Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году icon

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году



НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году
Дата конвертации30.04.2013
Размер117.66 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
1. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/ОБЖ.doc
2. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/английский язык.doc
3. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/астрономия.doc
4. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/биология.doc
5. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/география.doc
6. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/информатика.doc
7. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/искусство.doc
8. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/история.doc
9. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/литература.doc
10. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/математика.doc
11. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/немецкий язык.doc
12. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/обществознание.doc
13. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/право.doc
14. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/русский язык.doc
15. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/технология.doc
16. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/физика.doc
17. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/физическая культура.doc
18. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/французский язык.doc
19. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/химия.doc
20. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/экология.doc
21. /в рассылку - методические рекомендации школьный этап/экономика.doc
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре) в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2011-2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011-2012 учебном году



Министерство


ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Российская Федерация, 454113, г. Челябинск,

пл. Революции, 4, тел.(351) 263-67-62, факс 263-87-05,

e-mail: moin@chel.surnet.ru


«09» сентября 2011 г.

№ 103/5349







руководителям муниципальных

органов управления образованием,

руководителям общеобразовательных учреждений






Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 02.12.2009 № 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»), Положением об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 01-497 «Об утверждении Положения об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области), приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.08.2011 г. № 01-1383 «Об обеспечении организации и проведения школьного, муниципального, регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 учебном году», приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.08.2011 г. № 01-1384 «Об организации и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 учебном году».

Школьный этап Олимпиады проводится с 01 октября по 15 ноября 2011 г.

Для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву (далее – Олимпиада) создаются организационный комитет и жюри школьного этапа Олимпиады.

Школьный этап Олимпиады проводятся в очном режиме. Задания олимпиады выполняются письменно.

В школьном этапе Олимпиады принимают участие учащиеся 9, 10, 11-х классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются (п. 8 Положения).

Школьный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению школьного этапа Олимпиады. Требования к проведению школьного этапа Олимпиады разрабатываются предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральной и региональной предметно-методических комиссий Олимпиады и утверждаются оргкомитетом школьного этапа Олимпиады (п. 21 Положения).

В требования для школьного этапа Олимпиады, рекомендуется включить следующие общие позиции:

1) Дата проведения этапа Олимпиады на основании пп. 20,29 Положения.

2) Время проведения Олимпиады для каждой параллели (см. данные рекомендации ниже).

3) Функции Оргкомитета и Жюри школьного этапа Олимпиады, предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады, разрабатывающей требования к проведению этапа и задания школьного этапа (см. пп. 11, 17. 18. 19. 21, 30, 31 Положения).

4) Порядок регистрации участников.

5) Материально-техническое обеспечение этапа Олимпиады (см. данные рекомендации ниже).

6) Форма проведения Олимпиады (выполнение письменных заданий на проштампованных листах для ответов, указание на время выполнения заданий – см. данные рекомендации ниже).

7) Порядок проверки работ и их оценивание (см. данные рекомендации ниже).

8) Порядок сообщения об итогах проверки олимпиадных заданий (сроки, указание места и способа ознакомления с результатами).

9) Порядок разбора заданий.

10) Порядок показа работ с комментариями проверяющих.

11) Порядок проведения апелляций (рекомендуется составить на основе приложения к данным рекомендациям с учетом специфики этапа Олимпиады).

12) Порядок подведения итогов этапа (см. данные рекомендации ниже).

Задания каждой возрастной параллели (9, 10, 11 класс) составляются в одном варианте, поэтому участники должны сидеть по одному за столом (партой).

Для каждого участника школьного этапа необходимо подготовить распечатанный комплект заданий.

Для выполнения заданий учащиеся обеспечиваются проштампованными школьными тетрадными листами или листами А4 в количестве, которое определит предметно-методическая комиссия, формировавшая олимпиадные задания.

Участники школьного этапа должны быть обеспечены листами для черновиков.

Участники должны иметь собственные авторучками с синими или фиолетовыми чернилами. Оргкомитету рекомендуется иметь для участников запасные авторучки того же цвета.

Оргкомитет, жюри, предметно-методическая комиссия школьного этапа должны быть обеспечены необходимыми для выполнения их функций канцелярскими принадлежностями и оргтехникой.

Участники школьного этапа Олимпиады имеют право на просмотр своей работы и подачу апелляции. Просмотр работ участниками и подача апелляции проводится не позднее 2 дней с момента проведения школьного этапа Олимпиады.

Во время просмотра работы участнику Олимпиады предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады.

В случае несогласия с выставленными баллами участник Олимпиады имеет право подать апелляцию на имя председателя жюри. Апелляции по вопросам содержания и структуры олимпиадных заданий, критериям и методике оценивания олимпиадных заданий не принимаются.

Для рассмотрения апелляции создается апелляционная комиссия (далее - Комиссия), персональный состав которой формируется и утверждается оргкомитетом Олимпиады. Председателем Комиссии является председатель оргкомитета. Комиссия состоит из членов жюри (не менее трех человек) и независимых экспертов (не менее трех человек) из представителей методических центров, а также учителей-предметников, имеющих высшую квалификационную категорию по данной области знаний.

По результатам рассмотрения апелляции комиссия может принять решение либо об отклонении апелляции ввиду отсутствия ошибок в оценивании ответов и сохранении выставленных баллов, либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов (баллы могут быть изменены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).

Решения апелляционной комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава комиссии. В случае равенства голосов председатель комиссии имеет право решающего голоса.

Решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не подлежат.

Победители и призеры школьного этапа Олимпиады определяются по трем возрастным параллелям - 9, 10, 11 класс. Победителями и призерами олимпиады признаются участники, набравшие лучшие результаты по итогам выполнения всех типов заданий Олимпиады.

Результаты участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников по каждой параллели, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке.

Победители и призеры Олимпиады определяются на заседании жюри школьного этапа Олимпиады по окончании проведения и утверждения результатов апелляций в соответствии с квотой, установленной организатором муниципального этапа. Решение жюри оформляется протоколом, который подписывает председатель жюри и все члены.

Итоги Олимпиады должны быть размещены на стенде или сайте организатора школьного этапа Олимпиады.

Олимпиадные задания для проведения школьного этапа разрабатываются предметно-методической комиссией муниципального этапа с учетом методических рекомендаций центральной и региональной предметно-методических комиссий Олимпиады.

Содержание заданий Олимпиады по праву определяются Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по праву (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 с дальнейшими изменениями).

При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки ФГОС второго поколения, который готовится для внедрения в образовательные учреждения РФ.

Олимпиада по праву является предметной и проводится «по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (п.7 «Положения о всероссийской олимпиаде школьников»).

С учетом особенностей требований к олимпиадным заданиям, которые в своей совокупности отличаются от традиционных форм контроля, текущей и итоговой аттестации учащихся в них должны найти отражение:

- нормативные требования к уровню подготовленности учащихся по предмету;

- творческий характер соревнований;

- общая культура участников, их эрудированность.

Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном уровне:

1. Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся. Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном этапе Олимпиады определяет муниципальная предметно-методическая комиссия в зависимости от сложившейся традиции проведения Олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной и региональной предметно-методических комиссий.

3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени, глубины их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа Олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.

4. Проверка соответствия готовности участников Олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5. Сочетание заданий с кратким ответом (тесты) до развернутого текста (решение правовых задач).

6. Представление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

7. Опора на межпредметные связи в части заданий.

Возможен следующий алгоритм подготовки заданий Олимпиады по праву для каждой параллели участников школьного этапа:

В основе работы – определение целей проведения этапа на основе общего целеполагания всероссийской олимпиады школьников;

  1. определение того, какие содержательные линии, в какой степени и на основе какого учебно-методического комплекса изучены школьниками данной параллели к началу этапа Олимпиады;

  2. вычленение дидактических единиц, вынесение которых в олимпиадные задания наиболее целесообразно;

  3. выделение типов заданий, доступных для выполнения учащимися данной параллели, позволяющих в наибольшей степени выявить уровень их подготовленности, творческие задатки;

  4. определение ориентировочного времени выполнения каждого из предлагаемых заданий для вывода о возможном наборе комплекта для параллели.

Методическим комиссиям при составлении заданий школьного этапа рекомендуется учесть, что по уровню сложности предлагаемые задания должны быть выполнимы не менее 50% учащихся.

Наиболее распространенными типами заданий Олимпиады по праву являются:

1. Тест. Определение правильности или ошибочности утверждений («да» – «нет»).

2. Соответствие элементов из двух или нескольких перечней.

3. Работа с таблицами и схемами, например:

1) составьте таблицу, используя все предложенные понятия и термины, отразив их соотношение;

2) начертите схему, которая, например, отражает принципы построения правовой нормы.

4. Задания по работе с правовыми понятиями:

4.1. Правильность написания правовых терминов (раскройте содержание понятий (напр.: аллонж) или перечислите признаки или гарантии (напр.: местного самоуправления)).

4.2. Замена выделенного фрагмента правовым термином.

5. Работа с правовыми текстами:

5.1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний (напр. Конституция Российской Федерации и ____________ ___________ имеют__________ на всей территории Российской Федерации).

5.2. Задания к тексту по его анализу, поиску примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте.

5.3. Поиск и исправление ошибок в тексте.

6. Правовые задачи (например: правовая ситуация… необходимо ответить кратко или с обоснованием ответа):

6.1. Какое решение вынесет суд?

6.2. Правомерны ли действия (требования) Х.? Кто прав в этой ситуации?

6.3. Какой из законов подлежит применению? К какому нормативному акту нужно обратиться для решения спора? Какой нормативный акт регулирует этот вопрос?

6.4. Будет ли Х. привлечен к ответственности? К какому виду ответственности будет привлечен Х.?

6.5. Может ли Х. обратиться в суд за защитой своих прав?

6.6. Правомерен ли отказ Х. от исполнения обязательств по договору?

6.7. Кто должен разрешить конфликт?

6.8. Возможно ли обжалование решения?

7. Расшифруйте аббревиатуры (например МКАС при ТПП РФ; УПК РФ)

8.Переведите или соотнесите латинское выражение (напр.:

  1. Nemo judex in propria causa

  2. Obligatio est juris vinclum

  3. Imperitia pro culpa habetur

  4. Jus est ars boni et aequi

А) Право – это искусство добра и справедливости.

Б) Неведение вменяется в вину.

В) Никто не может быть судьёй в собственном деле.

Г) Обязательства – это оковы права).

Предметно-методическая комиссия школьного этапа Олимпиады обеспечивает ее проведение не только соответствующим комплектом заданий, но и системой их оценивания.

Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащихся – один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения. Ниже дается таблица, которая содержит рекомендации по времени, отводимому для работы школьников на школьном этапе Олимпиады.

Класс

Типы заданий, баллы

Время

9 класс

тесты – 50 баллов

задания – 25 баллов

задачи – 25 баллов

60 минут

10 класс

тесты – 35 баллов

задания – 15 баллов

задачи – 50 баллов

80 минут

11 класс

тесты – 25 баллов

задания – 15 баллов

задачи – 60 баллов

80 минут

Максимальное количество баллов в каждой параллели – 100 баллов.

При оценивании олимпиадных работ рекомендуется каждую из них проверять двум членам комиссии с последующим подключением дополнительного члена жюри (председателя) при значительном расхождении оценок тех, кто первоначально проверил работу. Это особенно важно при обращении к творческим заданиям, требующим развернутого текста.

Ниже приведены издания, в которых собраны олимпиадные задания по праву. Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий или быть основой для создания собственных заданий (переделки предложенных) муниципальными предметно-методическими комиссиями.

  1. Основы правовых знаний. В 2-х кн. Учеб. для 8-9 классов /С.И. Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская – изд. 6-е испр. и доп. – М.: Новый учебник, 2008

  2. Всероссийская олимпиада школьников по праву: материалы и комментации /Под ред. С.И.Володиной, В.В. Спасской – М.: Школа-пресс, 2003

  3. Всероссийская олимпиада школьников по праву: Методическое пособие /Пож ред. С.И.Володиной – М. : АПКиППРО, 2005

  4. С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В. Спасская. Всероссийская олимпиада школьников по праву в 2006 г. :Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006

  5. Интернет-ресурсы.

  6. http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ.

  7. http://www.medvedev-da.ru/ – сайт Президента РФ Д.А. Медведева.

  8. http://premier.gov.ru/ – официальный сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

  9. http://www.gov.ru/ – сервер органов государственной власти РФ.

  10. http://www.edu.ru/ – федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

  11. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

  12. http://www.mioo.ru – сайт Московского институт открытого образования.

  13. http://ecsocman.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

  14. http://www.philos.msu.ru/library.php – библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

  15. http://www.philososophe.ru/ – философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.

  16. http://www.garant.ru/ – «Гарант» (законодательство с комментариями).




Начальник управления общего и специального (коррекционного) образования



Т.В. Абрамова



Якубовская Татьяна Владимировна,

(351)263-43-71







Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году
Форма и порядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011/2012 учебном году
Форма и порядок проведения школьного (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2011/2012 учебном году
Положения о всероссийской олимпиады школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г....
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2011/2012 учебном году
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению и заданий для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии («Обслуживающий труд и декоративно-прикладное искусство») в 2011/2012 учебном году
Настоящие методические рекомендации подготовлены по материалам центральной предметно-методической комиссии по технологии (г. Москва,...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году iconТребования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года
О всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02. 12. 2009 №695, и с учетом рекомендаций центральных...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации по составлению конкурсных заданий, по их проведению и по процедуре оценивания
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2011/2012 учебном году
Пасечник В. В. д п н., профессор Московского государственного областного университета
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011/2012 уч году

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы