Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» icon

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»



НазваниеРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»
страница1/3
Л.Ф. Климановой
Дата конвертации17.01.2013
Размер0.74 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», опубликованной в сборнике «Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Часть 1.» (Москва, «Просвещение», 2008 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.04 г.)

Программа рассчитана на 380 часов. В I классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во II классе 136 ч (4 ч в неделю), в III и IV классах по 102 часа (по 3 ч в неделю).


Цель курса – ввести детей в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.


Задачами курса являются:

  • развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формирование умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся, и особенно ассоциативного мышления;

  • развитие поэтического слуха детей, накапливание эстетического опыта слушания произведений изящной словесности, воспитание художественного вкуса;

  • формирование потребности в постоянном чтении книги, развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащение чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире и природе;

  • формирование эстетического отношения ребенка к жизни, приобщением его к классике художественной литературы;

  • обеспечение достаточно глубокого понимания содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка;

  • обеспечение развития речи школьников и активное формирование навыка чтения и речевых умений;

  • обучение работе с различными типами текстов;

  • создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формирование «читательской самостоятельности»



Структура курса

Литературное чтение выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.

Структурными элементами курса литературного чтения являются:

  • Устное народное творчество

  • Произведения русской классической литературы XVII – XIX вв.

  • Детская литература XX в.

  • Зарубежная литература


Учебная программа строится на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого

^ Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные произведения, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

^ Литературоведческий принцип реализуется при анализе художественного текста. Слово становится объектом внимания, рассматривается в образной системе произведения. Задача усвоения литературоведческих понятий не ставится. В этот период идет только накопление элементарных представлений о сказке, стихотворении, рассказе, басне и др., наблюдение за ритмом и рифмой поэтических произведений, за изобразительно-выразительными средствами языка. Учащиеся с помощью учителя находят в тексте сравнения, эпитеты, метафоры.

^ Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры , на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Этот принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения – формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения – постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Проводится работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Курс литературного чтения решает две важнейшие взаимосвязанные задачи: научить детей правильно, осознанно и выразительно читать и осмысленно воспринимать произведения художественной словесности, понимать их содержание, заключенное в художественных образах, что связано с развитием воображения, творческой фантазии юного читателя и его способности к ассоциативному мышлению.

Начальная школа – основной этап в освоении детьми умения читать текст правильно, бегло, осознанно и выразительно. Ведь именно в этот период у детей складывается умение читать слово целиком, а не по слогам (т.е. происходит процесс взаимосвязи техники чтения и понимания читаемого). Поэтому повторное чтение предложений и текстов, продуктивное многочитание (целенаправленное упражнение на развитие техники чтения) являются важнейшими этапами в процессе формирования у детей полноценного навыка чтения. Первостепенное значение придается осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Важнейшим показателем познавательной результативности чтения выступает понимание произведения.


Изменения в авторской программе

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в содержание программы не внесено изменений.

Авторской программой в I классе определено 36 часов на изучение литературного чтения после периода обучения грамоте. В рабочей программе сочла возможным добавить 4 часа из резерва курса обучения грамоте, отведя на изучение литературного чтения 10 учебных недель в конце учебного года после 23 недель периода обучения грамоте, начав изучение литературного чтения одновременно с введением уроков русского языка. Распределение часов следующее:


Тема

Количество часов

Жили-были буквы

6

Сказки, загадки, небылицы

5

Апрель, апрель! Звенит капель

5

И в шутку и всерьез

5

Я и мои друзья

7

О братьях наших меньших

12

Всего

40


Авторская программа предполагает возможность распределения количества часов по усмотрению учителя. Во II классе, учитывая особенности учащихся класса, а также материал авторского учебника, распределение часов следующее:


Тема

Количество часов

Самое великое чудо на свете

1

Устное народное творчество

14

Люблю природу русскую. Осень

8

Русские писатели

16

О братьях наших меньших

13

Из детских журналов

8

Люблю природу русскую. Зима

11

Писатели – детям

19

Я и мои друзья

13

Люблю природу русскую. Весна

10

И в шутку и всерьез

15

Литература зарубежных стран

8

Всего

136



В III классе учебные часы распределены следующим образом:

Тема

Количество часов

Самое великое чудо на свете

3

Устное народное творчество

9

Поэтическая тетрадь 1

7

Великие русские писатели

17

Поэтическая тетрадь 2

5

Литературные сказки

7

Были и небылицы

9

Поэтическая тетрадь 3

4

Люби живое

14

Поэтическая тетрадь 4

5

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

11

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

5

Литература зарубежных стран

6

Всего

102



Программой IV класса предусмотрены резервные часы на изучение материала. Учитывая особенности и возможности учащихся класса, считаю целесообразным увеличить количество часов на разделы «Летописи. Былины. Жития» и «Зарубежная литература» с целью отработки правильного чтения текстов данного жанра и работы над языком произведений. Таким образом, распределение программного времени на изучение разделов следующее:

^ Раздел программы

Количество часов

Былины. Летописи. Жития

9

Из русской классической литературы

19

Поэтическая тетрадь 1

9

Сказки русских писателей

11

Делу время – потехе час

7

Страна далекого детства

6

Поэтическая тетрадь 2

5

Природа и мы

8

Поэтическая тетрадь 3

6

Родина

5

Страна фантазия

3

Зарубежная литература

14

Всего

102


Организации учебной деятельности учащихся на уроках: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, работа в парах, беседы, упражнения, дидактические игры и др.


Образовательные технологии, формы и методы

В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:

  • развивающего обучения

  • личностно-ориентированного образования

  • обучения на интегративной основе

  • моделирующего обучения

  • здоровьесберегающих

  • ИКТ

и ряда других

Формы контроля

Основным видом проверочных работ по литературному чтению является проверка техники чтения, позволяющая проследить динамику формирования навыков чтения у каждого ученика.

^ Содержание курса «Литературное чтение» (380 час.)


1 класс (40 ч)


Круг произведений для чтения


В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.


^ Жили-были буквы (6 ч)


Стихи, рассказы и сказки, написанные В.Данько, И.Токмаковой, С.Черным, Ф.Кривиным, Т.Собакиным.


Сказки, загадки, небылицы (5 ч)


Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А.Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.


^ Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)


Стихи А.Майкова, А.Плещеева,С.Маршака, И.Токмаковой, Т.Белозерова, Е.Трутневой, В.Берестова, В.Лунина о русской природе.


^ И в шутку и всерьез (5 ч)


Произведения Н.Артюховой, О.Григорьева, И.Токмаковой, М.Пляцковского, К.Чуковского, Г.Кружкова, И.Пивоваровой.


Я и мои друзья (7 ч)


Рассказы и стихи, написанные Ю.Ермолаевым, Е.Благининой, В.Орловым, С.Михалковым, Р.Сефом, Ю.Энтиным, В.Берестовым, А.Барто, С.Маршаком, Я.Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.


^ О братьях наших меньших (12 ч)


Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С.Михалкова, В.Осеевой, И.Токмаковой, М.Пляцковского, Г.Сапгира, В.Берестова, Н.Сладкова, Д.Хармса, К.Ушинского.


^ Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом


  1. Развитие навыков чтения

Формирование навыков чтения целыми словами путем чтения слов со знаком ударения, расширение поля чтения, целенаправленных упражнений на целостное и дифференцированное восприятие слов.


  1. ^ Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения

Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения.

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.

Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.


  1. ^ Требования к уровню сформированности навыка чтения

Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения – 30-40 слов в минуту.


  1. ^ Выработка умений работать с текстом

Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике.

Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом.

Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.

Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении.

Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.


^ Обогащение и развитие опыта творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к действительности


  1. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников

Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

На основе проведения экскурсий обогащать опыт детей непосредственными наблюдениями за состоянием природы в разное время года, за поведением животных, их позами, выразительными движениями.

Развитие у школьников способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире.

Формирование умений передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению.


  1. ^ Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений

Выполнение заданий типа: "С чем можно сравнить данный предмет?", "На что похожи предметы?".

Рисование красками этих предметов, их словесное описание; рассказ по собственному рисунку.

Придумывание своего конца к известным сказкам: "Колобок", "Теремок" и др.

Рассказывание-импровизация на заданную тему.

Развитие интереса у детей к услышанным рассказам, сочинениям, стимулирование активности при их обсуждении.


  1. ^ Развитие умения выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние предмета и человека

Проведение игры "Найди меткое слово", активизирующей деятельность учеников в поисках подходящего слова для характеристики, описания предмета или героя прочитанной книги, коллективное сочинение различных историй.

Устные и письменные рассказы детей на заданные и свободные темы.


  1. ^ Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы

Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений.

Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений; развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием.

Развитие у детей умения испытывать радость, получать удовольствие от повторного слушания произведений художественной литературы.

Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности.

  1   2   3




Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение» Автор умк о. В. Кубасова 2 «А» класс базовый уровень. Разработчик
Примерной программы начального общего образования по курсу «Литературное чтение» образовательной области «Филология» (Стандарты второго...
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа России", а...
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа Литературное чтение 2 класс
В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной мо РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента...
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»
Москва, «Просвещение», 2008 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconПрограмма по курсу «литературное чтение» Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту...
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» 1 класс составлена по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной...
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа По предмету (курсу и т д.) литературное чтение Количество часов по предмету 132
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, 2010, «Просвещение»
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconПрограмма по курсу русский язык Учебная программа по курсу литературное чтение
Это документ, который характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы