Частная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей icon

Частная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей



НазваниеЧастная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей
страница1/3
Дата конвертации21.04.2013
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3
1. /ЧАСТНАЯ КИНЕЗИТЕРАПИЯ.docЧастная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей


ЧАСТНАЯ КИНЕЗИТЕРАПИЯ

КИНЕЗИТЕРАПИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ, ТИПИЧНЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ

некоторые элементы психомоторного развития детей и подростков

Реабилитация больного ребенка — тяжелый и сложный процесс, поскольку сфера его психики и моторики находится в постоянном динамическом развитии. Проблема осложняется, когда нарушения носят врожденный характер, потому что в этих случаях психомо­торное развитие не может протекать нормально из-за того, что формирование дефекта опережает формирование правильных на­выков. В связи с этим эффективный процесс двигательного восста­новления должен основываться на знании физиологического дви­гательного развития ребенка.

Это развитие — непрерывный процесс, протекающий с непосто­янной интенсивностью. Сразу после рождения, в течение первых 2 вед наблюдается период торможения развития (плато). Это вре­мя необходимо организму для знакомства с новыми условиями окружающей среды. После первых 2 вед жизни наступает наибо­лее динамический период развития человека, который длится до 3-го года жизни. Между 3-м и 6-м годом темп развития несколько снижается, но по-прежнему остается высоким. После 6 лет жизни динамика развития начинает снижаться. Наконец, в возрасте, не­посредственно предшествующем периоду созревания, и в раннем юношеском возрасте вновь наблюдается ускорение темпа разви­тия.

«Развитие происходит в соответствии с определенными прави­лами... Каждая его фаза опирается на предыдущую фазу и явля­ется подготовкой к последующей фазе» (Е. Юрлок). Так, напри­мер, прежде чем ребенок начнет ходить, он должен научиться вставать. Движения новорожденного, а позднее маленького ребен­ка, развиваются с четкой очередностью, согласно цефалокаудаль-ной последовательности, т. е. в направлении от головы к плечевому поясу, через туловище к тазовому поясу ж к нижним конечно­стям. Двигательное развитие конечностей происходит в прокси-мально-дистальной последовательности. Например, овладение дви­жениями плечом предваряет контроль над движениями ладони в> пальцев.

Позиция новорожденного имеет асимметричный вид: положе­ние лежа на груди, верхние и нижние конечности согнуты, таз поднят высоко вверх, а голова повернута в сторону. Движения, выполняемые в первые недели жизни, носят рефлекторный харак-

110

тер и производят впечатление бессмысленных. Ребенок реагирует всем телом, что обусловлено незрелостью нервной системы. Между «8-й и 12-й неделей жизни проявляется рефлекс «глаз — рука»; ребенок следит за предметом и вытягивает в его направлении

Между 3-м и 4-м месяцем жизни появляются первые неудач­ные попытки схватить предмет. В 5 или 6 мес формируется «обезьяний захват» — т. е. захват всей рукой без противопостав­ления большого пальца. Захват всеми пальцами с противопостав­ленным большим пальцем формируется между 6-м и 8-м месяцем жизни. Лишь на 9-м месяце жизни появляется прецизионный двухточечный захват выпрямленным указательным пальцем и -большим пальцем. Дальнейшее совершенствование хватательной возможности руки проявляется у годовалого ребенка — согнутый ' указательный палец, большой противопоставлен и согнут.

Совершенствование захвата ведет к развитию манипуляции. Ребенок в возрасте 4 мес едва способен поворачивать в руке не­большой предмет или рассматривать собственную руку. В 7 меся­цев ои держит в руке один кубик и, если дать ему другой, смо­жет переложить кубик из руки в руку. Показателем двигательной точности и координации является складывание кубиков по шкале тестов локомоторного развития Брунет — Левина: 15-месячный ре­бенок строит «башню» из двух кубиков, 18-меоячэкый — из 3 ку­биков, 2-летний — из 6 кубиков, 2 '/2-летний — из 8 кубиков.

Развитие лозы тела также протекает в .соответствии с цефало-каудальной последовательностью. Ребенок постепенно обучается принимать все более высокое положение, поддержанию в нем рав-новесия и возможности манипулировать в этой позиции. В возрас-те 9 месяцев ребенок уверенно сидит без потери равновесия приотклонениях в стороны. Чтобы достичь такого умения, он поднимает голову в положении лежа на груди и начинает поворачивать-

ся в стороны в возрасте 3 мес, а в середине 5-го месяца самостоя-1тельно перевертывается на живот. Нужно знать, что первые по-пытки самостоятельного сидения ребенок начинает с поддержки в положении на груди. Ребенок в возрасте 8 мес начинает ползать и, если ему оказать помощь, встает из этого положения на четвереньках. В возрасте 12 мес он делает первые неуверенные шаги.Самостоятельная ходьба маленького ребенка выглядит нелепо:туловище его выпрямлено, голова слегка выдвинута вперед (ребенок смотрит перед собой вместо того, чтобы смотреть на пол) , дви-

жение происходит за счет использования одних нижних конечностей. В этот период ребенок довольно часто опрокидывается. Это обусловлено еще слабой двигательной координацией, а также тем,что во /время акта ходьбы он поднимает стопы высоко над полом.Шаг начинающего ходить ребенка короткий и неравномерный,длина его увеличивается до 18-го месяца жизни. В раннем периоде шагания; (6 мес) ребенок прикасается к полу только пальцами подушечками стоп, пятки подняты вверх, а вся стопа направлена наружу. В первом периоде самостоятельного хождения (12 мес)

ребенок сначала ставит одну ногу на всю стопу, затем начинает двигать другой.

С течением времени стереотип ходьбы исправляется: ребенок ставит стопу от пятаки к пальцам, начинает поднимать вторую ногу до того, как первая коснется пола всей своей поверхностью.

В возрасте 18 мес ребенок бегает и способен ходить по лестни­це приставным шагом, держась за перила. Ребенок старше 2 лет хорошо ходит по плотной поверхности вперед лицом и вперед спи­ной, а также самостоятельно передвигается по лестнице пристав­ным шагом. В возрасте 2'/2—3 лет он может стоять какое-то вре­мя на одной ноге, на пальчиках без помощи, перепрыгнуть через веревочку, протянутую на высоте 5 см, пройти по (нарисованной линии. В 4 года ребенок самостоятельно поднимается и спускается по ступеням переменным шагом, способен спрыгнуть с высоты 30 см и прыгнуть в длину на 60—85 см. У 5-летнего ребенка на­блюдается уже значительная зрелость двигательного контроля. Ов может подпрыгивать, удерживать равновесие при ходьбе по узким доскам, по обозначенным следам. Шестилетние дети способны ходить и бегать в такт музыке, могут обучиться езде на велоси­педе.

Бросание предмета и его ловля требуют большой двигательной координации, поэтому целесообразно показать, как формируются эти способности. Двухлетний ребенок бросает мяч двумя руками и «всем телом». Немногие дети в возрасте 4 лет умеют плавно бросить мяч одной рукой. В возрасте 5 лет большинству детей это уже доступно. Умение ловить развивается несколько позднее. Лишь немногие дети в возрасте 4 года способны поймать брошен­ный им мяч. В возрасте 6 лет сделать это могут уже 2/з детей, при­чем в основном это девочки.

В первые три школьных года ребенок .продолжает совершен­ствовать приобретенные навыки. Он охотно участвует в играх в двигательных развлечениях, связанных с ходьбой и особенно с бе­гом. Совершенствование двигательной координации, которое мож­но наблюдать в конце 9-го года жизни, является результатом со­зревания нервной системы, изменения пропорций тела, стабилиза­ции естественной кривизны позвоночника, усиления мышечной системы.

После 9 лет начинается период двигательного совершенства Он продолжается и до начала периода созревания.

Между моторным и психическим развитием ребенка существу­ет тесная зависимость, поскольку у психически лучше развитых детей двигательное развитие протекает более динамично. После 9 лет и до самого начала периода созревавля наблюдается наи­более быстрое развитие двигательных способностей. Это является результатом большой двигательной активности ребенка и харак­терной для данного периода отваги. Точность бросания возрастает до 13-го года жизни, а потом поддерживается на достигнутом уровне. Скорость развивается равномерно до 16 (иногда 18) лет. Сила возрастает вместе с физическим развитием. В период поло-

вого созревания снижается темп развития этого качества; насту­пает дисгармония и других двигательных качеств. Однако это явление носит преходящий характер и обусловлено отклонениями пропорций тела вследствие очень быстрого роста, дисфункцией, нервной системы, гормональным дисбалансом.

Ребенок в этом периоде противится движению, как и всякой деятельности. Причиной этого являются отсутствие концентрациии неправильная двигательная координация. Мышечная система не приспособлена к преодолению больших нагрузок. В конце данного' периода все отклонения постепенно выравниваются.

В каждом периоде развития для ребенка характерна большая двигательная активность, однако лишь после 3-летнего возраста его можцо включать в групповые упражнения. До 2 лет дети час­то играют самостоятельно, даже находясь в одном помещении с другими детьми. Умение сотрудничать появляется в возрасте око­ло 3 лет, а у 4-летних детей уже определяется желание взаимо­действия, которое до данного возраста выражалось лишь в запро­граммированном подражании. Дети между 4-м и 6-м годом еще не понимают сущности командного взаимодействия, поэтому в таком: возрасте проводить групповые занятия приходится с включением: элементов индивидуального взаимодействия. Продолжительность групповых занятий для этой возрастной группы варьирует в пре­делах 20—40 мин, что определяется ограниченными возможностя­ми младших детей к концентрации внимания. Между 6-м и 8-м годом жизни ребенок уделяет больше внимания командным играм„ В указанный период в групповые упражнения можно включать-элемент командных соревнований (который, безусловно, содержит­ся в разного рода эстафетах). Ребенок 9—11 лет еще не является хорошим членом команды, поскольку у него над взаимодействием преобладает стремление к личному первенству. Только в период созревания можно наблюдать умение взаимодействовать и жела­ние подчиниться правилам командной игры.

Игра имеет громадное значение в жизни ребенка. Она способ­ствует гармоничному развитию мышц всего тела. Через игру ребе- нок познает окружающий мир, устанавливает контакты со сверст­никами. Во время игры он учится брать, давать, разделять,, подчинять, взаимодействовать. Игра удовлетворяет естественную по­требность движения и действия. Она является клапаном для чрез­мерной энергии, которая, будучи неизрасходованной, часто может стать причиной раздражительности и нервозности ребенка. Влия­ние игры на психическую и физическую сферу ребенка неоспо­римо.

В индивидуальной работе с детьми, помимо проведения мест­ной кинезитерапии, необходимо вводить упражнения и для тех мышечных групп, которые не были непосредственно затронуты заболеванием. Познавательные возможности детей с врожденными пороками существенно ограничены. Здоровый ребенок изучает внешний мир полисенсорно (с помощью многих органов чувств). Ползая по полу, он находит различные предметы, осматривает их,

8 Заказ К« 164 прикасается к ним, берет в рот, исследует их плотность и вкус. Ребенок с каким-либо дефектом органов движения во многих слу­чаях прикован к постели, поэтому его исследовательские возмож­ности значительно ограничены. Необходимо при этом подчеркнуть, что общая кинезитерапия, как в форме индивидуальных, так и трупповых упражнений имеет особенно важное значение и никог­да не должна упускаться.

Дети старше 7 лет участвуют или должны участвовать в школь- ных занятиях. При составлении программы реабилитации методист должен принимать во внимание и это обстоятельство. Заботясь об обеспечении максимальных возможностей для гармоничного разви­тия ребенка, мы не должны допускать «конфликта» школьных занятий и планов кинезитерапии и наоборот. Более того, во мно­гих случаях эти виды деятельности должны дополнять друг друга.

ЖПНЕЗИТЕРАПИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИИ МОЗГА У ДЕТЕЙ ПО МЕТОДИКЕ БОБАТОВ

N

Понятие «детский церебральный паралич» (ДЦП) охватывает Труппу симптомов, проявляющихся в результате повреждения моз­га ребенка в паранатальном периоде. Частота этого синдрома, со­гласно опубликованным данным, составляет 3—5%о.

Самой частой причиной нарушений является гипоксия ткани мозга. Она может быть вызвана механическими факторами, дей-ствующими непосредственно на мозг (например, наложение аку­шерских щипцов, применение перепада давления с целью извле­чения плода из родовых путей), в результате затруднения дыха­ния плода во время родов или перед ними. Иногда это связано с чрезмерно выраженной желтухой новорожденного и часто — с не­доношенностью. Состояние после бактериального воспаления моз­говых оболочек, как и субдуральные кровоизлияния в период ин­тенсивного развития мозга в раннем детстве, входят в указанную .группу поражения. Нередко не удается установить непосредствен­ную причину поражения.

Характерными чертами ДЦП являются нарушения мышечного напряжения, дискоординация движения, возникновение в резуль­тате этого неправильных, часто гротескных позиций и движений, нарушение психомоторного развития, ограничение спонтанной под­вижности, иногда почти полное ее торможение. Сопутствующими проявлениями могут быть расстройства артикуляционного аппара­та, ведущие к дефектам развития речи и функции приема пищи; нарушения речи, возникающие вследствие повреждения ее центра, нарушения слуха (тугоухость или глухота), зрения (косоглазие), дефект ощущения собственного тела и пространства, вегетативные нарушения.

Интеллект может сохраняться на высоком уровне даже при значительных отклонениях в иных сферах, но он может быть и сниженным.


Эмоциональная сфера и поведение ребенка легко подвергаются! отрицательным отклонениям в условиях разнообразных жизнен­ных сложностей.

В качестве сопутствующего заболевания в разном возрасте у ребенка может проявиться эпилепсия. Она не является противопо­казанием к упражнениям под лекарственным контролем.

Клинические проявления ДЦП различны в каждом конкретном, случае. Существует множество форм проявления поражения. При­чиной этого является сочетание высокого уровня организационной: функции мозга и разнообразной локализации повреждений.

В этих условиях затруднена классификация поражений, и она: всегда вызывает дискуссии. Тем не менее мы приводим некоторые' группы поражений, хотя эта классификация и не выполняет дис-криминативной функции.

Определенные проявления конкретных видов поражения могут* появляться последовательно, по мере развития центральной нерв­ной системы. Однако ДЦП не является прогрессирующим забо­леванием.

Классификация ДЦП

1. В соответствии с критерием локализации поражения в головном? мозге.

Спастические. Поражения пирамидного типа. Локализация в области: коры головного мозга. Характерны усиление мышечного напряжения, воз­будимости и сократимости мышц, преувеличенные глубокие рефлексы или: так называемые сухожильные рефлексы.

Атетозы. Поражения экстрапирамидного типа. Глубокая локализа--ция повреждения в области базальных сплетений и желудочков мозга. Ха­рактеризуются спазмами разгибателей всего тела, непроизвольными движе­ниями непредсказуемого типа. Они исчезают во время сна и усиливаются: при эмоциях. Напряжение мышц, их возбудимость и сократительная спо­собность в общем постоянно не увеличены и не снижены. Могут появлять­ся преходящие напряжения. Глубокие рефлексы могут сохраняться на.: нормальном уровне.

Атаксии. Локализация повреждений в области мозжечка или вестибу­лярного аппарата. Характеризуются снижением мышечного напряжения,, возбудимости и сократительной способности мышц, ослаблением глубоких: рефлекторных реакций, общей заторможенностью, ухудшением ориентации! в пространстве.

Реже выделяют:

Кататонии. В крайних случаях1 распрямительной или сгибательной ка-татонии с напряжением мышц типа «свинцовой трубы», со снижением мы­шечной реакции.

Треморы. Как крайняя форма- атетоза с наличием переменных сокра­щений двух антагонистических мышечных групп, проявляющихся постоян­но или только в моменты намерения произвести движение.

При обсуждении характеристик поражения не упоминается о показате­ле мышечной силы. Правда, до недавнего времени его пытались оценить с помощью теста Ловетта в случаях ДЦП, однако, согласно современным:' взглядам, вопрос о мышечной силе отходит на второй план, «поскольку моз­говое поражение вызывает прежде всего утрату движения, а не паралич, мышцы».

Тестирование мышечной силы по методу Ловетта не показано, посколь­ку напряжение мышц постоянно меняется.

1 Крайний случай — это большой объем тканевого повреждения в ральной нервной системе.

2. В соответствии с критерием локализации клинических проявлений.

Квадриплегии. Проявляются в мышцах всего тела, особенно ярко верх-аних конечностей.

Диплегии. Проявляются в мышцах всего тела, наиболее ярко нижних «конечностей.

Гемиплегии. Проявляются в мышцах одной стороны тела.

Параплегии. Проявляются в мышцах нижних конечностей.

Моноплегии. Проявляются в мышцах одной нижней конечности (часто в «сопровождении следовых явлений в мышцах одноименной верхней конеч-лости).

Внутри каждой из перечисленных групп у конкретных боль-«ных клинические формы могут существенно различаться.

Патологическое мышечное напряжение. Возникает из-за нару­шения контроля рефлексов растяжения' со стороны центральной .нервной системы. В физиологических условиях они обеспечивают •правильное напряжение, которое у здорового человека регулирует­ся рядом механизмов так называемых обратных связей, действую­щих только при условии нормальной функции мозга.

При спастических поражениях поврежденный мозг не' регули­рует правильным образом эти механизмы, поэтому незатормажи-ваемые рефлексы растяжения создают чрезмерное мышечное на-пряжение или дискоординацию напряжения.

Нарушения мышечного напряжения связаны с динамическим характером мышечного напряжения ж расслабления. Следователь­но, при кинезитерапии необходимо принимать во внимание оба эти -аспекта.

Филогенетические2 патологические стереотипы. Клинический облик ребенка с ДЦП формируют также определенные вынужден­ные позы и движения. Они обусловлены патологической задерж-жой филогенетических рефлексов ползания. Конечности такого ребенка могут сгибаться и раегибаться только по стереотипному •Образцу. Мышечные группы, участвующие в движениях сгибания и разгибания конечностей, работают синергически.

На рис. 44 показан стереотип так называемого выпрямитель­ного синергизма левой руки. Этот синергизм охватывает работу •следующих мышц: выдвигающих головку плеча, приводящих и вращающих плечо внутрь, выпрямляющих локтевой сустав, шро-нирующих предплечье, выпрямляющих лучезапястный сустав и «отводящих его з локтевую сторону, сгибающих пальцы (иногда распрямляющих).

На рис. 45 представлен стереотип сгибательного синергизма отравой руки. Он охватывает работу мышц: втягивающих головку гплеча, отводящих и вращающих плечо наружу, сгибающих локте-:вой сустав, супинирующих предплечье, сгибающих лучезапястный •сустав, отводящих кисть в лучевом направлении, выпрямляющих (иногда сгибающих) пальцы.

1 Рефлексы растяжения являются защитной реакцией мышц на их пе-
рерастяжение.

2 Филогенез — повторение в чертах развития плодами маленького ребен­
ка особенностей развития вида.



Рис. 44. Синергизм вы­прямления левой руки Рис. 45. Синергизм сги­бания правой руки




Рис. 46. Синергизм вы­прямления левой ноги.



Рис. 47. Синергизм сги­бания левой ноги.

На рис. 46 продемонстрирован стереотип выпрямительного синергизма левой ноги. Он складывается из работы мышц: вы­прямляющих тазобедренный сустав, приводящих .и вращающих бедро внутрь, выпрямляющих коленный сустав, сгибающих и вра­щающих стопу и сгибающих (иногда выпрямляющих) пальцы.

Рис. 47 иллюстрирует стереотип сгибательного синергизма левой ноги. Он охватывает мышцы: сгиб'ающие тазобедренный су­став, отводящие и вращающие бедро наружу, сгибающие колен­ный сустав, разгибающие и супинирующие стопу, выпрямляющие пальцы (иногда сгибающие).


Таблица 14

Тесты двигательного развития для детей с поражением мозга

Фамилия, имя . Дата рождения

Диагноз _



Выполняемое действие

Средний возраст здоровых детей

Да­та

Дата

Дата

Дата

Дата!

Поднимание головы в положении



















на животе

1—2 мес
















на спине

4—6 »
















Поворот:



















со спины на бок

3—4 »
















с живота на спину

6 »
















со спины на живот

8 »
















Ползание на животе

7 »
















Овладение положением на четве



















реньках

8 »
















Передвижение на четвереньках

9 »
















Сидение:



















с вытянутыми ногами

7 »
















на столике

8 »
















боком

10 »
















Усаживание из положения лежа:



















на животе через положение си-



















ня боком

1С— 12 мес
















на спине через опору на локте

1 год— 5 лет
















Симметричное усаживание из по-



















ложения лежа на спине

5 лет
















Вставание:



















овладение прямым наклоном

10—11 мес
















овладение положением группи-



















ровки

8 »
















; овладение 'положением на од-



















ном колене

2—14 »
















вставание из положения на ко-



















ленях

10 »
















вставание из положения на од-



















ном колене

14 »
















умение стоять

14 »
















' стояние на одной ноге

21/2—3 года
















» » шатком основании

18 мес
















Ходьба:



















на коленках

12 »




»










в барьерах (опора о мебель, по-



















ручень, трость)

10 »
















самостоятельно вперед

2—15 »
















с произвольной остановкой

5—18 »
















с остановкой и поворотом в сто-

3—16 »
















рону

4—16 »
















спиной вперед

5—16 »
















с 'переменой движения в про-



















извольном направлении

' 16 »
















по неровной поверхности

18 »
















с подниманием на порог

20—22 »
















со спусканием с порога

20—22 »
















с подниманием по. ступенькам



















лестницы

24—30 »
















Продолжение



Выполняемое действие

Средний возраст здоровых детей

Да­та

Дата

Дата

Дата

Дата

со спусканием по ступенькам лестницы по наклонной плоскости вверх » » » вниз

4-30 » 8—22 » 8—22 »

-













« перешагиванием порога

2 года
















по шаткому основанию и уме-



















нием поднимать предметы по балке

2 »

3 »
















Бегание по поверхности: ровной неровной Прыгание: с порога на правую ногу

18 мес 2года

2 1/2 года
















» » » левую » » » » обе ноги

3
















на месте на двух ногах » » » правой ноге » » » левой »

3 »

3'/2 » 3'/2 »
















через препятствие с отталкива-



















нием: правой ногой левой » двумя ногами Дополнительные навыки:

3—4 » 3—4 » . 4 — 5 лет
















падение вперед на руки



















падение назад и в сторону



















опора на руки сзади с супина


















-цией предплечья опора на правую руку сбоку опора на левую руку сбоку



















Сумма баллов



















Подпись проводящего тест



















Шкала оценок: ел.—слабо 1 балл

Хор. — хорошо 2 балла

оч. хор. — очень хорошо 3 балла

Существование стереотипов не позволяет ребенку выполнять произвольны^ движения. До тех пор пока данные стереотипы не будут разрушены с помощью длительных упражнений, ребенок не сможет ни воспроизводить изолированных элементов движений стереотипа, ни создавать из них иных стереотипов.

Патологически задержанные рефлексы. Развитие здорового ре­бенка протекает в определенной, довольно достоянной последова­тельности становления естественных движений и навыков (табл. 14). Они формируются ша основе появления в определен­ном возрасте определенных рефлексов, которые уступают место очередным рефлексам

Очередность появления рефлексов соответствует развитию* определенных уровней центральной нервной системы (рефлексы? новорожденного, связанные с ранним филогенезом, рассматрива­лись выше): спинного мозга — до 2 мес, мое га мозга —4—6 мес,. [промежуточного мозга — 6—8 мес, коры головного мозга — появ­ляются в возрасте 6—18 мес и остаются на всю жизнь.

Ранние рефлексы у здоровых людей исчезают и проявляются лишь в некоторых условиях (например, при опасности).

При ДЦП наблюдается патологическое продление ранних реф­лексов. Даже у ребенка старше 10 лет, страдающего ДЦП актив­ной формы, могут сохраниться рефлексы первого полугодия жиз­ни, затрудняющие формирование нормальной для человека под­вижности в высоких положениях с вертикальной установкой тела.

  1   2   3




Похожие:

Частная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей iconЛечение движением. Кинезитерапия предполагает использование всех форм и видов движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека для лечения различных заболеваний. Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики
Логопедическая ритмика комплексная методика, включающая в себя средства логопедического
Частная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей iconБелгородская область департамент здравоохранения и социальной защиты населения белгородской области прика з
«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при заболеваниях терапевтического профиля»...
Частная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей iconЛомоносовская частная школа, г. Москва
В данном школьном сайте оригинальное оформление. Но в целом содержание сайта напоминает отчет. По моему мнению, нет привлекающего...
Частная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей iconПрезентация методических разработок
Э. Чарели. Также все участники семинара получат рецепты народной и тибетской медицины, применяемые при заболеваниях голосового аппарата,...
Частная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей iconСамостоятельная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» Чем отличаются по строению атомы типичных металлов от атомов типичных неметаллов?
Укажите порядковый номер, заряд ядра и рассчитайте сколько протонов, нейтронов и электронов находится в атомах а С12, б Cu63, c Br79,...
Частная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей iconУтверждаю зав кафедрой гражданского и хозяйственного права Трамбачева Т. Д
Краткие сведения о деятельности головного мозга и ее нарушениях при психических заболеваниях
Частная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей iconДокументи
1. /ИРИНА СЕМЕНОВНА ВАСИЛЬЕВА. МАССАЖ ПРИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.txt
Частная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей iconПрограмма для детей "Животные Австралии", индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями
Обучающая: закрепить знания о растительном мире Австралии, дать понятие о своеобразии животного мира Австралии, познакомить с особенностями...
Частная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей iconУрок в 8-м классе по теме "Функциональные зависимости на уроках алгебры и физики"
Формирование умений применять полученные знания при решении типичных и нестандартных задач
Частная кинезитерапия кинезитерапия при заболеваниях, типичных для детей iconК приказу Министерства здравоохранения и социального
Настоящий Порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях в государственных и муниципальных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы