Концепция безопасности образовательного пространства icon

Концепция безопасности образовательного пространства



НазваниеКонцепция безопасности образовательного пространства
Дата конвертации03.10.2012
Размер134.33 Kb.
ТипДокументы
источник

Концепция безопасности образовательного пространства

Концепция безопасности образовательного пространства - система взглядов на обеспечение безопасности участников образовательного процесса от угроз для их жизни и здоровья в сфере педагогической деятельности. В Концепции сформулированы основные направления образовательной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.

Образование как отрасль обеспечения потребностей человека

В процессе производства средств производства, объектов и структур "большой экономики" (энергоносителей, машин, механизмов, транспортных коммуникаций и т.д.) происходят как затраты энергетических, материальных, технологических ресурсов, так и затраты живого труда, популяционного потенциала общества. Для компенсации затрат живого труда и обеспечения поступательного развития общества промышленный продукт преобразуется в предметы потребления, услуги, инфраструктуру непроизводственной, социальной сферы, систему обеспечения воспроизводства, безопасности жизнедеятельности, блага для удовлетворения потребностей человека в обучении, развитии культуры, языка, сохранении здоровья.

В процессе обучения осуществляется передача и усвоение знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности. Обучение есть механизм не только образования, но и воспитания, и в целом - педагогической деятельности. Таким образом, педагогическая деятельность является способом бытия особой сферы общества, в рамках которой осуществляется целенаправленное социокультурное воспитание человека, наращивание человеческого капитала, обеспечение потребностей человека в обучении, развитии культуры, языка, сохранении здоровья.

Сегодня, в условиях формирования многополюсного планетарного мира и развертывания борьбы за глобальные экологические ресурсы, тем не менее, все более и более обозначается общность человечества, связанная с проблемой его выживания. Для Сибирского региона, переживающего период катастрофической депопуляции своих территорий, проблема выживания, сохранения и развития народонаселения, его интеллекта, здоровья, репродуктивного благополучия становится в ряд первоочередных. Наиболее инертными сферами общественной деятельности по обеспечение потребностей человека оказываются отнюдь не медицина, экология и социальное обеспечение, а культура и образование. Все то, что к настоящему моменту забыто и заброшено в сфере образования привело к тяжелому геополитическому отставанию России и Сибири. В связи с этим, просвещение, образование и воспитание должны быть сегодня в эпицентре деятельности основных культурных и социальных институтов.

^ Образовательное пространство

Под образовательным пространством понимается та сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности. В рамках образовательного пространства реализуется производство социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала нового общества, наращивание человеческого капитала.

Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворить потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении требований их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач в рамках определенной территории, выступает образовательная система, построенная на принципах здоровьесберегающей, безопасной для жизни и здоровья, единой образовательной политики и образовательной деятельности.

Безопасность образовательного пространства обеспечивается единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ним сфер, особенно культуры, медицины, экологии, социальной защиты, безопасности систем жизнеобеспечения. Это единая образовательная политика, направленная на сохранение и укрепление физического, репродуктивного, психического, социального и духовного здоровья детей и молодежи.

^ Угрозы безопасности образовательного пространства

В соответствии с положениями, изложенными в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24), состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Очевидно, что эти же явления представляют угрозу безопасности образовательного пространства - наименее защищенной сфере деятельности человека.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности, что ведет к снижению итак небольших отчислений в социальную сферу, в том числе на развитие и реформирование системы образования, поддержание систем жизнеобеспечения и укрепление учебно-методической и материально-технической базы образовательных учреждений.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития угрожают образовательному пространству утратой передовых позиций в мире, деградацией педагогических школ, ограниченным вовлечением в единое мировое информационное и образовательное пространство.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе приводят к формированию молодежных субкультур деструктивной направленности, увеличению числа правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, росту беспризорности и безнадзорности детей, детской наркомании и алкоголизма, негативных медико-социальных последствий наркопатологии, в том числе росту сопутствующей наркомании заболеваемости (ВИЧ-инфекция/СПИД, инфекционный гепатит, венерические болезни, туберкулез) и многим другим факторам, отрицательно влияющим на становление и развитие молодого поколения.

Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности правоохранительных органов, недостаточная правовая грамотность и межведомственная разобщенность лиц, обеспечивающих безопасность образовательного пространства, отток квалифицированных кадров из сферы образования и обеспечения её безопасности являются серьезной угрозой для жизни и здоровья участников образовательного процесса.

Угрозу безопасности образовательного пространства в социальном аспекте создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности.

Угроза ухудшения экологической ситуации в России и Сибири особенно велика из-за неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры, неразвитостью системы непрерывного экологического образования населения. В этих условиях недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов обеспечения безопасности образовательного пространства, в том числе и экологической, увеличивают риск причинения вреда жизни и здоровью участникам образовательного процесса.

Угрозу здоровью участников образовательного процесса создаёт неразвитость системы организации им медико-психологической и социальной помощи, неэффективная деятельность службы охраны труда в системе образования.

Существенным благоприятным условием образовательного процесса является естественный прирост населения (рождаемость). По данным Иркутского областного комитета государственной статистики к 2011 году, по сравнению с 2003 годом, абсолютное число родившихся увеличилось на 16%, а общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) вырос с 31,5 до 36,9.

Существенную угрозу представляет тенденция ухудшения качества здоровья подрастающего поколения. За период с 2000года по 2011 год в Жигаловском районе Иркутской области произошло увеличение числа зарегистрированных больных детей в возрасте до 14 лет с впервые установленным диагнозом на 1%.Продолжает увеличиваться заболеваемость детей по многим классам болезней.

Вопреки существующим нормам законодательства (ФЗ "Об образовании" ст. 31, ст. 33, ст. 51) немалый вклад в ухудшение здоровья детей и подростков вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования.

В условиях продолжающегося незначительного прироста численности детей, ухудшения их здоровья, критического роста школьной и социальной дезадаптации, социогенных заболеваний среди подрастающего поколения мы наблюдаем значительные потери здоровья и численности детского населения в результате бытового, уличного, транспортного травматизма и несчастных случаев.

Таким образом, продолжается стойкая тенденция ухудшения здоровья детей, рост нарушений здоровья в результате травм, несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем право на охрану здоровья и медицинскую помощь гражданам возведено в конституционный ранг (ст. 41 Конституции РФ). Основным принципом охраны здоровья граждан является приоритет профилактических мер и ответственность органов государственной власти, управления образования, образовательных учреждений, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья (раздел Х «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации).

Остается на уровне намерений и пожеланий требования статьи 226 "Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда». Соответственно финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда это обязанность работодателя и должна ежегодно осуществляться в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ,услуг).

Законом закреплено право несовершеннолетних на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

Особое внимание обращает на себя высокий уровень спортивных травм у детей. В соответствии с ст. 34 закона Российской Федерации "О физической культуре и спорте в РФ" от 29.04.99 работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, не допускать причинения вреда здоровью. Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивают техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий.

Вместе с тем, принимаемые меры по профилактике детского травматизма носят разрозненный характер, малоэффективны и явно недостаточны. Практически не проводится работа по выявлению, анализу и устранению причин детского травматизма в образовательных учреждениях, имеют место быть факты сокрытого причинения вреда здоровью обучающихся (данные медучреждений и правоохранительных органов)

Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности.

^ Обеспечение безопасности образовательного пространства

Главная цель Концепции заключается в разработке организационных подходов и методов деятельности учреждений образования по формированию безопасного образовательного пространства, обеспечивающих улучшение здоровья и снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и/или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасности.

Обеспечение безопасности образовательного пространства, защита прав, охрана жизни и здоровья участников образовательного процесса являются приоритетными направлениями образовательной политики Иркутской области.

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  1. Разработка и внедрение нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ деятельности системы образования по формированию безопасного образовательного пространства.

  2. Наращивание опыта межведомственного (рис. 1), комплексного (рис. 2) и многоуровневого (рис. 3) подходов при формировании безопасного образовательного пространства.

  3. Совершенствование профессиональной компетентности и механизмов аттестации работников образования в области формирования безопасного образовательного пространства.

  4. Совершенствование механизмов аттестации образовательного учреждения по созданию медико-социальных условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья участников образовательного процесса.

  5. Разработка критериев эффективности деятельности образовательного учреждения по формированию безопасного образовательного пространства.



Рисунок 1.Межведомственный подход в области формирования безопасного образовательного пространства.

* - РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В качестве функциональных звеньев включает службы гражданской обороны, общественной безопасности, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, медицины катастроф и т.д.



Рисунок 3.Схема многоуровневой подготовки участников образовательного процесса по обеспечению безопасности образовательного пространства (многоуровневый подход).

Стратегические подходы достижения поставленной цели:

  1. Совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства.

  2. Совершенствование планирования мероприятий по основным направлениям обеспечения безопасности образовательного пространства (рис. 2).

  3. Совершенствование учетно-отчетной документации по основным направлениям формирования безопасного образовательного пространства и методов их анализа с использованием электронно-вычислительной техники.

  4. Улучшение средств и методов организации работы по охране труда на всех уровнях управления образованием, разработка эффективного механизма экономического стимулирования образовательных учреждений по внедрению эффективной системы управления охраной труда.

  5. Совершенствование планирования мероприятий по межведомственной координации деятельности и механизмов достижения конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства.

  6. Разработка и внедрение методов мониторинга здоровья и условий учебы и труда в образовательном учреждении.

  7. Обучение целевых групп (руководителей ОУ, медицинских работников ОУ, учителей и воспитателей, учащихся и воспитанников, родителей) по вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формирования культуры безопасности (рис. 3).

Формирование безопасного образовательного пространства предполагает, прежде всего, использование эффективных способов управления образованием, которые должны опираться на элементы стратегического планирования. Его реализация предусматривает использование статистической, социологической и экспертной информации.

Адекватная деятельность учреждений образования по сохранению и укреплению здоровья обучающихся может быть оценена целым комплексом показателей, отражающих демографическую характеристику организованных детей, уровень, структуру и динамику их заболеваемости по данным медицинских осмотров, распределение и повозрастную динамику перераспределения организованного детского населения по группам физического развития и группам здоровья и т.д.

Важнейшим направлением работы по формированию безопасного образовательного пространства является координация деятельности образовательных, медицинских учреждений и учреждений социальной защиты, учреждений обеспечения общественного порядка с целью, с одной стороны, удовлетворения потребностей детей и подростков в медико-психологической и социальной помощи при нарушениях их здоровья и социальной дезадаптации, а с другой - с целью разработки эффективных мер по совершенствованию системы сохранения здоровья и социализации подрастающего поколения, обеспечения безопасности участников образовательного процесса.

В этой связи важнейшим элементом социально-гигиенической оценки могут служить результаты опроса мнения участников образовательного процесса и родителей обучающихся о функционировании соответствующих учреждений, работе их специалистов, удовлетворенности теми или иными видами медико-психологической и социальной помощи, правоохранной деятельности, осуществляемой в рамках образовательного пространства. Опрос специалистов, осуществляющих медико-психологическое, социальное и правоохранительное сопровождение учебно-воспитательного процесса, может дать возможность оценить проблемы в данном процессе и определить реальные пути обеспечения безопасности образовательного пространства.

^ Стратегия укрепления здоровья через систему образования

Из анализа многочисленных статистических данных, обсуждений по рассматриваемой теме на конференциях и семинарах, материалов научных публикаций и при том обстоятельстве, что 90 % детей организованы в дошкольно – школьные коллективы, следует, что наиболее эффективный способ сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения - это формирование здоровьесберегающих технологий и среды образовательного пространства.

Недостатки в деятельности образовательных учреждений:

  • несоответствие программ и условий обучения функциональным и возрастным особенностям обучаемых;

  • несоблюдение психолого-педагогических и санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • низкая эффективность физического воспитания учащихся.

На новом этапе образовательной реформы необходимо не просто переломить тенденцию к ухудшению показателей здоровья учащихся, но и существенно продвинуться в решении следующих проблем:

  • превращения охраны здоровья обучающихся в одно из приоритетных направлений деятельности государственных органов власти и местного самоуправления;

  • организация учебно - воспитательного процесса исходя из задач укрепления здоровья обучающихся;

  • создания условий для развития материальной базы образовательных учреждений;

  • обеспечение контроля (мониторинга) за состоянием здоровья обучающихся, информационного и медицинского обеспечения профилактической работы.

^ С этой целью необходимо осуществить следующие меры:

 стимулировать создание проблемных групп, ответственных за организацию здравоохранения (медицинских кабинетов) и физического воспитания в образовательных учреждениях;

 внедрять вариативные социально-образовательные программы с целью формирования ценностей здорового образа жизни.

 улучшать условия и охрану труда, благоприятные для укрепления здоровья и физического развития обучающихся, включая режим учебных занятий, предотвращение перегрузки, улучшение питания, контроль за соблюдением медико-санитарных требований;

 стимулировать внедрение здоровьесберегающих технологий и психологического сопровождения обучающихся по вопросам здоровья;

 повышать компетенцию педагогов в вопросах охраны здоровья и физического развития обучающихся;

 повышать роль физического воспитания в укреплении здоровья, усилить контроль за физической подготовкой воспитанников и учащихся;

 упорядочить работу спортивных секций образовательных учреждений;

 совершенствовать организацию медицинского обслуживания обучающихся, включая диспансеризацию, профилактику заболеваемости, предотвращение распространения вредных привычек и зависимостей;

 создать нормативно-правовую и методическую базу обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.




Похожие:

Концепция безопасности образовательного пространства iconКонцепция национальной безопасности Российской Федерации
Концепция система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних...
Концепция безопасности образовательного пространства iconI. Концепция воспитательной работы
Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности любого образовательного учреждения, и моу “сош №15” не исключение,...
Концепция безопасности образовательного пространства iconОбеспечение безопасных условий в оу
Администрация моу верхнемазинская сош им. Д. В. Давыдовауделяет серьезное внимание нормативно-правовому обеспечению безопасности...
Концепция безопасности образовательного пространства iconМетодические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Цель
Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция...
Концепция безопасности образовательного пространства iconОценки личностных результатов учащихся мобу «Каменносарминская оош»
Цель: диагностируется эффективность школьного образовательного пространства для формирования личностного результата – Поведение на...
Концепция безопасности образовательного пространства iconМетодические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника
Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный...
Концепция безопасности образовательного пространства iconРасписание занятий 1 группы слушателей курсов повышения квалификации по 1 модулю «икт в деятельности педагога»
...
Концепция безопасности образовательного пространства iconКонцепция интегративной модели конкурсов профессионального мастерства в челябинской области
Сложившаяся система конкурсов профессионального мастерства в Челябинской области нацелена на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных...
Концепция безопасности образовательного пространства iconОбеспечение условий безопасности участников образовательного процесса в моу «Солоновская сош»
Тными как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования. Законодательные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности...
Концепция безопасности образовательного пространства iconРайонная методическая тема
Развитие единого информационного образовательного пространства как условие эффективного взаимодействия участников образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы