«За волшебной дверцей нашей старины» icon

«За волшебной дверцей нашей старины»



Название«За волшебной дверцей нашей старины»
Чертовских Татьяна
Дата конвертации30.09.2012
Размер202.63 Kb.
ТипРеферат
источник

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное Казённое образовательное учреждение

«Чиканская средняя общеобразовательная школа»


«За волшебной

дверцей нашей старины»


Краеведческая работа


Выполнили:

Ученица 10 класса - Чертовских Татьяна

Ученица 6 класса – Погодаева Полина


Руководитель:

Чертовских Валентина Алексеевна

- руководитель краеведческого кружка


Адрес: Иркутская область

Жигаловский район

С. Чикан, ул. Школьная -1


«Культура Сибири»

Чикан 2012 год


Содержание


  1. Введение 3

  2. Игровой инвентарь, игрушки, куклы 4

II.1.Значение игрушек. 4

II.2. Забавы детей. 4

II.3.Роль игрушки в жизни человека. 10

  1. Заключение. 11

  2. Литература. 12

  3. Список информаторов 13

  4. Словарь. 14

  5. Приложение. 15

  1. Введение.

В течение нескольких лет мы с членами краеведческого кружка и руководителем Чертовских Валентиной Алексеевной занимались сбором и оформлением материала на тему «Игровой инвентарь, игрушки, куклы. (Материал и способы изготовления. Игры, включавшие материальные предметы. Роль игрушки в жизни человека).

Цель: собрать и обобщить этнографический материал у старожилов села Чикан, Келора и деревень Грехово, Чертовская, Якимовка на тему «Игровой инвентарь, игрушки, куклы, бытовавшие в нашей местности»

Обработать и проанализировать собранный материал по данной теме.

Задачи:

  1. Узнать какими игрушками дети играли в прежние времена.

  2. Выявить особенности этих игрушек.

  3. Узнать какие игры существовали в нашей местности в старые времена.

  4. Определить роль игрушки в жизни человека.

Методы исследования:

  1. Опрос старожилов села Чикан

  2. Сбор и изучение газетных статей, архивных документов, фотографий, литературных источников, толковых словарей.

  3. Анализ собранного материала.

Объектом нашего исследования является фольклор нашей местности

  1. Игровой инвентарь, игрушки, куклы

  2. Роль игрушки в жизни человека.

При написании и оформлении работы были использованы полевые дневники членов краеведческого кружка, видеоматериал, где зафиксированы беседы с информаторами. Информаторами являлись выходцы из деревень Чертовская, Грехово, Якимовка и сел Чикан, Келора. Из литературных источников были использованы книга. «Домашняя академия», «Календарь 2005 года русские обряды и праздники». Подбор журналов «Воспитание школьников», где отражались праздники, обряды, обычаи, традиции русского народа.


^ II. Игровой инвентарь, игры, игрушки, куклы.

II.1.Значение игрушек.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко…

Это русская матрёшка.

Для ребёнка игра – основной вид деятельности. В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. Игра для ребёнка – целый мир. А игрушка - кирпичик, элемент этого мира. Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего – очень заметного места. Игра для ребёнка – способ существования. Лишить ребёнка игрушки – это то же, что учить его плавать без рук. Кукла в игре занимает центральное место, так как позволяет малышу понять и пережить неприятные жизненные ситуации: кукла позволяет отчитать и наказать маму, ответить за обиду папе и т.п.

^ II.2. Забавы детей.

В старые времена игрушки не покупались, так как не было денег. Игрушки делали своими руками.

1) Куклы

Куклы шили из тряпок. Кусок старого материала сворачивался вдоль «рулетом». К нему пришивались руки и ноги. На материале рисовали чернилами глаза, нос, рот. «Тряпку свернёшь, руки ноги пришьёшь, а иногда и ноги не пришивали. Страшные получались, но нам нравилось, наверное, потому, что мы других не видели» (прил.). Эти фразы свидетельствуют о военном времени, в котором довелось проводить своё детство жителям наших деревень Жигаловского района Иркутской области. Для этого периода характерно скудное существование всех семей. В основном куклы изготавливались «из всякого хлама» (прил.). Заворачивали сшитые куклы в тряпочки, делали качели: две палочки втыкали в землю уголком, привязывали верёвочку. На верёвочку привязывали щепочку, на щепочку клали тряпочку, или потничок (словарь), на тряпочку клали куклу, сверху закрывали тряпочкой, вместо одеяла и качали куклу. Играли куклами и одновременно нянчились с младшими сестрёнками и братишками (прил.), так как мать на работе, а отец на войне. В Рождество куклы прятали от шулюканов (словарь), так как думали, что шулюканы украдут куклы. Иногда куклы делали без лица(прил.). Такая кукла оберегала ребёнка от всего плохого: от злых духов и от нечистой силы и приносила ребёнку благополучие, радость и здоровье. Счи­талось, что через глаза в них может вселиться нечис­тая сила и сглазить своего владельца или принести в дом несчастье. Такие куклы изготавливались по строгим правилам, без иголок и ножниц. Ткань отры­вали, сворачивали, скручивали, перетягивали нит­ками. В этом процессе все имело значение: материал (старая или новая ткань, из чьей одежды, ее цвет и узор), дерево (сорт, живое или засохшее), сорт расте­ний и даже кто именно делал игрушку. Например, для своего ребенка первую куклу всегда делала мама — и только из подола своей юбки. Считалось, что та­ким образом оберег передает чаду силу материнской энергии и силу земли (потому что подол при ходьбе задевает землю) и охраняет малютку от различных напастей. Во время работы над игрушкой часто чи­тали молитву.

Существовали куклы и в помощь самой хозяйке. Например, «Десятиручка» помогала девушке или мо­лодухе (девушке, которая недавно вышла замуж) в домашних делах. Ее дарили на свадьбу, чтобы жен­щина все успевала и все у нее ладилось.

. Куклы рассматривались как эталон рукоделия, поэтому часто на «посиделку» (прил.) вместе с прялкой девочки подростки брали сделанные своими руками куклы. По ним судили о вкусе и мастерстве их владелицы. «Зыбку» (словарь) для кукол тоже делали сами. « Возьмёшь чашку, досточку, положишь поперёк, потничок постелешь и качаешь куклу (прил.). Кукол берегли и старались их подарить по наследству своим дочерям. Считалось, что подаренная кукла от матери должна принести дочке удачу.

Ещё вырезали кукол, а к ним одежду из бумаги. Раскрашивали их и играли бумажными куклами.

У дядюшки Якова

Полно товару всякого,

Куклы хорошие –

Нарядны и дешевы…

Игрушки, помада –

Есть всё, что надо!

2). Игры с животными.

Ещё с животными как с куклами играли. «Овца объягнится, ягнятки подрастут немного, сбегаю, нарву подорожных листьев, возьму ягнёнка, под лестницу сяду и кормлю его. Вместо кукол, как с детьми, я с ними возилась» (прил.).

3). Игра в стёкла.

Кроме кукол, ещё в стёклышки играли. «Дождь-то как пройдет, и бежим мы все с ребятишками стеколки собирать. Их как раз вымоет дождём. Собираем, кто больше насобирает и кто красивее. Затем разлаживаем. У кого красивее и больше, тот и выигрывает» (прил.).

4). Имельцы.

В имельцы (словарь) играли.

Имельцы – это жмурки. Человеку завязывали глаза, а остальные бегают вокруг и хлопают в ладоши. Человек с завязанными глазами должен ловить остальных. Кого поймает. Тот и водит.

5). С дерева на дерево.

Человека четыре встают на какую-нибудь деревину, а один человек остаётся ловить и считает: «Раз, два, три». На счёт « три» все с дерева убегают и нужно успеть встать на другое дерево. (На палочку, брёвнышко, на дощечку), а тот , который на земле должен поймать убегающего с дерева на дерево. Если поймал, значит выиграл. «Мы подростки были: «Пойдёмте с дерево на дерево!» все на дерево встаём, а один ловит» (прил.).

6). Каравай.

Каравай пели, в круг вставали, а один в кругу стоит. Мы поём: «Каравай, каравай, кого любишь, выбирай».

- «Я люблю, конечно, всех, а вот эту больше всех».

И выбирает одну из круга. (прил.)

7). Качели.

На доске прыгали. Клали чурку, а на неё доску, вставали на края доски и прыгали. «Я тебя подброшу кверху, ты падаешь и меня подбрасываешь». (прил.)

8). На качелях качались

Привязывались верёвки к матне (словарь) повети (словарь). На верёвку клали доску и качались.

9). Исполин. – Карусель.

На исполине качались. Исполин – это большой столб, на самом верху столба колесо. А к этому колесу привязывали несколько верёвок. Это колесо раскручивали жердями (словарь). Оно крутится, а на верёвках качаются. «Взрослые-то сильно качаются, высоко летают, а когда взрослые уйдут, тогда мы качаемся». (прил.)

10). Катание с гор.

Зимой с горы на санках и на лотках (словарь) катались. А взрослые ребята на дровнях катались. «Лотки водой обольёшь холодной, чтобы дно ледяное было и только вихрь вьёт».(прил.)

11). Зимой катались на лыжах.

Из Чикана ученики ходили кататься на лыжах в Чертовскую, так как там хорошие горы. «Из Чикана ученики приходили к нам на лыжах кататься. У нас поля -то все покаты, гор -то много». (прил.)

12). Городки.

Очень популярной была игра в городки. Пилятся 5 чурочек из жерди, диаметром примерно 5 см., высотой 12 см. Отмеряют два поля шагами на глаз на одинаковом расстоянии от границы. Если поля не ровные и начинается спор, то отмеряли палкой (битой). Играть приходили каждый со своей битой.

Из чурочек на каждом поле выстраивали фигуру: письмо, пушка, серп, звезда и т.д. Задача игры состоит в том, чтобы битой выбить чурочку из поля. Чья команда выбьет все чурочки та и выигрывает.

13). Бабки(словарь).

Широкое распространение имела игра в бабки. Для игры берутся бабки – кости нижних надкопытных суставов ног домашних животных. У каждого своя бита и 5 бабок. В качестве биты берётся сохаток (словарь). Для игры требуется площадка размером 60 – 70 м. Примерно в середине площадки чертят линию кона, на которую ставят собранные у всех игроков бабки, в один или два ряда или же гнёздами по 2, 3, 5 штук. Изредка строят из бабок замысловатые фигуры, на пример «Рыбу» или, рассыпав бабки, ставят затем каждую на то место, где она легла. Все выстраиваются вдоль кона и кидают свои биты в ту сторону, откуда договорились бить по из кону. Если игрок собьёт своей битой бабку на кону, то выигрывает эту бабку. Затем бьёт следующий. Когда на кону не останется бабок, игра прекращается.

14). Ножички.

В послевоенное время среди мальчиков была распространена игра в ножички. Игра проходила в несколько этапов:

  • Пальцы – нож кидается с каждого пальца руки

  • С локтя – нож кидается с каждого локтя.

  • С плеча – нож кидается с каждого плеча.

  • Зубки – нож кидается с зуба.

  • Расческа – нож кидается с головы.

Цель игры: пройти все этапы, попадая остриём , так чтобы нож воткнулся в землю. Если нож воткнулся, полулёжа и между ручкой ножа и землёй не проходил палец, то бросание не засчитывалось и ход переходил к другому.

15). Игра «Чижик».

Выкапывается неглубокая ямка в земле 10 см. на ямку ложится палка. А другой палкой первый игрок должен подбросить палку. Лежащую на ямке как можно дальше, а в это время второй игрок должен поймать эту палку. Затем первый же игрок бьёт эту палку на весу как можно дальше, а второй игрок ловит. Если поймает второй игрок, то он бьёт, считаются очки. И т.д.

16). Игра «В шапку».

Первый игрок садится на землю или на пол на кукорки (словарь) и одевает шапку. Второй игрок должен перепрыгнуть и не сбить шапку. Если не сбил, то одевает свою поверх первой шапки на сидящего игрока.. Затем третий игрок прыгает через сидящего игрока в шапках. Если не сбил шапки, то следующий четвёртый игрок прыгает. Перепрыгивает и одевает свою четвёртую шапку и т.д. А если сбил шапки. То садится в своей одной и игроки прыгают через него. (проиграющего).

17). Игра в мяч.

«Мяч из коровьей шерсти скатаешь и играешь» (прил.) В мяч играли в 20-30-е годы и по сей день. В настоящее время у нас уже настоящие мячи разных видов. Мячом играли в лапту, в бил да бежал, в выжигательный круг, в волейбол, в футбол, в баскетбол

18). В прятки, в догоняшки, в пятнашки играли также в 20 – 30-е годы и по настоящее время.

19). Играли глиной. Лепёшки и пироги стряпали.

20). В Рождественские и Крещенские праздники с 1890-х по 1970-е годы играли фурчалками. (словарь). 13 января праздник Маланьи канун Нового года едят ноги бараньи. В этот день варили свиные ножки, бараньи и коровьи. Мелкие косточки ложили на ночь во хлев (оберег для скота). А из косточек свиных ножек делали фурчалки и фурчали.

21). Мальчики в довоенное время самостоятельно делали из дерева игрушечные топоры, ножи, сохи, бороны, лодки. «Из поленьях карбаса (словарь) строили. Наложишь поленья квадратом, зарубку сделаешь на уголок и скрепишь, а по бокам палки. Встаём в середину поленьев и как будто бы гребём палками как вёслами по воде. Вот так играли» (прил.).

Также мальчики играли в самодельные шашки. «Пешки (словарь) делали сами, напишешь из палочки да из бумаги доску нарисуешь, пешки напиленные карандашами рисовали. 12 пешек чёрными раскрасишь и 12 красным» (прил.)

В шашки дети играют и в настоящее время, только уже покупают в магазине.

22). Также дети в те времена и по настоящие дни дети прыгают на скакалке, пускают мыльные пузыри, играют в магазин.

^ II.3.Роль игрушки в жизни человека.

Игрушка и игра в ней занимает важное место в нашей жизни. В каждую игрушку вложена душа человека, который её сделал. Вряд ли в самой лучшей заводской кукле можно найти ту наивную задушевность, простоту и своеобразную сдержанную красоту, которые характерны для многих народных кукол. Куклы всегда были частью семейных тра­диций. К ним относились как к живым существам, с большим уважением. С помощью тряпичных кукол проводили обряды, оберегали детей и семью от «не­чистого» и разных болезней, учили девочек рукоде­лию, уходу за ребенком, семейным отношениям. Куклам приписывали силы вызвать богатый урожай, приплод скота или счастливый брак. Для счастливого брака дарили молодым на свадьбу куклы-неразлучники, сделанные своими руками.аждую игрушку вложена душа человека. ашей жизни.

Игрушки сохи, бороны, топоры приобщали ребёнка к труду. Игрушки для бросания и стрельбы: мячи, луки, ножички развивали у мальчиков ловкость, меткость. Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И наверняка у каждого есть своя любимая, о которой он или она вспоминает с теплотой и терпением. В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их значение оставалось неизменным. В игре ребёнок совершает свои первые открытия, учится быть активной творческой личностью. Шло время, изменялась жизнь, изменялись игрушки. В настоящее время в наших магазинах присутствует полное изобилие различных игрушек и их стараются производить как можно больше. Но игрушки в процессе игры не потеряли своего первоначального значения. Это развитие, приносящее радость. Современные игрушки также как и старинные повышают интеллект. Игрушка редко становится предметом исследований. Чаще всего она понимается как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет собственную относительно независимую логику развития.

III.Заключение.


В данной работе я обобщила материал об игровом инвентаре. Было рассказано о старинных игрушках, которые изготовляли своими руками в д. Келора, с. Чикан, д. Чертовская. Затронуты вопросы касающиеся различных игр, таких как «Имельцы», «Каравай», «Исполин», «Городки», «Бабки», «Фурчалки» и т.д. Подробно было рассказано о детских, обережных играх, бытовавших в нашей местности. Было отмечено, что роль игрушки в жизни человека имеет очень большое значение. В каждую игрушку, сделанную своими руками, была вложена душа человека. Даже в самой лучшей заводской кукле не найдёшь ту наивную задушевность и простоту, которая характерна для народной игрушки.

На основе исследуемого материала можно сделать вывод. Что знание истории прошлого игрушки важны. Материал устных рассказов старожилов может быть использован в краеведческой деятельности. Для проведения кружковых и факультативных занятий по устному народному творчеству. Данный материл полезен в клубной деятельности при проведении вечеров.

На данной стадии разработки. Можно сказать. Что цель моей работы по сбору и систематизации материала о куклах, игрушках. Детских обрядовых и обережных в д. Келора, д. Чертовская, с. Чикан Жигаловского района Иркутской области была достигнута.


IV.Литература .


  1. Толковый словарь Ожегова.

  2. Книга «Вопросы грамматики, стилистики, методики преподавания русского языка» - Иркутск 1969 г.

^ V.Список информаторов.



Ф.И.О.

Девичья фамилия

Дата рождения

Место проживания

Место рождения

1

Рудых Степанида Семёновна

Чертовских

24.11.1922.

с. Чикан, Жигаловский р-н, Иркутская обл.

д. Чертовская, Жигаловский р-н. Иркутская обл.

2

Рудых Екатерина Илларионовна

Рудых

23.08. 1928

. Чикан, Жигаловский р-н, Иркутская обл.

д. Чертовская, Жигаловский р-н. Иркутская обл.

3

Рудых Мария Клеонитовна

Рудых

20.04.1933

с. Чикан, Жигаловский р-н, Иркутская обл.

с. Чикан, Жигаловский р-н, Иркутская обл.

4

Кулебякина Капитолина Прокопьевна

Кузьмина

14.03. 1930

с. Чикан, Жигаловский р-н, Иркутская обл.

д. Келора Жигаловский р-н, Иркутская обл.

5

Кулебякин Алексей Дмитриевич




30.03.1928

с. Чикан, Жигаловский р-н, Иркутская обл.

с. Чикан, Жигаловский р-н, Иркутская обл.

6

Русина Любовь Юрьевна

Рудых

13.09.1957

с. Чикан, Жигаловский р-н, Иркутская обл.

с. Чикан, Жигаловский р-н, Иркутская обл.

7

Русин Виталий Михайлович




29.08.1959

с. Чикан, Жигало-вский р-н, Иркутская обл.

с. Чикан, Жигаловский р-н, Иркутская обл.



VI.Словарь.

  1. Анбар – амбар – холодная постройка, предназначенная для хранения зерна, муки и других продуктов, а также товаров и вещей.

  2. Бабки – кости ножных суставов домашнего скота.

  3. Бита – палка длиной 70 – 80 см. и толщиной с одного конца 5 – 6 см., а с другого 3 см. для игры в городки.

  4. Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.

  5. Жердь – шест из длинного тонкого ствола дерева.

  6. Жерло – устье печи (входное отверстие печи).

  7. Зыбка – кроватка, коляска.

  8. Заводить – приобретать , покупать.

  9. Имельцы – жмурки.

  10. Исполин – карусель.

  11. Корточки – сесть на корточки – низко присесть с сильно согнутыми коленями.

  12. Куделя – большой клок шерсти, предназначенный для прядения.

  13. Куть –кухня

  14. Карбас – деревянное судно для перевозки грузов.

  15. Лоток – вырезанное из плахи в виде корыта и облитое водой для катания.

  16. Матня – перекладина под потолок.

  17. Одёжа – одежда.

  18. Пятра – 1-потолок в амбаре, 2- навес над дверью амбара.

  19. Поветь – настройка над хлевом для хранения сена, сеновал.

  20. Потничок – матрасик, (вырезанный из сукна).

  21. Пешки – шашки.

  22. Сохаток – сохатинная бабка, наполненная воском для того , чтобы сохаток был тяжёлым.

  23. Тятя – папа, отец.

  24. Трепьё – тряпки старые – старая одежда.

  25. Фурчалка – игрушка, сделанная из кости свиной ножки.

  26. Фартовая – удачливая, счастливая, фарт – удача, везение, счастье.

  27. Хлев – помещение для домашнего скота.

  28. Цело – верхняя часть печи перед жерлом (место перед устьем печи, где обычно сушили одежду.

  29. Чирок – вид короткой обуви, сшитый из кожи.

  30. Щёлок – раствор древесной золы.



Приложение

^ Рудых Степанида Семёновна

В разные игры играли: в бабки, в городки ,в ямщика (двое схватятся, бегут, расцепляются, один ловит, другие убегают). В рождество фурчалки делали из косточек свиных ножек и бегали фурчали. В пасху качели делали и качались. Был исполин (4 верёвки на столбе на колесе 4 человека качаются.)В Масленицу на конях катались взрослые и девчонки. До 30-ого года поп с крестом ходил всё освещал в Пасху, в Масленицу. В 30-м году колхоз начался. Мы ходили смотреть с девчонками мне 8 лет было. В деревне была 40 дворов.

Куклы делали из тряпок. Завёртывали их, делали качели куклам и тут же с ребятишками водимся. Залезем на пятра насобираем тряпочки и сошьём куклы. В Рождество куклы прятали от шулюканов, чтобы они их не украли

В бабки и городки в основном парнишки играли. Сохаток делали из сохатиной бабки, которую наполняли воском, чтобы он был тяжёлый.

^ Рудых Екатерина Илларионовна

Куклы делали из тряпок, шили сами. Отца у нас не было. Его репрессировали в 38 году. Мне было 5 лет. Играли мячи ком. Мяч из коровьей шерсти скатаешь и играешь. Одно платье на двоих было. Дуся в школу сходит , потом я его одену. Вечером постираем это платье и над целом (словарь) высушим. Стирали то щелоком (словарь).

Играли стёклышками. Насобираем стёклышек и играем. Бабкам играли. Подружка Зина была у меня, Варвары Ефтифановны дочка. Они из Келоры переехали. Вот с ней мы играли. В бил да бежал играли.

Праздники отмечали: Пасху, Масленицу, Троицу. В Пасху яйца красили. Молились богу на коленях в куте, чтобы никто не видел, нельзя же было. Просили бога , чтобы отец домой приехал, а он так и не приехал. Голодовали. Давали на семью 3 кг. хлеба на 10 дней, а нас 7 человек было. Играли ещё лепёшками из глины. Нам досталась жизнь то плохая. Из всякого хлама шили куклы и игрушки, страшные получались, но нам нравилось, наверное потому, что мы других не видели. Парнишки сохи, бороны делали из щепочек и из деревяшек и играли ими. Ножики и топоры из палочек делали (игрушечные).

^ Рудых Мария Клеонитовна

Куклы делали из старых лоскутьев. Вата старенькая, худенькая. Сошьём из тряпок и набьём туда ваты. Имельцам (словарь) играли. Кукле качелю сделаем из дощечки, положим и качаем куклу. Осенью вечерать ходили. Когда мама идёт к кому вечерать и я иду с ней и куклу эту из тряпок беру с собой, качаю её там и спать укладываю, в тряпочки завёртываю и сама усну.

Стеколками играли. У кого красивее стеколка , тот и выигрывает. В классики играли, в бабки играли, в городки.

^ Кулебякин Алексей Дмитриевич

Играли в бабки, в городки. Колеско гоняли (обруч). Лук и стрелы делали и стреляли. В мячик играли, в лапту. В прятки играли. Из поленьев карбаса строили. Наложишь поленья квадратом, зарубку сделаешь на углах и скрепишь. А по бокам палки. Встаем на средину поленьев и как будто бы гребём палками, как вёслами поводе. Вот так играли. В пешки (словарь) играли. Пешки делали сами. Напилишь из палочки да из бумаги доску нарисуешь. Пешки, напиленные карандашами раскрашивали. Двенадцать пешек чёрными раскрасишь, да двенадцать красными.

Ходили шулюканили в рождество и мы и девчонки. Нарядимся в тряпьё (словарь) какое-нибудь и бежим.

В Масленицу на санках катались. Санки сами делали из берёзы. На лыжах катались. Лыжи тоже сами делали из доски. Вырубишь топором, а потом построгаешь рубанком. Зимой в снежки играли. Снеговиков из снега лепили. Ножики и топоры сами делали из деревяшек для игры.

^ Русина Любовь Юрьевна

Играли в мяч. Собирали стеколки. Копили их и рассматривали у кого красивее. Куклы были пупсики, но мало. Одежду куклам из тряпочек сами шили. Ещё коровами играли. Палочек наставим – это будто коровы и кормим их травкой. Мыльные пузыри пускали. Залезем на крышу повети (словарь) и пускаем мыльные пузыри. На скакалках скакали. На доске качались. Положим доску через забор и качаемся. В магазин играли. Куклы ещё из бумаги вырезали. Одежду для кукол рисовали на бумаге и рисовали.

^ Русин Виталий Михайлович

Делали пистолеты из дощечек. Рогатки делали и стреляли. В войну играли. Делали луки и стрелы. Санки, лотки (словарь) самодельные делали и с горы катались. В ножички играли.

Игра проходила в несколько этапов:

  • Пальцы – нож кидается с каждого пальца руки

  • С локтя – нож кидается с каждого локтя.

  • С плеча – нож кидается с каждого плеча.

  • Зубки – нож кидается с зуба.

  • Расческа – нож кидается с головы.

Цель игры: пройти все этапы, попадая остриём , так чтобы нож воткнулся в землю. Если нож воткнулся полулёжа и между ручкой ножа и землёй не проходил палец, то бросание не засчитывалось и ход переходил к другому.

В шапку играли.

Первый игрок садится на землю или на пол на кукорки (словарь) и одевает шапку. Второй игрок должен перепрыгнуть и не сбить шапку. Если не сбил, то одевает свою поверх первой шапки на сидящего игрока.. Затем третий игрок прыгает через сидящего игрока в шапках. Если не сбил шапки, то следующий четвёртый игрок прыгает. Перепрыгивает и одевает свою четвёртую шапку и т.д. А если сбил шапки. То садится в своей одной и игроки прыгают через него. (проиграющего).

В чижика играли.

Выкапывается неглубокая ямка в земле 10 см. на ямку ложится палка. А другой палкой первый игрок должен подбросить палку. Лежащую на ямке как можно дальше, а в это время второй игрок должен поймать эту палку. Затем первый же игрок бьёт эту палку на весу как можно дальше, а второй игрок ловит. Если поймает второй игрок, то он бьёт, считаются очки. И т.д.

^ Кулебякина Капитолина Прокопьевна

Дождь то как пройдёт и бежим мы все с ребятишками стеколки собирать. Их как раз вымоет. И собираем кто больше.

Кулы делали мы сами из тряпок. Тряпку свернёшь, руки пришьёшь, да лицо нарисуем. Вот и вся кукла. Ноги то и то однако не делали. Возьмёшь зыбку или тазик, досточку положим поперёк и на досточку то сначала потничок какой-нибудь, а потом одеяло. Кукол берегли и старались их передать своим ребятишкам, считали что фартовая (словарь) будет.

Игры: Имельцы. Человеку завязывают глаза, а он ловит. Кого поймал, тот начинает ловить.

«Мы подростки были: «Пойдёмте с дерево на дерево» все на дерево встаём, а один ловит»

Человека 4 встают на какую-нибудь деревину, а один человек остаётся ловить и считает: «Раз, два, три».На счёт три все с дерева убегают и нужно успеть встать на другое дерево. (На палочку, брёвнышко, на дощечку),а тот , который на земле должен поймать убегающего с дерева на дерево. Если поймал, значит выиграл.

Каравай пели, в круг вставали, а один в кругу стоит. Мы поём: «Каравай, каравай, кого любишь выбирай».

- «Я люблю конечно всех, а вот эту больше всех».

И выбирает одну из круга. (прил.)

На качелях качались, верёвки привязывали к матне (словарь) повети (словарь), доску повдоль положим и человека по три качались

На доске скакали. Чурку положишь на неё доску. По концам встанем и скакали. Я тебя подброшу кверху, ты падаешь. Потом встаёшь и меня подбрасываешь.

Зимой на лотках (словарь) а кто на санках катались с горки. Лотки водой холодной специально обольёшь, чтобы дно то ледяное было и только вихрь вьёт. А взрослые ребята в кошеве катались. Выедут из леса и до самой дороги едут. А иногда и на лессовых дровнях катались.

Из Чикана к нам ученики приходили на лыжах с горы кататься. А нас поля то все покаты, гор то много.

А иногда овца объягнится, (словарь) ягнятки подрастут, сбегаю нарву подорожных листьев, возьму ягнёнка под лестницу, сяду и кормлю его. Вместо кукол я сними как с детьми возилась

На исполин в Чикан бегали качаться. Исполин (большой столб, на столбе колесо, а на колесе верёвки. И мы на этих верёвках качались). Взрослые то сильно качались высоко летают, жердям разводили. А когда взрослые уйдут, тогда мы качаемся.

А в Масленицу куклу из соломы делали. Наряжали её. Всё худенькое на неё одевали и потом сжигали на костре, чтобы прогнать зиму и всё плохое.



Хмелёва Клавдия Дмитриевна




Исполин



Бабки, фурчалки.

городки



куклы










Похожие:

«За волшебной дверцей нашей старины» iconПоложение о проведении конкурса "В волшебной Пушкинской стране"
Настоящее положение устанавливает правила организации и проведения конкурса "В волшебной Пушкинской стране" (далее конкурс), условия...
«За волшебной дверцей нашей старины» iconПраздник Волшебной Воды Цель
Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать,...
«За волшебной дверцей нашей старины» iconДавно минувших лет преданье Любимой нашей старины, Оно живет в воспоминанье
Берега ее топки и неприступны. В своих водах она скрывает несметные богатства рыба, никем не ловленной в течение веков. Вот дятел...
«За волшебной дверцей нашей старины» iconСказка о волшебной силе искусства. Печальное и смешное в сказке
Тема: Х. К. Андерсен «Соловей» сказка о волшебной силе искусства. Печальное и смешное в сказке
«За волшебной дверцей нашей старины» iconГ. Р. Державин «отец русских поэтов» в моем представлении Г. Р. Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане «старины глубокой»
В моем представлении Г. Р. Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане «старины глубокой», и век XIX, совсем близкий,...
«За волшебной дверцей нашей старины» iconДостижения воспитанников мкоу дод сдютиЭ за 2011 учебный год
Областной конкурс научно-исследова-тельских работ «От старины до современ- ности»
«За волшебной дверцей нашей старины» iconПроект "Школьный музей старины «Агафья»"
Участники проекта смогут создать Летопись своего края которая впоследствии может расширяться и дополняться новыми сведениями, интересными...
«За волшебной дверцей нашей старины» iconОтчет о ходе школьного этапа городской воспитательной акции «Славы предков достойны!» в мбоу сош №4 за 2 четверть № п/п Наименование мероприятия
Ребята начальных классов услышали рассказ жизни русского народа и познакомились с предметами старины
«За волшебной дверцей нашей старины» iconВаш друг Эму живёт в волшебной стране Сказочной Австралии
В этой стране обитают удивительные животные и птицы. И все они заняты каким-нибудь делом!
«За волшебной дверцей нашей старины» iconСценарий X юбилейного фестиваля
В. 2 На протяжении 10-ти лет ученики нашей школы воспевали в песнях любовь к нашей необъятной Родине и Родному краю
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы