Тема: Мониторинг icon

Тема: Мониторинг



НазваниеТема: Мониторинг
страница1/9
С.А.Кугаевская
Дата конвертации26.10.2012
Размер1.34 Mb.
ТипУрок
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



МОУ Кондинская средняя общеобразовательная школа


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Тема:

Мониторинг

физической и функциональной подготовленности

учащихся на уроках физической культуры


Автор работы:

учитель физической культуры

МОУ Кондинская СОШ

____________ С.А.Кугаевская

Квалификационная категория: II

Стаж педагогической работы: 13лет


п. Кондинское

2009 г.

Оглавление

Введение…………...……………………………………………………………………...4

Глава I. Теоретические основы мониторинговых исследований

здоровья школьников ………………………………………………………..7

1.1. Качество образования и здоровье детей ……………………...………….....7

1.2. Методика мониторинговых исследований физического развития,

физической и функциональной подготовленности как

важнейших показателей здоровья учащихся.………………………………9

1.3. Технология тестирования показателей здоровья

на уроках физической культуры…………………………………..…….....14

^ Глава II. Проведение мониторинговых исследований учащихся

на уроках физической культуры …………………………………………19

Глава III. Анализ результатов тестирования и их интерпретация…….………..23

Выводы …..………………………...………………………...………………………….26

^ Практические рекомендации …………………………………………………….......28

Список литературы …………………………………………………….….………......29

Приложения ……………………………………………………………………..….......30


Введение

Статистика. В настоящее время вопросы физического воспитания всё больше и больше привлекают внимание педагогов, врачей, психологов и родителей. И это не случайно, так как наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности школьников. Б. И. Мишин [6] указывает: «По данным научных исследований около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и неполноценным питанием. Более 50% юношей и девушек, оканчивающих школу, имеют уже 2-3 хронических заболевания, а в целом лишь 12% выпускников можно считать практически здоровыми. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. Более 40% выпускников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке».

В Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей. На Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке», проходившем в Москве в мае 2004 года [12], было обнародовано и доказано катастрофическое состояние здоровья детей и подростков. Здоровых учащихся к окончанию общеобразовательных школ – не более 10% от общего количества выпускников. Функциональные отклонения у детей до 14 лет за последнее десятилетие увеличилось на 85%, хронические заболевания – на 84%. Только один дошкольник из трёх приходит в школу здоровым. За время обучения в школе в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата (сутулость, плоскостопие, искривление позвоночника), в 2 раза увеличивается число нервно-психических расстройств как результат хронического стресса и функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы [2]. В подтверждение приводятся следующие цифры распределения старшеклассников по группам здоровья:


Группы здоровья

60-е годы

2004 год

I

36,5%

5%

II

23,5%

30%

III-V

40%

65%


Ю.Г. Коджаспиров [5] приводит данные научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, которые подтверждают, что общий уровень физической подготовленности детей в стране становится недопустимо низким. «По статистике последних лет, 43% школьников

страдают различными хроническими болезнями; 63% - имеют нарушение осанки (сколиоз и др.); 50% - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие и др.); 22% - признаками гипертонической болезни; 60-65% - каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д.».

Тревожная статистика состояния здоровья детей и подростков озвучена на заседании Госсовета по физической культуре и спорту, созданного при Президенте России. Более 50% юношей и девушек, окончивших школу, уже имеют по 2-3 хронических заболевания. Лишь 15% выпускников можно считать здоровыми. Более 30 % юношей не могут быть призваны в армию.

Статистические данные можно приводить бесконечно. Сравнивая результаты разных источников, можно сделать вывод, что они достоверны т.к. приводимые цифры исследований и наблюдений звучат одинаковые. Такая статистика – реальная угроза национальной безопасности, и эта проблема может стать тяжким бременем для страны. Вывод учёных категоричен: «Ухудшение здоровья детей влечёт за собой в будущем существенное снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и оборонного потенциала страны, а также дальнейшее углубление демографического кризиса». Современная ситуация складывается так, что обучение

и здоровье заняли по отношению друг к другу противоположные позиции. Ни одно образовательное учреждение не может считаться успешным, если учебные достижения в нём получены за счёт здоровья детей. Поэтому приоритетные национальные проекты «Образование» и «Здоровье», применительно к учащимся, призваны решать одну двуединую задачу.

Перед педагогами встают очень сложные вопросы: Как бороться с этой бедой? Как измерить показатели здоровья и контролировать их динамику под воздействием учебных нагрузок в школе? Как определить: содействует ли учебное заведение здоровью учащихся? Как может повлиять на решение вопроса простой учитель физической культуры? Как помочь детям стать здоровыми, как повысить уровень их физической подготовленности?

Учителя физической культуры, родители должны знать, что ответы на этот вопрос помогут им найти решение многих проблем в деле воспитания здорового, физически развитого ребёнка. В связи с этим большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, повышения работоспособности их организма, расширения функциональных возможностей, и, следовательно, гармоничного физического развития.


^ Глава I. Теоретические основы мониторинговых исследований

здоровья школьников

В век глобальной интернетизации количество непрерывно поступающей новой информации превышает человеческие возможности её усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека.

Однако отношение большинства участников образовательного процесса к предмету «физическая культура», единственному, формирующему у учащихся жизненно необходимые физические качества, способствующему через разнообразную двигательную активность гармоничному физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет желать лучшего. Поэтому одна из основных задач управления системой образования – приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся [13]. А это невозможно сделать без модернизации образования в сфере физической культуры и физического воспитания, без изменения статуса предмета и учителя физической культуры.


^ 1.1. Качество образования и здоровье детей

Сегодня в России что ни образовательное учреждение, то инновационная экспериментальная площадка. Однако нигде не обеспечен мониторинговый контроль того, с какими показателями здоровья мы получаем детей в начале года и какими они становятся в результате инноваций. Известно, что большинство инновационных образовательных учреждений ухудшают здоровье детей. По информации начальника управления Министерства образования Российской Федерации Д.Шилова, заболеваемость в гимназиях в 2 раза выше, чем в обычных школах, 40% инновационных программ приходится на 6% одарённых детей и на 10-15% детей, имеющих высокие учебные достижения. Стремление к дальнейшему усложнению учебных программ, которые стареют быстрее, чем нарастает объём информации, ведёт к учебным перегрузкам, стрессам, негативно сказывается на здоровье учащихся [10]. Процесс обучения становится фактором риска, тогда как в Законе Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Длительный 11-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещённость классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и высота школьной мебели, перегрузка учебными занятиями), то в современной школе появились другие факторы риска, влияющие на здоровье (компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности).

На совершенствование внутришкольной среды, защиту ребёнка от её неблагоприятных факторов, создание комфортных условий для процесса обучения, от которых зависят учебные достижения и здоровье школьников, направлена модернизация системы российского образования, в том числе в сфере физического воспитания детей и подростков. Укрепление и сохранение здоровья – важнейшая задача государственной политики в области обновления образования. В реализации этого положения ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов он прививает ребёнку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, стремится к накоплению и развитию практического опыта. Эта учебная дисциплина традиционно входит в базовое содержание образования дошкольников, школьников и студентов.

Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств и укреплению его здоровья [9]. Учитель физической культуры, используя методику комплексной оценки физического развития и физической подготовленности, поможет ученику освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научит измерению, расчёту и оценке индивидуальных достижений, отслеживанию их в мониторинге. Только такой личностно-ориентированный подход к учащемуся может сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.

В статье 24 Закона «Физическая культура в системе образования» [11] записано о проведении ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся. Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счёт профилактики заболеваемости.

Умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека. Учёные единодушны во мнении, что секрет качества жизни – в регулярных занятиях физическими упражнениями, которые могут:

  • замедлить ухудшение физического состояния вследствие старения и физической пассивности;

  • уменьшить склонность к полноте;

  • улучшить функции сердца и дыхательных органов.


^ 1.2. Методика мониторинговых исследований физического развития,

физической и функциональной подготовленности как

важнейших показателей здоровья учащихся

Эффективное управление процессом развития ребёнка предполагает владение информацией о динамике показателей здоровья и уровня знаний. Б.Х.Ланда [6], автор книги «Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности», предлагает методику простых и эффективных техник самоконтроля, которые при их регулярном и систематическом использовании обеспечат отслеживание в мониторинге важнейших показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также уровня знаний по предмету «физическая культура». Данная методика прошла апробацию в общеобразовательных учреждениях г. Казани. Овладение учителем физической культуры методикой мониторинговых исследований общеизвестных показателей физического развития и физической подготовленности, её информационно-диагностическим обеспечением, поможет не только ответить на вопрос: «Как организация учебного процесса получения знаний способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся?», но и принимать в каждом конкретном случае научно обоснованные решения по совершенствованию процесса физического воспитания в любом образовательном учреждении. Такой подход необходим для повышения статуса предмета «физическая культура» и самого учителя.

Для комплексной оценки показателей здоровья могут быть использованы: уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях, уроки ОБЖ, а также специально организованные Дни здоровья.

К исследованиям по комплексной оценки показателей здоровья, наряду с учителями физической культуры, медработниками, могут быть привлечены учителя ОБЖ, классные руководители, учителя информатики (для внедрения компьютерных технологий) и учащиеся, имеющие склонность к активной творческой, экспериментально-исследовательской и научной работе.

Тестирование по физическому воспитанию является для учащихся увлекательной игрой, где можно посостязаться (используя простейшие приборы) в силе, развитии грудной клетки, задержке дыхания, в развитии физических качеств. Но главное такое тестирование позволит в мониторинге отследить динамику этих показателей в процессе обучения.

^ Цель методики – дать знания, умения и привить навыки, необходимые для оценки показателей здоровья как занимающихся физической культурой, спортом и туризмом, так и не занимающихся ими.

Задачи:

  1. Освоение учащимися методики тестирования, замеров и расчётов.

  2. Обучение анализу полученных результатов.

  3. Внедрение информационно-диагностических компьютерных технологий для

сбора, обработки и хранения данных по оценке показателей здоровья.

^ Приборы и оборудование: секундомер, тонометр медицинский, спирометр, кистевой динамометр, ростомер, сантиметровая лента.

Фактические измерения: измеряемые величины заносятся в карту тестирования показателей здоровья.


^ Таблица 1

Структура карты тестирования


^ Общая часть

Фактические измерения показателей





Фамилия, Имя


Пол


^ Класс/

литера


Дата рождения


Возраст

Физи-ческое разви-тие

Физии-ческая подготов-ленность

Функцио-нальная подготов-ленность


Карта тестирования имеет две части: общую и часть фактических измерений.

Заполнение общей части, как правило, не вызывает затруднений. Продолжением

общей части служат три автономных блока общеизвестных, стандартных, легко измеряемых показателей. На Рис. 1 показаны некоторые из контрольных испытаний.



Рис.1 Некоторые из контрольных испытаний

^ Физическое развитие – это совокупность антропометрических и физиологических показателей, характеризующих дееспособность организма.

Исследования физического развития проводятся с использованием антропометрических методик:

  1. соматических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;

  2. физиометрических – жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), мышечная сила кистей рук, становая сила.

^ Физическая подготовленность – это состояние человека, характеризующееся уровнем развития физических качеств. Обычно используют следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств [4, 8, 9]:

  1. скоростных – бег на 30, 60 или 100 м;

  2. координационных – челночный бег 3х10 м, прыжки через скакалку;

  3. скоростно-силовых – прыжок в длину с места, поднимание туловища лёжа на спине за 30 сек;

  4. силовых – подтягивание в висе, сгибание рук в упоре лёжа, вис на перекладине;

  5. гибкости – наклон вперёд из положения сидя на полу;

  6. выносливости – бег на 1000м, 2000м, 3000м.

Дополнительно с помощью простейших упражнений можно оценить прыгучесть (проба Абалакова), работу вестибулярного аппарата (проба Озерецкого), быстроту реакции (см. Рис.1).

Создание единой универсальной формы показателей физической подготовленности привело к увеличению количества тестовых физических упражнений с 6 (стандарт образования школьников) до 10. теперь исходная информация по физической подготовленности соответствует требованиям Президентских состязаний школьников России. Кроме того, при увеличении количества тестов по физической подготовленности мы представляем учащимся возможность свободного выбора тех упражнений, которые лучше удаются занимающимся, в выполнении которых он может достичь больших успехов. На это ориентированы контрольные нормативы по шести физическим качествам

(см. Табл.2), вошедшие в Проект федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Выполнение этих тестовых упражнений характеризует исходный уровень и контролирует успешность совершенствования физических качеств в течение каждого учебного года.

^ Функциональная подготовленность. При определении уровня функциональной подготовленности используют показатели артериального давления, частоты дыхания, времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе, частоты сердечных сокращений в покое, после нагрузки и восстановления.



^ 1.3. Технология тестирования показателей здоровья

на уроках физической культуры

«Концепция федеральной системы тестирования в образовании», реализуемая в Российской Федерации в виде тестовых заданий для оценки и контроля над уровнем знаний, получила дальнейшее развитие в исследованиях проведённых в Казани. «Тестовые технологии признаны перспективными для разработки методики комплексного педагогического мониторинга показателей здоровья обучающихся» - таков результат выступлений Б.Х.Ланды на ежегодных Всероссийских научно-практических конференциях «Развитие системы тестирования в России» (2000 – 2006 гг.), проводимых Федеральным центром тестирования Министерства образования и науки Российской Федерации.

^ Цель тестирования – мониторинг показателей здоровья учащихся, рассматриваемый как составная часть (наряду с тестированием уровня знаний) системы оценки качества образования.

^ Задача тестирования – ответить на вопрос: «Является ли организация учебного процесса в любом образовательном учреждении содействующей здоровью обучающихся?».

Технология тестирования показателей здоровья учащихся включает в себя:

  1. Подготовку к тестированию – распечатка карт тестирования, знакомство ответственных с картой и методикой тестирования, знакомство с требованиями к выполнению тестовых упражнений и измерений, организация проведения тестирования.

  2. Проведение тестирования – тестирование проводится в начале и конце учебного года на открытых спортплощадках, стадионах, в спортивных залах; учащиеся тестируются на уроках физической культуры или других физкультурно-спортивных мероприятиях;

  3. Заполнение карт тестирования – ответственные за тестирование представляют

показатели здоровья на электронных носителях в программе Microsoft Office Excel, которая необходима для обработки результатов, выполнения расчётов и в распечатанном виде. По результатам фактических измерений и расчётов для каждого учащегося, класса в мониторинге отслеживается динамика качественных (показатели физического развития и подготовленности) и количественных характеристик (расчётные величины отдельных физических качеств и общего уровня физической подготовленности). Положительная динамика показателей свидетельствует об организации учебного процесса, содействующего здоровью детей. Её отсутствие или отрицательное направление требует анализа полученных результатов на уровне ученика, класса для выработки научно обоснованных управленческих решений.

  1. Материально-техническое обеспечение тестирования – перечень измерительных приборов, инструментов и оборудования для тестирования показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности регламентирован действующими нормативными документами по оснащению занятий физической культурой и медкабинетов образовательных учреждений. Базой для построения организационно-управленческой модели комплексного педагогического мониторинга показателей здоровья послужила методика комплексной оценки физического развития, физической и функциональной подготовленности. На Рис. 2 представлена структурная схема модели.

Целью мониторинговых исследований уровня знаний по предмету «физическая культура» является определение уровня усвоения знаний, мотивация к обучению и выявление влияния учебного процесса на показатели здоровья учащихся. Ведь если уровень знаний растёт, а показатели здоровья падают, то такое образовательное учреждение не является содействующим здоровью учащихся.

  1. Бально-рейтинговая модель оценки учебных достижений по предмету «физическая культура» (см. Рис.3) - в зачётные требования по данному предмету входит выполнение каждым обучающимся нормативов физической подготовленности, по которым оцениваются практические умения и навыки, а также контроль уровня теоретических знаний, полученных на уроках физической культуры при объяснении нового материала, домашнего задания; рейтинговая система направлена на побуждение к самостоятельной работе, к объективной её оценке, она стимулирует к занятиям физической культурой физически слабых учащихся. Они при добросовестном отношении к занятиям, даже при невысоком



Рис.2 Структурная схема организационно-управленческой модели

комплексной оценки показателей здоровья

результате, но положительной его динамике, могут получить достаточные для зачёта баллы. Особенность оценки показателей физической подготовленности заключается в том, что пятибалльная шкала при оценке физических качеств сохранена.



Рис.3 Бально-рейтинговая модель оценки учебных достижений

по предмету «физическая культура»


Коррекция педагогического процесса по результатам комплексного мониторинга начинается с ученика, затем класса и, наконец, школы. Количественная и качественная оценка параметров, тенденций их изменения в процессе обучения служат основанием для принятия управленческих решений на каждом из уровней системы образования. В Табл.3 показаны основные этапы внедрения методики, которую предлагает Б.Х.Ланда.

^ Таблица 3

Технологические этапы внедрения комплексного тестирования

показателей здоровья (практика) и уровня знаний

по предмету «физическая культура» (теория)



Этапы

1

^ Знакомство с методом тестирования

2

Разработка научно-методического обеспечения и издание практических рекомендаций для проведения тестирования показателей здоровья

3

^ Проведение учебных семинаров для педагогических кадров всех уровней

4

Разработка опытными учителями физической культуры трёхуровневых тестовых заданий для контроля знаний

5

^ Разработка на основе методики программного обеспечения для обработки результатов измерений, получение расчётных и оценочных характеристик, рейтинговых значений

6

^ Проведение тестирования в течение месяца

7

Итоговый результат внедрения. Подготовка к обязательному экзамену по предмету «физическая культура»



  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Похожие:

Тема: Мониторинг iconТ. Г. Русакова, д п. н., профессор кафедры хэв огпу методика преподавания изобразительного искусства количество часов 8 Практическое занятие №1 Тема: Мониторинг художественно-творческого развития учащихся на урок
Тема: Мониторинг художественно-творческого развития учащихся на уроках изо и во внеурочной деятельности
Тема: Мониторинг iconДокументи
1. /МОНИТОРИНГ/0-1 .DOC
2. /МОНИТОРИНГ/0-2.DOC
Тема: Мониторинг iconТема: Образовательный мониторинг

Тема: Мониторинг iconДокументи
1. /мониторинг/Мониторинг-2013,приказ.doc
2. /мониторинг/мониторинг...

Тема: Мониторинг iconТема методической работы школы
Тема методической работы школы: «Современные педагогические технологии и образовательный мониторинг как средство повышения качества...
Тема: Мониторинг iconМониторинг мбдоу №9 «Березка»
Мониторинг уровня развития познавательных процессов (средние, старшие, подготовительные)
Тема: Мониторинг iconДокументи
1. /Рогова/МОНИТОРИНГ реализации программы.doc
2. /Рогова/Программа...

Тема: Мониторинг iconПриказ №151/1 о «О назначении ответственного за электронный мониторинг»
Назначить ответственным администратором за электронный мониторинг, заместителя директора по вр, Бондаренко О. В
Тема: Мониторинг iconПриказ №89/1-од «О назначении ответственного за электронный мониторинг»
Назначить с 10 сентября 2011 года ответственным за электронный мониторинг заместителя директора по научно-методической работе Юрченкову...
Тема: Мониторинг iconДокументи
1. /мониторинг брошюра/~$ОШЮРА мониторинг.doc
2. /мониторинг...

Тема: Мониторинг iconМониторинг учебного процесса
Мониторинг – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это средство контроля...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы