Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников icon

Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников



НазваниеРазвитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников
Дата конвертации30.09.2012
Размер206.76 Kb.
ТипРеферат
источник

Министерство образования и науки РФ

дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко»-

обособленное структурное подразделение МОУ «Ульканская СОШ №2»

п.Улькан Казачинско-Ленского района


Реферат

«Развитие

общей и мелкой моторики

как основы

формирования графомоторных навыков

у старших дошкольников»


Выполнила:

Матвиевская Ирина Геннадьевна,

учитель-логопед ДОУ «Солнышко»


2010

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………3


I Глава. Взаимосвязь речевого развития, интеллекта и личностных качеств в процессе социальной адаптации………………………………………………4-5


II Глава. Особенности формирования речевых навыков в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………6-8


2.1. Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошколь - ного возраста………………………………………………………………………8


2.2. Причины речевых нарушений………………………………………………9


^ III Глава. Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков…………………………………………………….10-13


Заключение……………………………………………………………………...14


Библиография…………………………………………………………………..15


Введение.

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет, зависит всё его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общее и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств.

Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьёзная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжёлого характера, недоразвития речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи – дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения речи и письма – вторичные, аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

Многих родителей волнуют вопросы: каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребёнка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу? В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить памяткой для родителей.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи, совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Руке посвящали стих, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразились в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб не хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Всё дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают». Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учёными. «Источниками способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческих мысли» (В.А.Сухомлинский).

^ Глава I . Взаимосвязь речевого развития, интеллекта и личностных качеств в процессе социальной адаптации


Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в этот незабываемый день, когда малыш произнёс слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое нёбо приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и чёткого произношения звуков и слов.

Психология всё настойчивее подчёркивает значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей. Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Современное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи, малыш познаёт окружающий мир, накапливает знание, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведении. При помощи речи человек выражает свои потребности, выражает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К.И.Чуковский отмечал: «Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребёнка.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются малышами, играют с ними, читают ему книги, учат с ними стихи, то обычно речь ребёнка развивается своевременно и правильно.

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринуждённое общение ребёнка с окружающими. При своевременном и правильном речевом развитии ребёнок обычно не испытывает трудностей в таком общении. Он легко вступает в контакт с взрослыми, активно участвует в играх детей, может четко и ясно излагать свои мысли. Он охотно вступает с чтением стихов перед сверстниками, делится с ними своими переживаниями и впечатлениями.

Дети, же которые нечётко произносят звуки, заменяют одни на другие (особенно если они уже осознали недостатки своей речи), стесняются разговаривать с незнакомыми людьми, выступать с чтением стихотворений, избегают игр, боясь, что другие дети не поймут их или, что ещё хуже, будут смеяться над ними.

Даже неправильное произношение одного звука может травмировать ребёнка. Потому что речь становиться неточной, а иногда и непонятной для окружающих.

Недостатки речи сказываются нередко и на формирование характера ребёнка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми), отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.

Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчётливо, пропускают звуки и «проглатывают» окончание слов. Как правильно, эти дефекты вскоре сказываются на учёбе. Среди второгодников немало детей, плохо усвоивших речь в дошкольном возрасте. Всё это убеждает: нужно с особым вниманием относятся к речевому развитию ребёнка в дошкольном возрасте.


^ Глава II. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста


Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическими и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общим для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия от которых зависит его успешное протекание.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.И.Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребёнка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этот основе, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г.Л.Розенпард-Пупко выделяет в речевом развитии ребёнка всего 2 этапа: подготовительный (до2-х лет) и этап самостоятельного оформления речи. А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й - подготовительный – до одного года;

2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

3-й дошкольный – до 7 лет;

4-й – школьный.

Итак, первый этап - подготовительный. Почему так называется данный этап? Потому что в то время происходит подготовка к овладению речью. В чем он заключается? С момента рождения у ребёнка появляются голосовые реакции – крик и плач. Именно они способствуют развитию таких и разнообразных движений трёх отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет - (агу-угу, тя-тя и т.п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определённого движения ведёт к закреплению двигательного навыка.

С 6 месяцев ребёнок путём подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) С 7-9 месяцев ребёнок начинает повторять за взрослыми всё более и более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 месяцев появляются реакции на слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребёнка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу 1 года появляются первые слова.

Второй этап – преддошкольный (от 1года до 3-х лет). С появлением у ребёнка первых слов заканчивается подготовительный этап становления активной речи. В это время у ребёнка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребёнка происходит значительное накопление словаря:

- к 1год 6 месяцам – 10-15 слов; к концу 2-го года – 300 слов; к 3годам – около 1000 слов.

К началу 3 года жизни у ребёнка начинает сформировываться грамматический строй речи.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей ещё отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих соноров (р, л) реже дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребёнка всё более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот же период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребёнка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов.

Параллельно с развитием словаря идёт и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчинённых предложений.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребёнок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твёрдые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки, т.е., у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребёнок говорит совсем чисто.

Четвёртый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это её сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи – от восприятия и различия звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Итак, для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. Так ребёнок должен:

- быть психически и соматически здоровым;

- иметь нормальные умственные способности;

- иметь нормальный слух и зрение;

-обладать достаточной психической активностью;

- обладать потребностью в речевом общении;

- иметь полноценное речевое окружение.

Таким образом, речь, её развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.


^ 2.1. Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста


Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

  1. согласные звуки произносятся смягчённо:

«сюлочки» (чулочки). Значительно реже, но всё таки наблюдаются обратные явления – замена мягких фонем твёрдыми «тота» (тётя)

  1. большинство детей не произносят шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяют их обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка).

  2. дети совсем не произносят звук [р]; «ука» (рука) или заменяют его другими звуками – л; л’ ; в, й: «колова» (корова)

  3. звук [л] чаще всего смягчается: «люза» (лужа).

  4. Звуки ч, к , х или отсутствуют или заменяют т и д: «дуси» (гуси).

Кроме того, в этом возрасте детям трудно даётся произношение двух – трёх рядом стоящих согласных звуков. Чаще всего ребёнок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах «тол» (стол); «плесин» (апельсин).

Постепенно все эти недочёты уменьшаются, а к 4-5 годам многие дети овладевают правильным произношением.

Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот если речь не совершенна, большинство звуков он произносит неверно, да ещё запас слов крайне мал, это уже серьёзно.


^ 2.2. Причины речевых нарушений


Что могло стать причиной нарушения речи? Охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

  1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус – фактору и др.

  2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

  3. Различные заболевания в первые годы жизни. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно - вирусные заболевания, менинго – энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

  4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

  5. Наследственные факторы.

  6. Неблагоприятные социально - бытовые условия, приводящие к микро-социальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушением эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребёнку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.

Между собой тесно связаны устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь.

Бывают случаи, когда у ребёнка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого общения с ним выясняется, что главная причина речевых нарушений значительное недоразвитие моторики. Источник этих неприятностей один: невнимание взрослых к особенностям развития речи.


^ Глава III. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков


Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.И. Корнев, М.М.Безруких) говорят в этой связи о несформированности пальцевого праксиса. Данное явление может, зависит от определённых функциональных или органических нарушений ЦНС. Однако оно может развиваться и на фоне отсутствия неврологической симптоматики.

За основу обследования речи, общей и мелкой моторики была использована диагностика Т.В. Кабановой, О.В.Доминой и О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда».

Изучение уровня развития речи ребёнка проводилось по нескольким направлениям:

  1. Определение уровня понимания речи, сформированности предпосылок к её развитию.

В связи с этим проводилось обследование:

- фонематического слуха;

- готовности артикуляционного аппарата, обеспечивающего становление звуковой стороны речи.

2. Изучение уровня активной речи было направлено на обследование:

- состояние звукопроизношения;

- наличие фразовой речи;

- предметного и глагольного словаря по темам;

- состояние сформированности грамматического строя речи;

- состояние связной речи.

3. Анализ состояния общей и мелкой моторики.

Для зачисления на логопедический пункт при ДОУ «Солнышко» были обследованы дети из старшей №1 и №2, подготовительной групп. Из них было выявлено 23 ребёнка с нарушением произносительной стороны речи. Результаты обследования представлены в таблице №1.

.

таблица №1

Кол-во детей


ОНР

НВОНР

ФФНР

Фон. дефект

100% - (23)

39,1% - (9)

17,4 - (4)

39,1 - (9)

4,4% - (1)


Дополнительно проводилось обследование детей на определение уровня развития общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Исследование артикуляционной моторики подразумевало повтор движений:

- «лопаточка - иголочка»;

- «трубочка»;

- «качели»;

- «цокание»;

- «грибок».

Оценивалось:

- наличие или отсутствие движения;

-объем выполнения;

- темп выполнения;

- длительность удержания органов в заданном положении;

- тремор кончика языка при повторных движениях.

Обследование общей моторики включало движение рук и плечевого пояса:

- движение туловища;

- движение ног и сохранения равновесия;

- статистическая и динамическая координация движений;

Предполагалось выполнить задания по инструкциям. Оценка определялась по тому, как справился ребёнок с заданием.

Обследование мелкой моторики предполагало проведение исследования кинестетической основы движений:

  • покажи «козу рогатую», «ушки зайчика», «колечко», «очки»;

- кинетической основы движений по инструкциям:

  • сгибать пальцы правой и левой руки;

  • пальчики «здороваются»;

  • игра на «пианино»;

  • «кулак – ладонь – ребро».

Оценка проводилась по следующим показателям:

- выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе;

- отмечено наличие синкинезий в общескелетной и мышечной мускулатуре и трудность в переключении движений. Данные обследования представлены в таблице №2.


таблица №2.




Без ошибок

С единичными ошибками

С множественными ошибками

Артикуляционная моторика

21,7% - (5)

30,5% - (7)

47,8% - (11)

Общая моторика


43,5% - (10)

17,4% - (4)

30,1% - (9)

Мелкая моторика


21,7% - (5)

30,5% - (7)

47,8% - (11)


Результаты обследования легли в основу перспективного плана работы: по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматического строя речи и развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Соответственно проблеме определилась цель работы - развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков, если при этом будут решены следующие задачи:


  • для общей моторики:


- совершенствование равновесия путем увеличения психологической трудности;

- совершенствование эпизодического расслабления мышц при выполнении циклических упражнений;


  • для мелкой моторики:


- упражнения в развитии силы пальцев и быстроте их движений;

- совершенствование умений вести руку по заданной траектории.

Её становлению способствуют игры с различными мелкими предметами: пуговицами, счётными палочками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, шнурками.

Подобные игры способствуют развитию:

- воображения, мышления, аналитической деятельности;

- тактильной (кожной чувствительности);

- элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;

- словаря;

- предметной деятельности;

- терпения, усидчивости;

- пространственной ориентации.

Успеваемость коррекционной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие родителей и воспитателей. Был разработан блок работы с воспитателями, который включал содержание семинара – практикума «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи на занятиях», цель которого - сформировать представления о содержании коррекционной работы по развитию звуковой культуры речи в процессе занятий.

Консультация «Роль игры в формировании звукопроизношения ребёнка» способствовала возникновению и развитию игр для закрепления поставленных логопедом звуков в различных режимных моментах. Для того, чтобы лучше и интереснее проходила артикуляционная и пальчиковая гимнастика, материал оформлялся в виде сказок. Лексический материал для закрепления правильного произношения звуков систематизировался в виде картотек и таблиц.

Педагогам был представлен мастер – класс: «Пальчиковый игротренинг», в ходе которого воспитатели получили знания и овладели навыками сопряжённой гимнастики пальчиков и языка.

С целью профилактики и оказания помощи педагогам второй младшей и средней групп были даны рекомендации: «Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет». «Рекомендации логопеда в планировании работы по развитию речи в разных возрастных группах».

С целью привлечения внимания родителей к коррекционной работе были проведены совместные занятия, в ходе которых родители вместе с детьми обучались артикуляционной и пальчиковой гимнастике, знакомились с техникой массажа рук и игровым приемам для совершенствования грамматического строя речи. Разработаны советы и рекомендации по развитию моторики пальцев рук. Оформлена консультация: «Домашняя игротека», в ней представлены игры для формирования мелкой моторики.

Так как от дыхания зависит звукопроизношение, родителей обучали комплексам формирования диафрагмального дыхания («Ввести звук в речь»,

« Как скучное сделать интересным?»).

В подготовительной группе проведено родительское собрание в форме игры «Счастливый случай», на котором родители были ознакомлены с некоторыми способами работы с детьми по обучению грамоте. Помочь родителям в овладении азами дошкольной педагогики и показать значимость работы логопеда в формировании навыков ребёнка явилась основной задачей в совершенствовании речевой деятельности.

Родителям второй младшей и средней групп представлены консультации: «Речевое развитие», «Речевая азбука для родителей», которые познакомили с возрастными особенностями звукопроизношения дошкольников и показали как тесно связаны между собой устная, письменная речь и мелкая моторика.

Результаты проделанной работы представлены в таблице №3



Кол-во детей


Выпущено с хорошей речью

Со значительным улучшением

Без улучшения


100% - (23)



39,1% - (9)


43,5% - (10)


17,4% - (4)



Без улучшения - это дети, у которых нарушена большая часть произносительной стороны речи, они соматически ослаблены и очень часто пропускали логопедические занятия. Например, Кирилл Х., Дима А. были зачислены на логопедический пункт, но посещали занятия редко. Поэтому для помощи в устранении этого дефекта родители по совету логопеда обратились за помощью к психологу в определении и получении рекомендаций в проведении коррекционной работы в условиях семьи.

Были отмечены улучшения и в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторики. Результаты представлены в таблице №4.





Хорошие результаты

Со значительным улучшением

Без улучшения

Артикуляционная моторика


47,8- (11)


47,8- (11)


4,4- (1)


Общая моторика


52,1- (12)


43,5- (10)


4,4- (1)


Мелкая моторика


39,1- (9)


34,8- (8)


26,1- (6)


Таким образом, опыт работы подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя, пальцы мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке к руке письму.


Заключение.


При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Важно помнить и знать, что – чаще всего развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Но вовремя оказанная помощь ребёнку, постоянное использование всех направлений деятельности способствуют не только активизации речи, но и ее успешному становлению в общем развитии ребёнка, т.е. в формировании его слуха, внимания; игр с ним, закрепление его двигательных умений. И главную роль в этом играют взрослые: родители, педагоги, специалисты.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих известных учённых, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Таким образом, при правильном определении актуальности проблемы, выбора содержания коррекционной деятельности и при наличии условий, опыт работы подтверждает, что уровень развития речи детей находится в непосредственной зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.


Библиографический список:


  1. Буцыкина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков.//Логопед 2005г.№3 стр.84-87.

  2. Егорова Е.А. Упражнения и игры для развития движений пальцев рук.// Логопед 2005г. №6 стр.58-59.

  3. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг.//логопед 2007г. №4 стр.81-94.

  4. Кабанова Т.В., О.В.Долина. Тестовая диагностика. М: «Гнош иД» 2008г.

  5. Лопухина И.С. Логопедия. Речь ритм движение. Издательство Санкт-Петербург «Корона-век», 2008г.

  6. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. М: «Мозайка-Синтез» 2008г.

  7. Стяпина Л.Н., Рогова Е.А. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции звукопроизношения. //Логопед 2009г. №1 стр.59-67.

  8. Филичева Т.Б. и другие. Основы логопедии. М: «Просвещение» 1989г.










Похожие:

Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников iconТема: «Развитие умственной активности дошкольников через развитие мелкой моторики рук»

Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников iconКонсультация для родителей «Развитие мелкой моторики»
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков,...
Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников iconТема: «Встречаем весну»
Оздоровительные: развитие мелкой моторики пальцев рук; укрепление костно-мышечного аппарата; формирование речевого дыхания и голоса;...
Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников iconРазвивающие задания для дошкольников
Развитие внимания, мелкой моторики, математических способностей и логики детей. Дидактические материалы для детского сада
Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников iconТворческий проект «Город речевых кубов»
Цель: Развитие всех сторон речи, психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций, общей и мелкой моторики...
Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников iconРазвитие мелкой (тонкой) моторики рук
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии...
Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников iconНетрадиционные методы терапии в логопедии и педагогике
Да и сам характер речевых патологий изменился. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушается речь,...
Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников iconМатериалы к семинару-практикуму «Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Ской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития...
Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников iconУмелые ручки Занятия лепкой, аппликацией, конструированием из различных "Конструкторов", рисованием способствуют развитию у ребенка образных представлений, мелкой моторики, пространственного мышления, фантазии. Мелкая моторика
Мелкая моторика это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных...
Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников iconВ. А. Сухомлинский в современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание
«Как влияет развитие мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы