Название работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г icon

Название работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г



НазваниеНазвание работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г
Ведениктова Екатерина Васильевна
Дата конвертации29.09.2012
Размер121.36 Kb.
ТипДокументы
источник

Сопроводительная карточка


1. Название работы:

Педагогический Совет от 30.03.09г

«Перспективные школьные педтехнологии- важнейшее условие эффективности учебно-воспитательного процесса»


2. Автор:

Ведениктова Екатерина Васильевна, заместитель директора по УМР 1 кв.категории МОУ Казачинская СОШ, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на Иркутской обл. Дом. Тел.: 2-18-44


3. Раздел Фестиваля:

Организация образовательного процесса.


Педагогический Совет от 30.03.09г

«Перспективные школьные педтехнологии- важнейшее условие эффективности учебно-воспитательного процесса»


^ Подготовил: зам. по УМР МОУ Казачинская СОШ Ведениктовой Е.В.


Свой доклад я начну с прописной истины- нет в этом мире ничего вечного, давно известно, все течет, все изменяется. Вот и школа, некогда вполне заслуженно завоевавшая репутацию одной из лучших, застыв на достигнутом, вдруг начинает тормозить, и не сегодня завтра может оказаться на обочине. Вечный вопрос- что делать? Нужен новый мощный импульс, чтобы привести в движение замирающий механизм, придать ему новые обороты. Нужен рывок вперед, требуются перемены, новации. Но нельзя приступать к изменениям, не уяснив себе состояние сотрудников, их желание, возможности, знания по данной проблеме. Я думаю, что настоящий полководец никогда не поведет свою армию в наступление без глубокой разведки. И сегодня мы предлагаем вам разведку боем по данному направлению.

^ Работаем сначала индивидуально.

Предлагаю Вам на предложенных листах записать в столбики педагогические технологии:

- В первый столбик те, которые Вы знаете...

- Во второй столбик, те, которые Вы глубоко изучили и применяете....

- В третий столбик запишите те, которые помогают Вам успешно развивать познавательную активность учащихся и опытом можете поделиться.

Работа в группах (3-5 минут) Сдайте свои ответы группе экспертов.

Данная тема педсовета отражает современный взгляд на организацию учебно -воспитательного процесса. Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса - использование педагогических технологий. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педтехнологии, проектировать их самим, необходимо изучать и повышать их сущностные характеристики, реальные возможности.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все начать сначала.

Профессиональный рост учителя связан прежде всего с поиском ответа на вопрос «Как?» В настоящее время необходимо полностью отказаться от учебного процесса как процесса передачи информации. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом остается ученик

Общий уровень в учебно-воспитательном процессе создается богатством и

разнообразием применяемых методов и технологий. Однако, отдельный школьник далеко не всегда испытывает, ощущает и получает это богатство, т.к. попадает под влияние только того набора методов и технологий, которые применяются учителями данного класса. По учебной вертикали разнообразие технологий зависит от случайного подбора учителей и часто даже не отвечает возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Попробуем дать определение «технологии» и «педагогической технологии»: __Участники групп дают определение «Технология -это, педтехнология - это..»

Итак, Вы совершенно правы: демонстрация слайда:

Определение 1: Технология - это система последовательных действий,

обеспечивающая в определенных условиях конкретный, гарантированный результат.

Определение 2: Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических примеров, методов средств, выполнение которых предполагает достижение прогнозируемого результата.

^ Различают 3 основные группы технологий:

- объяснительно - иллюстративные

- личностно - ориентированные

- технологии развивающего обучения

^ СЛОВО ЭКСПЕРТАМ.

На основании ответов педработников экспресс -анкеты «Педагогические технологии» на данном этапе можно сделать следующий вывод, что технологии 1 группы применяют все учителя, технологии 2 группы ~ ____%, технологии 3 группы -_____единицы.

Дадим конкретную характеристику каждой группы.

^ I. Традиционные технологии - технологии, построенные на объяснительно -иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции учебного материала. Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающего рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации, определяемой рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются —низкий уровень навыков обучения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их пассивности, а в процедуре, которую задает применяемая технология.

Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других примеров, позволяющих заинтересовать учеников, стимулирует послушание и исполнительство.

В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика. Установки учителя ориентированны на социальный заказ, на прохождение программы. Желания ученика связаны с удовлетворением его познавательных способностей, потребностей интересов, а также утверждением себя в среде сверстников как яркой индивидуальности.

Справка: Между тем многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учащимися. 73% учителей отмечают, что имеют контакт с детьми, в тоже время положительно ответили на этот вопрос только 18% учащихся.

Объяснительно - иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У учителя на уроке активная, доминирующая роль, он -командир, судья, начальник, он на пьедестале. Ученики же играют пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя и при этом ученик ни за что не отвечает.

Самым сильным негативным фактором, заложенным в объяснительно -иллюстративных технологиях являются выполнение учебных действий-и операций в принудительном режиме, что не может не иметь серьезных психологических последствий для всех участников образовательного процесса.

Опытный педагог знает, что знания учителя - это еще не знание ученика. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в этот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал.


г




^ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


УЧИТЕЛЬ





УЧЕНИК


Социальный заказ прохождение программы


УСТАНОВКИ


- интерес - познавательные способности утверждение себя как индивидуальности


яркой


Доминирующая (командир, судья, начальник)


РОЛЬ


Пассивная (соблюдение тишины и выполнение предписаний)


Принудительный


РЕЖИМ


психологические последствия, протест





ВЫХОД





^ НОВЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Отношение школьников к навязыванию идей -преимущественно отрицательное -учащиеся или активно их принимают или принимают их для видимости. Постоянная ситуация навязывания своей воли другим, преодоление их сопротивления приводит к негативным изменениям в психике не только у детей, но и у педагога.

Справка: У школьников ситуация принуждения и постоянного внешнего контроля приводит к следующим последствиям - блокируется активность и самостоятельность, тормозится развитие творческих способностей школьников, возникает неверие в собственные силы, боязнь допустить ошибку, возникает комплекс переживаний.

Еще Д.И.Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

II. 6 настоящее время, все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения. Наиболее актуальной на данный момент является технология личностно - ориентированного
обучения.

^ II. Личностно - ориентированные педтехнологии:

        • технология полного усвоения знаний

        • разноуровневое обучение

        • коллективное взаимообучение

      • модульное обучение

Технология полного усвоения знаний.

(М.В. Кларин)

Установка: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

  • знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру)- « запомнил, воспроизвел, узнал»;

  • понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в
    другую ( объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений,
    событий);

  • применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;

  • оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели - « определил ценность и значение объекта изучения».

^ Технология разноуровневого обучения.

(К.К. Платонов)

Установка: распределение класса по уровню обучаемости, определение темпа обучениия,

необходимого для каждого уровня.

Школа с уровневой дифференциацией функционирует путем деления ученических

потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых

овладевает программным материалом в разных образовательных областях на следующих
уровнях:

1- минимальном (государственный стандарт),

2- базовом,

3- вариативном(творческом).

В дальнейшем эта технология получила название « технология обучения базису «без отстающих».

Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

^ Технология коллективного взаимообучения.

(А.Г. Ривин)

Установка: работа в парах смешанного состава по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения. Основные преимущества ТКВ:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки
    логического мышления и понимания;

  • в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта знаний

  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты

коллективного труда группы, класса в целом.

Парную работу можно использовать в трех видах:

  • статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющих ролями («учитель» - «ученик»); так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

  • динамическая пара: четверо учащихся готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнером), причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарища;

  • вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучения по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Справка: Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями: 10%-читает глазами, 26% - слышит, 30% видит, 50% видит и слышит, 70%- обсуждает, 80% опирается на опыт, 90% - говорит и делает совместно, 95% -обучает других.

Технология модульного обучения (укрупненные дидактические единицы)

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках).

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

^ Ш. Технологии развивающего обучения

Технологии перспективно - опережающего обучения

Предусматривают формирование способов умственных действий, общеучебных умений и навыков

^ Технология интенсивного обучения с помощью опор и опорных схем

(В.Ф.Шаталов) имеет исключительное значение для слабых учащихся, вселяет в них уверенность: Я - могу, я - способен, я- не хуже других.

^ Игровые технологии совершенствуются целеполагающая свобода выбора , самостоятельность (я - выбираю, я - управляю, я- принимаю решение), ответственность , формируется нравственная мотивация. Эта технология имитирует реальную деятельность, в том числе производственную и социальную, помогают вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности учащихся

^ Проблемные, поисковые, исследовательские технологии формируют творческие способности ребенка (Я- творю, Я - выдумываю, Я - пробую), девиз этих технологий-«Все из жизни , все для жизни»

^ Информационные технологии обеспечивают осмысление процесса учения, перенесение центра тяжести с преподавания на учение, самообразование с помощью специальных программ.эти технологии связаны с созданием и использованием педагогических программных средств(обучающие, контролирующие программы),использование ресурсов Интернет Альтернативные педагогические технологии - дают ребенку широкие возможности свободы выбора, обеспечивают наилучшие условия для развития нравственно -волевой мотивации.

Тестовые технологии-стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Чаще всего тестирование является одним из методов контроля усвоения учащимися знаний, умений и навыков(объективность результатов, легкая обработка результатов, развитие логического мышления и внимания).

Познакомившись с теорией вопроса о педагогических технологиях, с практическим опытом работы учителей по использованию педтехнологий на уроках, можно заключить, что современный подход к обучению и воспитанию невозможен без перспективных школьных технологий. И пускай это будет использование не всей технологии, а лишь какого-либо ее элемента, но уроки учителя не должны быть похожими друг на друга как две капли воды. Самая важная педагогическая технология-это технология обучения успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника. Создание ситуации успеха на уроке:

-атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока

-аванс успеха, снятие стрессовой ситуации, придание уверенности

-высокая мотивация предлагаемых действий

-реальная помощь в продвижении к успеху

-педагогическое внушение успешности обучения

-педагогическая поддержка

-оценивание(сравнивать ученика с самим собой)

-самооценка ребенка. Решения:

1. Принять к сведению теорию вопроса по перспективным школьным

педтехнологиям, обсудить дополнительно на заседаниях предметных МО и создать банк педагогических технологий, используемых учителями-предметниками(рук. МО, до 15 апреля)

2. Каждому учителю взять за основу предложенный алгоритм создания ситуации успеха на уроке (весь период, педколлектив)

3. Выпустить педагогический вестник « 20 способов сказать ребенку «Ты молодец ! »»(до 20 апреля, творческая группа)




Похожие:

Название работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г iconII. Задачи и содержание работы педагогического совета
Педагогический совет является постоянно действующим органом управления общеобразовательного учреждения для рассмотрения основных...
Название работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г iconА. П. Герц Циклограмма работы школы 1 Совещания при администрации, педагогический совет, семинар
Совещания при администрации, педагогический совет, семинары, педконсилиумы, собрания трудового коллектива, шмо
Название работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г iconА. П. Герц Циклограмма работы школы Совещания при администрации, педагогический совет, семинар
Совещания при администрации, педагогический совет, семинары, педконсилиумы, собрания трудового коллектива, шмо
Название работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г iconПедагогический совет
Педагогический совет является постоянно действующим органом самоуправления Учреждения, который создается для рассмотрения основных...
Название работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г iconА. Ю. Чистовский Приказ № от 20 г. Положение
Педагогический совет является постоянно действующим руководящим органом в образовательном учреждении для рассмотрения основополагающих...
Название работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г iconПротокол от 20 г. №
Педагогический совет является постоянно действующим органом управления образовательного учреждения для рассмотрения основных вопросов...
Название работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г iconУтверждено: Приказ №14-од от 16. 02. 04 Приложение №2 к приказу №14-0д от 16. 02. 04 Положение
Педагогический совет является постоянно действующим органом управления образовательного учреждения. Для рассмотрения основных вопросов...
Название работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г icon2. Направления деятельности педагогического совета
Педагогический совет образовательного учреждения (далее педагогический совет) является коллегиальным совещательным органом образовательного...
Название работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г icon«Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
Педагогический совет является постоянно-действующим коллективным органом управления общеобразовательного учреждения для рассмотрения...
Название работы: Педагогический Совет от 30. 03. 09г iconПриложение №1 Структура управления гбоу сош «ОЦ» с. Старая Шентала Педагогический совет Директор Управляющий совет Собрание трудового коллектива Попечительский совет

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы