Проект Система психологического сопровождения профильного обучения icon

Проект Система психологического сопровождения профильного обучения



НазваниеПроект Система психологического сопровождения профильного обучения
Дата конвертации30.09.2012
Размер116.35 Kb.
ТипДокументы
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №22


Проект


Система психологического сопровождения

профильного обучения


Педагог-психолог Тыщенко Н.Н.


2008

В современном мире всё чаще встаёт проблема жизненного определения подрастающего поколения. Эта проблема возникает либо из-за низкой информированности подростков, юношей и девушек, либо по причине материальной необеспеченности.

Современное подрастающее поколение беспокоит масса разнообразных вопросов. Куда пойти после уроков: в библиотеку или на дискотеку? Где продолжить обучение после окончания школы? И многие другие. Все они требуют решения. Следовательно, человек постоянно должен делать выбор. Но далеко не каждый может самостоятельно разобраться в своих желаниях, оценить свои возможности, увидеть перспективы и из многообразия вариантов выбрать тот, который станет залогом успеха в будущем. От чего зависит успех? Как помочь ученику сделать правильный выбор на очень важном и сложном этапе его жизни – выбор профиля обучения и будущей профессии?

Введение предпрофильной подготовки в основной школе и профильного обучения в старшей – значимое событие в системе современного образования. Очевидно, что одной из важнейших целей предпрофильной и профильной школы является стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности подростков и старшеклассников.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной ступени средней школы, является введение предпрофильной подготовки, прежде всего через организацию курсов по выбору. Однако, единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика и его родителей перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности». На это и направлены профильная ориентация и информационная работа как составляющие предпрофильной подготовки.

Таким образом, профильное обучение ставит старшеклассника в ситуацию выбора не профессии, а образовательного маршрута. С одной стороны, возможность такого выбора, безусловно, стимулирует положительную мотивацию учения, с другой – требует от школьников принятия ответственных, прежде всего перед самим собой, решений.

Любому человеку нелегко делать выбор. Выбор – это поступок, выбор – это ответственность. Данный проект поможет подростку, старшекласснику научиться делать свой выбор.


Гипотеза:

Реализация проекта по системе психологического сопровождения предпрофильного и профильного обучения через чётко продуманную и спланированную диагностическую и практическую работу с участниками образовательного процесса поможет учащемуся в его личном и профессиональном самоопределении;


Цель: оказание психолого-педагогической поддержки школьникам в их

профессиональном самоопределении, в осознанном выборе профиля

обучения и пути дальнейшего профессионального образования.


Задачи:

Предпрофильная подготовка

1 Развивать у школьников отношение к себе как к субъекту будущего

профессионального образования и профессионального труда;

2 Расширять и углублять знания учащихся о самих себе, своих возможностях и

способностях;

3 Обеспечить овладение способами и приёмами принятия адекватных решений о

выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

4 Формировать умение рефлексировать своё продвижение в образовательном

процессе, составлять портфолио.


Профильное обучение

1 Организовать опыт анализа мотивов выбора профессии;

2 Развивать профессиональную зрелость: информированность о мире профессий;

3 Формировать у учащихся умение соотносить информацию со своими

особенностями, склонностями;

4 Формировать умение принимать решения, планировать свою профессиональную

деятельность, решать проблемы, связанные с проектированием своей личной

профессиональной карьеры;

5 Формировать умение рефлексировать своё продвижение в обучении, освоении

профильных предметов и элективных курсов.

Основные методы: диагностика, опрос, наблюдение, обучающий метод (лекции,

дискуссии, семинары, круглые столы, тренинговые занятия),

профориентационные игры, метод обратной связи.

Формы работы: индивидуальная, групповая.


В представленной системе психологического сопровождения предпрофильного и профильного обучения выделяются 3 блока:


1 Диагностический блок

2 Блок мониторинга

3 Блок практической профориентационной работы


Направления деятельности:

  • Работа с обучающимися

  • Работа с педагогическим коллективом

  • Работа с родителями

  • Работа с администрацией школы



Диагностический блок

Предпрофильное обучение

Направ-

ление


^ Цель диагностики


Рекомендуемые

методики


Исполни-тель


Формы

Обучающиеся

Диагностика образовательных запросов учащихся, мотивов, интересов и склонностей

1Анкета «Первоначальный выбор»

2 Методика «Карта интересов»

(Учимся выбирать профиль)

3 Методика Голланда

(Учимся выбирать профиль)

4 Тест «Мотивы выбора

профессии»

5 Методика мотивации учения

Кл.рук

Психолог


Психолог

Кл.час

Профориен-тационное занятие или элективный курс


Диагностика и самодиагностика предрасположенности к определенным направлениям образовательной деятельности

1 Анкета «Знакомство»

(Учимся выбирать профиль)

2 Опросник «Что мы знаем друг о

друге»

(Учимся выбирать профиль)

3 Экспресс-диагностика

«Интеллектуальная лабильность»

4 «Типы интеллекта» Гарднера

(Учимся выбирать профиль)

5 ШТУР

6 Методика Тейлора «Креативность»

7 Тип темперамента

8 Характерологический опросник (Личко)

Кл.рук., психолог

Кл.рук.


Психолог


Психолог


Психолог

Психолог


Психолог

Психолог

Кл. час

Кл. час


Профориен-тационное занятие или элективный курс



Диагностика готовности к выбору профиля и будущей профессии

1 Алгоритм «Мой выбор»

(Учимся выбирать профиль)


2 Методика «Мои учебные

результаты»

(Учимся выбирать профиль)

3 Самоанализ включённости

интереса и эмоционального

благополучия на уроках»

(Учимся выбирать профиль)

Психолог


Кл.рук.


Кл.рук.

Профориен-тационное занятие или элективный курс

Кл.час


Кл.час


Ро-дители

Диагностика образовательных запросов учащихся

Анкета «Советы родителей»

(Учимся выбирать профиль)

Психолог, кл. рук.

Родительское собрание



Профильное обучение

Направ-

ление


^ Цель диагностики


Рекомендуемые

методики


Исполни-тель


Формы

Обучающиеся

Диагностика соответствия предпочитаемой профессии избранному профилю

1Анкета «Ориентация»

(Учимся определять профиль

обучения)

2 Методика «Мои жизненные

ценности»

(Учимся выбирать профиль)

3 Методика «Мои ценности труда

(Учимся выбирать профиль)

Психолог


Психолог, кл.рук.


Психолог, кл.рук.

Профориен-тационное занятие или элективный курс, кл.час


Диагностика соответствия мотивов, интересов склонностям

Методика «Акцент 2 – 90»

Психолог

Профориен-тационное занятие или элективный курс

Диагностика уровня профессиональной зрелости и готовности к выбору профессии

Анализ «Профориентационные карты»

Психолог



Профориен-тационное занятие или элективный курс

Диагностика профессиональной направленности

Методика Кабардовой

Психолог

Профориен-тационное занятие или элективный курс

Диагностика мотивации учения, мотивации достижения успеха

Пособие «Мотивация успеха» Харченко В.Д.

Психолог

Профориен-тационное занятие или элективный курс

Ро-дители

Содействие по сбору информации и знакомству со средними и высшими учебными заведениями

Информационная карта

Кл.рук.

Кл. час



Блок практической профориентационной работы

Предпрофильное обучение

Направ-

ление


Форма


Исполнитель


Место проведения

Обучающиеся

Урок

Учителя-предметники

Школа

Классный час

Кл. рук.

Школа

Групповое консультирование «День открытых дверей»,

Презентация профессий «Фестиваль профессий»

Специалисты учреждений, организаций

Школа

Экскурсии на предприятия

Родит. комитет, кл. рук.

Предприятия, организации

Социальная практика (пробы)

Рук-ль социальной практики, социальный педагог

Предприятия, организации, детские сады, ГАИ, ЦРБ

Тренинги профориентационной направленности

Психолог, социальный педагог

Школа

Индивидуальное консультирование

Психолог

Школа

Элективные курсы

Психолог, учителя-предметники

Школа

Сотрудничество с учреждениями образования (ВУЗы, техникумы)

Администрация

Школа

Работа с учебными заведениями

Администрация, социальный педагог

Школа

Создание портфолио

Кл. рук, родители

Школа

Родители

Родительские собрания

Психолог, кл. рук., социальный педагог, учителя-предметники

Школа

Родительские лектории (Профессии, которые выбирают наши дети). Выступления родителей.

Администрация, психолог, социальный педагог, учителя-предметники

Школа



Профильное обучение

Направ-

ление


Форма


Исполни-тель


Место проведения

Обучающиеся

Уроки

Учителя-предметники, психолог

Школа

Групповое консультирование «День открытых дверей»

Специалисты учреждений

Школа

Социальная практика (пробы)

Рук-ль социальной практики, социальный педагог

Предприятия, организации, детские сады, ГАИ, ЦРБ

Тренинги профориентационной направленности

Психолог, социальный педагог

Школа

Индивидуальное консультирование

Психолог

Школа

Элективные курсы

Психолог, учителя-предметники

Школа

Сотрудничество с учреждениями образования (ВУЗы, техникумы)

Администрация

Школа

Работа с учебными заведениями

Администрация, социальный педагог

Школа

Создание портфолио

Кл. рук, родители

Школа

Родители

Родительские собрания

Психолог, кл. рук., социальный педагог, учителя-предметники

Школа

Родительские лектории. Выступления родителей по темам «профессии нашей семьи», «Профессиональные династии. За и против.»

Администрация, психолог, родители, социальный педагог, учителя-предметники

Школа



Прогнозируемые результаты:

Предполагаю, что после реализации проекта 90 % учащихся смогут сделать самостоятельный и ответственный выбор профиля обучения и будущей профессии.




Похожие:

Проект Система психологического сопровождения профильного обучения iconПсихолого-педагогическое сопровождение профильного обучения (краткая аналитическая справка)
Холого-педагогических условий для развития социально-психологической адаптации учащихся являются основными целями программы психологического...
Проект Система психологического сопровождения профильного обучения iconIv контроль. Система контроля профильного обучения
Его значение велико для дальнейшего качественного протекания запланированных процессов. При организации предпрофильного, профильного...
Проект Система психологического сопровождения профильного обучения iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Серпухов Организация профильного обучения
Какой потенциал заложен в нас от природы, как его в себе разглядеть и реализовать? Именно с этими сложными вопросами, с которыми...
Проект Система психологического сопровождения профильного обучения iconПроект инструктивно-методического письма Министерства образования и науки РФ «О реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»
Минобразования России от 13. 11. 2003г. №14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего...
Проект Система психологического сопровождения профильного обучения iconПоложение об элективных курсах предпрофильной подготовки и профильного обучения
Законом РФ «Об образовании», Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, методическими рекомендациями...
Проект Система психологического сопровождения профильного обучения iconПроект профильного обучения по теме : Организация профильного обучения в условиях средней школы на основе индивидуальных учебных планов
Организация профильного обучения в условиях средней школы на основе индивидуальных учебных планов
Проект Система психологического сопровождения профильного обучения iconОрганизация профильного обучения в 2011-2012 уч г. 11 классы
Взаимодействие оу в организации профильного обучения с учреждениями профессионального образования (указать)
Проект Система психологического сопровождения профильного обучения iconПлан реализации профильного обучения в 2012-2013 учебном году
Обновление и корректировка банка нормативно -правовой документации по организации профильного обучения
Проект Система психологического сопровождения профильного обучения iconОрганизация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб
...
Проект Система психологического сопровождения профильного обучения iconПротокол №9 Додонов В. А. от 30. 12. 2011г. Положение об элективных курсах предпрофильной подготовки и профильного обучения в мбоу «Урдомская средняя общеобразовательная школа»
РФ, реализующих программы общего образования»), Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы