Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» icon

Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики»



НазваниеМетодические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики»
страница1/3
Дата конвертации18.09.2012
Размер435.56 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3



Руководителям

образовательных учреждений


О направлении методических рекомендаций

по профилактике суицидов среди учащихся

образовательных учреждений


Министерство образования и науки Удмуртской Республики направляет методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся

образовательных учреждений Удмуртской Республики».

Методические материалы разработаны автономным образовательным учреждением «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики» совместно с Министерством образования и науки Удмуртской Республики.

Просим рассмотреть данные методические материалы и руководствоваться ими в ходе организации воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Приложение: 1 брошюра.


Министр А.Л. Кузнецов


^ Методические рекомендации

«О мерах по профилактике суицидов среди учащихся

образовательных учреждений Удмуртской Республики»


(автономным образовательным учреждением «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики» совместно с Министерством образования и науки Удмуртской Республики)


Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики на очередном заседании 18 мая 2011 года проведен анализ межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики суицидов среди несовершеннолетних.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики обращает особое внимание на необходимость повторного ознакомления с инструктивными письмами Министерства образования Российской Федерации от 26.01.2000 г. № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» и от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков», а также сообщает и рекомендует следующее.

Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет возникают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни.

Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70% до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их. Предотвращение суицидальных попыток возможно при:

- снятии психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;

- уменьшении психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение;

- формировании компенсаторных механизмов поведения;

- формировании адекватного отношения к жизни и смерти;

- распознавании суицида: профилактика.

Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» - «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. «Почему он устремил свою силу и ум на разрушение этой силы и этого ума?» Этот вопрос задают почти все, кто был знаком с жертвой самоубийства.

Методы исследования:

1. Диагностическое интервью с семейным анамнезом.

2. Тест Личко “ПДО”. По тесту Личко “ ПДО” определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающего поведения. Риск социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня дисфункции личности:

-акцентуация характера и крайние варианты нормы;

-непсихотические расстройства личности;

-психотические расстройства личности.

Типы саморазрушающего поведения:

-угроза для жизни;

-ущерб для физического здоровья;

-ущерб для духовного и нравственного развития;

-ущерб для будущего социального статуса.

3. Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга.

4. Тест «определение направленности личности Басса».

5. Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен.

Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса. С целью оказания подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д. может проводиться социально-психологический тренинг проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена “значимых других”, выработка мотивации на достижение успеха, может быть основана на тренинге поведенческих навыков.

Важным итогом превентивной работы является формирование новых установок по отношению к суицидальному поведению. Для этого необходимо посвятить время для информации о психологических особенностях и мотивах человека лишающего себя жизни. Н. Бердяев отмечал следующие симптомы, характеризующие психику самоубийцы: «Человек в большинстве случаев находится в состоянии психического расстройства, психика его опрокинута и нарушено психическое равновесие, функция различения реальности поражается, иерархия ценностей извращена и какая-нибудь одна, совсем не главная ценность делается единственной и абсолютной, сознание замутнено и память о слишком многом и важном парализована и удерживает лишь идею «фикс» самоубийцы». Человек в этот момент весь погружен в себя, свои страдания. При этом он негативно относится к себе, ненавидит себя и свою жизнь. Возникает ощущение абсолютной безвыходности и отчаяния. Существенный признак: одна потребность приобретает сверхценный характер и перекрывает все остальные. Не понимают родители, обидели друзья, ушел любимый человек. Достаточно ли этого, чтобы лишать себя жизни? Одна потребность, один мотив становится ведущим.

Исходя из причин детского и подросткового суицида, психологами были разработаны технологии преодоления трудных жизненных ситуаций. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитать чувство ценности жизни, а это самое мощное лекарство против попыток самоубийства. Необходимо включать подростков в активные сферы жизни, где они могут почувствовать свою востребованность, свою значимость. Это может быть спорт, театр, танцы, кружки, дела по дому, когда ребенок может ощутить, что его помощь нужна, что она замечается и отмечается. Это могут быть какие-то интересные цели (учеба, спорт, искусство), к достижению которых можно стремиться. Но нельзя ставить перед подростком жесткие задачи, без вариантов, будь то школа, вуз, спорт или что-то еще.

Необходимо повышать самооценку подростка, смотреть на ситуацию его глазами, потому что иначе трудно найти правильный тон, нужные слова. А родителям, испытывающим стрессы и неудачи, не выплескивать свои отрицательные эмоции при детях или думать, в какой форме это выразить, чтобы не отчаяние в них вызвать, а сочувствие. Нельзя при ребенке подчеркивать собственную ущербность или несостоятельность, потому что он эту оценку переносит на себя. Очень важно, чтобы в семье был кто-то, с кем всегда можно было бы поговорить, "излить душу".

К профилактическим мерам относятся: неравнодушное отношение, своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанные подросткам в трудной жизненной ситуации.

Детей также надо учить справляться со сложностями, выходить из трудных положений. Когда переживаешь внутренний кризис, полезно, например, выйти за пределы ситуации, посмотреть ее со стороны, сравнить с более сложными проблемами других людей. Или еще хорошая стратегия: выход в метасистему, способность посмотреть на ситуацию из будущего.

Одной из основных профилактических мер является информирование родителей по данной проблеме, т.к. именно родителям отводится ведущая роль в предупреждении и предотвращении суицидальных намерений детей и подростков.

Учреждения образования, где подростки проводят треть дня, представляется наиболее подходящей средой для проведения превентивных мер, направленных на уменьшение (ликвидацию) суицидальных случаев и попыток к ним среди несовершеннолетних.

В связи с этим Министерство образования и науки Удмуртской Республики считает необходимым рекомендовать руководителям органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, руководителям образовательных учреждений в течение 2011/2012 учебного года:

- социальным педагогам, классным руководителям среднего и старшего звеньев общеобразовательной педагогической системы пройти курсы повышения квалификации по вопросам формирования компетентности в области профилактики суицидального поведения;

- включить в планы воспитательной работы психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, направленное на формирование адекватной самооценки и критической оценки моделируемых ситуаций, в которые могут попасть подростки;

- необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизация учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.), взаимоотношения с учащимися необходимо выстраивать на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения;

- усилить работу с родителями обучающихся, воспитанников, в том числе посредством совершенствования информационно-просветительской работы, повышения уровня осведомленности родителей о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации, вовлечения детей и родителей в совместную деятельность;

- активнее внедрять технологии и программы примирительных встреч, организовывать Школьные службы примирения; учить детей разрешать конфликтные ситуации;

-разместить в доступных местах сведения о Детском телефоне доверия 8-800-2000-122 (круглосуточно), действующего бесплатно на всей территории России;

- наладить взаимодействие с общественными, религиозными и другими организациями, учреждениями дополнительного образования, заинтересованными в вовлечении подрастающего поколения в активную, наполненную событиями жизнь.


^ ПРЕВЕНЦИЯ СУИЦИДА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Методические рекомендации


СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

КАК ФОРМА КРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ


В медицине катастроф, психотерапии, психологии распространена точка зрения на суицид как один из вариантов кризисного реагирования. Кризис определяется Оксвордским словарём как поворотный момент болезни, опасного и неопределённого состояния дел в коллективе, в семье, в экономике. В переводе с греческого означает «решение». В иврите кризис обозначается словом машбер. «Машбер означает открытие шейки матки, т.е. событие, предшествующее выходу младенца из лона матери в большой мир, в жизнь» (Крон Т., 1995). Рядом авторов кризис понимается как состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий. Различают нормативные кризисы, к которым относятся естественные для каждого человека кризисы развития и травматические. В процессе преодоления кризиса человек приобретает новый опыт, расширяет диапазон адаптивных реакций (Ромек В.Г., 2004). Кризис, в том числе и травматический, содержит потенциал роста и развития – на этом сходится большинство его исследователей.

Переживающий кризис человек не может реализовать привычными способами важнейшие жизненные потребности: в безопасности, достижении, автономии, в понимании и т.д. Он вынужден быть креативным, находить новые средства, что не всегда происходит быстро и без помощи из вне. Возникает стрессовая ситуация, вызванная потребностью в перестройке или адаптации. «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления» (Ромек В.Г., 2004). Преодоление стрессовой ситуации зависит от того, найдет ли человек необходимые для перестройки и адаптации ресурсы. Возможно нарушение базового чувства безопасности, развитие травматического и посттравматического стрессового расстройства, дезадаптации, невротических и психосоматических расстройств. В результате фрустрации жизненно важных потребностей может возникнуть непереносимая душевная боль. Стремясь прекратить её любым путём, человек может прибегнуть к суициду. (Ромек В.Г.,2004). Исследователи обнаружили большее количество стрессовых событий в недавнем пошлом людей, пытавшихся покончить с собой, по сравнению с количеством аналогичных событий за тот же промежуток времени у испытуемых, составлявших контрольную группу (Ohberg, 1997; Isometsa, 1995).

Не всякая смерть произошедшая по вине самого человека - суицид. В некоторых случаях невозможно установить, являлась ли смерть, например, в результате автомобильной аварии, утопления, падения с высоты или передозировки наркотических веществ, случайной или преднамеренной. «Самоубийство - акт лишения себя жизни, при котором человек действует намеренно, целенаправленно и сознательно»; «Парасуицид - попытка самоубийства, которая не заканчивается смертью»,- определяет Дж. Рональд Комер, известный специалист в области патопсихологии. ( Комер Дж. Р.,2001).

По его данным «в настоящее время самоубийство относится к числу десяти основных причин смерти на Западе. По меньшей мере 160 тысяч человек в мире ежегодно кончают жизнь самоубийством». По данным Всероссийской организацией здравоохранения во всем мире самоубийство входит в пятерку наиболее распространенных причин смерти в возрастной группе лиц 15-19 лет. В ряде стран оно выходит на первое или второе место в качестве причины смерти юношей и девушек этого возраста.

Дети крайне редко совершают осознанные самоубийства, хотя периодически это происходит. По данным Дж.Комера уровень детских самоубийств постоянно увеличивается и достиг примерно 0,5 на 100 000. К концу прошлого века в США уровень детских суицидов вырос на 800% по отношению к 1950 году. Растёт количество детей, совершивших в отношении себя умышленно деструктивные акты: нанесение колотых ран, ожоги, передозировка лекарств, прыжки с высоты и т.п.). По результатам последних исследований дети все чаще применяют пистолеты, когда пытаются покончить с собой. Большинство из них принимает чересчур большое количество лекарств дома, половина живет только с одним из родителей. (Комер Дж. Р., 2001).

Исследователи обнаружили, что попыткам суицида у маленьких детей предшествуют побег из дома, тенденция попадать в аварии, стремление притворяться, вспышки раздражения, уход от общения и одиночество, обостренная чувствительность к критике, нетерпимость к фрустрации, мрачные фантазии и грезы и повышенный интерес к смерти и самоубийству (Cytryn & McKnew, 1996; McGuire, 1982). Исследования связывают детский суицид с недавней или предстоящей потерей любимого человека, стрессом в семье и безработицей родителей, жестоким обращением родителей и клиническим уровнем депрессии (Cytryn & McKnew, 1996; Pfeffer et al., 1993).

Часть этих детей не понимают значение акта самоубийства. Например, ребёнок, которому объяснили, что его умершая мать проживает на небесах, может стремиться присоединиться к ней, но многие самоубийства детей основываются на четком понимании смерти и на желании умереть (Carbon et al., 1994; Pfeffer, 1993, 1986).

Резкое повышение количества суицидов в подростковом возрасте, по сравнению с более младшими возрастными группами, можно рассматривать как результат кризиса взросления. Мальчики-подростки совершают самоубийства чаще, чем девочки. Частота суицидальных попыток у девочек вдвое или втрое больше в сравнении с мальчиками. Хотя девочки чаще страдают депрессией, им бывает легче поделиться своими проблемами и обратиться за помощью, что, вероятно, помогает предотвращению суицидальных действий со смертельным исходом. Юноши чаще бывают более агрессивными и импульсивными, а также нередко совершают поступки под воздействием алкоголя или наркотиков, что увеличивает вероятность фатального исхода.

В странах всего мира уровень самоубийства молодежи, по данным Дж.Комера, не только высок, но он еще и увеличивается. В целом, с 1955 года к концу ХХ века уровень самоубийств молодых людей возрос более чем вдвое, как и уровень самоубийств молодых взрослых. Существует несколько вариантов объяснения причин роста. Во-первых, по мере того как число и пропорция тинейджеров и молодых взрослых в общем числе населения продолжает расти, в ней усиливается конкуренция за работу, студенческие места, академические и спортивные достижения. У многих рушатся мечты и не удовлетворяются амбиции. Ослабление связей в семье приводит к чувству отчуждения и отвержения у многих современных молодых людей. Возрастает доступность наркотиков, и многие молодые взрослые люди и тинейджеры чувствуют давление среды, провоцирующей их воспользоваться наркотиками. ( Комер Дж. Р., 2001).

Как показывают результаты опросов, более половины учащихся старших классов средней школы признают, что у них время от времени возникают мысли о самоубийстве. Подростки нуждаются в том, чтобы иметь возможность обсудить эти вопросы со взрослыми. Суицидальные мысли у детей и подростков приобретают патологический характер, если, они не находят других решений в трудных жизненных ситуациях. В этих случаях риск суицидальных попыток повышается.

Очевидно, что превенция самоубийств среди детей и подростков является приоритетной задачей. Поскольку в большинстве стран население этой возрастной группы занято образовательной деятельностью, школа и другие образовательные учреждения являются пространством, где следует разрабатывать и воплощать программы способствующие превенции суицида. Это необходимо ещё и потому, что по данным ряда исследований стресс в школе - наиболее распространенная проблема среди тинейджеров, совершающих попытку самоубийства (Но, 1995; Brent, 1988).

У некоторых школьников возникают проблемы успеваемости, а другие школьники, с высокими оценками, наоборот, испытывают стресс из-за того, что им надо быть лучше других и оставаться первыми в классе. (Delisle, 1986; Leroux, 1986).

Методические рекомендации предназначены, в первую очередь, для руководителей образовательных учреждений, учителей и других работников системы образования: школьных психологов, социальных педагогов, воспитателей. Они могут быть интересны работникам системы здравоохранения и социальных служб, занимающихся суицидальной превенцией.


^ О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ?


О том, как определить наличие опасности.

О том, что можно сделать, чтобы её предупредить.

О том, что делать, если предупредить не удалось.

О том, как помочь тем, кто помогал преодолеть суицидальные тенденции и последствия суицидальных попыток.

О том, что в данной области нет стандартных решений, точных измерителей и надёжных прогностических методик и каждый случай уникален.

О том, что главные средства предупреждения суицида любовь, чуткость, доверие и диалог.

"Главное в предотвращении суицида - это образование. Основной метод заключается в том, чтобы научить друг друга... Обществу надо дать понять, что покончить с собой может каждый, что есть словесные и поведенческие способы приостановить самоубийство... и что человеку всегда могут помочь..." (Шнейдман,1987).


^ НЕДООЦЕНКА ПРОБЛЕМЫ, МИФЫ И ФАКТЫ О СУИЦИДЕ


Частота суицидального поведения среди подростков, по-видимому, недооценивается, так как множество подобных смертей классифицируются как непреднамеренные или случайные. При посмертном анализе состава подростков, погибших насильственной смертью, у многих из них обнаруживаются трудно различимые проявления аутодеструктивных тенденций и наклонности к риску, их смерть часто обусловлена непреднамеренными действиями, но порой она является следствием преднамеренных поступков, совершаемыми под влиянием боли и страданий.

Тема смерти интересует ребёнка уже в дошкольном возрасте, но в подростковом и юношеском переживается глубоко, драматично и неоднозначно. Одна из экзистенциальных проблем, с которой сталкивается подросток, - проблема необратимости времени и конечности жизни, а, следовательно, и её смысла. У одних переживание конечности жизни порождает иррациональные тенденции, в том числе суицидальные, а также употребление психоактивных веществ. Других принятие собственной смертности побуждает ценить жизнь, самореализоваться, строить амбициозные жизненные планы. Взрослые, как правило, недооценивают значимость переживаний подростков, да и своих собственных, связанных со старостью и смертью и всячески обходят эту тему в беседах.

Для школы как бы не существует трагических событий современности даже столь близких, как, например, война в Абхазии, унесшая тысячи молодых жизней. Педагогами негласно поддерживается тенденция избегать службы в армии. В педагогической среде прижилась наивно – суеверная идея: «Говори о позитивном, чтобы не притягивать грустные события». В результате подросток остаётся один на один с эмоционально значимыми переживаниями. Тема смерти не единственная из тех, что не обсуждаются в школе.

Ещё одна важная «запретная» тема, имеющая отношение к проблеме жизни и смерти связана с глобальными перспективами. «Любому современному человеку старше 50 лет может повезти и он проживёт долгую жизнь (при достаточно большой ожидаемой продолжительности жизни) и во многом так же, как он живёт сейчас. Для тех, кому сейчас от 20 до 50 лет, подобная жизнь будет уже достаточно редкой и большой удачей, тогда как те, кому сейчас меньше 20 лет вообще не имеют такого шанса», - пишет один из главных идеологов образовательных реформ в Англии (Барбер М.,2007) и призывает учителей всего мира следовать этике и «культуре необходимости».

Осознание и обсуждение глобальных проблем, безусловно, может усилить конфликт поколений, в то время как в среде специалистов системы образования сильна тенденция сглаживать конфликты, делать вид, что их не существует, что «всё хорошо», у части подростков могут усилиться и суицидальные тенденции. Однако, открытое, без излишней драматизации обсуждение глобальных перспектив и конфликтов поможет многим подросткам осознать ценность собственной жизни, выстроить реалистичные жизненные планы, почувствовать силу и уверенность необходимую для решения задач жизни и развития.

«Профилактика юношеских самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным», - пишет Игорь Семёнович Кон (Кон И.С, 1989). Он предупреждает ошибочные мнения относительно юношеских самоубийств: «1) что самоубийства вообще и юношеские в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди и 2) что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, даёт максимальный процент самоубийств. На самом деле подростки и юноши совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов. Но по сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств практически не бывает, их рост после 13 лет кажется огромным…» (Ромек В.Г., 2004).

Отношение к проблеме суицида, а следовательно, предпринимаемые заинтересованными в её решении людьми, будь-то специалисты или родственники потенциальных суицидентов, действии, - я в значительной степени строится на мифах. Важную для понимания проблемы информацию даёт А.Н. Моховиков, соотнося мифы и факты о суициде (Моховиков А.Н.,1999).

^ Мифы и факты о суициде.

  1   2   3




Похожие:

Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» iconМетодические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений в образовательных учреждениях республики саха (якутия)
Дательства по профилактике безнадзорности и правонарушений в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) (далее Методические...
Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» iconМетодические рекомендации по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков (письмо Министерства образования Оренбургской области от 27. 03. 2012 г. №01/15-1625) (Приложение №2)
В целях сохранения здоровья школьников и профилактики суицидальных явлений среди учащихся общеобразовательных учреждений
Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» iconИ. о министра образования и науки Удмуртской Республики З. В. Суворова 22 декабря 2011г. Положение II республиканской выставки конкурс
Республиканской выставки (конкурса) фотомастерства «Есть только миг…» среди учащихся образовательных учреждений
Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» iconМетодические рекомендации родителям и педагогам по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях

Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» iconЗакон удмуртской республики о профилактике алкогольной, наркотической и токсической зависимости в удмуртской республике
Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по ур 18 июля 2011 г. N ru18000201100375
Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» iconПриказ №2512 «О мерах по предупреждению распространения туберкулеза среди работников и обучающихся образовательных учреждений области» ив целях улучшения противотуберкулезной работы, охраны здоровья обучающихся и педагогов образовательных учреждений города
О мерах по предупреждению распространения туберкулеза среди работников и обучающихся образовательных учреждений города
Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» iconМетодические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в образовательных учреждениях РФ
Е методические рекомендации и минимальные требования способствуют формированию условий для реализации Федеральных государственных...
Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» iconПравила предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время
В целях обеспечения оздоровления и отдыха детей в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики постановляет
Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» iconМетодические рекомендации по оформлению документов и материалов, предоставляемых участниками муниципального конкурса
Методические рекомендации адресованы руководителям дошкольных образовательных учреждений (далее – доу), претендующих на участие в...
Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» iconМетодические рекомендации по организации и проведению районного конкурса среди старшеклассников обучающихся общеобразовательных учреждений
«Ученик года» среди старшеклассников – обучающихся общеобразовательных учреждений Жигаловского района. Методические рекомендации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы