Название работы icon

Название работы



НазваниеНазвание работы
Дата конвертации29.09.2012
Размер86.83 Kb.
ТипПлан-конспект
источник




Сопроводительная карточка


  1. Название работы:

План-конспект урока по теме «Внешнее строение птиц». 7 класс


  1. Автор:

Мешкова Ольга Сергеевна, учитель биологии 1 кв.категории МОУ Казачинская СОШ, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на Иркутской обл. Дом. Тел.: 89500578308


  1. Раздел Фестиваля:

Процесс обучения.


План-конспект урока по теме

«Внешнее строение птиц» / 7 класс.


Подготовила: Мешкова О.С.

учитель биологии,

I квалификационная категория


< Рисунок 1 >





В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включающая три этапа или стадии. Технологию "Чтение и письмо для развития критического мышления" создали в середине 90-х годов XX века американские педагоги - Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл.

Цели урока:

1. Показать особенности внешнего строения птиц.

2. Понять сложный комплекс приспособлений птиц к полету и определенному месту обитания.

3. Проанализировать информацию своего отрывка для графической организации текста.

4. Применить полученные знания для обучения класса.

5. Дать оценку своей работе, помощи одноклассников,

Оборудование: картинки с изображением птиц.

1 стадия урока - вызов. Проводится по модели "Корзина" идей.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисуется значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен инсрормацией проводится по следующей процедуре:

1. Что мы знаем о птицах?

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в "корзинке" идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно "сбрасывать" факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

^ 2 стадия урока - осмысление. Проводится по модели "Составление кластера".

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом "корзина", поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание "корзины". Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление


кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Учащиеся парами изучают предложенные отрывки текста.

1.

Птицы — это покрытые перьями позвоночные животные, поддерживающие температуру тела на высоком (около 40'С) уровне, активные во все времена года Передние конечности птиц преобразованы в крылья, большинство видов птиц использует их для полета. Все птицы откладывают крупные, защищенные скорлупой яйца, которые высиживают, согревая теплом тела. Зародышевое развитие - быстрое. Забота о потомстве обязательна и ярко выражена. Головной мозг хорошо развит, поэтому поведение - сложное и легко приспосабливающееся к меняющимся условиям.

В наше время на Земле живут около 9000 видов птиц, из них в нашей стране - около 800 видов.

Большинство птиц живет в лесах. Одни из ни почти все время находятся в кронах деревьев (синицы, корольки), другие - на стволах (дятлы, поползни), третьи - на земле (тетерева, рябчики, глухари). Распределение птиц по ярусам леса связано, как правило, с добыванием пищи. Синицы и корольки питаются насекомыми-листоедами и их личинками, дятлы — насекомыми и их личинками, живущими в коре деревьев, а глухари, рябчики, тетерева - травой, плодами черники, брусники.


2

Многие виды птиц, например ласточки, стрижи, большую часть времени находятся в открытых воздушных пространствах. Они питаются комарами, мухами и другими летающими насекомыми. Некоторые виды птиц обитают в открытых пустынно-степных пространствах — дрофа, стрепет, страус. Эти птицы питаются семенами растений, насекомыми, ящерицами.

Жизнь большого числа птиц связана с водой. Одни из них кормятся на мелководьях -серая цапля. Другие птицы, например утки-кряквы, чаще всего, кормятся на открытых участках воды.

Некоторые виды птиц встречаются как в леса, так и в горах или на равнинах - различные виды орлов, соколов, ястребов. Эти птицы питаются в основном мелкими пернатыми и млекопитающими.

Тело птицы состоит из сравнительно небольшой головы, длинной подвижной шеи, яйцевидного туловища и конечностей. На голове птицы находится клюв, который состоит из двух частей — надклювье и подклювья, одетых роговыми чехлами. Ноздри расположены на надклювье.

Клювом птица не только добывает пищу, но и чистит перья, дерется, строит гнездо и кормит птенцов. У птиц клюв - единственное орудие, поэтому у птиц с разным образом жизни и питания форма клюва очень разнообразная. Голова птицы сидит на длинной подвижной шее, позволяющей не только собирать корм и осматриваться по сторонам, но и чистить перья брюха, крыльев, спины и хвоста, а также вить гнездо.


3

По бокам головы птицы располагаются круглые глаза, защищенные верхним и нижним веками. Глаза у птиц почти неподвижные. У голубя глаза расположены по бокам головы, так что он обозревает почти все вокруг себя, но одновременно обоими глазами видит только впереди клюва. У сов глаза направлены вперед - это удобно для охоты на подвижную добычу. Ушные отверстия у птиц скрыты перьями. Они находятся за глазами и ниже их уровня.

Передние конечности птиц преобразованы в крылья. Крылья настолько приспособлены к полету, что больше почти не для чего употребляться не могут. Типы полета птиц: скользящий, парение, зависание, машущий. Каждый вид птиц более совершенен в одних типах полета и менее — в других, поэтому силуэты летящих птиц разные.

Задние конечности поддерживают птицу, когда она не летает и когда спит. Нижняя часть ног и пальцы одеты грубой кожей с роговыми чешуйками,, а концы пальцев вооружены когтями.

Голуби ходят по земле только шагом, попеременно переставляя ноги. Такое движение может переходить в бег. Воробьи только прыгают на двух ногах сразу. Ворона передвигается и шагом, и прыжками. Водные птицы (гуси, утки, чайки) плавают на воде или под водой, перебирая ногами.

В зависимости от образа жизни ноги у птиц приняли самые разнообразные формы причем, как правило, ноги, и клюв как бы дополняют друг друга.

4

Кожа у птиц сухая и тонкая и покрыта перьями. Контурные перья подразделяются на полетные (это рулевые перья хвоста и маховые перья крыльев) и покровные (это все остальные). Покровные перья, налегая друг на друга вершинами, как черепицы придают телу птицы обтекаемую форму.

Контурное перо состоит из стержня и расположенного по его бокам опахала. Опахало образовано удлиненными пластинками - бородками первого порядка, от которых отходят бородки второго порядка, имеющие микроскопические крючочки. При помощи крючочков бородки сцепляются между собой. Свободную нижнюю часть стержня называют очином.

Под покровными перьями спрятаны пуховые. Опахала у них мягкие, без бородок второго порядка. У некоторых видов есть еще пух. Пуховые перья и пух прекрасно сохраняют тепло.

Смена оперения у птиц происходит во время линьки. Линьки наступают периодически, обычно один или два раза в год, но есть более сложные варианты: случайно вырванное перо сразу же замещается новым в любое время,

У основания хвоста расположена копчиковая кожная железа. Птица выдавливает из нее клювом маслянистую жидкость и переносит ее на перья, когда чистится. Смазывание делает перья эластичными, упругими и препятствует их намоканию.

Затем текст графически организовывается на листе бумаги для объяснения всему классу (5 мин). Одна группа учащихся является экспертной группой, они изучают материал всех 4 частей. Их задача проанализировать объяснения товарищей.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома,

^ 3 стадия урока - рефлексия. Проводится по модели "Презентация**.

Предоставляется слово учащимся для объяснения своего отрывка с 1 по 4 поочередно. Для уточнения, корректировки объяснения можно приглашать другие пары, изучавшие тот же отрывок. Итоги работы подводит экспертная группа и создается общий кластер.

В заключении урока учащимся предлагается написать синквейн. Плакат с правилами написания вывешен на доске.

Существительное,

прилагательное, прилагательное

глагол, глагол, глагол

"крылатая фраза" существительное или глагол

Синквейны.

Пингвин Попугай

Медлительный, неуклюжий, Большой, цветной,

плавает, ловит, хочет летать летает, ходит, говорит

"У всякой пташки свои замашки" "За всеми повторяет"

Птица. Дразнит.

Сокол Дятел

Гордый, зоркий, Пестрый, шустрый,

Летает, парит, высматривает. стучит, ищет, помогает.

"Выше солнца, и сокол не летает" "Видна птица по полету."

Охотник. Доктор.


Синквейн.

СИНКВЕИН - это пятистрочный стих

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и

представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквеин - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово синквеин происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквеин - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров. После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквеин. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями. Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех, Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.








Похожие:

Название работы iconНазвание работы: Программа квн «Жить без улыбки просто ошибка»
Домашнее задание ( название команды, девиз, приветствие, форма, эмблема — до 3 мин.) — до 5 баллов
Название работы iconПравила добавления новостей!!! Выбираем категорию, к которой относиться новость
Набираем название новости (название должно быть понятно – если это фильм, то его название; если музыка, то название исполнителя и...
Название работы iconДоклад и т п
На титульном листе указываются следующие данные: название работы, фамилия, имя, отчество автора, должность, название учреждения,...
Название работы iconНазвание дела
Организация совета школы. Итоги работы 2 четверти, планирование работы на 3 четверть
Название работы iconКонкурсов работы
Название организационной формы (форм) конкурсной работы – проект, праздник конкурс, игра и т д
Название работы iconКонкурсов работы
Название организационной формы (форм) конкурсной работы – проект, праздник конкурс, игра и т д
Название работы iconКонкурсов работы
Название организационной формы (форм) конкурсной работы – проект, праздник конкурс, игра и т д
Название работы iconНазвание работы
Контроль и диагностика учебных достижений учащихся с помощью технологических карт. Из опыта работы
Название работы iconНазвание конкурса
Учителя со стажем педагогической работы не менее 3 лет, основным местом работы которых является оу
Название работы iconНазвание группы
Название подразделения группы) был выбран (название товара или услуги), поскольку… (полное изложение причин, по которым группа выбрала...
Название работы icon1. Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы
Информатики, занимающийся проблемами «рисования» на эвм, получил название «компьютерная графика»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы