Название работы icon

Название работы



НазваниеНазвание работы
Мельникова Надежда Викторовна
Дата конвертации29.09.2012
Размер74.94 Kb.
ТипДокументы
источник

Сопроводительная карточка


  1. Название работы:

Брейн-ринг по русскому языку 7-8 классы


  1. Автор:

Мельникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы 1 кв.категории МОУ Казачинская СОШ, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на Иркутской обл. Дом. Тел.: 2-14-69


  1. Раздел Фестиваля:

Внеклассная работа по предмету


БРЕИН-РИНГ

По русскому языку для учащихся 7-8-х классов.


Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.), переносная доска для выполнения некоторых заданий.


На доске плакаты:

Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, ловок и вместителен.

А.И. Куприн

Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...

Н.В. Гоголь

Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...

А.Н. Толстой


^ ПРОВЕДЕНИЕ БРЕЙН-РИНГА.

Чтецы декламируют стихи.

Чтец 1.

Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

-Выучи русский язык!

Чтец 2.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи

-Выучи русский язык!

Чтец 3.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык! : (С. Абдулла, узбекский поэт.)


Ведущий 1. Сегодня в школе «День науки и творчества». И в нашем зале в игре «Брейн-ринг» встречаются сильнейшие представители 7-8 классов - знатоки русского языка.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!

^ Девиз нашей игры: Выучи русский язык! (На доске)


Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!


^ Правила игры: в каждом туре игра идет до трех очков. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана команда, одержавшая победу в последнем туре.


А теперь жеребьевка. После жеребьевки команд начинается игра. В перерывах между турами - разгадывание болельщиками кроссвордов или реклама литературы (о русском языке).

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ.

1. О каких знаках препинания идет речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало

-Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак)


Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу

-За то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак)


Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор...

И начинает думать каждый. (Многоточие)

Стихи С. Пивоварова


Он очень вежлив...

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь»

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить...

(Мягкий знак)

Стихи О. Высотской


2. Какой знак препинания впервые был введен Н.М. Карамзиным? Что означает сейчас этот знак препинания?

(Тире. Слово «тире» заимствовано из французского языка, йгег - «тянуть», что вполне соответствует форме знака).


3. Как во времена М.В. Ломоносова называли восклицательный знак, черточку, скобки?

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, черточку - единительным, а скобки -вместительным.)

4. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки.)

5. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё.)

6. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву к (или п, о, н). Например, буква к. Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна. Буква п. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.

7. Расставьте знаки препинания, объясните их. Отколе умная бредешь ты, голова.

(И.А. Крылов.)

(Отколе, умная, бредешь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)

8. На переносной доске запишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания.

На углу, на тещэасе, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Апощюновича.

9. Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

а) Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

10. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?

а) шиворот-навыворот;

б) спустя рукава;

в) точить лясы.

(Шиворот-навыворот означает «совсем наоборот, наизнанку». Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот означало «одежда, вывороченная наизнанку в наказание».

Спустя рукава означает «трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение «работать спустя рукава, т.е. неохотно, небрежно».

Точить лясы - «весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу». Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясинки) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачивая дерево, балясинки вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)

11. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.

Весна красна цветами, ... (а осень снопами).

Весною час упустишь -... (годом не наверстаешь).

Осень прикажет, а ... (весна все скажет).

Декабрь год кончает, а ... (зиму начинает).

В зимний холод ... (всякий молод).

Ни в марте воды,... (ни в апреле травы).

Лето припасает, а ... (зима поедает).

Где в апреле река, ... (там в июле лужица).

12. Объясните написанные на доске словосочетания.

Грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертеж, грамотный ученик.

(Грамотный инженер - «обладающий знаниями в определенной области». Грамотное сочинение - «не содержащее ошибок». Грамотный чертеж - «выполненный со знанием дела». Грамотный ученик - «умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить».)

13. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

14. Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число?

(Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.)

15. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастерка? Используйте толкования этих слов в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

(Гимн - торжественная песня - символ, гимназист - учащийся гимназии, гимнаст - спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастерка - верхняя рубашка, военная

форменная одежда. Данные слова являются однокоренными.)

16. Определите, где предлоги, а где наречия?

а) Вокруг стояла тишина;

б) Туристы расположились вокруг костра;

в) Не мешай слушать, после расскажешь;

г) После небольшого отдыха все запели.

(Предложения под буквами а, в - с наречиями. Предложения

под буквами б, г - с предлогами.)

17. Укажите существительное женского рода.

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь. (Вермишель.)

18. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?

(Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки.)

19. Отгадайте загадки.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

(Книга.)

Стоит дом, кто в него войдет, Тот ум приобретет.

(Школа.) Какая Водица только для грамотного годится?

(Чернила, паста.) В школьной сумке я лежу, Как ты учишься, скажу.

(Дневник.)

Чёрные, кривые, от рождения немые, Станут в ряд - сразу заговорят.

(Буквы.)

20. С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы.

(Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)

21. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.

Победителем будет та команда, которая последней назовет кинокартину.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ЛУЧШИХ.




Похожие:

Название работы iconНазвание работы: Программа квн «Жить без улыбки просто ошибка»
Домашнее задание ( название команды, девиз, приветствие, форма, эмблема — до 3 мин.) — до 5 баллов
Название работы iconПравила добавления новостей!!! Выбираем категорию, к которой относиться новость
Набираем название новости (название должно быть понятно – если это фильм, то его название; если музыка, то название исполнителя и...
Название работы iconДоклад и т п
На титульном листе указываются следующие данные: название работы, фамилия, имя, отчество автора, должность, название учреждения,...
Название работы iconНазвание дела
Организация совета школы. Итоги работы 2 четверти, планирование работы на 3 четверть
Название работы iconКонкурсов работы
Название организационной формы (форм) конкурсной работы – проект, праздник конкурс, игра и т д
Название работы iconКонкурсов работы
Название организационной формы (форм) конкурсной работы – проект, праздник конкурс, игра и т д
Название работы iconКонкурсов работы
Название организационной формы (форм) конкурсной работы – проект, праздник конкурс, игра и т д
Название работы iconНазвание работы
Контроль и диагностика учебных достижений учащихся с помощью технологических карт. Из опыта работы
Название работы iconНазвание конкурса
Учителя со стажем педагогической работы не менее 3 лет, основным местом работы которых является оу
Название работы iconНазвание группы
Название подразделения группы) был выбран (название товара или услуги), поскольку… (полное изложение причин, по которым группа выбрала...
Название работы icon1. Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы
Информатики, занимающийся проблемами «рисования» на эвм, получил название «компьютерная графика»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы