Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса icon

Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса



НазваниеМежведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса
Дата конвертации03.10.2012
Размер81.43 Kb.
ТипДокументы
источник

Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса

Стабильность развития любого государства в условиях нарастающего влияния глобальных катастроф во многом зависит от эффективности комплексной системы национальной безопасности, которая обеспечивает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Принятый 5 марта 1992 года Федеральный Закон РФ "О безопасности" к основным объектам безопасности относит личность - её права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст.1 Федерального закона "О безопасности" от 05.03.92 г.).

Рассматривая вопросы сохранения нации сегодня, можно отметить, что в ближайшей перспективе к 2020 году на одного работающего будет приходиться 2-4 неработающих (больных, пожилых, инвалидов, детей, групп девиантного образа жизни и т.д.). По существу, Жигаловский район не имеет достаточно здоровых, образованных и подготовленных (количественно и качественно) членов общества. Только 20% призывников пригодны для службы в армии, остальные 80% оказываются физически и психически недостаточными даже при сниженных требованиях.

Возникает вопрос, что же делать? Где взять сильных, нравственно подготовленных, интеллектуально развитых молодых людей в достаточном количестве? Среди множества возможных ответов обязательно будет названа школа, а точнее - система образования.

Действительно, в принятом вслед за Законом "О безопасности" Законе "Об образовании" от 10 июня 1992 г. в современной его редакции выделяются отдельные статьи, предусматривающие реализацию прав граждан (обучающихся) в области социальной сферы (ст. 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников, ст. 55. Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы) и охраны здоровья (ст. 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников). Кроме того, к компетенции образовательного учреждения относится контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством (пп.17 пункта 2 ст. 32 ФЗ "Об образовании"). К компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых безопасных условий для обеспечения образовательного процесса, в т.ч. питания и медицинских услуг, осуществления контроля за их работой в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (пп.19, п.2, статьи 32 ФЗ "Об образовании"). Наряду с этим установлена ответственность образовательного учреждения за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (пп.3., пункта 3. ст. 32 ФЗ "Об образовании").

В сложившейся конкретной исторической ситуации школа (образовательное учреждение) призвана взять на себя многие функции, не свойственные прежней советской школе, в пределах, установленных законом Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения.

Школа стала автономной во многих вопросах, в том числе и в вопросе формирования безопасного образовательного пространства. Права юридического лица у общеобразовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации. Общеобразовательное учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. Как самостоятельному юридическому лицу, в целях развития и совершенствования образования ей приходится вступать в систему сложных правовых взаимоотношений, образовывать комплексы, участвовать в создании и деятельности ассоциаций, союзов, иных объединений, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций. К их числу в Жигаловском районе относятся: отдел по мобилизационной подготовке, по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (отдел МП, ГОЧС), отдел полиции (ОП), в том числе государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), отдел государственного противопожарного надзора (ОГПН), пожарная часть (ПЧ-133), военный комиссариат (ВК), Роспотребнадзор, МУЗ «Жигаловская ЦРБ», управление Министерства социальной политики, опеки и попечительства, общественные организации и др.

В чем же, на наш взгляд, состоят особенности этих взаимоотношений?

  1. Они объективно необходимы для полноценной реализации задач общего образования в современных условиях.

  2. Эти взаимоотношения взаимовыгодны для обеих сторон. С одной стороны, государственные организации видят в школе наиболее приспособленную структуру, объединяющую многочисленную организованную часть населения, через которую возможно эффективное решение их ведомственных задач. С другой стороны, школа получает возможность привлекать для решения своих задач материальные, организационные и другие ресурсы ведомственных организаций (отдел МП, ГОЧС , ОП, ГИБДД, ОГПН, военкомат, учреждения здравоохранения и др.).

  3. Создание долгосрочной системы межведомственного взаимодействия с целью обеспечения безопасности образовательного пространства с учетом конкретных особенностей образовательного учреждения.

  4. Создание наиболее оптимальных условий для формирования культуры безопасности у подрастающего поколения, воспитания человека XXI века, обладающего ноосферным сознанием, личности безопасного типа.

По определению президента Фонда национальной и международной безопасности Шершнева Л.И. личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, своё предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу и сохранением жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям во имя высоких идеалов защиты Отечества, уважающего свою историю и традиции своей Родины. Сам автор этого термина Л.И. Шершнев определяет его как рабочее понятие в интересах конкретизации новой целевой установки по формированию личности гражданина, нормативного образца, эталона воспитания и обучения человека грядущей эпохи. Безусловно, это задача не одного года, даже не одного десятилетия. Но альтернативы формированию личности безопасного типа нет. Преобладающий ныне агрессивный неразумный тип поведения людей является основным источником опасностей и угроз для человечества. Людские и материальные потери в войнах, конфликтах, катастрофах и авариях по вине человека неизмеримо больше, чем от стихийных бедствий.

Когда же начинать формировать эту личность? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост - чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования личности безопасного типа. Введение в 1991 году в школах страны нового предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и как его продолжения курса "Безопасности жизнедеятельности" в средних специальных и высших учебных заведениях можно расценивать как факт осознания руководством страны жизненно важной проблемы формирования человека с другим типом мышления.

Современная школа, по сути, являясь важнейшим звеном формирования личности XXI века, обеспечивает защиту ребенка от агрессивного воздействия негативных проявлений социальной среды, поскольку дети сегодня - это самая уязвимая часть общества, открытая для всех опасностей и угроз. Подростковая преступность, наркомания, бродяжничество, расстройства психического и физического здоровья, ослабление влияния родителей на воспитание детей, социально-экономическая поляризация, рост негативного влияния средств массовой информации на детей и подростков создают немалые трудности в работе с ними.

Сегодня трудно и самой школе. У неё огромное количество проблем. Поэтому даже при сильном педагогическом коллективе, хорошем материальном оснащении, благоприятном территориальном размещении, школа не может в одиночку решать задачи по воспитанию, обучению, сохранению здоровья, а порой и жизни молодого поколения. Объективной жизненной потребностью стало формирование относительно нового направления общественной деятельности - формирование безопасного образовательного пространства. Важнейшим компонентом этой деятельности является накопление опыта межведомственного взаимодействия образовательного учреждения (ОУ) с целью формирования массовой культуры безопасности всех участников образовательного пространства.

В рамках организации межведомственного взаимодействия ОУ следует учесть многообразие функциональных связей и их взаимную целесообразность (схема 1).



^ Схема 1. Межведомственное взаимодействие при формировании безопасного образовательного пространства

По каждому направлению предполагается деятельность с различными структурами и в различных формах:

Взаимодействие в системе образования предполагает повышение профессиональной компетенции работников образования в учреждениях, повышения их квалификации; организацию непрерывного основного и дополнительного образования через взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей и подростков, в том числе специализирующимися на физкультурно-оздоровительной, туристско-краеведческой работе, художественно-эстетическом, героико-патриотическом воспитании; защиту прав обучающихся с помощью специалистов по охране прав детства в органах управления социальной политики, опеки и попечительства.

Взаимодействие образовательного учреждения в системе здравоохранения предполагает организацию медицинского сопровождения образовательного процесса при взаимодействии с МУЗ «Жигаловской ЦРБ», учреждениями по охране репродуктивного здоровья (женскими консультациями, медико-диагностическими центрами по вопросам брака и семьи и др.); оценку здоровья юношей допризывного возраста медицинскими комиссиями при военкоматах; обеспечение санитарно-гигиенического благополучия под контролем органов госсанэпиднадзора.

^ Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий организует и осуществляет курсовую подготовку командно-начальствующего состава объектов ГО (образовательного учреждения), преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей ОБЖ, классных руководителей по вопросам защиты от ЧС, содействует организации деятельности детско-юношеского движения "Школа безопасности".

^ Управление внутренних дел (УВД) взаимодействует с образовательными учреждениями через отделы профилактики правонарушений, преступлений несовершеннолетних (ОПППН), территориальные отделы полиции (через участковых инспекторов).

^ Управление государственной противопожарной службы осуществляет курсовую подготовку работников образования по программе пожарно-технического минимума, участвует в обучении детей правилам противопожарной безопасности, используя при этом возможности пожарно-технической выставки, организуя учения и тренировки с учащимися, содействует организации добровольных дружин юных пожарных в образовательных учреждениях.

^ Государственная инспекция безопасности дорожного движения содействует обучению детей правилам дорожного движения через организацию мероприятий, городков, организацию соревнований "Безопасное колесо", постов юных инспекторов дорожного движения в ОУ и др.

^ Военный комиссариат организуют работу призывной комиссии, содействует организации и проведению допризывной подготовки юношей старших классов, в том числе пятидневных сборов юношей 10-х классов, участвует в профессиональной ориентации учащихся.

^ Управление Министерства социальной политики, опеки и попечительства содействует организации социальной помощи детям через работу с управлением образования, через организацию социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, организацию профильных оздоровительных лагерей для малоимущих семей и детей сирот. Связь образовательного учреждения с органами социальной защиты осуществляют социальные педагоги.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением основных законодательных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Для более эффективной и целенаправленной работы в рамках межведомственного взаимодействия образовательного учреждения целесообразно создать план работы в этом направлении




Похожие:

Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса iconОрганизация деятельности образовательного учреждения по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса Охрана труда в образовательном учреждении
...
Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса iconКонцепция безопасности образовательного пространства
В концепции сформулированы основные направления образовательной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности участников...
Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса iconПлан мероприятий Веретейского сельского поселения по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие
Организация проекта по переходу к предоставлению муниципальных услуг на базе межведомственного и (или) межуровневого информационного...
Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса iconОбеспечение условий безопасности участников образовательного процесса в моу «Солоновская сош»
Тными как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования. Законодательные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности...
Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса iconПриказ №55-37-7147 / 12 «Об обеспечении антитеррористической безопасности 01. 09. 2012г», в целях сохранения жизни и здоровья всех участников образовательного процесса и гостей во время проведения 01.
Иркутской области от 27. 08. 2012г. №55-37-7147 / 12 «Об обеспечении антитеррористической безопасности 01. 09. 2012г», в целях сохранения...
Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса iconЕ. В. Сапкулова Приказ № от 2009г. Принято на Педагогическом совете протокол
Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. №781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке...
Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса iconПоложение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных
Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. №781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке...
Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса iconПоложение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников моу «Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. №781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке...
Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса iconПоложение об антитеррористической группе образовательного учреждения
Антитеррористическая группа (далее группа) является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие всего личного состава...
Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса iconПоложение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных воспитанников мдоу михайловского детского сада «Уголек» третьей категории
Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. №781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы