Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности icon

Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности



НазваниеОсобенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности
Дата конвертации09.05.2013
Размер157.36 Kb.
ТипДокументы
источник

Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности


Интернет предоставляет уникальные возможности для школьного образования и воспитания личности. Он представляет собой не только практически неисчерпаемый массив образовательной информации, но и выступает как средство, инструмент для ее поиска, переработки, представления. Интернет является уникальным источником активной интеллектуальной и коммуникативной деятельности школьника, его творческой самореализации, в результате которых у него появляется возможность приобрести необходимые знания, умения. навыки. В настоящее время в Интернет активно идет процесс создания и систематизация ресурсов для целей школьного образования. Поскольку образовательные веб-сайты стали важным элементом новых образовательных информационных технологий, важно познакомить учителей предметников и методистов с дидактическим потенциалом Сети, с возможностями, предоставляемыми такими сайтами для целей образования и воспитания школьников. Существуют различные классификации образовательных ресурсов. Несомненно заслуживает внимания классификация образовательных ресурсов Т.С. Старовой и А.В. Могилева, предложенная в статье “Типология образовательных сайтов http://center.fio.ru/vio/vio_02/default.htm (Электронный журнал "Вопросы Интернет-образования", выпуск 2, раздел "Интернет-ориентация), классификация Интернет-ресурсов учебно-методических назначения по истории А.Б.Драхлера (“Вопросы Интернет-образования”, выпуск 6), классификация интернет-ресурсов по физике А.Ф.Кавтрева в дистанционном курсе “Интернет технологии и преподавание физики” (http://center.fio.ru/do), классификация Интернет-ресурсов для школ и школьников, представленная на сайте “Открытого колледжа” http://www.college.ru/InetSchool/vved1.html и др.


При рассмотрении настоящей темы наиболее подходящей представляется классификация электронных образовательных ресурсов (естественно, эта классификация применима и к собственно Интернет-ресурсам ) по признаку их использования в образовательном процессе, предложенная К.В. Шапиро и В.В. Малышкина В.В. в курсе ”Интернет и преподавание дисциплин естественнонаучного цикла” (http://center.fio.ru/do ). Авторы предлагают различать следующие ресурсы:


Ресурс для самостоятельной работы школьников. Требования, предъявляемые к ресурсам этой категории: простота изложения, учитывающая возрастные особенности контингента; высокая наглядность; соответствие программе обучения; наличие системы контроля знаний, позволяющей учащемуся правильно оценить результаты обучения и получить рекомендации по организации дальнейших занятий:


Ресурс для подготовки учителя к уроку. В данной категории можно выделить еще две подкатегории: ресурсы для подбора наглядных материалов и методические ресурсы. Основными требованиями к данному виду ресурсов являются достоверность содержащейся в нем информации и избыточность.


Ресурс для самообразования учителя. К данной категории ресурсов следует отнести различные сайты дистанционного обучения., а также сайты институтов и обществ и др..


Ресурс для организации практической работы на уроке. Сюда относятся ресурсы позволяющие использовать интернет и мультимедиа технологии для проведения виртуальных экспериментов, лабораторных работ и т. п.


Ресурс для организации внеурочной работы по предмету. Это сайты на которых присутствуют различные интерактивные викторины, конкурсы, размещены материалы по организации забавных опытов и т. п.


В настоящее время активно разрабатываются методики и формы использования Интернет-ресурсов в учебном процессе. Разнообразные статьи по использованию Интернет ресурсов в учебном процессе по различным предметам можно найти в материалах электронного журнала "Вопросы Интернет-образования (http://center.fio.ru/vio ) и в Дистанционных курсах Московского центра Интернет образования (http://www.dlmsk.fio.ru/student/courses.asp ) . Материалы семинаров "Использование новых информационных технологий в преподавании школьных предметов" и видеозаписи выставлены на сайте Института общего среднего образования (http://www.ioso.ru/ts ) Опыт учителей, использующих на уроках ресурсы Интернет, отражен в книге "Золотая рыбка в "сети" (Интернет - технологии в средней школе. Практическое руководство) (http://iatp.projectharmony.ru/publications/index.html ) . Многочисленные ссылки на литературу и ресурсы Интернет по методике использования информационных технологий в учебном процессе можно найти на сайте “Открытого колледжа” (http://www.college.ru/ ) и в образовательных каталогах Интернет ресурсов, адреса которых приведены ниже.


В указанном выше дистанционном курсе К.В. Шапиро и В.В. Малышкина В.В. предлагают следующие формы уроков, проводимых с использованием ресурсов Интернет: урок-презентация, урок-исследование, виртуальный эксперимент, лабораторная работа, тематический проект, электронная викторина, контроль знаний, факультатив, сетевой проект, индивидуальное обучение, консультации.


Естественно возможны и другие формы, например, сетевая игра, “виртуальная экскурсия”, пресс-конференция, урок – творческий отчет, дистанционные олимпиады, телекоммуникационные проекты и др. Ресурсы Интернет могут использоваться и учителями для повышения своей квалификации (сетевые методические объединения и виртуальные педагогические советы, дистанционное обучение, участие в сетевых проектах и др.).


А.Ф.Кавтрев в своем дистанционном курсе предлагает использовать образовательные интернет-ресурсы следующим образом:


при подготовке к урокам, т. е. подбирать необходимые дидактические материалы, чтобы затем использовать их на уроках в режиме offline;

скачивать из сети компьютерные обучающие или моделирующие программы для последующего использования на уроках;

проводить уроки с использованием ресурсов сети в режиме online, например, с использованием анимаций, апплетов или интерактивных виртуальных лабораторий;

организовывать обучение и контроль знаний при помощи дистанционных уроков и тестов;

адресовать учащихся к образовательным ресурсам сети для выполнения домашних заданий;

использовать Интернет-ресурсы во внеклассной работе с учащимися, например, в проектной деятельности; организовывать участие школьников в дистанционных олимпиадах и викторинах;

использовать ресурсы глобальной сети для повышения своего профессионального уровня, путем участия в различных телеконференциях и виртуальных педсоветах или общения с коллегами в чатах и по электронной почте, а также путем изучения многочисленных материалов, размещенных на сайтах методических объединений.


Ниже приводится список аннотированных ресурсов Интернет, которые могут быть использованы в учебном процессе по различным предметам школьной программы.
^

Рекомендательный список Интернет-ресурсов для администраторов учебных заведений

Общероссийские образовательные серверы



Сайт Министерства образования России

http://www.ed.gov.ru

- cайт содержит базу данных нормативной документации по деятельности Минобразования, список серверов и e-mail школ, лицеев, колледжей, гимназий, учебных центров, ссылки на образовательные интернет-ресурсы.


^ Сайт “Информика”

http://www.informika.ru

- cайт государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций (ГосНИИ ИТТ “Информика”) содержит всю необходимую информацию для работников в сфере образования. Информация разбита на следующие разделы: информация Минобразования РФ, базы данных (российское законодательство, учреждения, школы. Колледжи, компьютерные информационные ресурсы и др.), дистанционное образование, конференции, выставки, гранты, фонды, конкурсы, электро+нные версии журналов и газет в сфере образования и информационных технологий.
^
Российский общеобразовательный портал

http://school.edu.ru

- портал создан при поддержке ряда организаций (ГосНИИ ИТТ “Информика”, “Институт новых технологий образования”,^ Издательство "Просвещение" , Российская академия образования и др.). Представлены официальные документы о среднем образовании, база данных учреждений образования, каталог образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.


^ Российское образование. Федеральный портал.

http://www.edu.ru

- содержит разделы: Образовательные порталы, О Российском образовании, Модернизация образования, Государственные образовательные стандарты, Учреждения системы образования, Нормативные документы, Законодательство, Гранты, Образовательная статистика, Образовательные сайты, Электронные библиотеки, Дистанционное обучение и др.
^

Сайты образовательных центров для учителей и администраторов


Объединение сайтов “Все образование в Интернет”

http://www.alledu.ru
- все самое интересное об образовании в Интернет для учителей, школьников, родителей, управленцев и повышающих квалификацию - гранты, стипендии, конкурсы, новости недели, каталог ссылок на образовательные ресурсы, анонсы образовательных серверов, событий, конференций, встреч. Форум для учителей “Августовский педсовет”. Журнал “Лидеры в образовании”.


^ Сайт “Школьный сектор ассоциации Relarn”

http://school-sector.relarn.ru

- cайт для школьников и учителей. Для школьников: сообщения о конкурсах и сетевых проектах, информация об обучающих курсах и программах, коллекция детских веб-проектов, страница. Посвященная защите прав детей и другим консультациям по правовым вопросам. Для учителей: сообщения о конференциях, семинарах и других образовательных мероприятиях, информация о грантах и конкурсах, рассказы об использовании информационных технологий в классе, еженедельная рассылка новостей “Педсовет по средам”.

Проект Федерации Ингернет образования “Учитель.ru”

http://teacher.fio.ru

- cайт создан для того, чтобы обеспечить взаимодействие работников образования, использующих интернет-технологии в учебном процессе, и нацелен на обмен опытом и решение различных проблем современной школы. Содержит различные документы по образованию, новости образования, вопросы Интернет-образования, обзоры Интернет-ресурсов, форумы, консультации юриста и др. Архив полезных материалов по предметам школьной программы; статьи, планы , интернет-ссылки по предметам от сетевого объединения методистов. Содержит присылаемые педагогами методические разработки.


^ Сайт “В помощь руководителю образовательного учреждения муниципальной и региональной образовательной системы” Московского центра Интернет-образования
http://manager.fio.ru

- материалы по управлению, экономике, праву для руководитеоей образовательных учреждений. Полезные ссылки. Новости. Информация о конкурсах и конференциях. Форум для руководителей ОУ и др.

^ Сайт Центра развития системы дополнительного образования детей министерства образования РФ

http://dod.miem.edu.ru

- представлена информация о центре, работающем в сфере информационного обучения развития системы дополнительного образования детей на базе современных информационных технологий. Специальный раздел посвящен педагогическим технологиям в системе дополнительного образования, новым методам и приемам, а также обмену опытом в педагогической сфере. Имеются материалы в помощь методисту и др. Коллекция ссылок на ресурсы в связи с дополнительным образованием.


^ Образовательный портал “Учеба”

http://www.ucheba.com

- представлены разделы: каталоги учебного оборудования, инимальный перечень учебного оборудования, экзаменационные билеты, тематические планы, поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе, психология, дошкольное воспитание, дополнительное образование, управление образованием, внеклассная работа.


^ Информационно-методический сайт “УЧИТЕЛЬ & УЧЕНИК”

http://www.debryansk.ru/~lpsch

-информационно-методический образовательный сайт для учителей, администраторов и учащихся школ. Содержит массу материалов для школы.


^ Сайт газеты“Первое сентября”

http://www.1september.ru

- сервер Объединения педагогических изданий “Первое сентября” . На сервере представлены электронные версии газеты “Первое сентября” и ее 18 приложений по всем основным школьным предметам, а также такие приложения как “Школьный психолог”, “Дошкольное воспитание” и др. На сервере учителям предлагаются разнообразные методические разработки, учебники, материалы для проведения уроков и домашнего чтения. Каждый день на сервере можно получить оперативную информацию о событиях в сфере образования.


^ Сайт “Учительской газеты”

http://www.ug.ru

на сервере ‘Учительской газеты” представлена электронная версия газеты, новостная информация, информация о проведении конкурса “Учитель года”. Представлена подборка материалов по образованию в Интернет. На сервере имеется поисковая система по российскому образованию, представленному в Интернет.
^

Каталоги образовательных ресурсов



Каталог на сайте “Все образование”

http://catalog.alledu.ru

- каталог образовательных ресурсов. Ссылки отсортированы по следующим разделам: учебные заведения, организации, пресса, образовательные сайты, учебные материалы.
Раздел “ Образование “ на сервере Redline

http://www.redline.ru/education/index.htm

- каталог образовательных ресурсов. Имеются разделы: образовательные проекты, образовательные серверы, рейтинг образовательных серверов, образовательная пресса, образовательные учреждения и др.


^ Веб-портал “EduCentral”

http://www.educentral.ru

- первый крупный российский портал, посвященный образованию и науке. Представляет собой объединенный каталог и поисковый механизм.


^ Сайт “Школьник”

http://www.school.mos.ru

- коллекция ссылок на лучшие образовательные ресурсы сети. Ссылки по темам: школьные предметы всех классов: досуг подростков и др.


^ Образовательный сервер “Школы в Интернет”

http://schools.techno.ru

- представлены каталоги интернет-ссылок по темам, связанным со школьным образованием; веб-страницы школ, онлайновые библиотеки, книги и учебники, школьные сетевые проекты и веб-квесты, списки рассылки для учителей и школьников, Интернет-технологии в образовании, образовательные серверы
Сайт “Школьный мир”

http://school.holm.ru


- каталог ресурсов по школьному образованию: методики, олимпиады, школьные страницы, доска объявлений, тестирование знаний, а также все. Что имеет отношение к школе.


^ Проект “Человек и информационное общество. Образовательный сектор”

http://phis.org.ru/education/saity_obr.shtml

- аннотированный обзор серверов, посвященных образованию (в том числе по веб-квестам), сайтов по отдельным школьным предметам, дистанционному обучению.


^ Сервер Новосибирской областной образовательной сети

http://www.edu.nsu.ru

- каталог образовательных ресурсов. Образовательные программы по разным предметам и дистанционному обучению.
^

Дистанционное обучение. Телекоммуникационные проекты




Cервер бесплатного дистанционного образования “Anri”

http://www.anriintern.com

- на сервере предлагаются бесплатные on-line курсы различной тематики (в том числе и по предметам школьной программы), различного уровня сложности, методики обучения. Многие из курсов имеют контрольные задания. Производится рассылка новостей.


^ Сайт "Открытый Колледж"

http://www.college.ru

первый в России полнофункциональный Интернет-проект дополнительного образования, включающий дистанционное обучение школьников предметам школьной программы (по каждому предмету имеется электронный учебник, виртуальные лабораторные работы или обучающие программы и разноуровневые тесты) и курсы для профессионального образования. Для школьников возможны также электронные консультации ведущих педагогов России, которые будут ответят на вопросы по математике, физике, химии, английскому языку, биологии, географии. По каждому предмету школьной программы имеется каталог ссылок.
Виртуальная школа

http://vscool.km.ru

- интерактивный образовательный портал компании “Кирилл и Мефодий”. Содержит мультимедийные учебные курсы и другие учебные и справочные материалы для школьников.


^ Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»

http://www.eidos.ru

- центр дистанционного образования "Эйдос ведет разработки дистанционных технологий, форм и методов творческого обучения с помощью средств телекоммуникаций. Проводятся педагогические курсы и семинары для учителей и школьников, дистанционные эвристические олимпиады и проекты для школьников, организуются дискуссии для учителей. Представлены коллекции лучших творческих работ школьников и материалы уроков с использованием интернет-технологий, международные дистанционные олимпиады и информация для родителей и детей по вопросам организации домашнего образования.


^ Сайт Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании

http://www.edu.yar.ru

- на сервере представлены материалы по различным проектам в области дополнительного образования и внеклассной работы. Большое внимание уделяется поддержке учителей и учащихся, использующих интернет-технологии в учебном процессе. Проводятся курсы для учащихся и курсы повышения квалификации для учителей школ. Представлена интересная информация по образованию: предметные странички, учебные проекты, банк педагогической информации и др.


^ Сайт “Телекоммуникационные олимпиады”

http://www.vspu.ac.ru/de

- телекоммуникационные викторины и турниры для школьников по предметам школьной программы, проводимые кафедрой НИТ Воронежского педагогического университета.
^

Тесты и экзамены on-line



Портал информационной поддержки единого государственного экзамена

http://www.ege.edu.ru

- на портале размещаются материалы, связанные с введением единого государственного экзамена: нормативные документы, информационные материалы, публикации, новости, варианты тестов, прошедших экзаменов и демоверсии тестов, предстоящих экзаменов. Есть возможность задать свой вопрос и принять участие в форуме.

^ Сервер централизованного тестирования

http://rostest.runnet.ru

- образовательный сайт, посвященный знакомству с Федеральной системой тестирования знаний по предметам школьной программы. Тестовые задания 1999 года по математике, физике, химии, русскому языку, биологии, истории, информатике представленные на сервере в режимах ознакомления, самоконтроля и обучения, являются небольшой частью общероссийской базы данных, накопленной в результате многолетней работы нескольких авторских коллективов Москвы и Санкт-Петербурга. Все тестовые задания соответствуют утвержденной Министерством образования в рамках школьной программы по изучению конкретных дисциплин. На сегодня база данных содержит 450 тестовых заданий


^ Сайт “Экзамены Online”

http://www.examen.ru

- материалы и вопросы к всевозможным экзаменам и тестам, в том числе по предметам школьной программы.
^

Электронные журналы и on-line издания



Электронный журнал “Вопросы Интернет-образования”

http://center.fio.ru/vio/vio_05/default.htm

- электронный образовательный журнал на сайте Федерации Интернет образования. Материалы по использованию интернет-технологий в образовании


^ Электронный журнал “Эйдос”

http://www.eidos.ru/

- электронный образовательный журнал центра “Эйдос” (подписка платно). Посвящен вопросам применения интернет-технологий в учебном процессе.


^ Сайт VIVOS VOCO” (“Зову живых “)

http://vivovoco.nns.ru

- мультидисциплинарная образовательная библиотека книг, научно-популярных статей , библиографических указателей и т.д.. Содержит подборки электронных версий статей из научно-популярных изданий: “Природа”, “Квант”, “Новая и новейшая история” и др. литературоведческие статьи, избранные произведения критиков, комментарии автора и др.


^

Сайт “Курьер образования“

http://courier.com.ru/index.html

- представлены материалы (с 1998 г.) из известных научно-популярных изданий : “Квант”, “Природа”, “Знание-сила”, “Химия и жизнь” и др. Имеется рубрика “Монитор образования”, где помещается информация о конференциях, грантах и др.



^ Открытый педагогический журнал “Education+”

http://www.biblio.narod.ru/gyrnal/obl/gyr_obl_0.htm

- материалы для педагогов в рубриках “История школ”, “Документы из архивов” и др.


Международный научный педагогический Интернет-журналОбразование: исследовано в мире”

http://www.oim.ru

- новый педагогический интернет-журнал. Содержит статьи на различные педагогические темы, зарубежный опыт, рефераты, рецензии.


^ Сайт Международного физико-математического журнала “Империя математики”
http://old.rcd.ru/em/index_r.html

- журнал публикует статьи по математике, физике, информатике, а также смежным наукам, обзоры новых книг по естественным наукам, выпускаемых различными издательствами. Здесь также широко представлены международные математические и физические олимпиады, позволяющие читателю познакомиться с зарубежной системой образования
Сайт журнала “Квант”

http://kvant.mccme.ru/

- статьи и материалы из научно-популярного физико-математического журнала “Квант” с 1970 г. по настоящее время.


Российский электронный журнал “Мир истории”

http://www.historia.ru/

- электронный журнал может использоваться преподавателями истории для подготовки к занятиям, а также может быть рекомендован ученикам для дополнительного чтения и изучения самых интересных страниц истории.




Похожие:

Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности iconПриказ №11-а по моу «Куровская гимназия» от «01» сентября 2008 года «О порядке учета использования ресурсов Интернет»
Для упорядочения использования ресурсов Интернет в учебно-воспитательном процессе моу «Куровская гимназия», учета и контроля времени...
Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности icon«Обучение и методическая поддержка учителей по использованию электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий»
«Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного...
Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности iconПравила использования сети Интернет в моу большекрепинская сош
Настоящие Правила регулируют условия и порядок применения ресурсов сети Интернет учащимися, преподавателями и сотрудниками в образовательном...
Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности iconПротокол № от 2013г
Пополнение перечня учебной литературы и материалов по подготовке к гиа новинками. Использование Интернет-ресурсов
Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности iconСодержание Методика проведения урока с применением ресурсов сети Интернет
Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приемы
Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности iconИспользование интернет – переписки на уроках английского языка
Компьютер занимает много времени как в нашей жизни, так и в жизни наших учеников. Наша главная задача – научить наших подопечных...
Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности icon«интернет-вселенная» Интернет-государство учителей при поддержке Фонда развития глобальной сети Интернет имени Генри Филдса выделило 100 тыс гуриков на проведение Грантового турнира на знание Интернет-ресурсов «интернет-вселенная».
Фонда развития глобальной сети Интернет имени Генри Филдса выделило 100 тыс гуриков на проведение Грантового турнира на знание Интернет-ресурсов...
Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности iconУчебник по предмету «Информатика» On-Line
В настоящее время невозможно представить процесс обучения без использования различных Интернет-ресурсов. Информационно-коммуникативные...
Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности iconВозрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста
Должны ли родители быть в стороне от этого процесса? Конечно же, нет. Знание о возрастных особенностях учебной деятельности детей...
Особенности использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности iconПравила использования сети Интернет в мосш №43 Общие положения Использование сети Интернет в образовательном учреждении направлено на решение задач образовательного процесса
Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет в образовательном учреждении (ОУ)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы