Проект программы мониторинга состояния здоровья учащихся icon

Проект программы мониторинга состояния здоровья учащихся



НазваниеПроект программы мониторинга состояния здоровья учащихся
страница1/4
С.А.Кугаевская
Дата конвертации26.10.2012
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кондинская средняя общеобразовательная школа


Утверждаю: _______________

Директор школы: Н.Ф.Носова

«____»______________2010г.




Проект

программы мониторинга

состояния здоровья учащихся


Разработала: ___________

С.А.Кугаевская, учитель

физической культуры,

руководитель программы

«Здоровая школа»,

I квалификационная категория,

стаж педагогической

деятельности 14 лет


г.п. Кондинское

2010г.

«Потерял деньги – жалко,

Потерял время – досадно,

^ Потерял здоровье – безнадёжно!»

Г.Ратнер


Пояснительная записка

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. Поэтому, оздоровление детей должно вестись целенаправленно, через систематическую спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и под­ростков имеет исключительное значение для современной общеобразова­тельной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффек­тивности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению.

Можно выделить несколько компонентов здоровья:

  • Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека.

  • Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и сис­тем организма.

  • Психическое здоровье - состояние психической сферы, душевно­го комфорта.

  • Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу ко­торой определяет система нравственных ценностей.

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет нам в решении проблем здоровьесбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики. На начальном этапе следует создать и оформить Паспорт здоровья каждого класса, что позволит в будущем создать Паспорт здоровья для каждого учащегося.

В школе ребенок находится в период своего роста и развития, когда формируются все его системы органов, психика. Уровень заболеваемости высок: 85% в течение года переносят то или иное заболевание. Влияют: увеличение учебной нагрузки, стрессы, неправильное питание, загрязнение окружающей среды…

Национальный проект «Образование» определил здоровьесбережение одним из приоритетных направлений в образовании. Сохранение и укрепление здоровья школьников объявлено актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Необходимо искать новые подходы к сохранению здоровья; проектировать и внедрять новые здоровьесберегающие технологии. «Паспорт здоровья класса» является новой формой организации здоровьесберегающей деятельности, содержащей данные о состоянии здоровья класса и направленной на охрану и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста. Он определяет принципиально новый подход к вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Работа с паспортом доступна и не лишает педагога творчества.

В нашей школе в рамках реализации программы «Здоровая школа» используются разнообразные формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей, но эта работа требует модернизации, поскольку заболеваемость детей остаётся высокой. Мы стараемся искать неиспользованный здоровьесберегающий потенциал, внедрять новые формы работы, здоровьесберегающие технологии в образовательный и воспитательный процессы.

Одной из новых форм является «Паспорт здоровья класса». Он позволяет организовать личностно – ориентированный подход по сохранению и укреплению здоровья учащихся, способствует формированию мотивации на здоровый образ жизни, на ценностное отношение к здоровью на основе полных данных о состоянии здоровья каждого ученика.


^ Цель мониторинга

Оценить уровень здоровья учащихся и определить основные приоритеты дальнейшего развития деятельности школы в области здоровьесбережения.


^ Задачи мониторинга

  1. Формировать базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования дальнейшего развития школы, корректировки её здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности;

  2. Вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить динамику здоровья учащихся;

  3. Выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся.

Реализация задач возможна при таких условиях:

  1. Тесное взаимодействие и взаимопонимание всех участников мониторинга здоровья учащихся;

  2. Наличие высокой компетентности в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса;

  3. Реализация здоровьеформирующего, здоровьесберегающего и рекреативного подхода в моделировании процесса обучения;

^ Объект мониторинга

Объектом мониторинга здоровья являются здоровье обучающихся.


Субъект мониторинга

Субъектом мониторинга является сами учащиеся.


Участники мониторинга

Участниками мониторинга состояния здоровья учащихся являются:

  1. Учащиеся;

  2. Классные руководители;

  3. Родители;

  4. Учителя физической культуры;

  5. Психолог;

  6. Медицинская сестра школы.


Основные методы и средства сбора и хранения информации

Основными методами и средствами диагностики здоровья обучающихся являются:

  1. Ежегодный медицинский осмотр;

  2. Тестирование;

  3. Анкетирование;

  4. ИКТ-технологии.


Получатели информации

Сбор информации об уровне здоровья учащихся возлагается на медицинскую сестру, психолога, учителей физической культуры, родителей, классных руководителей. Полученная информация заносится в паспорт здоровья каждого класса, хранится в методическом кабинете и должна быть доступна для всех участников образовательного процесса. В конце учебного года паспорта здоровья распечатываются, и выдаются классным руководителям.


Планируемые результаты

  1. Оформление паспорта здоровья для каждого класса (см. Приложение 8).

  2. Определение уровня здоровья всех учащихся;

  3. Выявление причин снижения уровня здоровья учащихся;

  4. Использование рекреативных технологий в реализации программы «Здоровая школа».

  5. Выбор наиболее адекватных форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (формирование здоровьесберегающей среды в школе).


^ Состав экспертной группы

В экспертную группу по проведению мониторинга здоровья учащихся входят:

  • С.А. Кугаевская – учитель физической культуры, руководитель программы

«Здоровая школа»;

  • Ф.С. Крысанова – медицинская сестра школы;

  • Т.А. Захарова – психолог;


Принятие управленческих решений

Управленческие решения принимает администрация. Куратором проекта мониторинга здоровья учащихся является завуч по учебно-воспитательной работе А.В.Баннова.


^ Сроки исполнения

Сроки проведения ежегодного мониторинга здоровья учащихся: сентябрь – май.


План проведения мониторинга







Мероприятия


Исполнители


Сроки

1

Разработать и утвердить план мероприятий по реализации мониторингового исследования

Члены экспертной группы

сентябрь

2

Информирование коллектива о мониторинговом исследовании

Администрация

сентябрь

3

Подготовка измерителей, таблиц, тиражирование анкет

Члены экспертной группы

сентябрь

4

Организация и проведение медицинского осмотра учащихся

Медицинская сестра, учитель физкультуры

сентябрь

5

Обработка результатов медицинского осмотра учащихся

Члены экспертной группы

сентябрь

6

Проведение проверки соответствия школьной мебели требованиям СанПиН.

Члены экспертной группы

сентябрь

7

Изучение валеологической кривой расписания

Члены экспертной группы

октябрь, февраль

8

Организация и проведение самообследования учащихся (см. Приложения 1,2)

Классные руководители

октябрь

9

Посещение уроков с целью выявления использования ЗСТ на уроке

Администрация, Совет содействия здоровью

октябрь- апрель

10

Организация и проведение анкетирования учащихся, родителей (см. Приложение 3-7)

Классные руководители

ноябрь

11

Обработка результатов анкет

Члены экспертной группы

ноябрь

12

Оформление паспорта здоровья для каждого класса, внесение результатов медицинского осмотра, тестирования, анкетирования

Члены экспертной группы

октябрь-май

13

Собрание классных руководителей с членами экспертной группы по выявлению замечаний, дополнений, предложений по мониторинговому исследованию

Администрация

апрель

14

Разработка рекомендаций для улучшения здоровьесберегающей среды школы

Члены экспертной группы

апрель

15

Информирование коллектива о результатах мониторингового исследования

Администрация

май




Корректировка плана работы ОУ на следующий учебный год

Администрация

май


^ Критерии и показатели мониторинга здоровья учащихся


Объект монито-ринга

Критерии оценки


^ Показатели оценки

Методики сбора информации

Здоровье учащихся

Уровень здоровья учащихся

1.Количество уроков, пропущенных по

болезни.

2. Медицинские статистические данные:

  • Уровень и структура общей заболеваемости (неинфекционная, инфекционная, травматическая).

  • Уровень и структура острой заболеваемости

  • Количество часто болеющих детей.

  • Распределение детей по группам здоровья и физкультурным группам.

  • Количество детей с хроническими заболеваниями.

  • Количество детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе.

  • Количество детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях: 1-3 кл. -5-9 кл. -10-11 кл. (занятия в группах корригирующей гимнастики).

  • Динамика травматизма.

3. Контроль физического развития и

двигательной подготовленности.

1. Медицинское

обследование.

2. Анкетирование

учащихся и

родителей.

3. Тестирование

учащихся.

4. Ведение классного

журнала.

Валеоло-гические ресурсы

1. Валеологическая кривая расписания.

2. Количество учащихся в классе.

3. Соответствие школьной мебели СанПиН

4. Использование ЗСТ на уроке.

1. Гигиенические

требования к

расписанию уроков

и ростовым

показателям

учащихся.

2. Образовательный

паспорт школы.

3. Посещение уроков.

Нагрузка учащихся

1. Число проверочных, контрольных работ

и других видов аттестации в единицу

времени (четверть, год);

2. Время, затраченное на подготовку

домашнего задания, их трудоемкость (по

предметам, по четвертям, по параллелям)

1. Образовательный

паспорт школы.

2. Самообследование.

3. Проверка рабочих

тетрадей учащихся.

Обучаемость

1. Легкость освоения материала

(отсутствие напряжения, утомления).

2. Гибкость в переключении на новые

способы и приемы работы.

3. Прочность сохранения освоенного

материала.

Диагностика

психолога


^ Теоретическая значимость проекта

Состоит в том, что его результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования здорового образа жизни школьников на основе использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

^ Практическая значимость проекта

Состоит в том, что отслеживание показателей здоровья учащихся в мониторинге позволит определить уровень здоровья всех школьников. Систематическое и своевременное внесение результатов в паспорт здоровья даст наглядную картину состояния здоровья учеников в классах, поможет выявить причины снижения уровня здоровья учащихся и выбрать наиболее адекватные формы и методы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, сэкономит время для оперативного нахождения требуемой информации по конкретному ученику.


ПРИЛОЖЕНИЯ

В Приложениях 1-7 приведены примерные анкеты для определения уровня здоровья школьников, для анализа отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.


Приложение 1

Анкета для учащихся 1 – 11 классов « Моё здоровье»


Ф.И.О.__________________________________ класс _______


Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. Выберите несколько, наиболее подходящих именно Вам. Отметьте их крестиком в графе «ответы». Если вы выбрали ответ «другое» - напишите, что именно.




Вопросы и варианты ответов

Ответы

1

В чём проявляется неблагополучие твоего здоровья?

  1. Плохо сплю

  2. Часто болит живот

  3. Физические недостатки

  4. Часто болит голова

  5. Плохое настроение

  6. Часто простываю

  7. Плохой аппетит

  8. Болезненный внешний вид

  9. Боюсь сквозняков

  10. Другое




2

От кого ты получаешь информацию о здоровье?

  1. От специалистов, врачей

  2. От родителей

  3. От учителей на уроке

  4. От классного руководителя

  5. От учителя физической культуры

  6. От учителя ОБЖ

  7. От одноклассников

  8. Читаю специальную литературу

  9. Ни от кого

  10. Другое




3

Что ты делаешь, чтобы быть здоровым?

  1. Хорошо отношусь к другим

  2. Соблюдаю режим дня

  3. Правильно питаюсь

  4. Занимаюсь физкультурой

  5. Закаляюсь

  6. Стараюсь много двигаться

  7. Сплю при открытой форточке

  8. Мою руки перед едой

  9. Ничего не делаю

  10. Другое






Приложение 2

Анкета для учащихся 1 – 11 классов «Мой режим дня»


Ф.И.О.__________________________________ класс _______


Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. Проконтролируйте в течение недели свой режим дня, записывая каждый день продолжительность ночного сна, время выполнения домашнего задания и время, затраченное на прогулку. Подсчитайте среднее значение за неделю по всем трём вопросам. Выберите наиболее подходящее число из предложенных вариантов. Запишите в графе «ответы».




Вопросы и варианты ответов

Ответы

1

Какова продолжительность Вашего ночного сна в среднем за неделю?

  1. Менее 9ч

  2. Менее 9ч30м

  3. От 10ч25м до 9ч30м

  4. 10ч30м и более




2

Сколько времени Вы тратите на выполнения домашних заданий в среднем за неделю?

  1. Менее 1ч

  2. 1ч30м и менее

  3. От 1ч до 1ч30м

  4. От 1ч35 м до 2ч

  5. Более 1ч30м

  6. Более 2ч




3

Сколько времени занимает прогулка на свежем воздухе (в часах и минутах) в среднем за неделю?

  1. 4ч и более

  2. 3ч30м и более

  3. 3ч и более

  4. От 3ч55м до 3ч30м

  5. От 3ч25м до 3ч

  6. От 2ч55м до 2ч30м

  7. Менее 3ч30м

  8. Менее3ч

  9. Менее2ч30м



  1   2   3   4




Похожие:

Проект программы мониторинга состояния здоровья учащихся iconПроект «экология тела»
Проведение мониторинга морально-психо-логического климата в школе, создание банка данных состояния здоровья школьников по классам,...
Проект программы мониторинга состояния здоровья учащихся iconПриказ №443 р п. Степное о профилактике суицидального поведения среди детей и подростков в целях сохранения здоровья школьников и профилактики суицидальных явлений среди учащихся общеобразовательных учреждений
Утвердить материалы мониторинга психоэмоционального состояния учащихся 5-9 классов (Приложение №1)
Проект программы мониторинга состояния здоровья учащихся iconСостояния здоровья учащихся
Педагогический коллектив нашей школы, работает над задачей сохранения и укрепления здоровья учащихся, привития навыков здорового...
Проект программы мониторинга состояния здоровья учащихся iconРезультаты медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития обучающихся лицея за последние три года

Проект программы мониторинга состояния здоровья учащихся iconПриказ №343 Об утверждении программы мониторинга око от 25 ноября 2008 На основании муниципальной программы мониторинга око в целях создания системы мониторинга и статистики образования в соответствии с современными стандартами
Назначить ответственным за реализацию программы око заместителя директора по увр гусеву Е. А
Проект программы мониторинга состояния здоровья учащихся iconТема: формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья
Эффективность воспитания и обучения подрастающего поколения зависит от состояния здоровья, которое является важнейшим фактором работоспособности...
Проект программы мониторинга состояния здоровья учащихся iconТаблица №12 оу сош №12 Динамика состояния здоровья учащихся за три года

Проект программы мониторинга состояния здоровья учащихся iconI. пояснительная записка
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема состояния здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается...
Проект программы мониторинга состояния здоровья учащихся iconКомпьютер и здоровье
Анализ состояния здоровья учащихся и педагогов школы №44 г. Полысаево при работе за компьютером
Проект программы мониторинга состояния здоровья учащихся iconПроект ученицы Витковской Юлии Геннадьевны, 9 класс. «Природоохранная роль защитных лесонасаждений степной зоны»
Цель проекта – изучение природоохранной роли защитных лесонасаждений степной зоны и проведение мониторинга состояния лесных полос...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы