«У самовара не скучаем…» Программное содержание icon

«У самовара не скучаем…» Программное содержание



Название«У самовара не скучаем…» Программное содержание
Дата конвертации30.09.2012
Размер102.53 Kb.
ТипДокументы
источник

«У самовара не скучаем…»


Программное содержание: Дать детям знания об истории появления и использования самовара, родины чая, как растёт, чайной церемонии, свойствах целебных трав. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений. Продолжать развивать чувство ритма в игре на шумовых самодельных инструментах. Развивать стремление детей выразить свою радость. Закрепить знание этикета во время чаепития за столом и нормы поведения. Прививать любовь к русским обычаям, народному фольклору. Воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству. Доставить детям радость.


Музыкальный зал оформлен как русская горница: печь, кухонная утварь, столы, накрытые красивыми скатертями, лавки. На столах чашки с блюдцами, самовары, вазы с выпечкой, конфетами, вареньем.

Звучит русская народная мелодия в записи. Дети свободно заходят в зал. Входят ведущие – две Хозяйки – воспитатели в народных костюмах. У одной Хозяйки в руках каравай на вышитом рушнике, у другой – самовар.


1-я Хозяйка. Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим!

2-я Хозяйка. В гости всех мы к нам зовём,

И чайку мы всем нальём.

Сверху пар и снизу пар,

Вот он русский самовар!


^ Ставят каравай и самовар на стол.


1-я Хозяйка. В старые времена был на Руси такой обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделках. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей поглядеть, да себя показать. А какие же посиделки без чайку самоварного, горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией. Без него не обходились ни одни посиделки!


2-я Хозяйка. Вот и мы собрались сегодня в нашей хате на весёлые «чайные» посиделки!

Милости просим на чашечку чая!

Рады всех мы пригласить,

Чаем вволю напоить!


1-й ребёнок. Тары – бары - растабары,

Выпьем чай из самовара

С сухарями, с сушками,

Со сладкими ватрушками,

С бубликами вкусными,

С пирогами русскими!


2-й ребёнок. Чай с вареньем и с лимоном,

С кренделями и с поклоном.

Завари, и крепкий чай

Добрым молодцам подай!


3-й ребёнок. И внакладку, и вприкуску,

Пейте чай, друзья, по-русски!

Напился чаю от души,

Веселись тогда, пляши!


4-й ребёнок. Мы весёлые ребята,

Мы нигде не пропадём,

Если надо, то станцуем,

Если надо, то споём!

5-й ребёнок. Мы за чаем не скучаем,

Мы частушки сочиняем.

Частушки не случайные,

Частушки тоже «чайные»!


6-й ребёнок. Сейчас частушки пропоём,

Потом ещё чайку попьём!


^ Дети исполняют «чайные» частушки.


На столе у нас пирог,

Сладкие ватрушки,

Пропоём мы под чаёк,

«Чайные» частушки!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!

Мы на чайных посиделках

Очень рады побывать.

Только вы не забывайте

Чай нам чаще подливать!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!


Не надо чая много пить,

Милые подружки,

А то от чая в животе

Заквакают лягушки!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!

Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!

Самовар блестит, кипя,

И чаёк в нём пенится.

Поглядите на себя –

Ну и отраженьице!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чае есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!

Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай!

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!

Много чая я пила –

Самоварничала,

Всю посуду перебила –

Накухарничала!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!


1-я Хозяйка. Хорошо частушки пели,

Милые ребятки.

Отгадать теперь прошу вас

Все мои загадки.


Был листок зелёным,

Чёрным стал, томлёным.

Был листочек зубчатым –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине –

Стал он в магазине. (Чай)


Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал. (Сахар)


Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)


Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)


Как начнёт говорить – разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать. (Чайник)


2-я Хозяйка. Ай, да молодцы, ребятки,

Разгадали все загадки!

А теперь пора сплясать,

Свою удаль показать!


7-й ребёнок. Мы танцев русских много знаем,

Их мы любим танцевать,

Но на «чайных» посиделках

«Калинку» мы хотели бы сплясать!


8-й ребёнок. Эй, друзья, идите в круг,

Смело, без опаски.

Нам сегодня лучший друг –

Тот, кто любит пляски!


^ Дети исполняют « Калинку»


1-я Хозяйка. А знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар? Хотите, расскажу? Изобрели и изготовили первый самовар в Туле, более 300 лет назад. Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала. Для растопки годились любые щепочки, палочки, шишки.


2-я Хозяйка. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Делали на самоваре и надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит», «Где есть самовар, там и под елью рай». По красоте и украшениям самовара можно было судить о достатке в семье. Чем больше доход у семьи, тем богаче был украшен самовар.


1-я Хозяйка. У многих людей есть самовары и сегодня. Правда, пользуются сейчас в основном электрическими самоварами. Ребята, у кого из вас дома есть самовар? Вам нравится пить из него чай?


2-я Хозяйка. Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, чаепитие, а особый ритуал, который объединяет людей за неспешным разговором.


Мы за чаем не скучаем –

Разговор ведём за чаем,

Самовар на стол несём,

Говорим о том, о сём…


1-я Хозяйка. Обычно к чаю подавались сушки, сухарики, бублики, варенье ароматное, удивительно приятное, мёд, сахар. Чай наши предки любили пить не из стаканов и чашек, как мы с вами, а наливали его в блюдце, которое держали за донце.


( Хозяйка наливает чай в блюдце и показывает, как его держали, как пили чай из блюдца).


2-я Хозяйка. А кто из вас, ребята, знает, как надо правильно заваривать чай?


( Дети с мамами рассказывают)


- Сначала надо сполоснуть чайничек кипятком.

- Потом положить несколько ложечек сухой заварки.

- Залить заварку крутым кипятком и накрыть чайничек специальной куклой-барышней.


( Хозяйка показывает куклу с ватным подолом).

- А если нет такой куклы, можно накрыть просто полотенцем.

- Чай должен постоять некоторое время, чтобы хорошо настояться.


2-я Хозяйка. Всё-то вы знаете! А вот какой бывает чай?


( Дети рассказывают по очереди и показывают разный чай в блюдцах).


- Чай бывает чёрным и зелёным.

- Он бывает гранулированным и листовым.

- Листочки в чае могут быть средними и крупными.

- А ещё есть чай в пакетиках.

- Из полезных растений тоже заваривают чай.


1-я Хозяйка. Правильно! С давних времён на Руси любили и умели вкусно заваривать травяной чай. Для этого использовали особенно душистые, целебные травы.

Чай из трав – бальзам от всех болезней,

И напитка нет, друзья, полезней.

Кто здоровым хочет быть,

Должен чай из травок пить!

Кто из вас, ребята, знает, из каких растений можно приготовить полезный, бодрящий, целительный напиток?


(Дети по очереди отвечают).


- Из цветков липы заваривают чай от простуды и кашля.

- Из мяты – успокаивающий чай и чай, помогающий при головной боли.

- Ароматный чай получается из донника, душицы, мелиссы.

- Чай из листьев и побегов малины – прекрасное средство от простуды, снижает температуру у больного.

- Чай из плодов шиповника и боярышника полезен при болезнях сердца.

- Из шалфея и малины получается чай от ангины.


1-я Хозяйка. Милый друг, не позабудь:

Коль беда случится,

Вполне можно вкусным чаем

С травами лечится!

Сейчас я налью вам по чашечке чая, а вы попробуйте определить, какие травы придают особенный аромат и вкус этому чаю.


( Для приготовления чая используются мята, душица, мелисса, смородина).


2-я Хозяйка. Да, чай из трав, несомненно, очень полезный и вкусный напиток. Но многие предпочитают настоящий чай, выращенный и собранный на чайных плантациях. Сегодня чай выращивают в Китае, Индии, на Кавказе, Цейлоне, в Краснодарском крае. А вообще родиной чая считается Индия и Китай. В России чай впервые появился в 1638 году, когда русский посол Василий Старков привёз его в подарок русскому царю. Чай всем понравился. С той поры он получил широкое распространение. Вот и мы с вами любим чайком побаловаться!


1-я Хозяйка. А теперь отгадайте загадку.

В этом доме печь стоит, да не каждый день дымит.

Есть и веник, вот беда –

Не метёт он никогда.

Уважают в доме жар,

А хозяин в доме – пар. ( Баня)


2-я Хозяйка. В народе говорится: напарился, намылся – так иди скорей чайку попей. И это очень даже правильно с медицинской точки зрения. В бане происходит обильное потоотделение, и вода из организма быстро испаряется. Немедленное возмещение потери воды очень важно для внутренних органов, прежде всего для почек. Поэтому после бани обязательно надо выпить чай, лучше всего с шиповником или лимоном.


1-я Хозяйка. Сейчас мы с вами отправимся в баню и будем париться вениками. Для игры мне нужны два человека. Паримся и стараемся, чтобы веник весь облетел.

Побеждает только тот, кто весь веник обобьёт!


( Проводится игра)


1-я Хозяйка. Чай – это вечнозелёное растение. Он растёт на кустах и небольших деревьях. Собирают чай вручную.


2-я Хозяйка. В старину, когда не все ещё знали, что такое чай, случались и курьёзные, смешные случаи. Вот послушайте одну историю, которая передавалась в нашей семье из поколения в поколение.


( Родители инсценируют стихотворение)


Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял я всё, на скору руку

Чай я высыпал в горшок,

А вдобавок перцу, луку

И петрушки корешок.

На таган его поставил,

Раза два прокипятил.

И ещё для украшенья

Сверху маслицем полил.

- Чай готов! Извольте кушать! –

Снял я с барина пальто. –

- Молодец, умеешь слушать, -

Похвалил меня за то. –

Если будешь меня слушать,

Дам на праздник рублей пять.

Пять рублей – большие деньги,

На них можно погулять…

Слышу, барин расходился,

Меня в горницу позвал,

В волосы мои вцепился

И таскал меня, таскал…

Долго думал я, старался,

Чем ему не угодил.

Наконец я догадался:

^ Я ЖЕ ЧАЙ НЕ ПОСОЛИЛ!

( Т. И, Майер)


9-й ребёнок. Хорошо чайку попить,

О пользе чая говорить.

А теперь пора сплясать,

Свою удаль показать!


10-й ребёнок. Эх, топни, нога,

Топни, правенькая,

Я сейчас плясать пойду,

Хоть и маленькая!


^ Дети исполняют пляску « Зеркало».


1-я Хозяйка. Да, ребята, чай, без сомненья, вкусный и полезный напиток. В нём есть много витаминов и других полезных веществ. Но не надо забывать: пить следует только свежезаваренный чай. Не зря восточная мудрость гласит: « Свежезаваренный чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее». Старую вчерашнюю заварку лучше использовать для полива домашних цветов. Цветам он не повредит. Но мы с вами не цветы, мы будем пить только свежеприготовленный чай.


2-я Хозяйка. Русский народ про чай сложил поговорки. Вы их знаете?


11-й ребёнок. Чай пить – не дрова рубить.

И вспотеешь, не устанешь.


1-я Хозяйка. Что-то гости заскучали,

Праздник надо продолжать.

Чтоб народ поразвлекать,

Не пора ли поиграть?


12-й ребёнок. Эй, народ, не зевай,

Вместе с нами поиграй!

Кто в весёлый наш оркестр?

Поспеши, не хватит мест!

^ Группа детей и родителей исполняют на шумовых инструментах русские народные мелодии.


1-я Хозяйка. А теперь, детвора,

Нас ждёт весёлая игра!


^ Проводится игра «Кто быстрее накроет стол для чая»

В игре участвуют двое детей. Они переносят на стол по одному предмету, необходимого для чаепития. Приготовьте парные предметы: чашки, блюдца, ложечки, сахар, тарелочки с бутафорской выпечкой, конфетами, печеньем, салфетки. Для веселья можно подложить предметы, не имеющие никакого отношения к чаепитию: луковицы, вилки, соль и т.п.


2-я Хозяйка. А теперь, друзья, внимание!

Командное соревнование:

Кто тут сильный? Кто тут ловкий?

Покажи свою сноровку!

Победителям – сюрприз,

Ждёт вас всех отличный приз!


Для игры необходимо приготовить два поварских колпака, два передника. На столе 0 две кастрюльки, ложки, детские ведёрки с водой. Дети делятся на две команды. По сигналу надо надеть колпак, завязать передник, добежать до стола, зачерпнуть ложкой воды в ведёрке и вылить в кастрюльку. Затем вернуться в команду, быстро раздеться, передать колпак и передник следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит кастрюльку водой.


1-я Хозяйка. Молодцы! Всё быстро и аккуратно сделали. Настоящие поварята! Что ж, воды наносили, можно и за чаёк приниматься. А какой же чай без вкусных русских блинов? Давайте споём песню « Блины»


Исполняется песня « Блины».


2-я Хозяйка. Хорошо спели. Но, как говорится, соловья баснями не кормят.

Не хотите ль подкрепиться,

Чаю сладкого напиться.

Тары-бары-растабары,

Приглашаем к самовару!

В нашей русской печи

Давно поспели калачи.


1-я Хозяйка. Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну,

Не забывайте русские обычаи,

Ценить умейте нашу старину!




Похожие:

«У самовара не скучаем…» Программное содержание iconИтоговое занятие для детей подготовительной группы на тему: «Город, в котором мы живём» Программное содержание
Программное содержание: систематизировать знания детей о родном горо- де, развивать мышление, фантазию, воспитывать чувства коллективизма...
«У самовара не скучаем…» Программное содержание iconПрограммное содержание
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы
«У самовара не скучаем…» Программное содержание iconПрограммное содержание
Развивать умения замечать и чувствовать красоту в ок­ружающем мире, любоваться ею
«У самовара не скучаем…» Программное содержание iconДокументи
1. /Мы за чаем не скучаем.doc
«У самовара не скучаем…» Программное содержание iconПрограммное содержание
Обобщить, закрепить и расширить знания детей о городе Ртищево и о профессиях жителей города (железнодорожник, строитель и др.)
«У самовара не скучаем…» Программное содержание iconПутешествие в царство Снежной королевы. Программное содержание
Развивать у детей музыкальный слух и певческий голос, чувство ритма и тембрового слуха
«У самовара не скучаем…» Программное содержание iconПрограммное содержание
Способствовать установлению гармонии с природой посредством изобразительного искусства, поэзии, музыки, пластики. Рассказать о таком...
«У самовара не скучаем…» Программное содержание iconКонспект занятия по познавательной деятельности в I младшей группе «Знакомимся с обитателями леса»
Программное содержание. Дать первоначальное представление о лесе и его обитателях: зайце и лисе
«У самовара не скучаем…» Программное содержание iconТема: Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение
Цель: рассмотреть программное обеспечение компьютера и прикладное программное обеспечение компьютера
«У самовара не скучаем…» Программное содержание iconЗанятие в подготовительной группе «Математический блиц турнир» Программное содержание
Автор: Волкова Елена Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории доу №21, г. Альметьевск, Республика Татарстан
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы