Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы» icon

Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы»



НазваниеВыступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы»
Дата конвертации26.10.2012
Размер85.71 Kb.
ТипСеминар
источник

Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы»

Проблема здорового образа жизни в настоящее время приобрела первостепенное значение. Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Идеальным центром для воспитания культуры здоровья и формирования ЗОЖ у наших детей, конечно же, является школа. (К) Поэтому культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима дня, о влиянии пагубных привычек на организм человека, а также о сущности ЗОЖ. В этом состоит смысл (К) познавательного аспекта системы.

Творческий (К) элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.

Поведенческий (К) аспект способствует формированию устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни подростков, устойчивом противодействии негативным воздействиям.

Таким образом, (К) культура здоровья (в образовательном процессе)это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе получения образования. Поэтому формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития школьников.

Какие же элементы определяют культуру здоровья? Оказывается к данной совокупности элементов, (К) определяющих культуру здоровья, относят:

  • организацию и проведение урока с учётом здоровьесберегающих условий;

  • социально-психологическое и физическое здоровье учащихся;

  • здоровье учителя;

  • благоприятный эмоциональный микроклимат во всём школьном коллективе.


Отличительными чертами(К) здоровьесберегающей педагогики являются (опора на схему):
 

(К) Здоровый ребёнок – достижимая норма детского развития (здоровье ребёнка считается в норме, если (К) он:

  • в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его физическое здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме (К);

  • в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности; любознательность, воображение, самообучаемость (К);

  • в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен (т.е. способен к сопереживанию) (К);

  • в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить (К);

  • в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться (К) .

Поэтому здоровый ребёнок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
(К) Оздоровление понимается как форма развития и расширения психофизических возможностей ребёнка.
(К) Индивидуально-дифференцированный подход является системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы (здесь важен учёт психомоторики, тревожности, интеллекта и т.п.; нет общих и единых мерок, критериев ко всем и любому ребёнку, учитель их подбирает сам, помня о том, что каждый ребёнок неповторим и уникален).

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс.  Это исходный фон. Нам важно отслеживать изменения состояния здоровья учащихся на протяжении всего периода обучения, сравнивая их с исходным уровнем состояния здоровья первоклассников. Удобной формой хранения такой информации должен стать ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ КЛАССА.

Состояние здоровья учащихся имеет главное значение, но не менее важны и (К) условия образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья ребёнка, а именно (опора на схему):




Как видите – это те параметры, по которым оценивается уровень здоровьесбережения на уроке.

Во время подготовки к семинару, было проведено анкетирование по теме (К) «Создание условий здоровьесбережения на уроках» глазами учащихся и учителей. В анкетировании участвовали учителя и учащиеся со 2 по 11 класс. Всего приняло (К) участие 20 педагогов и 80 школьников (24 из начальной школы, 32 из среднего звена и 24 – старшего).

Все мы знаем, что урок начинается ещё до звонка. Учитель должен подготовить классную комнату, кабинет, зал, мастерскую к (К) следующему уроку. Так вот 83% младших школьников отмечают, что всегда занимаются в благоприятных санитарно-гигиенических условиях. Но картина меняется в старшей школе: только 40% учащихся среднего звена и 67% старшеклассников положительно оценивают обстановку и гигиенические условия в классах. 94% учителей удовлетворены состоянием класса перед уроком, периодически обращают внимание на температуру, свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные раздражители. Если (К) в начальной школе 29% устают от однообразной работы на уроке, в средних классах уже 50% учащихся, то в старших классах (9-11) однообразная работа утомляет 83%. Чувствуют усталость уже в середине урока (К) 17% младших школьников, 44% учащихся 5-8 классов и 67% старшеклассников. Если на первых трёх уроках учителя ещё наблюдают на лицах учащихся заинтересованность и интерес, то на четвёртом появляется безразличие. Все педагоги предлагают учащимся на уроке в среднем 4 вида учебной деятельности, каждый вид длится 8 минут, что соответствует норме. Но не все учителя рационально используют и чередуют виды преподавания: 59% честно в этом признаются. Для (К) активизации учащихся многие используют дискуссии (41%), игровую деятельность (82%), обсуждение (71%) и 29% применяют другие методы. Учащиеся имеют возможность свободно общаться, на уроках используются технические средства обучения (ТСО). Но 66% учащиеся отмечают, что они применяются редко. Важен следующий момент при использовании ТСО. Длительность непосредственного использования информации на экране 5-20 минут (94%), но очень часто проектор остаётся включенным на протяжении всего урока, а белое светящееся пятно становится сильнейшим монотонным раздражителем для учащихся. (К) Оздоровительные моменты на уроке: 100% учащихся начальной школы отмечают, что на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз и т.д. в средней и старшей школе ситуация меняется естественно не в лучшую сторону. 53% школьников среднего звена и 75% старшеклассников не могут вспомнить проводятся у них физминутки или нет. А ведь действительно это так, потому что только 60% педагогов во время урока всегда обращают внимание на позы учащихся, наблюдает за учащимися групп риска по зрению, осанке, сосудистым заболеваниям, дают им особые задания на уроке. Вычтите из этой цифры учителей начальной школы, которые делают это постоянно, останется ещё меньше. С позиции здоровьесбережения очень важно мотивировать учащихся на сохранение здоровья как в начале урока, так и в содержательную часть урока включать вопросы, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, связывая их с предметом и темой урока. Откровенно редко это делают 42% учителей. Вместе с тем внешнюю мотивацию: оценку соседа по парте, коллектива, похвалу учителя, соревновательный момент часто (53%) либо периодически (35%) используют большинство педагогов. С внутренней мотивацией школьников на своих уроках дело обстоит сложнее. Разные её виды (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу) учителя в среднем оценивают на 3,5 балла по 5 бальной шкале. Стоит задуматься над этими проблемами. И какими бы пасмурными не были цифры, радует (К) то, что 93% учащихся чувствуют наше доброжелательное отношение, а 94% педагогов готовы сотрудничать с обучающимися. В целом здоровьесберегающая деятельность школы находится на среднем уровне и чтобы поднять её на ступеньку выше, нам надо просто качественно РАБОТАТЬ! (К)


^ Анкетирование по теме «Здоровьесберегающая деятельность в школе»

Продолжая работу семинара, хочу представить вам результаты анкетирования по (К) теме «Здоровьесберегающая деятельность в школе». В анкетировании приняли участие 20 педагогов - женщин. Средний возраст участников 43 года, средний стаж работы в школе – 20 лет. 23% - это учителя начальной школы, 28% преподают в среднем звене, 5% обучают старшеклассников, 34% в средних и старших классах. В анкете предлагалось ответить на вопросы, касающиеся здоровья как учащихся, так и учителей, уровня компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения. Через анкету нам хотелось узнать какие факторы внутришкольной среды и в какой степени влияют на здоровье детей, что предпринимает наша школы по сохранению здоровья учащихся и какая помощь необходима учителям и школе. (К) Необходимость своего участия в реализации программы «Здоровая школа» педагоги в среднем оценили в 4 балла по 5-бальной шкале. По 7-бальной же шкале так же в 4 балла они оценили уровень своего физического здоровья и психоэмоционального состояния. 94% педагогов считают обоснованной тревогу общества по поводу состояния современных школьников, которое наши учителя оценивают следующими словами: удовлетворительное, неудовлетворительное, плохое, ниже среднего, очень низкое, оставляет желать лучшего. И самый, на мой взгляд, точный ответ: ухудшается. Действительно, здоровье детей продолжает ухудшаться, но есть учителя (их 12%), которые всё же считают, что для охраны здоровья и формирования культуры здоровья школьников достаточно медицинских и гигиенических средств. Большинство же думают, что этого недостаточно. (К) Проранжировав предложенные факторы внутришкольной среды по степени их влияния на здоровье ребёнка, педагоги почти единодушно пришли к следующему выводу: что наиболее отрицательно сказывается на здоровье детей суммарная учебная нагрузка, санитарно-гигиенические условия обучения, стиль взаимодействия учителя с учениками, психологический фон урока, конкретные методы и приёмы ведения урока и т.д. В вопросе что сильнее всего влияет на формирование культуры здоровья (К) современных школьников, мнения разделились:

1. семья – 88% 2. система школьного обучения и воспитания – 53% 3. медицина - 41% 4. телевидение – 53% 5. интернет - 41% 6. книги – 18% 7. газеты, журналы – 29% 8. другое – 5% (социум)

Педагогами были выделены (К) три формы организации учащихся, благодаря которым школьники наиболее эффективно усваивают навыки здоровьесберегающего поведения: спортивные мероприятия, внеурочные мероприятия по данной проблеме и специальный образовательный курс (оказывается нужен нам такой). Все учителя знают какие меры предпринимает школа по сохранению и укреплению здоровья учеников: это программы «Здоровая школа» и в рамках её реализации всевозможные мероприятия, конкурсы, праздники, классные часы и др. 94% педагогов считают, что их необходимо повышать уровень компетентности в вопросах здоровьесберегающих технологий, 6% не знают надо или нет. 7 учителей смогли своими словами сформулировать что такое здоровьесберегающие технологии, а вот ответить на вопрос какая помощь в организации здоровьесберегающей деятельности необходима вам и вашей школе, (К) ответы поступили следующие: изменить освещение и температурный режим, новое современное. спортивное оборудование, фитобар, кабинет массажа, улучшение материально-технической базы, помещение для динамической перемены, помещение для ЛФК, спортивная секция для учителей. Хотя был один хороший ответ: (К) моральная и материальная! Давай поддержим друг друга и все вместе будем формировать здоровьесберегающую среду в школе.

Итак, работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Что же это за технологии? Технология в любой сфере — это деятельность.

(К) «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

(К) Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров В.О.) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).


Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. ЗСТ предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Все вы устали, и чтобы нам эффективно поработать ещё, давайте проведём физкультминутку. Я предлагаю вам гимнастику для ног под музыку.




Похожие:

Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы» iconХод педсовета: Вступительное слово директора школы Козловой Надежды Викторовны «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы»
Отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не навреди!" и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания,...
Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы» iconРеализация программы развития школы как один из факторов сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса «Школа здоровья»
Выступление на городском семинаре по теме: «Организация работы учреждения образования по сохранению здоровья школьников»
Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы» iconОсновная цель использования технологии уровневой дифференциации
Выступление Татариновой С. Н. на обучающем семинаре «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования»...
Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы» iconДоклад к педсовету «Культура школы как фактор социализации учащихся». (март 2009 года)
Слово «культура» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание
Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы» iconПрограмма опытно-экспериментальной работы по теме «Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
В современном российском обществе состояние здоровья школьников вызывает тревогу. В федеральной программе развития образования отмечается,...
Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы» iconОбщая информация о школе
Экспериментальная работа как фактор формирования образовательного пространства школы
Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы» iconПлан работы по реализации I этапа опытно-экспериментальной работы по теме «Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
«Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы» iconПлан работы по реализации I i этапа опытно-экспериментальной работы по теме «Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
«Образовательная среда как определяющий фактор формирования здорового образа жизни»
Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы» iconАнализ работы моу осош №2 за 2010-2011 учебный год
«Информационно-развивающая среда сельской школы как фактор формирования ключевых компетенций педагогов и учащихся»
Выступление на семинаре «Культура здоровья как фактор формирования здоровьясберегающей среды школы» iconПлан методической работы школы на 2012 2013 учебный год
Методическая тема: Использование инновационных технологий обучения и воспитания как фактор расширения образовательной среды, повышения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы