Мои любимые русские народные сказки (сочинение).

Из древнерусской литературы






Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет».






Летописный рассказ «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Подвиги героев летописи во имя мира на родной земле.

Из русской литературы XVIII века






М. В. Ломоносов. Научные знания в поэтической форме в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…».

Из русской литературы XIX века






Жанр басни. Истоки басенного жанра. Эзоп, Лафонтен,

А. Е. Измайлов.






И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков – лести, глупости, жадности, неблагодарности.






Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне». Инсценировка басен Крылова.






В. А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Особенности сюжета, языка литературной сказки. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость её героев. Особенность жанра баллады.






А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зелёный…»). Сюжеты и образы народных сказок в Прологе.






«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица, мачеха и царевна. Помощники царевны: богатыри, Елисей, Соколко.






Сопоставление сказки А. С. Пушкина с народными сказками, сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка». «Бродячие сюжеты».






Красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом. Гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь, ритм.






^ Урок внеклассного чтения. Беседа по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».






В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.






М. Ю. Лермонтов. «Бородино» (1837) – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения.






Историческое событие, переданное устами его рядового участника. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Патриотический пафос стихотворения.






А. В. Кольцов. Слово о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..». Проблема крестьянской доли и труда. «Косарь». Народно-песенный образ героя.






Н. В. Гоголь. Рассказ «Заколдованное место».






Поэтизация народной жизни, сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, реального и фантастического в рассказе «Заколдованное место».






Н. А. Некрасов. Воспоминания поэта – основа стихотворения «На Волге». Картины природы и судьбы народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке.






Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос». Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.






И. С. Тургенев. «Муму» - рассказ о жизни в эпоху крепостного права. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.






Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, великодушие, трудолюбие, доброта.






Финал рассказа. Немой Герасим – символ крепостного крестьянства.






А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.






Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ о бессмысленности и жестокости национальной вражды.






Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе.






А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.






Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Выразительное чтение наизусть стихотворений Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина,

А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова

Из русской литературы ХХ века






И. А. Бунин. Рассказ «Косцы». Родство героев с бескрайними просторами родной земли, душевностью её песен и сказок.






В. Г. Короленко. Работа над I и II главами повести «В дурном обществе». Рассказчик, от имени которого ведётся повествование; его жизнь в родном доме после смерти матери. Образ серого равнодушного города.






Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Работа над III – VI главами.






Нравственные проблемы, вставшие перед героем повести. Работа над заключительными главами повести.






^ Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по повести

В. Г. Короленко «Дети подземелья».






А. И. Куприн. Рассказ «Тапёр». Необычайная встреча признанного музыканта с талантливым мальчиком-пианистом.






П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант главного героя.






Отражение в сказе народных представлений о положительном герое. Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка.






К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке.






Сказочные и реальные мотивы в сказке. Народная мудрость и народная мораль в сказке.






Урок внеклассного чтения. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского.






С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки.






Положительные и отрицательные герои сказки. Победа добра над злом.






А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Единство героя рассказа с природой, одухотворение её в его воображении.






Жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, счастья и страдания. Восприятие окружающего мира ребёнком.






В. П. Астафьев. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро».






Поведение героя в лесу, его бесстрашие, терпение, любовь к природе, внимание к ней. «Открытие» Васюткой нового озера.






^ Развитие речи. Сочинение. «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)»






Поэты о Великой Отечественной войне. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети.






И. А. Бунин, С. А. Клычков, С. А. Есенин о родине и родной природе.






«Родина неяркая моя» в стихотворениях Н. М. Рубцова, Дон-Аминадо, Д. Б. Кедрина, А. А. Прокофьева.






^ Развитие речи. Сочинение-описание картины В. Васнецова «Алёнушка».






Игры в «кавказских пленников» и «робинзонов» в рассказах

С. Чёрного.

Из зарубежной литературы






Р. Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций.






Д. Дефо. «Робинзон Крузо, его жизнь и необычайные приключения».






Характер героя, его смелость, находчивость, умение выстоять в любых жизненных обстоятельствах.






Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева».






Кай и Герда. Перемена, произошедшая с Каем. Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева. Мужественное сердце Герды. Победа добра, любви, дружбы.






Ж. Санд «О чём спорят цветы». Спор героев о прекрасном.






М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Неприятие героем фальши взрослого мира. Радость игры.






Д. Лондон. «Сказание о Кише» как рассказ о взрослении человека в суровых условиях.






Итоговый урок. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Задания для летнего чтения.




Похожие:

Планирование уроков литературы в 5 классе iconТематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по Образовательной программе «Школа 2100»
Планирование уроков литературы в 5 классе iconТематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной
Планирование уроков литературы в 5 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
Программа Т. Ф. Курдюмовой — 102 часа, из них 8 уроков развития речи, 8 уроков внеклассного чтения
Планирование уроков литературы в 5 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Программа Т. Ф. Курдюмовой — 102 часа, из них 8 уроков развития речи, 10 уроков внеклассного чтения
Планирование уроков литературы в 5 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2009-2010 учебный год Программа под ред. Г. Меркина, 68 часов. Учитель С. В. Боровлёва Раздел №
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2009-2010 учебный год
Планирование уроков литературы в 5 классе iconТематическое планирование уроков литературы в 11 классе
...
Планирование уроков литературы в 5 классе iconТематическое планирование уроков литературы в 9 классе
Осень как произведение сентиментализма. Обучение анализу лирического произведения
Планирование уроков литературы в 5 классе iconТематическое планирование уроков литературы в 8 классе (68 часов) На 2009-2010 гг. Учитель Ивашева И. И. № ур дата Тема урока Примечание

Планирование уроков литературы в 5 классе iconТематическое планирование уроков литературы в 11 классе(136 часов) На 2009-2010 уч г. Учитель Ивашева И. И. № ур Дата Тема урока Примечания

Планирование уроков литературы в 5 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе(136 часов) на 2009-2010 уч год Учитель Ивашева И. И. № п п Дата Тема урока

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы