Здоровьесбережение на уроке icon

Здоровьесбережение на уроке



НазваниеЗдоровьесбережение на уроке
Дата конвертации26.10.2012
Размер57.36 Kb.
ТипУрок
источник

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА УРОКЕ


Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же - никогда.



(Мудрость ребенка)


Эти мудрые слова ребёнка станут сегодня эпиграфом работы в нашей группе. Учиться мы будем на примере, внимательно просмотрим видеозапись урока географии в 7 классе по разделу «Африка». Но прежде чем начать просмотр, мы актуализируем наши знания в области здоровьесбережения.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса (как учащихся, так и педагогов). Так называемые «школьные болезни», связаны в основном с возрастанием учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам. Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения – это использование учителем продуманной с точки зрения сохранения психологического, эмоционального, физического благополучия учащихся системы построения урока, позволяющей повысить его эффективность, достичь максимального результата в реализации развивающей, обучающей и воспитательной цели урока. Здоровьесберегающий урок — это урок, на протяжении которого учитель в состоянии обеспечить доброжелательную, творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддержание внимания и интереса у учеников.

Задачей каждого учителя является проведение любого урока на основе здоровьесберегающих технологий. К потенциально здоровьесберегающим педагогическим технологиям, с точки зрения врачей-гигиенистов, физиологов, относятся такие технологии, которые построены на индивидуализации обучения и направлены на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его возрастных психофизических, функциональных особенностей, с учетом его здоровья, пола, склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей. Таким образом, педагогическую технологию здоровьесберегающей делает личностно-ориентированное обучение.

Критерием таких технологий является то, что обучение на уроке происходит в зоне интереса ребенка, и такой урок не приводит к раннему развитию утомления и снижению работоспособности учащихся, не является стрессогенным.


Все эти определения принадлежат Н.Н. Куинджи, д-р мед. наук, профессор, ГУ НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ здоровья детей РАМН, Москва. Это строки из доклада профессора на тему "Здоровьесберегающие преимущества раздельно-параллельного обучения младших школьников разного пола с элементами гендерного воспитания", 2000г. А 22-23 сентября 2009 года в г. Железногорске на базе лицея «Гармония» прошла 1-я НПК «Опыт и перспективы поло-личностного (гендерного) образования в России», на которой присутствовало 9 докторов наук, в их числе и В.Ф.Базарный.

Давайте вспомним цель семинара «Совершенствование навыков анализа и самоанализа урока как необходимого качества профессионального мастерства учителя». А так как мы проводим в группах аспектные анализы урока, то целью работы в нашей группе будет «Совершенствование навыков анализа и самоанализа урока с позиции здоровьесбережения». Поставленной цели мы достигнем при решении следующих задач: 1. Систематизировать знания о критериях оценки здоровьесбережения на уроке;

2. Провести анализ урока с точки зрения сохранения здоровья учащихся;

3. Дать рекомендации по улучшению системы построения урока.


Я раздам вам карты с критериями оценки урока с позиции здоровьесбережения, которые помогут нам проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья учащихся. В течение 5-7 минут мы знакомимся со здоровьесберегающими аспектами урока, на которые учителю целесообразно обратить внимание (комментирую каждый аспект).

^ АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

  • Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

  • ^ Число видов учебной деятельности, используемых на уроке. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

  • ^ Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут.

  • Число использованных видов преподавания предмета: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

  • Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.

  • ^ Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

  • ^ Использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

  • ^ Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

  • ^ Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

  • Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

  • ^ Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

  • ^ Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

  • ^ Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

  • ^ Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

  • ^ Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

  • Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Итак, смотрим видеозапись урока, отмечаем в таблице «плюсы» и «минусы». После просмотра проводим анализ урока с точки зрения охраны здоровья учащихся.




Похожие:

Здоровьесбережение на уроке iconДоклад "Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема"
ИЧ/спид, ростом дорожно-транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных...
Здоровьесбережение на уроке iconДокументи
1. /Здоровьесбережение/Советы учителю.doc
2. /Здоровьесбережение/Средства...

Здоровьесбережение на уроке icon«Здоровьесбережение дошкольников». Провела игру воспитатель Марина Ксения Карловна
Доу по теме «Здоровьесбережение дошкольников». Провела игру воспитатель Марина Ксения Карловна
Здоровьесбережение на уроке iconДокументи
1. /здоровьесбережение 1.doc
Здоровьесбережение на уроке iconУрока в 5 классе. Программа наблюдения на уроке
Выстраивание конструктивных отношений на уроке оптимальный темп деятельности, ориентация на ведущий канал восприятия
Здоровьесбережение на уроке iconПедагогический проект на тему: «Здоровьесбережение дошкольников»
Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуальность целевого проекта
Здоровьесбережение на уроке iconУроке. Работа над ударением. Упражнение в слогоделении
На прошлом уроке мы вместе с Колобком путешествовали по лесным тропам, познакомились с обитателями леса. Они живут в удивительных...
Здоровьесбережение на уроке iconЗаседание рмо №3 22. 03. 2013г. Мбоу «Красногвардейская гимназия»
«Формирование системы позитивных ценностей у учащихся на уроке технологии. Творческая лаборатория школьника на уроке технологии»
Здоровьесбережение на уроке iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 Г. Химки отчет
На каждом уроке проводился учет посещаемости учащихся 5-10 классов с отметкой отсутствующих на уроке в классном журнале (на соответствующих...
Здоровьесбережение на уроке iconПротокол конкурса эрудитов, проведенного на открытом комплексном уроке в 7 классе моу «сош №108»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы