Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа
Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа icon

Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа



НазваниеН. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа
Н.Ф.Носова<> <> «____»______________2010г.<><><>ШКОЛЬНИК - ИССЛ
Дата конвертации26.10.2012
Размер175.68 Kb.
ТипПрограмма
источник



МОУ Кондинская средняя общеобразовательная школа


Утверждаю: _______________

Директор школы: Н.Ф.Носова

«____»______________2010г.


ШКОЛЬНИК - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ


Программа организации

научно-исследовательской деятельности школьников

по предмету «Физическая культура»


Составила: Кугаевская С.А.

учитель физической культуры

Квалификационная категория: первая

Стаж педагогической деятельности: 14 лет


г.п. Кондинское

2010 г.


Пояснительная записка


Под термином «научно-исследовательская работа» понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, анкет, графиков, таблиц. Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Совокупность всех этих материалов и готового решения и составляет научную работу учащихся.

Ценность научно-исследовательской работы состоит в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущающих весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.

Программа «Школьник – исследователь» направлена на формирование исследовательской культуры учащихся, призвана вооружить их знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной исследовательской работы, дополняет базовую учебную программу, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, развивает активность и самостоятельность, адаптирует к будущему учебно-научному процессу в профильной школе.


1

^ I. Общие положения программы «Школьник – исследователь»


Объект программы: процесс научного исследования в области физической культуры и спорта.


Предмет программы: методика научного исследования в области физической культуры и спорта.


Цель программы: пробудить познавательный интерес школьников к исследо-вательской и метрологической деятельности в области физической культуры и спорта.


Задачи программы:

  • научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее объект, предмет, гипотезу, теоретическую и практическую значимость;

  • заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, схемами, справочниками, архивными документами;

  • научить выбирать методы и средства исследования, адекватные задачам;

  • научить проводить измерения, сопоставлять и анализировать полученные результаты;

  • научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования;

  • способствовать формированию общей культуры учащихся и повышению их образования.


Участники исследовательской деятельности: программа рассчитана на учащихся 13 – 17 лет, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью, овладеть теоретическим и практическим материалом по выбранной тематике.


Срок реализации программы: 1 год, программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).


Прогноз результатов реализации программы: В результате реализации программы «Школьник - исследователь» учащиеся получают возможность развивать следующие исследовательские умения и навыки:

  • выявление, постановка проблемы и актуальности исследования;

  • формулирование цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

  • формулирование, планирование, разработка гипотезы исследовательских действий;

  • изучение научной и методической литературы;

  • сбор данных (проведение анкетирования, накопление фактов, наблюдений, доказательств);

  • анализ и синтез собранных данных;


2

  • сопоставление данных и умозаключений;

  • подготовка и написание исследовательской работы;

  • проверка гипотезы;

  • переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

  • построение обобщений и выводов;

  • подготовка и написание доклада для защиты работы;

  • применение ИКТ-технологий: оформление работы и подготовка презентации для защиты проекта;

  • защита проекта;


Методическое обеспечение программы:

В работе с учащимися применяются разнообразные педагогические методы. Наряду с традиционными формами лекций и бесед программа реализуется путем:

  • решения и обсуждения задач, закрепляющих лекционный материал;

  • индивидуальной работы с учащимися по определению проблемы, темы, предмета и объекта, гипотезы и значимости исследования;

  • индивидуальной работы по организации исследования;

  • практических занятий.

Отбор содержания учебного материала основан на следующих принципах:

  • соответствия цели и задачам;

  • учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

  • научности;

  • системности.


Формы контроля и методы оценки ЗУН учащихся:

В процессе содержания курса возможно использование следующих форм промежуточного контроля:

  • анализа части выполненной работы;

  • игр-исследований.


Основная форма организации занятий: деловая игра, ролевая игра «круглый стол», мини-конференция, индивидуальные консультации, самостоятельное изучение литературы, анкетирование и т.д.

Формой итогового контроля, а также основным критерием эффективности реализации программы курса можно считать самостоятельность и правильность выполнения исследовательской работы, защиту работы в форме публичного выступления с использованием презентации.


Материально-техническое обеспечение: для проведения исследований по программе необходим учебный кабинет, учебная, научная и методическая литература (словари, справочники, познавательная литература), персональный компьютер или компьютерный класс, возможность выхода в интернет.


3

^ II. Учебно-методический план






^ Название темы:

Кол-во часов




Теория (час)

Практика (час)

1

Вводное занятие. Инструктаж.

1

1

-

2

Основные инструменты познания.

1

1

-

3

Цели и задачи организации и проведение научных исследований в области физической культуры и спорта.

1

1

-

4

Темы исследования.

1

-

1

5

Терминология аппарата научного исследования. Структура исследовательской работы.

6

2

4

6

Характеристика основных типов и видов научных исследований в области физической культуры и спорта.

1

1

-

7

Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта.

4

1

3

8

Практический тренинг: организация и проведение конкретных научных исследований в области физической культуры и спорта.

40

4

36

9

Подготовка и написание исследовательской работы. Разработка презентации в PowerPoint. Подготовка и написание доклада для защиты.

10

2

8

10

Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и защита исследовательской работы.

2

-

2

11

Анализ защиты исследовательской работы в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

1

1

-

12

ИТОГО:

68

14

54



III. Содержание программы


Программа «Школьник – исследователь» состоит из теоретической и практической частей.


Тема 1
^

Теоретический блок:


Вводное занятие. Понятие о научном исследовании. Инструктаж по технике безопасности. Правила использования измерительных приборов. Правила безопасности при работе с компьютером. Физкультминутки во время работы с литературой и на


4

компьютере. Действия учащихся на случай возникновения пожара.

Практический блок:

Нет.

Тема 2
^

Теоретический блок:


Основные инструменты познания. Характеристика учебно-логических умений как важнейших инструментов познания. Информация и ее виды. Анализ и синтез. Сравнение, обобщение и классификация, определение понятий, доказательство и опровержение, определение и решение проблем.

Практический блок:

Нет.

Тема 3
^

Теоретический блок:


Понятие о научном исследовании. Цели и задачи организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта. Методологические принципы исследования (принцип комплексного использования методов исследования, принцип объективности, принцип изучения явлений в развитии, принцип историзма и др.). Методологические требования к исследованию.

Практический блок:

Нет.

Тема 4
^

Теоретический блок:


Нет.

Практический блок:

Работа над темой исследования: изучение, выбор, формулировка.

Тема 5

^ Теоретический блок:

Терминология аппарата научного исследования (предмет и объект, цели и задачи, гипотеза и значимость проводимого исследования). Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, выводы.

^ Практический блок:

Оценка исследовательских работ по некоторым критериям. Выявление актуальности исследования по выбранной теме. Определение предмета и объекта, постановка цели и задач, выдвижение научной гипотезы, выявление теоретической и практической значимости исследования.

Тема 6
^

Теоретический блок:

Характеристика основных типов и видов научных исследований в области физической культуры и спорта: педагогические, исторические, психологические, метрологические научные исследования, особенности организации и проведения данных типов научных исследований. Основные виды исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта: информационно-реферативные, проблемно-реферативные,

^

5

экспериментальные, исследовательские.


Практический блок:

Выбор типа и вида исследовательской работы. Оформление структуры исследовательской работы.

Тема 7
^

Теоретический блок:


Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта: диагностический, прогностический, организационный этапы. Методы исследования (наблюдение, анкетирование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты и др.).

^ Практический блок:

Составление плана экспериментальной работы, определение этапов и методов исследования. Изучение научно-методической, справочной, учебной, исторической литературы, посвященной выбранной теме.

Тема 8
^

Теоретический блок:


Практический тренинг: организация и проведение конкретных научных исследований в области физической культуры и спорта.

Организация исследования. Овладение методикой исследования, сбор собственного материала, обобщение его результатов, подготовка отчета и т.д.

^ Практический блок:

Сбор информации. Наблюдение. Эксперимент. Работа с дополнительной научной литературой. Использование интернет-ресурсов.

Тема 9
^

Теоретический блок:


Подготовка и написание исследовательской работы. Разработка презентации в PowerPoint. Подготовка и написание доклада для защиты.

Практический блок:

Обобщение собранной и изученной информации. Оформление работы в формате Word. Разработка презентации в PowerPoint. Составление доклада для защиты.

Тема 10
^

Теоретический блок:


Нет.

Практический блок:

Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и защита исследовательской работы.

Тема 11
^

Теоретический блок:


Анализ защиты исследовательской работы в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Практический блок:

Нет.



6

^ IV. Календарно-тематический план


занятий


Темы занятий

Даты

занятий

1

Вводное занятие. Инструктаж.

01.03.10

2

Основные инструменты познания.

03.03.10

3

Цели и задачи организации и проведение научных исследований в области физической культуры и спорта.

08.03.10

4

Темы исследования.

10.03.10

5-10

Терминология аппарата научного исследования. Структура исследовательской работы.

15.03.10

17.03.10

22.03.10

24.03.10

30.03.10

05.04.10

11

Характеристика основных типов и видов научных исследований в области физической культуры и спорта.

07.04.10

12-15

Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта.

12.04.10

14.04.10

19.04.10

21.04.10

16-25

Практический тренинг: организация и проведение конкретных научных исследований в области физической культуры и спорта.

26.04.10

28.04.10

03.05.10

05.05.10

10.05.10

12.05.10

17.05.10

19.05.10

24.05.10

26.05.10

26-64

Подготовка и написание исследовательской работы. Разработка презентации в PowerPoint. Подготовка и написание доклада для защиты.

05.10.10

12.10.10

19.10.10

26.10.10

02.11.10

09.11.10

16.11.10

23.11.10

30.11.10

07.12.10

14.12.10

21.12.10

28.12.10

11.01.11

18.01.11

25.01.11

01.02.11

08.02.11

65-66

Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и защита исследовательской работы.

15.02.11

67-68

Анализ защиты исследовательской работы в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

22.02.11


^ V. Список учащихся







Класс


Фамилия, имя


Название работы


1






Кузнецов Илья


История развития мирового футбола


2






Кривоногова Наталья


Акробатика – спорт или искусство?



8

Методическая литература


  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика исследований в физическом воспитании: Учебное пособие для студ. аспир. и препод. ин-тов физ.культуры. М., Ф и С, 1978. – 223 с.

  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: «Вербум-М.», 2001.

  3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 264 с.

  4. Петров П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные

работы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 112 с.

  1. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. Ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 35-38

  2. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.: 1993.

  3. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб. для студ.

педвузов. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

  1. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Ж «Дополнительное образование» № 2 2004, с 12-18

  2. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. Ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 42-46

  3. Спорт в школе. Методический журнал для учителей физической культуры и тренеров. – М.: 1 сентября, 2006-2009 гг.



Методическая литература для детей


  1. Баклицкая Е.Р. Умения и навыки исследовательского изыскания. Ж «Завуч» , №2, 2000, с113-122.

  2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: 1985.

  3. Занков Л.В. О предмете и методах исследований. М.: 1962.

  4. Ишкова Л.В. Формирование исследовательской культуры – Новокузнецк: Издательство ИПК, 1997.

  5. Кузьмина Л.В. Методы исследования педагогической деятельности.

Ж «Завуч» , №3, 1999, с101-108.

  1. Нинбург Е.А. Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы – Л.: Ленуприздат 1991, с 24

  2. Рященко И.Р. Основы научно-педагогического исследования: Пособие по написанию и оформлению исследования. Томск, 1999.



9

Приложение


Темы научно-исследовательских работ

по физической культуре и спорту

  1. Акробатика: спорт или искусство?

  2. Анализ выступления российских спортсменов на Олимпиаде в Пекине.

  3. Баскетбол - частичка нашей жизни!

  4. Баскетбол - шаг к здоровью.

  5. Баскетбол как один из факторов развития роста школьников.

  6. Влияние занятий физической культурой и спортом на успеваемость школьника.

  7. Влияние здорового образа жизни на физическое развитие человека.

  8. Влияние знаний о физической культуре и здоровом образе жизни на отношение школьников к физической активности.

  9. Влияние двигательной активности на функциональное состояние сердца подростка.

  10. Влияние подвижных игр на развитие младших школьников.

  11. Влияние тестовых упражнений на физическое развитие ученика.

  12. Влияние третьего часа физической культуры на укрепление здоровья младших школьников.

  13. Воспитательное значение игры в волейбол.

  14. Главные составляющие здорового образа жизни.

  15. Динамика состояния здоровья школьников.

  16. Елена Исинбаева - гордость нашей страны.

  17. Если не бегаешь, пока здоров – придётся побегать, когда заболеешь!

  18. Забытые старинные русские игры.

  19. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека.

  20. Здоровьесбережение в школе.

  21. Здоровье - это не все, но все без здоровья - это ничто.

  22. Здоровый образ жизни как средство формирования интеллектуальной молодёжной среды.

  23. Зимние олимпийские игры

  24. Исследование влияния физкультурного образования родителей на формирование физкультурного образования младшего школьника.

  25. Исследование зависимости физических кондиций от образа жизни.

  26. Исследование динамики физической подготовленности учащихся, посещающих только уроки физической культуры и учащихся, занимающихся в спортивных секциях.

  27. История баскетбола в мире и России.

  28. История и развитие уличного баскетбола.

  29. История волейбола в мире и России.

  30. История развития футбола.

  31. История возникновения футбола в России.

  32. История развития гимнастики.

  33. История развития лыжного спорта в России.

  34. История велосипеда.

  35. История и география Олимпийских игр.

  36. История олимпийского движения: прошлое и настоящее.

  37. Как самостоятельно построить спортивную площадку?

  38. Каратэ – спорт сильных духом и телом.

  39. Компьютер и физическое здоровье человека.

  40. Лыжный спорт как прогрессивное течение активного образа жизни в Кондинском районе.

  41. Маленькая энциклопедия "Игры с мячом".

  42. Мой дневник здоровья.

  43. Моя жизнь в спорте.

10

  1. Музыкальная стимуляция на уроках физической культуры.

  2. Несчастные случаи на уроках физической культуры и их предупреждение.

  3. Олимпийские игры в Древней Греции.

  4. Определение работоспособности учащихся.

  5. Основы здорового образа жизни школьника.

  6. Оценка уровня моих физических кондиций.

  7. Плоскостопие.

  8. Подвижные игры на уроках легкой атлетики как средство развития быстроты.

  9. Правила баскетбола. Жесты судей.

  10. Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы.

  11. Принцесса Скакалка!

  12. Развитие гибкости.

  13. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры.

  14. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте на уроке физической культуры.

  15. Режим дня и работоспособность старшего школьника.

  16. Роль семьи в физическом воспитании школьника.

  17. Роль спортивно-массовых мероприятий в школе.

  18. Самоконтроль на уроках физической культуры и самостоятельных занятиях.

  19. Сам себе тренер.

  20. Семейное физическое воспитание как народная традиция.

  21. Семейные традиции: папа, мама, я - спортивная семья.

  22. Сколиоз. Как с ним бороться?

  23. Спорт в жизни моей семьи.

  24. Спорт как один из факторов формирования лидерских способностей подростков.

  25. Теоретические уроки по физической культуре: их влияние на формирование интереса к занятиям физическими упражнениями.

  26. Туризм - путешествие, отдых, познание.

  27. Физическая культура как средство мотивации здорового образа жизни.

  28. Физическое воспитание в семье.

  29. Физкультура и спорт в жизни нашей школы.

  30. Физкультминутки на уроках.

  31. Формирование навыков ведения здорового образа жизни на уроках физической культуры.

  32. Эстетическое воспитание средствами физической культуры.

и другие


11




Похожие:

Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа iconПрограмма «Я исследователь»
Программа составлена на основе методических рекомендаций Савенкова А. И. и пособия я – исследователь
Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа iconПояснительная записка Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе примерной программы «Я – исследователь»
«Я – исследователь», методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей...
Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа iconН. Ф. Носова 2010г. «Олимпионик» Программа
С каждым годом количество участников Всероссийских олимпиад школьников растет, что свидетельствует о повышении ее популярности, а...
Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа iconРабочая программа по курсу «Я исследователь»
Рабочая программа по курсу «Я исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А. И....
Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа icon2 смена – 2011год Основная программа деятельности «Каникулы Светофора»
Дополнительная программа деятельности «Солнечная страна», составитель Носова О. М
Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа iconПрограмма для детей с сдв (Г) Срок реализации 1 год Возраст обучающихся 6 -9 года Составитель программы
Протокол №2010г Протокол №2010г Приказ №2010г
Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа iconДокументи
1. /Рабочая программа по факультативу Я - исследовватель/Примерное тематическое планирование...
Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа iconПрограмма деятельности детского научного общества «Исследователь»
Научное обоснование актуальности проблемы, на решение которой направлена программа
Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа iconДокументи
1. /Я исследователь 3 класс/Я - исследователь.doc
2. /Я...

Н. Ф. Носова 2010г. Школьник исследователь программа iconУстав детского научного общества «Исследователь» Томск – 2009
Детское научное общество «Исследователь» (далее днои) является самостоятельной общественной некоммерческой организацией
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы