Название работы icon

Название работы



НазваниеНазвание работы
Попова Галина Григорьевна
Дата конвертации30.09.2012
Размер92.05 Kb.
ТипУрок
источник

Сопроводительная карточка


  1. Название работы:

Учимся анализировать текст и … встречаем Рождество.11 класс, русский язык.


  1. Автор:

Попова Галина Григорьевна, учитель русского языка и литературы 1 кв.категории МОУ Казачинская СОШ, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на Иркутской обл. Дом. Тел.: 2-16-55


  1. Раздел Фестиваля:

Процесс обучения.


Урок русского языка в 11 классе.

Автор:

Попова Галина Григорьевна

Учитель русского языка и литературы

1 кв.категория

МОУ Казачинская СОШ


Тема: Учимся анализировать текст и … встречаем Рождество.


Цели: 1) повторить правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных однородными членами, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями; продолжить работу над анализом текста;

2) формирование умения анализировать текст; пунктуационных навыков; способствовать развитию речи учащихся, их языкового чутья;

3) Воспитывать учащихся в духе народных традиций; воспитывать национальное самосознание и гордость за русский народ и его культуру.


Оборудование:

- текст

- программа работы с текстом

- словари

- компьютер, доска.

Оформление доски.

^ Левое крыло.

Декабрь – студень, студный, стужайло.

Январь – просинец, перелом зимы, перезимье.

Центральная часть.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины

И снам и карточным гаданьям

И предсказаниям луны.

^ Правое крыло.

Народное всегда красиво – песня ли,

игрушка ли, праздник ли.

Почему так?

А. Митяев

.

Ход урока.

  1. Орг. Момент. Сообщение темы, цели урока.

  2. Устная синтаксическая пятиминутка.( Спроецировано через компьютер на экран.)

- Какие знаки препинания пропущены в предложении? Докажите их необходимость.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе.

………………………………

Зима!.. Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка снег почуя

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке…

  1. Беседа с классом по вопросам.

- О каком времени года идет речь в отрывке из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина?

- Когда начинается зима?

- А вот как характеризуется декабрь и январь в народном календаре ( обращаемся к записи на левом крыле доски). Почему?

- Чем богаты декабрь и январь? (Праздниками.)

- Какие из них самые яркие? (Новый год, Рождество, Святки, Крещение).

- А когда мы встречаем Рождество по старому стилю и новому?



  1. Слово учителя.

Рождество – один из ярких праздников декабря/ января. Этот праздник пользуется издавна особым уважением. Давайте допишем тему урока «…и встречаем Рождество» и обратимся к эпиграфу урока. Это слова А. Митяева: « Народное всегда красиво – песня ли, игрушка ли, праздник ли. Почему так?» Сегодня на уроке мы с вами проанализируем текст, связанный с русской народной культурой празднования Рождества и в конце урока ответим на вопрос, заданный в эпиграфе к уроку: «Почему народное всегда красиво?» И так ли это?


  1. Морфемный анализ слова Рождество.

  2. – Что вы знаете об этом празднике? (Ответы учащихся).

  3. Выступление ученицы с сообщением.

Когда-то, а точнее, до 1918 года, до перехода с юлианского календаря на григорианский, сначала, 25 декабря, праздновали Рождество Христово, потом, 1 января, Новый год. Следом за ними шел праздник Крещение Господне – 6 января. Время от Рождества до Крещения называли Святками. В наши дни святочных дней стало не меньше – на них приходятся дни с 7 января (современная дата празднования Рождества) по 19 января (Крещение). Причем период от Рождества до Нового года называли «святые вечера» - из-за близости к Рождеству Христова, а с новогодней ночи до Крещения – «Страшные вечера». Последние получили такое интригующее название потому, что считалось: в это время идет разгул нечистой силы. Впрочем, в народе весь период Святок считали временем «без креста». Потому-то тогда и веселиться можно было во всю русскую удаль – с лихими плясками, задорными песнями, драками и другими бесчинствами, и ворожить, и гадать, и обряды соблюдать языческие, несмотря ни на какие запреты церкви.

(См. Ющенко В.А., Новиков С.Ю. Веселый Новый год и Рождество. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.).


  1. Показ слайдов с репродукциями картин художников по теме.

  2. – А вот как говорится об этом времени у Пушкина в «Евгении Онегине».

Обращаемся к центральной части доски. Работа с деформированными строками А.С.Пушкина.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

- Какая ошибка допущена в данном тексте? (Пропуск знаков препинания). Докажите их необходимость. Охарактеризуйте предложение.

10. Работа с текстом.

Рождество Христово.

  1. Православный календарь многие века определяет уклад жизни в России.

(2) Православные праздники – это дни нашего возвышения над земным, суетным, дни нашего обращения Богу – дни исправления! (3) Научая нас правильно смотреть на жизнь, православные праздники умеряют, очищают нас и через то возвышают и облагораживают наши радости и наслаждения.

(4) Один из самых торжественных праздников – Рождество Христово.

(5) В день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особой важности наступающего торжества.

(6) В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении более двух тысячелетий назад волхвам, языческим мудрецам, звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа.

(7) К празднику Рождества устанавливают елки, которые в недалеком прошлом нашей страны для многих символизировали только наступление Нового года. (8)Украшение ветвей елок светильниками и сластями показывает, что наша природа – бесплодная и безжизненная ветвь. (9) И только во Иисусе Христе – Источнике жизни, света и радости – она может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. (10) Украшения на елке напоминают о дарах, которые волхвы принесли младенцу Иисусу.

(11) Начало этого праздника относится к временам апостолов. (12) В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца (decembri)».

(13) Неотъемлемой частью празднования Рождества Христова является посещение храма. (14) В сочельник там совершалось Великое навечерие, которое, соединяясь с рождественской утреней, составляло всенощное бдение.

(15) Утром, прихватив печенье в форме уточек, лошадей, коров, овец, другие продукты и деньги, сельчане от мала до велика ходили по домам и славили Христа.

(16) В течение дня проходило колядование. (17) На Рождество хозяева щедро одаривали колядующих. (18) Празднование не обходилось и без озорных ряженых. (19) Они принимали самое активное участие в посиделках и гуляньях, когда нарядные жители деревень и городов ходили по улицам с пением песен, с веселыми разговорами, с приветствиями, плясками и, конечно, с драками, во время которых добры молодцы могли показать свою удаль и померяться силой друг с другом.

(20) На Рождество дарят подарки. (21) Подарки дарят в Рождественский сочельник или утром первого дня Рождества. (22) Раньше существовал обычай дарить подарки с появлением первой звезды, что напоминало о звезде, которая зажглась в Вифлееме над яслями младенца Иисуса, согласно Евангелию от Луки.

Вопросы для работы с текстом.

  1. Определите тему и основную мысль текста.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Укажите средства связи предложений: 8-9, 13-14, 18-19, 20-21.

  4. Укажите номера предложений с вводными словами.

  5. Найдите предложения с обособленными определениями, объясните постановку знаков препинания в них. Какие причастия использованы в этих предложениях?

  6. Какой вид подчинительной связи использован в предложении 7? В каких еще предложениях используется этот вид связи?

Задание: замените СПП с придаточными определительными на синонимичные конструкции, где это возможно.

  1. Объясните постановку знаков препинания в 9-ом предложении.

  2. Есть ли в тексте предложение (предложения) с обращением (-ями)?

  3. Сделайте орфографический разбор 13 предложения.

  4. Отметьте языковые особенности текста.




  1. Слово учителя.

- Продолжим разговор о Рождестве. А какой же праздник без песен? Сейчас (выступление ученицы с индивидуальным заданием) Яна расскажет нам о том, с какими песнями было принято встречать Рождество.


  1. Выступление ученицы, сопровождающееся показом слайдов.

« На Рождество было принято колядовать. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением песен-колядок, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства и т.д. Колядовала в основном молодежь и детишки. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду, появившуюся на небосводе в момент рождения Иисуса Христа. Подходя к каждому дому, пели под окнами.

Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Блин да лепешку

В заднее окошко.

Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

Хозяева в ответ одаривали колядующих пирогами, колбасами, сочнями. Если хозяева скупились, то им пелись озорные колядки с шуточными угрозами, например:

Не дашь пирога –

Мы корову за рога.

Не дашь кишку –

Мы свинью за виску.

Не дашь блинка –

Мы хозяина в пинка.

( Просмотр фрагмента сцены колядования из художественного фильма «Ночь перед Рождеством» по Н.В.Гоголю.)

- Какие осложненные предложения встречаются в первой колядке? Объясните постановку знаков препинания.


  1. – А помните, как описывает Н.В.Гоголь рождественскую ночь в одной из повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки»? (Показ слайда).

« Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою…»

-Как достигается необыкновенная поэтичность и красота описания пейзажа?

Ответ: Это достигается олицетворением, т.е. одушевлением пейзажа: «Глянули звезды»,

«Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям…», «месяц… заглядывал» в окна хат. Используются эпитеты: «ясная ночь», аллитерация: «Морозило сильнее, чем сутра; но зато так было тихо. Что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты».


  1. Подведение итогов урока.

- Как вы думаете, нужно ли вам, нынешнему поколению, изучать народные обычаи и традиции?

- Обратимся снова к эпиграфу урока. На самом ли деле так, что народное всегда

красиво? Докажите? Почему?

Учитель: На самом деле народное всегда красиво: песня ли, напевная и мелодичная, отражающая и горести, и радости народа, его извечную мечту о добре; игрушка ли, с резными узорами, изготовленная с любовью и душой, радующая глаз своей оригинальностью и простотой. Мы должны любить и чтить традиции и обычаи нашего народа, потому что не можем оставаться Иванами, не помнящими родства своего. Потому что, как говорил Д.С.Лихачев «… прошлое помогает связать в одно отжившие, ныне живущие и будущие поколения».

- Ваши ассоциации, связанные со словом Рождество. Напишите синквейн.

(Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Правила написания синквейна:

1 строчка – тема (1 слово). Рождество.

2 строчка – 2 слова – прилагательные, характеризующие главное. Веселое, очищающее, облагораживающее.

3 строчка – описание действия – 3 глагола. Дарит, угощает, колядует.

4 строчка – целая фраза – предложение из 4-х слов, можно цитаты, крылатые фразы. Источник жизни, радости и света.

5 строчка – одно слово, которое является синонимом первого. Жизнь.)


  1. Домашнее задание по выбору.

  1. Выписать по одному предложению, осложненному обособленными членами, однородными членами, произвести их пунктуационный разбор и составить схемы.

  2. Ответить письменно на вопрос: «Как вы относитесь к народным праздникам?»

  3. Написать сочинение-миниатюру о своем любимом народном празднике, используя осложненные предложения.



  1. Заканчивается урок чтением стихотворения А.Хомякова «В эту ночь».

В эту ночь Земля была в волненьи:

Блеск большой диковинной звезды

Ослепил вдруг горы и селенья,

Города, пустыни и сады.


А в пустыне наблюдали львицы,

Как, дарами дивны и полны,

Двигались бесшумно колесницы,

Важно шли верблюды и слоны.


И в челе большого каравана,

Устремивши взоры в небосклон,

Три царя в затейливых тюрбанах

Ехали к кому-то на поклон.


А в пещере, где всю ночь не гасли

Факелы, мигая и чадя, -

Там ягнята увидали в яслях

Спящее прекрасное Дитя.


В эту ночь вся тварь была в волненьи,

Пели птицы в полуночной мгле,

Возвещая всем благоволенье,

Наступление мира на Земле.




Похожие:

Название работы iconНазвание работы: Программа квн «Жить без улыбки просто ошибка»
Домашнее задание ( название команды, девиз, приветствие, форма, эмблема — до 3 мин.) — до 5 баллов
Название работы iconПравила добавления новостей!!! Выбираем категорию, к которой относиться новость
Набираем название новости (название должно быть понятно – если это фильм, то его название; если музыка, то название исполнителя и...
Название работы iconДоклад и т п
На титульном листе указываются следующие данные: название работы, фамилия, имя, отчество автора, должность, название учреждения,...
Название работы iconНазвание дела
Организация совета школы. Итоги работы 2 четверти, планирование работы на 3 четверть
Название работы iconКонкурсов работы
Название организационной формы (форм) конкурсной работы – проект, праздник конкурс, игра и т д
Название работы iconКонкурсов работы
Название организационной формы (форм) конкурсной работы – проект, праздник конкурс, игра и т д
Название работы iconКонкурсов работы
Название организационной формы (форм) конкурсной работы – проект, праздник конкурс, игра и т д
Название работы iconНазвание работы
Контроль и диагностика учебных достижений учащихся с помощью технологических карт. Из опыта работы
Название работы iconНазвание конкурса
Учителя со стажем педагогической работы не менее 3 лет, основным местом работы которых является оу
Название работы iconНазвание группы
Название подразделения группы) был выбран (название товара или услуги), поскольку… (полное изложение причин, по которым группа выбрала...
Название работы icon1. Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы
Информатики, занимающийся проблемами «рисования» на эвм, получил название «компьютерная графика»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы