Технология развития критического мышления icon

Технология развития критического мышления



НазваниеТехнология развития критического мышления
Рязанова Т.М
Дата конвертации30.09.2012
Размер171.04 Kb.
ТипДокументы
источник

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования Иркутской области

МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2»


Методическая брошюра


Технология развития критического мышления

(из опыта работы)


Автор-составитель

Рязанова Т.М..


Улькан

2010

Автор-составитель: Рязанова Т.М..


Методическая брошюра «Технология развития критического мышления» (из опыта работы), 2010 год.


В данной методической разработке представлен опыт работы применения технологии развития критического мышления на уроках ОБЖ.

Основными составляющими технологии являются организация системы знаний, методика проведения урока, писк путей формирования критического мышления.

С целью активизации познавательной деятельности обучающихся предлагается описание различных приёмов и методов на разных этапах урока.

Материал может быть использован в практической деятельности учителей, применяющих на уроках технологию развития критического мышления.


Содержание



  1. Технология развития критического мышления в рамках предмета ОБЖ……………………………………………………………………..3




  1. 1 этап – вызов…………………………………………………………..4




  1. 2 этап – осмысление……………………………………………………7




  1. 3 этап – рефлексия…………………………………………………….. 9




  1. Заключение……………………………………………………………..13




  1. Приложение. Урок в 5 классе «Средства бытовой химии»…………14




  1. Список литературы…………………………………………………….16



^ Применение технологии развития критического мышления

на уроках ОБЖ.


Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, уметь выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям. Прежде всего - это самостоятельное мышление. На уроках каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных обучающихся. Никто не может думать критически за кого-то, ученики должны думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) помогает учить школьников решать различные проблемы, с которыми им придётся столкнуться в жизни, что особенно важно в обучении ОБЖ.

ТРКМ служит эффективному формированию навыков и умений безопасной жизнедеятельности, позволяет школьникам не только осваивать алгоритм действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, но и учиться предвидеть, предупреждать и избегать их, т.е. применять формулу безопасности в повседневной жизни. Развитие аналитического и критического мышления позволяет приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами кабинета ОБЖ.

Особенности ТРКМ в рамках предмета ОБЖ можно сформулировать следующим образом:

- применяя «готовые» знания, ученики формулируют свои, которые рождаются в процессе урока;

- получая определённую информацию, ученики учатся управлять ею, находить в ней смысл, применять в жизни.

ТРКМ даёт учителю возможность формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности обучающихся, помочь школьникам в осмыслении, обобщении и систематизации приобретённых знаний.

Применяя ТРКМ на своих уроках, использую различные приёмы и формы, дающие реальную возможность создать в классе атмосферу партнёрства, помочь учащимся стать более самостоятельными, ответственно и творчески относиться к учёбе. Стараюсь на уроке создать условия своим ученикам для изучения нового материала, а затем помочь им творчески переработать и обобщить полученные знания. Урок структурно состоит из трёх этапов: вызов, осмысление, рефлексия. Каждому этапу соответствуют свои приёмы и методы.

Уроки на основе ТРКМ отличаются трёхфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (этапу) приёмов и методов.


^ 1 этап – вызов.


Предлагаю работу индивидуально, в парах и группах. Обучающиеся получают информацию самостоятельно или в старших классах через лекцию, записывают и обсуждают её, используя такие приёмы и методы, как:


А) кластеры – способ графической организации материала, позволяющие наглядно показать мыслительные процессы на ту или иную тему. Посередине тетрадного листа или классной доски рисуется овал, в котором прописывается ключевое слово темы, как спутники у планеты или грозди ягод, затем учащиеся прописывают идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Таким образом, у каждого «спутника» появляется свой «спутник», и получается у каждого индивидуальная структура, которая графически отображает именно его размышления по данной теме. При этом дети продолжают работу, пока не иссякнут идеи, не боясь записывать всё, что они думают, стараясь построить как можно больше связей. Система кластеров позволяет охватить большой объём информации и можно применить её для изучения любой темы.

Например: 6 класс. Тема « Сигналы бедствия и сигнальные средства».

Например: 9 класс. Тема «Рациональное питание». Даётся задание создать кластер «Режим питания».





Например: 11 класс. Тема: «Заболевания, передаваемые половым путём». Даётся задание создать кластер «Факторы, способствующие возникновению заболеваний».


Б) Составление списка информации.

Например: 5 класс. Тема «Средства бытовой химии». Даётся задание составить список известных вам средств бытовой химии, имеющихся в вашем доме, а затем сообща прописываются опасности каждого вещества.


В) Ключевые слова.

Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.

Например: 9 класс. Тема: «Искусственная вентиляция лёгких». Даётся задание в части вызов расположить в определённой последовательности ключевые слова: валик, рот, проводник, инородные тела, выдох, голова, галстук, нос; в части осмысления – прочитав текст учебника, внести изменения или дополнения в свою ранжировку.


Г) Мозговая атака.

Предлагаю работу в паре или в группе. Преимущество этой формы в том, что учащиеся, которым трудно высказать своё мнение перед аудиторией, получают уверенность в своих силах, предлагая свои идеи, работая в паре. Обменявшись мнением с соседом, такой ученик легче выйдет на контакт со всей группой. На этапе осмысления лучшая идея прорабатывается, а на этапе рефлексии может быть получен конечный продукт.

Например: 7 класс. Тема «Наводнения» даётся задание разработать памятку для населения по правилам безопасного действия во время угрозы наводнения.

Например: 5 класс. Тема «Электричество». Даётся задание составить совет другу как уберечься от поражения электрическим током.


Д) Таблица «Плюс – минус – интересно».

Данный приём помогает школьникам нудный и скучный текст прочитать внимательно.

Например: 8 класс. Тема «Аварийно опасные химические вещества». Даётся задание для заполнения таблицы: «Плюсы и минусы АХОВ».



плюс

минус

интересно

Производство необходимых товаров для населения: самолётов, компьютеров, телефонов.

Загрязнение окружающей среды

Почему ядовитый аммиак используется в пищевой и мясомолочной промышленности?

Появление на рынке новых практичных строительных материалов

При возгорании они выделяют ядовитые вещества

Применяются ли АХОВ на мебельных фабриках, где производится школьная мебель?



Е) Ситуационные задачи.

Например: 9 класс. Тема «Личная безопасность». Даётся задание решить ситуационную задачу: Вы сели в автобус и увидели под сидением оставленную кем-то сумку, из которой торчит провод и кусок изоленты. Ваши действия.

Например: 7 класс. Тема «Землетрясения». Даётся задание решить ситуационную задачу и одновременно определить алгоритм действий: Во время внезапного землетрясения вы оказались в завале, вас завалило упавшей перегородкой и мебелью, возможности выбраться из под завала нет. Каковы ваши дальнейшие действия.


1

Постараться укрепить завал (установить подпорки под конструкцию)

2.

Перевернуться на живот.

3.

Убрать острые, твёрдые и колющие предметы.

4.

Подавать сигналы (стучать по металлическим предметам, перекрытиям), чтобы услышали и обнаружили спасатели.



^ 2 этап – осмысление.


Предлагаю обучающимся найти ответы на поставленные вопросы. Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием других приёмов и методов.


А) Взаимоопрос.

Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.


Б) Ролевая игра.

Например: 8 класс. Тема: «Экологическая безопасность». Определяются роли для проведения суда над металлургическим комбинатом, загрязняющим окружающую среду - судья, адвокат, директор комбината, больной, свидетели, эксперт.


В) Рисунок.

Данный приём помогает учащимся лучше усвоить тему урока, особенно тем, у кого есть проблемы с устными ответами, т.е. происходит самовыражение через рисунок.

Например: 5 класс. Тема «Средства пожаротушения». Даётся задание нарисовать средства пожаротушения, которые встретились в тексте. Затем ученики обмениваются рисунками и комментируют работы друг друга.

6 класс: тема: Автономное существование человека в природе. Читается отрывок из романа «Всадник без головы», где описывается, как заблудились люди в прерии. Даётся задание нарисовать предметы, которые явились ориентирами, при помощи которых группа нашла выход. Используя отрывки из художественных произведений, можно знакомить учащихся с ЧС, а через рисунки ярче запомнятся правила поведения в экстремальной ситуации.


Г) Ведение «бортового журнала».

Этот метод можно использовать не только на уроке, но и во время выполнения домашней работы. Предлагаю выполнить таблицу из двух колонок. В левой - обучающиеся на этапе вызова записывают то, что им было известно по изучаемой теме. В правую – записывают всё новое, что узнали. На этапе рефлексии сопоставляются и анализируются записи в двух колонках..

Например: 6 класс. Тема: «Съедобные и ядовитые ягоды и грибы». Даётся задание заполнить таблицу. Левую часть до прочтения текста, правую – после прочтения.



Мне известно по данной теме

Что нового узнал








Например: 7 класс. Тема: «Бури, ураганы».

Этот метод подходит для изучения любой темы из курса ОБЖ.


Д) Древо предсказаний.

Этот приём служит развитию умения обосновывать, аргументировать, и следовательно, правильно действовать. Предлагается схема в виде дерева, где ствол – тема, листья – прогнозы, ветки – аргументы.

Например: 10 класс. Тема: «Инфекционные заболевания».





^ 3 этап – рефлексия.


На этом этапе анализируется полученная информация, идёт предварительное, чаще творческое, подведение итогов. Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят её с уже знакомой им и, используя знания, полученные на этапе осмысления, творчески перерабатывают.

Приёмы и методы данного этапа: заполнение кластеров, дискуссия, написание творческих работ (сочинения, слоганы, синквейны и др.)


А) Игра «Да – нет».

Обучающиеся на вопросы учителя отвечают быстро и односложно.

Например: 10 класс. Темы: «Ядерное оружие».

Вопросы: - Это оружие массового поражения?

- Является ли ударная волна основным поражающим фактором?

- Электромагнитный импульс способен вызвать ожоги?

- Скорость ударной волны 100 м/с?

- Подвальные помещения могут служить преградой от светового излучения?

- Древесина толщиной 30 см. ослабляет интенсивность гамма-лучей в два раза?


Б) Дискуссия.

Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии.

Например: 9 класс. Тема: «Здоровый образ жизни»; 11 класс. Тема: «Брак и семья».

Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах.

В итоге каждая группа должна создать памятку подростку и защитить её.


В) Творческие задания.

Обучающиеся придумывают загадки, кроссворды, слоганы на заданную тему.


Например: 9 класс. Тема «Здоровый образ жизни»

Хочешь очень долго жить –

Надо с ЗОЖ тебе дружить!


Вряд ли будешь ты живой,

Питаясь только колбасой.


Тот, кто курит, тот, кто пьёт –

Здоровье у себя крадёт.


Например: 5 класс. Тема «Безопасность на дороге».

Только во дворе садись на велосипед,

Коль нет тебе ещё 14 лет!


Жизнь свою ты береги –

Автобус сзади обходи!


Ты достоин уважения,

Если знаешь правила движения!

Например: 5 класс. Тема «Пожарная безопасность».

От огня идёт угарный газ –

Невидимый и страшный враг для нас!


Если вилка плавиться в розетке,

Дым пойдёт ужасно едкий!


Мусор и траву не жги –

Дом свой береги!


Например: 5 класс. Тема: «Средства бытовой химии». Даётся задание отгадать загадки:

Горькой бывает, сладкой бывает,

Ойкают дети, её запивая. (Таблетка)


Стоит он в баночке в аптечке,

Коричневый, пахучий.

А на локтях и на коленках,

Он жёлтый, чуть-чуть жгучий. (Йод)


Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (Мыло)


Г) Сочинение синквейнов (пятистиший).

Стихотворное сочинение из пяти строк предлагаю как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в группах. Краткость формы развивает способность излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и лаконичных выражениях.

Например: 8 класс. Тема: «Пожары и взрывы»

Взрыв

Опасный, смертоносный.

Разрывает, поджигает, отравляет.

Без паники покинуть здание.

Пожар.


Например: 9 класс. Тема: «Травмы».

Перелом

Открытый, единичный.

Успокоить, обезболить, уложить.

Обязательно тугую шину наложить.

Врач.


Например: 10 класс. Тема: «Профилактика инфекционных заболеваний».

Иммунитет

Врождённый, приобретённый.

Выявить, изолировать, лечить.

Своевременно поставить нужную прививку.

Инфекция.


Д) Использование притч, афоризмов, пословиц, поговорок.

Это своеобразные «якоря» памяти полезные при запоминании алгоритма поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Например: 5 класс. Тема «Формула безопасности»

Одно из правил гласит – бороться до последнего.

  1. Притча о двух лягушках, попавших в бидон с молоком: одна перестала бороться за выживание и утонула; другая, выбиваясь из последних сил, барахталась, лапками взбивала масло, которое вынесло её на поверхность.

  2. Притча «Всё в твоих руках» о падишахе: «…Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы».



Например: 9 класс. Тема «Здоровый образ жизни». Даётся задание вспомнить или найти пословицы и поговорки:

Бег не красен, да здоров.

Здоровье на деньги не купишь.

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

Чем легче весишь, тем быстрее идёшь.

Без надобности не лечись, здоровее будешь.

В зимний холод всякий молод.


Е) Анализ сказок на современный лад.

На примере детских сказок задаются вопросы-интерпретации, чтобы в вопросах звучала проблема, с которой они могут столкнуться в повседневной жизни.

Например: 5 класс. Тема: «Чрезвычайные ситуации криминального происхождения». Задаётся вопрос:

  1. Как вести себя, когда ты дома один? (на основе сказки «Семеро козлят»).

  2. Как вести себя в разговоре с незнакомыми людьми? ( на основе сказок «Красная шапочка», «Колобок», «Буратино»).



Заключение


Приёмы и методы технологии развития критического мышления позволяют сделать каждый урок непохожим на предыдущие. Приёмы работы в паре или группе позволяют включить в урок всех школьников. Некоторые приёмы применяю для домашнего задания, которое становиться интересным для ребёнка, ему самому хочется его выполнить, и не надо его заставлять делать уроки.

Предмет ОБЖ особенный. Дети на уроке должны чувствовать себя свободно, уметь обсуждать, спорить, доказывать, чтобы в конечном итоге появился ими же выполненный продукт (совет, памятка, обращение, презентация…). Во время урока нужно задействовать и разум, и чувства детей. Важны не только знания алгоритма, но и чувства, с которыми он получает эти знания. Знания могут позабыться со временем, а умение действовать в определённых ситуациях, ненавязчиво сформированные на уроках, остаются надолго. Благоприятная психологическая атмосфера на уроке, сформированность мотивации на обучение, осознание необходимости использования полученных знаний в повседневной жизни – всё это важно, т.к. от этого может зависеть в какой-то момент жизнь человека.

ТРКМ в рамках предмета ОБЖ:

- даёт возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные возможности обучающихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном развитии;

- способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности;

- влияет на цели учителя и результаты образовательного процесса.


Список литературы



  1. Е.С.Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособи е. – М.Академия. 2003.

  2. И.О.Загашев..Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология критического мышления средствами чтения и письма. Педагогический университет «Первое сентября». 2004.

  3. И.О.Загашев.. Учим детей мыслить критически. Альянс-Дельта. 2003.



Урок в 5 классе.


Тема: «Опасные вещества. Средства бытовой химии».


Цель: ознакомить обучающихся с разнообразными опасными веществами и

их неблагоприятным воздействием на организм человека; учить

способам безопасного обращения с опасными веществами.


  1. ^ Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

(Учитель читает стихотворение)

Их недаром называют

Ядовитым веществом.

При контакте возникают

Язвы ткани, и притом,

Попадая внутрь при вдохе,

Могут вызвать отравленье,

Шок, как от электротока,

Полную потерю зрения.

Также при контакте с ними

Осложнения возможны.

С веществами вот такими

Будьте осторожны. (Ю. Форостенко)

- О чем говорится в стихотворении?

- Попробуйте сформулировать тему урока?

- Правильно! Опасные вещества. Записываем тему урока в тетрадь.


3^ . Работа по теме урок. (1 этап – вызова).

- Какие опасные вещества вам известны?

( Обучающиеся перечисляют вещества: газ, алкоголь, ртуть, яды и т.д.)

- Правильно! Но с этими опасными веществами мы познакомимся позже. А сегодня поговорим о средствах бытовой химии, которые имеются у каждого из вас дома, т.к. современные жители не представляют, как можно обходиться без чистящих, моющих, дезинфицирующих средств, пятновыводителей, стиральных порошков и многих других средств.

( На доске написаны слова: белизна, мыло, опасность, уксусная эссенция, освежитель воздуха, дихлофос, врач, лекарства)

- Составьте рассказ из 3-5 предложений, какая может случиться чрезвычайная ситуация со словами, которые видите на доске.

( Работа в парах в течение 5 минут)

Заслушивается несколько историй.

4. ^ Работа по учебнику. (2 этап – осмысления).

- А теперь почитаем учебник и узнаем – возможны такие ситуации, о которых вы мне поведали или нет. Страница 55-57 (15 минут).

- Что же вы узнали о веществах, которые имеются в ваших домах? Сейчас мы вместе создадим схему-кластер.

( Отвечая на вопросы учителя, ученики записывают кластер в тетрадь вслед за учителем, который создаёт схему на доске).

- На какие классы опасности делятся средства бытовой химии? ( Безопасные, малоопасные, ядовитые, огнеопасные).

- Как отличить вещества 2 класса опасности, т.е. малоопасные? ( Надпись на упаковке «Беречь от попадания в глаза».

- Какая надпись имеется на веществах, относящихся к 3 классу опасности? ( «Огнеопасно», «Не распылять вблизи огня»).

- А у 4 класса какая надпись? («Яд», «Ядовито»).

- Какие правила безопасности вы будете соблюдать при пользовании средствами бытовой химии? ( Нельзя нюхать и пробовать на вкус средства бытовой химии, внимательно изучить способ применения, использовать средство только по инструкции, соблюдать правила хранения.).

( Дети называют правила, записываются в схему ключевые слова).



  1. Итог урока. (3 этап – рефлексия).

Игра «Да – нет»: учитель задаёт вопрос, отвечают все сразу односложно.

- Могут ли быть опасными средства бытовой химии? ( Да).

- Дихлофос относится к малоопасным веществам? ( Нет).

- Нужна ли инструкция по применению средств бытовой химии? ( Да).

- Правила безопасности по применению средств бытовой химии запомнили? ( Да).


Домашнее задание: по желанию составить слоганы по данной теме, например: Чтоб не нашла тебя беда,

Соблюдай инструкцию всегда!




Похожие:

Технология развития критического мышления iconТехнология развития критического мышления Зам директора по нмр
Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления
Технология развития критического мышления iconТехнология развития критического мышления
Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного...
Технология развития критического мышления iconТехнология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Что означает критическое мышление?
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики
Технология развития критического мышления iconВсякое благо тому, кто научился учиться. Менандр. Приглашаем зд по увр 5 декабря 2007г принять участие в работе семинара: «Технология развития критического мышления учащихся»
Приглашаем зд по увр 5 декабря 2007г принять участие в работе семинара: «Технология развития критического мышления учащихся»
Технология развития критического мышления iconТема самообразования «Технология развития критического мышления на уроках математики в 1 классе» учителя начальных классов Стасенко Г. Н

Технология развития критического мышления iconПриёмы технологии развития критического мышления в начальной школе
Сот) Технологии развития критического мышления (тркм), которая предусматривает аналогичные цели, задачи и результаты обучения в начальной...
Технология развития критического мышления iconПедагогическая технология Технология критического мышления

Технология развития критического мышления iconКласс 5 Тема: Основы проектирования. Проект «Игольница». Цель
План – конспект урока технологии (использована педагогическая технология «Теория развития критического мышления»)
Технология развития критического мышления iconТехнология развития критического мышления п. Ф. Каптерев ( 1849-1922 )
«создавать у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания»
Технология развития критического мышления iconТехнология развития критического мышления
Вариантов много. Тут и осознанное стремление отойти от привычных схем, и желание к самообразованию, и любопытство перед неизведанным....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы