Название работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков» icon

Название работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков»



НазваниеНазвание работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков»
Вотякова Ольга Петровна
Дата конвертации29.09.2012
Размер96 Kb.
ТипУрок
источник

Сопроводительная карточка


1. Название работы:

Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков».

2. Автор:

Вотякова Ольга Петровна, учитель истории и обществознания 1 кв.категории МОУ Казачинская СОШ, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на Иркутской обл. Дом. Тел.: 2-17-64


3. Раздел Фестиваля:

Процесс обучения


Урок истории в 6 классе.

Тема урока: Архитектура России в 14-15 веке.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-путешествие.

Цель: Ознакомить учащихся с особенностями архитектурного искусства России в 15-16 веке.

Задачи: 1.Развивать у учащихся творческое воображение, понимание и уважение к истории и культуре России, прививать интерес и любовь учащихся к стране, родному краю;

2.научить школьников понимать и правильно оценивать произведения искусства;

3.создать условия для формирования представления учащихся о культуре России.

Оборудование: мультимедиа-проектор, иллюстрированное приложение, магнитофон, заготовки для творческих работ.


^ ХОД УРОКА.

1. Сообщение темы и цели урока.

Звучит русская народная музыка (слайд №1).

1

Учитель. "Россия всюду, что ты с ней ни делай, В сердцах людей раскинулась она...", так выразил своё отношение к России А. Дементьев. А для вас, ребята, что значит Россия?

Дети. Россия это - белые стройные берёзки, бескрайние просторы полей, золотые купола белокаменных соборов, родной дом, город и т.д.

Учитель. Да, Россия всюду. Россия - это и наше любимое село, это и наша школа с её прошлым и настоящим, Россию мы видим и на картинах художников и в произведениях русских поэтов, прозаиков, Россия звучит и в русской народной музыке и в произведениях композиторов. Художники, поэты, композиторы в произведения вкладывают свою душу.

Учитель. Идут столетья, проносятся годы, но духовное достояние русского народа не утрачивает своей значимости и остаётся в сердцах людей навсегда. Сегодня мы заглянем в прошлое нашей Родины, перелистаем страницы истории России 14-15 века.

^ 2. Изучение нового материала. 2Л.Путешествие во времени.

Учитель. А перенестись в прошлое нам помогут ребята (девочка и мальчик, далее - Д. и М.), путешествующие на машине времени.

Под звуки, соответствующие работе Машины времени выходят Д. иМ., в руках у мальчика прибор - машина, у девочки - большой бинокль.


Внимание! Готовность №1.Отправляемся в путешествие!

Д. ОЙ, где это мы? (Слайд №2)

М. Пока не знаю. Место тихое, водное, рыбное и охотницкое. Холм, обнесенный забором-тыном, ров вокруг вырыт...

Д. В центре выстроены дубовые княжеские палаты (слайд № 3). Помню из истории времена Ивана Калиты.

М. Вижу среди деревянных построек белокаменные церкви (слайд №4). Именно при князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня.

Д. Смотри-ка! Красота какая!!! (Слайд № 5). Соборы белокаменные - один краше другого! Давай, подойдем поближе.

Учитель. Ребята, где оказались Д.и М.?

Дети. В Москве. На территории московского Кремля.

Учитель. Они увидели площадь трех соборов, находящуюся на территории Кремля. При каком московском князе она возникла?

Дети. Она возникла при князе Иване III, смелом, волевом и решительном человеке.

Учитель. За что московского князя Ивана III прозвали Великим?

Дети. Он объединил Русь, присоединил к Москве богатые и славные города -Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь. Иван Великий заботился о том, чтобы стольный град был и надежно укреплен и чтобы выглядел он торжественным, величавым.

Учитель. Назовите время возникновения Соборной площади в Кремле. Дети. Примерно конец 15 века.

Учитель. Зябко укутав плечи в собольи меха, стоял на полуоттаявшем кремлевском холме высокий, стройный, седой человек. Вместе с ним изумленно глядели на загадочный северный город два черноволосых молодых человека. Из Италии в Москву архитектор и военный инженер Аристотель Фиорованл1и, взяв с собой сына Андрея и ученика Петра. Аристотель Фиорованти получил от князя почетный заказ - соорудить главный храм государства - УСПЕНСКИЙ (слайд № 6).

Зодчество - искусство строить здания, оно неотделимо от умения вписывать линии в небо. Аристотель Фиорованти понимал, что в России другое небо, чем

в Италии, - северное, другие люди - спокойные и молчаливые, иные обычаи и вера. Древняя Русь - Русь деревянная, и строительство каменного здания было целым событием. Нередко в летописях появлялись восторженные записи о сооружениях, подобных которым на Руси прежде не бывало. Современники называли их "пречудными" и "предивными", любовались их высотой и "светлостью", а порой и "силой великой".

Не случайно называют архитектуру летописью мира, ведь она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания. Из раскопок мы узнаём, что в древности на Руси простой люд жил в полуземлянках, а хоромы князей строились из нескольких деревянных срубов со сложными переходами и крышами (слайд № 7). Русские мастера в течение веков возводили различные жилые и хозяйственные постройки, городские башни, стены, мосты, хоромы. С принятием христианства на Руси началось сооружение других построек. Назовите, какие постройки стали строить с принятием христианства на Руси?

Дети. Культовые постройки - храмы, монастыри, церкви, соборы.

Учитель. Какие общие черты имели культовые каменные постройки на Руси?

Дети. Крестово-купольная основа, апсиды, барабан, купол (слайд №8).

Учитель. Основу построек представляет прямоугольный объём с крестово-купольной композицией, на стенах имеются полу округлые выступы- апсиды, венчают постройки купола установленные на мощных барабанах. Но вместе с тем в разных частях Руси складываются местные особенности стиля, которые определяют архитектурный облик многих русских княжеств и городов (слайд № 9).

Так Новгородские постройки отличаются строгими пропорциями, простотой, они лишены всяких украшений и поэтому кажутся мощными, суровыми и неприступными как крепость (слайд № 10).

Ростово-суздальские церкви, Владимирские храмы наоборот - спокойные, стройные, искусно украшенные каменной резьбой. Они строились из белого известняка, что и придавало сооружению светлый, нарядный вид (слайд № 11). Культовые храмы на Руси возводились и как памятники значительных событий. Как правило, это были храмы в честь славных побед русского оружия, в которых поминали в молебне павших на полях сражений. Здесь храм был воплощением силы церкви и государственной власти, поэтому в каждое время русские соборы и церкви возводились во всём великолепии (слайд № 12). Успенский собор тоже соответствует политическим замыслам заказчика, князя Ивана III - стремившегося подчеркнуть преемственность великого княжения владимирского и московского. Собор замышлялся не только как главный храм московской епископии, но и как символ московской независимости - центр всей жизни русских земель. Летопись с гордостью подчёркивает, что для построения этого собора "бог привёл мастеров из всех земель". Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царство цари.

Представьте что мы, ступая по белокаменным ступеням Успенского собора, попадаем в храм, где проходит коронация самого Ивана Грозного. (Видеофрагмент фильма С.Эйзенштейна "Иван Грозный").

Учитель. Итак, коронация происходила в Успенском соборе на территории Кремля, а откуда слышен звон?

Дети. Это звон колоколов Ивана Великого.

Учитель. Верно. Куда ни пойдешь по улицам старой Москвы' отовсюду увидишь золотую шапку Ивана Великого. Бело-золотую кремлевскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: "Вырос детинушка с Ивана Великого" (слайд № 13). Ребята, а кто знает ее первоначальное предназначение?

Дети. Эта колокольня была дозорной башней.

Учитель. Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой выси, на боевой площадке, сидел караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли за рекой враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны колокола, разводила стража подъемные мосты над рвом и наглухо запирала кремлевские ворота. Иван Великий спасал не только Кремль, но и всю Москву. Колокола на Руси были излюбленным и демократичным музыкальным инструментом. Их любили все - и простой люд, и царские вельможи. Особенно благоволили к колоколам русские цари. Иван Грозный, хорошо знавший церковное пение и сам сочинявший песнопения, был большим знатоком колоколов и, находясь в Александровой Слободе, в четыре часа утра ходил на колокольню к заутрене. Как на Западе, так и в России с колоколом обращались как с человеком. У колокола, как и у человека, имеются язык, губа, уши, плечо, корона. Колоколам, как людям давались имена, и отношение к ним было как к живым существам (слайд № 14).

Что касается числа колоколов, то Россия удерживает первенство перед всеми странами земли. Отливка колоколов в древнерусском государстве считалась делом такой же государственной важности, как и производство оружия, пушек. За провинность же колокола наказывали, отправляли в ссылку, секли розгами. Первым ссыльным колоколом был углический, возвестивший о смерти царевича Дмитрия в 1591 г. За это он был высечен и сослан вместе с угличанами в Сибирь, в Тобольск. В наказание у колокола был вырезан язык. С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой частью русской жизни. Ребята, где в повседневной жизни русский человек может встретиться с колокольным звоном?

Дети. Он звучит и в дни больших торжеств, и в малые праздники. Колоколом созывали народ на вече, звали на помощь, защиту отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колокольным звоном давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон.

Учитель. Да, звон колоколов сопровождал человека всю жизнь, от колыбели до

могилы, (слайд № 15).

Ребята, что-то давно мы не видели наших помощников, интересно, где они?

М. Готовность №1! Продолжаем путешествие! Д. Ой, М., мы, кажется, не туда попали!

М. Действительно! Наверное, я не ту кнопку нажал! Детей-то сколько! Да все -важные такие!

Д. Да не важные, а серьезные! Интересно все-таки, куда же мы попали? М. А давай у ребят спросим! Ребята, где мы?

Дети. В Казачинской школе.

Д. А вы - ученики, стало быть?

М. Насколько мне известно, в школе учат хорошим манерам, правилам поведения в обществе и дают прочные знания по многим предметам.

Учитель. Вы абсолютно правы!

Д. Интересно, а выдержат ли наше испытание нынешние ученики?

М. Смогут ли справиться с нашими вопросами?

Учитель. Ребята, вы готовы к испытаниям? Ответить на вопросы путешественников вы сможете без труда после того, как прочитаете текст учебника.

2.2.Работа с учебником.

(Чтение текста «цепочкой» со ссылкой на иллюстрации).

Учитель (по окончании чтения обращается к путешественникам). Ну, что ж, задавайте свои вопросы!

2.3. Закрепление изученного материала.

Мальчик и девочка устраивают блиц-опрос по вопросам к тексту. Д. Молодцы, ребята!

М. Молодцы-то, молодцы! Но хотелось бы мне, чтоб у нас с тобой осталось что-нибудь на память от встречи со школьниками.

Учитель. Дорогие ребята, не расстраивайтесь! Мы сейчас что-нибудь придумаем! Чтобы сегодняшняя наша встреча вам запомнилась, мы с ребятами выполним творческие работы и пригласим вас на выставку.

^ 2.4. Выполнение творческих работ.

Перед учащимися лежат альбомные листы, покрытые акварельными красками, воском и тушью, деревянные заострённые палочки для процарапывания рисунка. .

Ребята, вам предлагается выполнить работу на тему: "Милая сердцу Россия». Вы можете изобразить один из памятников архитектуры 14-15 века.

Дети выполняют работу, во время которой звучит русская народная музыка и на экране один за другим сменяются изображения памятников архитектуры.

Д. Какие замечательные работы. М. Посмотри, какие они разные!

Д. Спасибо вам, ребята! Со всеми испытаниями справились!

М. Вы действительно достойны носить звание ученик!

Учитель. Спасибо за высокую оценку! Рисунки получились очень интересные. Не ошибусь, если скажу, что каждый из ребят вложил в свой рисунок частичку своего сердца, своей души, поэтому и получились такие замечательные рисунки, но некоторые из них не закончены, поэтому на выставку мы сможем вас пригласить только к следующему уроку.

Д. К сожаленью, нам пора прощаться. Мы отправляемся в путь, ведь это так интересно - путешествовать во времени. А вашу выставку мы обязательно посетим.

4. Итог урока.

5. Д.З. Закончить творческие работы, ответить на вопросы параграфа.




Похожие:

Название работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков» iconУрок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура)
Цель: Ознакомить учащихся с особенностями архитектурного искусства России в 15-16 веке
Название работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков» iconДокументи
...
Название работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков» iconРабочая программа по истории 6 класс Составитель зенцова л. В. 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта, примерной программы по истории России и истории...
Название работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков» iconСамостоятельная работа Архитектура XI-XII веков

Название работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков» iconРабочая программа по всеобщей истории история средних веков (6 класс) на 2011 2012 учебный год пояснительная записка
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История средних веков»
Название работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков» iconАрхитектура России конца XIX начала XX века
Делаются попытки повернуть назад к изучению и использованию форм древнерусского допетровского зодчества XI- xvii веков, отказаться...
Название работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков» iconДокументи
1. /контрольные работы по истории 9 класс составил Карпенко/Контрольная работа по истории...
Название работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков» iconСписок публикаций педагогов моу борской сош №1 «ОЦ» 2007-2008 учебный год
Урок истории по теме "Жизнь России в послевоенный период" (10-й класс) Сборник «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Название работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков» iconКонтрольно-измерительный материал по истории средних веков (за 1 полугодие) 6 класс

Название работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков» iconРабочая программа по истории России 8 класс Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по истории для 6-11 классов
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. XIX век. 8 класс». М.: «Просвещение», 2010 г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы