Семинар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно» icon

Семинар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно»



НазваниеСеминар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно»
Дата конвертации19.09.2012
Размер130.69 Kb.
ТипСеминар
источник

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«УЧИМ ДЕТЕЙ ГОВОРИТЬ И МЫСЛИТЬ ПРАВИЛЬНО»


Дошкольный возраст – это период , когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем. Они осваивают мир природы, вещей , человеческих отношений, начинают ориентироваться в разных сферах действительности. Это способствует формированию потребности в общении и познании и приводит к тому , что к 7 годам оформляется «арбис детского мировоззрения» / Д.Б.Эльконин/

В дошкольном возрасте складывается особый вид деятельности , направленный на познание мира, - речемыслительный ; при этом не накопление знаний само по себе , а обеспечение в процессе их приобретения единства мысли и слова , мышления и речи является важнейшим условием познавательного развития дошкольников. Освоение речи в единстве произносительной и смысловой сторон перестраивает мыслительную деятельность . Ребенок получает возможность познавать то, что нельзя воспринимать с помощью органов чувств, учится управлять своим поведением , осознавать свою активность . Развитие речемыслительной деятельности – важная задача подготовки дошкольников к школе.

^ Развитие речемыслительной деятельности – это :

- связано с практикой , расширением круга отношений , в том числе со сверстниками;

- требует единства познавательных потребностей и навыков познания действительности , разных сторон речи и функций речи;

- направлено не на достижение практического результата , а на познание нового.

В качестве показателей уровня сформированности речемыслительной деятельности можно рассматривать эмоциональную вовлеченность в нее ребенка , сосредоточенность , инициативность, диалогичность, целенаправленность, завершенность процессов познания.

^ Система работы педагогов по развитию речемыслительной деятельности достигается в процессе решения следующих задач:

  1. Преодоление скованности мышления путем развития самостоятельности, критичности, проблемности.

  2. Развитие наглядно-образного мышления и общих познавательных мотивов

  3. Развитие умения использовать символические средства.

  4. Использование в обучении вербальных и невербальных средств познания, когда мысль переключается с образа на информацию об образе , а образ направляет движение мысли.

Вот несколько игровых приемов для работы по данному направлению:

1.Задачи : учить детей узнавать предметы по признакам , формулировать суждение о связи признака и предмета, устанавливать соотношение между предметами в зависимости от степени выраженности в них заданного признака; учить соотносить понятие род и вид ; развивать умение использовать вопросы – гипотезы; продолжать умение формулировать в речи алгоритм действий и действовать по словесной инструкции .

Упражнение «Клоуны».

Картинки с иллюстрациями клоунов . Дети называют их в соответствии с отличительными признаками: Кудряшкин- клоун с кудрявыми волосами, Улыбкин – улыбающийся клоун; Игрунчик – клоун с игрушкой. Вопросы детям :

^ Кого называют Кудряшкиным?

Кого называют Улыбкиным?

Кого называют Игрунчиком?

Упражнение «Данетка»

Используя те же картинки / только по одной/ ребенок отвечает на вопросы педагога , используя в речи слова «да», «нет». Этот клоун улыбается ? / да/

^ Упражнение «Сколько клоунов» На одном листе изображены несколько клоунов . дети отвечают на вопрос педагога: Сколько Кудряшкиных? Сколько Улыбкиных? Кого больше? Затем предлагает их расставить по росту : в порядке возрастания , в порядке убывания.

^ Задание «Домики» На демонстрационной доске изображены 2 домика разной высоты, но с одинаковыми окнами. Дети отвечают на вопросы педагога : Что в этих домах одинаковое? Что в этих домах разное?.

^ Педагог : Кудряшкин и Улыбкин живут в разных домах: один в низком , другой в высоком. Известно , что Кудряшкин жил в высоком доме . В каком доме жил Улыбкин?

Упражнение «Качели для клоунов» Педагог говорит детям , что клоуны любят качаться на качелях, и предлагает сложить качели из палочек так , как показано на схеме . Дети рассматривают ее и формулируют способ построения качелей / опора качелей – треугольник , перекладина две палочки, сиденья – треугольники/, затем выкладывают качели из палочек.

2.Задачи : Учить находить изображения геометрических фигур по комбинации признаков , выделять главное в содержании текста , задавать вопросы, направленные на раскрытие смысла ситуации; развивать умение находить нестандартное решение гипотетической проблемной ситуации.

^ Упражнение «Карточки-загадки» на демонстрационной доске изображены квадрат, треугольник , прямоугольник , круг. Дети отвечают на вопрос педагога. Чем отличаются рисунки? / это разные геометрические рисунки/. Затем педагог показывает цветные карандаши и спрашивает «Чем они отличаются? / цветом / Демонстрирует изображение большого и маленького дерева: Чем они отличаются? / величиной , размером/ Чем отличаются эти геометрические формы? / показывает две геометрические фигуры разного цвета и разной величины/ / формой , цветом, величиной/

^ Упражнение «Полоска – загадка» Полоска разделена на три части : на первой - изображение геометрических фигур / квадрат , треугольник, , круг/ , на второй – изображение цветных карандашей / красный , желтый , зеленый, синий/; на третьей – разные по величине деревья / большое и маленькое/.

Педагог: С помощью полоски – загадки я загадаю геометрическую форму, а вы ее найдете в таблице. / скрепкой передвигаемой по краю полоски, отмечает форму , цвет , величину изображения/ Таблица для поисков ответов устроена следующим образом : первый признак – форма, второй – цвет, третий признак – величина. Всего в таблице 32 варианта изображения . / Сначала загадки загадывает взрослый , а затем дети работают в парах : загадывают изображения друг другу/

Упражнение «Вопросы»

Педагог : сейчас я буду задавать вам вопросы , а вы отвечать. Петя , как зовут твою воспитательницу? Маша , у тебя есть любимая сказка? Лена , кого ты любишь рисовать? Как вы думаете , для чего люди задают друг другу вопросы?

^ Дети : Чтобы узнать о чем-то , что интересно. Далее педагог читает сказку Дж.Родари «Вопросы наизнанку» / Д/в №1 2009 год/

Немаловажным в формировании правильной речи является – развитие диалогической речи детей. Что же такое диалогическое общение? Диалогическое общение – это когда беседуют два и более партнера на какую либо тему . Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров , при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение , обмен чувствами переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное – это путь к совместным мыслям , чувствам , переживаниям , к сотрудничеству, к общей деятельности.

Как дети общаются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос , задумаемся : в какие режимные моменты и в каких видах деятельности дети общаются друг с другом? Умеют ли они общаться? Какие у вас возникают проблемы? Из-за чего происходят конфликтные ситуации?

/ высказывания воспитателей/

Анализ ответов педагогов , как правило свидетельствует : общение детей и их диалогическую речь нельзя назвать сформировавшимися. Каждый ребенок говорит о своем и не слышит партнера . зададимся вопросом: почему так важно, чтобы дети общались друг с другом? Что дает ребенку диалог со сверстником?

/ высказывания воспитателей/

Обобщая сказанное ими , можно сказать : в диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя ; учатся говорить более понятно , связно , задавать вопросы, отвечать , рассуждать , высказывать предложения и пожелания.

^ А достаточно ли внимания и времени уделяется общению со сверстниками в методике развития речи?

/ высказывания педагогов/

Какие формы и методы используете вы для развития диалога сверстников? Обобщая выступления участников семинара можно сделать следующие выводы:

  • Для развития диалога детей со сверстниками необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы .

  • Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества / сотворчество/; обучение диалогу: умение слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывание партнера, рассуждать , аргументировать высказывания.

  • Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы ; деятельность кооперативного типа / совместное рисование , аппликация , конструирование , художественный труд / ; театрализованные игры / игры –драматизации , инсценировки/; дидактические игры

  • Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил : соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать , обосновывать свои суждения.

Так что же необходимо для общения детей друг с другом? Какие условия необходимо создавать ? Прежде всего это развивающая среда / игровые комнаты, мини-мастерские , мини- библиотека, мини- театр, мини- школа и т.п./, возможность уединяться , выбирать занятия по интересам, использовать многофункциональную мебель и модули для организации творческих игры с использованием предметов- заместителей .

Очень важны принятые в детском саду правила поведения, позволяющие детям самостоятельно пользоваться пособиями и игрушками, свободно перемещаться по всей территории .

^ Обогащению жизненного опыта детей, а значит , содержания их посещения театра, экскурсии и прогулки по достопримечательным местам района , города , чтение книг.

Итак, чтобы общение детей было естественным , важно, чтобы они действовали и говорили под влиянием искренних чувств, по собственному побуждению. Но при этом необходимо , чтобы не было шумно , чтобы дети слышали друг друга и педагога.

^ Какие вы используете приемы для недисциплинарного привлечения и удержания внимания детей?

/ высказывания педагогов/

В дошкольной педагогике накоплен огромный опыт недисциплинарного управления вниманием детей . Это и элементы ряжения педагога и детей, неожиданные и всевозможные сюрпризные моменты, прежде всего неожиданные новые интересные действия педагога / рисование , внесение игрушки , особенно звучащих, двигающихся и плавающих , горящая свеча, новая организация пространства общения и т.д./

^ Особую роль играет коммуникативная мотивированность действий и высказываний детей. Мотив – это побудитель деятельности, то ради чего она происходит.

Мотивы педагога и детей часто не совпадают . Например , нам надо , чтобы дети учились пересказывать текст , многократно его повторили и запомнили . А детям это неинтересно . Но вот вы перестроили педагогический процесс и предложили детям поиграть в сказку / в ту , которую хотите научить пересказывать/. Демонстрируете детям элементы сказочных костюмов, волшебную палочку. И моментально смысл коммуникативной ситуации изменяется. Это уже не урок пересказывания , а интересное для детей дело : ряжение , драматизация , игра. Детям неинтересно описывать игрушку, которую все видят. Чтобы описание было интересным, можно использовать такой прием : звери хвалятся , кто из них красивее , кто наряднее одет.

А теперь поговорим о методах и приемах обучения детей диалогу со сверстниками. В методике развития речи рассматриваются два одинаковых метода развития диалога : разговор воспитателя с детьми и беседа.

^ Общение ребенка со взрослым является источником содержания диалога и примером способов его ведения.

Беседа отличается от разговора своей подготовленностью, продуманностью , масштабностью темы, содержания. Обычно беседы происходят организованно – в виде особых занятий или фрагментов занятий.

Какие виды бесед вы используете на занятиях с детьми ? Какова тематика бесед? Любят ли дети занятия- беседы? Легко ли удерживать внимание детей ? Какими приемами вы привлекаете внимание детей к беседе?

/ высказывания педагогов /

В дошкольной дидактике обычно выделяются беседы, предшествующие экскурсиям и наблюдениям, подготавливающие восприятие / вводные беседы/ и обобщающие / в ходе их воспитатель закрепляет знания об окружающем, о природе общественной жизни и т.д./

Вспомним ,диалог – это не просто вопросно-ответная форма речи , диалог предполагает личностные , партнерские отношения между собеседниками. Поэтому закономерно возникает еще один вид беседы – светская беседа , т.е. свободный диалог на личностно занимаемые темы , свободный обмен мыслями и чувствами , при этом взрослый занимает позицию не над ребенком , а позицию интересного , приятного собеседника , партнера . Это могут быть беседы , связанные с личным опытом детей, с яркими впечатлениями из жизни , рассказы о неожиданных встречах в природе, об интересных случаях из жизни, о детских забавах и развлечениях , о новогодних подарках и т.д.

Зачастую такие темы рассматриваются как материал для развития монологической речи детей , но когда дети выслушивают рассказ воспитателя или ребенка , затем оживленно высказывают свое мнение , или делятся переживаниями, высказывание собственного мнения , возникает обмен чувствами, а дети задают уточняющие вопросы, проявляя интерес к высказываниям собеседника .

^ С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи..

В совместном со взрослым рассказывании используется следующий прием : взрослый начинает предложение , а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог .

Детское словесное творчество тесно связано с игрой . Р.А.Иванкова предлагает интересный прием организации совместной игры – фантазии , игры сочинения. Дети вдвоем сочиняют кино. Первый кадр сочиняет – схематически рисует и озвучивает – первый ребенок , второй кадр – развитие сюжета – его партнер и т.д.

^ Диалогическое общение развивается и в процессе сюжетно-ролевой игры.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей , а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами. Проанализируйте , в какие театрализованные игры больше любят играть ваши дети .

^ По наблюдениям . в играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят , обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряженьем любуются собой.

Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Совместная изобразительная деятельность, конструирование , ручной труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. И даже тогда , когда ребенок выполняет индивидуальную работу , он комментирует свои действия , обращается к соседям с восклицанием , возгласами , выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнера .

Дидактические игры , или игры с правилами , могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения со сверстниками в том случае, если при организации внимания обращается не только на усвоение познавательного содержания , но и на формы взаимодействия детей друг с другом. / лото , домино , разрезные картинки и т.д./

Особое значения для развития диалогического общения со сверстниками имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей / 2-3 человека/. В этих играх познавательные задачи задаются на материале зыка / многозначные слова , грамматические формы, дифференцирование звуков/ , а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера , рассуждать , аргументировать высказывания..

Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача , и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму , метод обучения.

В завершении нашего разговора поиграем в игру «Закончи предложение». Диалог – это когда говорят… Диалог – это ожидание… Диалог- это путь к … Счастье – это когда тебя …

Зачастую родители не обращают должного внимание на развитие речи собственного ребенка, если он , например , выговаривает букву «эр», или хорошо проговаривает шипящие звуки – они считают , что у него все в порядке с речью. Как жаль , что они не замечают бедного словаря ребенка и его неумения, а потому и нежелания рассказывать , отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения… Наши дети живут в мире «говорящей» техники и постепенно учатся молчать , а речевые игры уступают свое место телевизору , компьютеру , игровой приставке.

Как же сделать так , чтобы дети наши пресыщенные развлечениями с нетерпением ждали занятий по развитию связной речи , с удовольствием составляли предложения и с таким же удовольствием старались запомнить то , что им скажут и повторить услышанное?

В этом нам помогут тренажеры речевой активности ТРА. В ТРА слово соотносится с предметной картинкой - ребенок берет ее в руки и строит дом для нарисованного на ней предмета. Дом – это предложение , где для каждого слова есть свое место. Предложение становится зримым, он может его изменить , может анализировать то , что предстоит сказать.. А это и есть планирование устной речи. Одновременно идет практическое овладение грамматическими конструкциями , т.е. развивается связная речь. С тренажером можно работать с детьми 2-3 лет , останется он и хорошим помощником для школьников начальных классов при работе над определением главных и второстепенных членов предложения. ТРА содействуют развитию внимания , памяти и связной речи; автоматизация звуков в словах и предложениях; работа над предложением / падежные конструкции, согласование слов в предложениях; главных и второстепенных членов предложения ; предлоги и союзы/

  1. Составление простого предложения

  2. Расширение глагольного словаря

  3. Введение в предложение второстепенных членов предложения

  4. Расширение словаря прилагательных

  5. Знакомство с предлогами и союзами

Эти маленькие словечки можно сравнить с гномиками , поэтому обозначать мы их будем колпачками треугольниками. Как и каждый гномик , предлоги имеют свои характеры. Например:

    • В – шалун , все любит прятать;

    • Под – растеряша , все роняет

    • На – помощник , все убирает по местам

    • Над – летучка

    • С- липучка, ко всем липнет

    • За – трусишка , прячется

    • У – все про всех знает

    • К- любит ходить в гости.

Самое главное , предлоги –гномики не любят , когда их не уважают, не замечают и сливают со словами. Они любят стоять отдельно.

Работа с ТРА не игра , а упражнение для развития устной речи. А развитие устной речи – залог успешного овладения письменной речью. ТРА раскрепощает детей и дает им возможность почувствовать радость от общения , а значит и способствует развитию личности в целом.

«Звуковой тетрис»

На нем организуются упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков; закрепление навыков правильного произношения; развития и коррекцию фонематического слуха; зрительного и слухового внимания и памяти; формирование самоконтроля и самооценки.

^ 1 тур / первый порог сложности/

Ребенок берет квадраты слоги. Их количество от 3-6. Он строит вертикальную пирамиду из квадратов, читает цепочку слогов или повторяет за взрослым. Затем закрыв слоговую комбинацию экраном-запоминалкой, должен ее повторить, если один слог повторен неверно , нужно вернуться к запоминанию. Все следующие фигуры «ЗТ» строятся следующим образом. Верхний квадратик сносится вниз – тем самым меняется звуковая комбинация. Итак, начальная и завершающая фигуры – пирамиды, все остальные варьируются по желанию ребенка.

^ 2 тур / второй порог сложности/

В этом туре варьируется звуковой состав пирамид. Главное условие : дифференцируются два согласных звука / слог открытый/, например СА-ША

3 и 6 туры / третий и шестой порог сложности/

Комбинация с тремя согласными звуками. И.т.д. / до 6 согласных звуков:МА-ЛА-РА-НА-ПА-ТА/

7 тур / седьмой порог сложности/

Введение в комбинацию одного –двух закрытых слогов

8 тур / восьмой порог сложности/Введение в комбинацию двух трех закрытых слогов/

9 тур / девятый порог сложности/

Работа со слогами со стечением согласных звуков




Похожие:

Семинар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно» iconУпражнения по подготовке учащихся к написанию сочинения – рассуждения (часть С1 егэ) В. Г. Белинский писал, что «говорить правильно и говорить хорошо – совсем не одно и то же»
В. Г. Белинский писал, что «говорить правильно и говорить хорошо – совсем не одно и то же». Согласны ли вы с этим? Письменно обоснуйте...
Семинар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно» iconУчим ребенка правильно говорить
Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими,...
Семинар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно» iconИванов Иннокентий Александрович учитель музыки
Улусный семинар – практикум по дополнительному образованию детей «Организация дополнительного образования детей в образовательном...
Семинар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно» iconНаблюдаем за сиренью на участке детского сада. Мы ходили в гости к клёну. Наблюдаем за цветами. Сентябринки еще цветут. 25. 10. 2011 г Это должны знать все дети. Учим детей мыть руки правильно Быстро и весело учим ребенка правильному произношению
Но в определенный момент, родители должны обратить на это внимание. Ведь если вовремя не принять меры, то с годами, неправильное...
Семинар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно» iconУрока: Учимся писать эссе по обществознанию Тип урока: семинар-практикум. Тип урока: семинар-практикум
Цель урока: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию
Семинар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно» iconПлан работы кму на 2011-2012 г г. Семинар-практикум «Современный урок. Современные педагогические технологии»
Семинар-практикум «Современный урок. Современные педагогические технологии» Чиркова Татьяна Владимировна
Семинар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно» iconМетодическое объединение воспитателей N4 (семинар-практикум)
Взаимодействие семьи и школы по вопросам воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
Семинар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно» iconУчись говорить правильно
Цель занятия. Показать учащимся, как важно уметь правильно излагать свои мысли, вооружить школьников основными приемами работы над...
Семинар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно» iconПрактикум по подготовке к егэ с использованием технологии дифференцированного обучения
...
Семинар-практикум «учим детей говорить и мыслить правильно» iconУчим детей одеваться самостоятельно
Почти любой ребенок, достигший трехлетнего возраста, может застегнуть кофточку на пуговицах, молнию на куртке, обувь. Главное — помочь...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы