Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч icon

Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч



НазваниеЭвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч
Дата конвертации30.09.2012
Размер47.94 Kb.
ТипДокументы
источник

Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII - ХIY веке. В начале ХYII века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В Прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч. На территории верховий Лены и ее притока - реки Киренги в ХYII веке располагались четыре эвенкийские волости.

О том, что территория Казачинско-Ленского района в прошлом полностью принадлежала эвенкам, свидетельствуют названия рек и озер. Главная водная артерия района – Киренга – переводится дословно, как «орлиная река». Такое гордое имя эвенки Прибайкалья дали реке не случайно: на ее берегах, поражающих взгляд изумительной красотой, гнездовалась редкая птица - орлан-белохвост.

Правый приток Киренги в официальных документах именуется Талая, но сами эвенки называют его Тала, что означает «береста». В далекие времена эвенки заготавливали здесь бересту для лодок, покрытий для чума, домашней утвари, детских люлек, поплавков и кибас для сетей. Множество белоствольных берез на берегах Талой, где теперь вблизи уникальных целебных источников организована база отдыха, и сегодня придает таежным лесам светлый и нарядный вид.

Эвенкийские стойбища организовывались по семейно-родовому принципу. Охотничьи и рыболовные угодья принадлежали целому роду, и сообща легче было решать общие проблемы быта.

По данным переписи 1926 года был выявлен эвенкийский род, представители которого носили фамилию Чертовских. Этноним переводится как «косолапый». Чинагины – фамилия рода Чинагир. Эвенки этого рода – выходцы из северо-западного региона, где они жили до ХYII века.

Та же перепись выявила род Джерандоль, представители которого носили фамилию Жерандоевы. По преданию этот род ведет начало от белки с темными подпалинами. Именно Жерандоевы являются наследниками территории Ханды.

Эвенки, проживающие в здешних местах, вели оседлый или полукочевой образ жизни, ярким примером этому служит отсутствие оленей. Значительно позднее, когда эвенков стали вытеснять буряты, эвенки были вынуждены откочевывать в менее обжитые районы, оставляя исконно принадлежавшие им таежные территории. В начале второй половины ХIХ века эвенки приняли крещение, а также русские имена и фамилии, для получения льготных условий выплаты ясака. В начале ХХ века чумы использовались эвенками только как промысловое жилище. В 1925 году в деревне Конец Луга стояло два дома эвенков, в Туколони – 9 домов, в Муноке – 4 дома, в Новоселове и Окунайке – по одному дому. Всего в Казачинской волости было прописано 77 эвенков.

Интерьер эвенкийской избы выглядел так: от входа направо русская глинобитная печь, налево – кровать, в переднем левом углу стоял стол, около стен – лавки и сундуки. Правый угол служил кухней. При избах имелись надворные постройки, амбар, лабаз для хранения продуктов, чумы из жердей, покрытые лиственничной корой. Вокруг дворов стояла изгородь из жердей. В каждом стойбище имелась баня.

Из национальной одежды к началу ХХ века сохранилась парка (доха из оленьих шкур), камасы (сапоги из кожи сохатого шерстью вверх), кульмеса (сапоги с короткими голенищами), хэрки (короткие штаны из замши), коколды (рукавицы с отверстием в изгибе большого пальца).

Оседая на постоянное жительство эвенки стали практиковать на промысле плашки и капканы. Добыча лосей и волков велась с помощью глубоких ям. Экспедиция 1927 года показала, что оседлый образ жизни эвенков способствует улучшению демографических показателей. Тогда же с целью сохранить и увеличить численность аборигенов было предложено изменить формы традиционного хозяйствования. Предлагалось закрепить за эвенками угодья сельскохозяйственного пользования, отграничить для них заказники, где они могли бы охотиться.

С незапамятных времен и до наших дней эвенки – незаменимые проводники, уверенно ориентирующиеся в труднодоступных районах тайги. Они отличаются добродушием, доверчивостью, честность, мягкостью и уступчивостью. Широко развито у эвенков гостеприимство, любому они готовы предоставить стол и ночлег. Люди высокой культуры характеризуют эвенков как народ высокой самобытной культуры и нравственности. Сами эвенки таких людей называют «илэ», что означает «человек».

Тайга издревле определяет образ жизни эвенков, их хозяйственную деятельность, формирует их психологию. Поэтому эвенки бережно относятся к окружающей природе, не допуская бессмысленной рубки деревьев, не уничтожая без надобности диких животных.

Общие представления эвенков о происхождении земли, людей и животных были таковы. Первоначально были два брата: старший брат – злое начало, младший – доброе. Старший брат жил вверху, младший внизу, между ними была вода. У младшего были помощники: гоголь и гагара. Однажды гоголь, нырнув, принес землю в клюве и бросил ее на поверхность воды. На эту землю приходили работать братья: младший делал людей и «хороших» животных, а старший – «плохих» животных, то есть, тех, мясо которых нельзя употреблять в пищу. Материалом для изваяния людей служила глина. Помощниками при творении людей у большинства эвенков были ворон или собака.

В религиозных действиях эвенков имелись обряды, связанные с убиением медведя. У медведя было 50 иносказательных названий. Разрезая тушу медведя, его «успокаивали», приговаривая, что это «муравьи бегают». При разделке тушу нельзя было перерубать и переламывать кости, части туши разнимали по суставам. Съев мясо медведя, собирали все кости, складывали их на плотно уложенные ивовые прутья в том порядке, в котором они были в живом медведе, затем прутья сворачивали и обвязывали, а связку «хоронили» - насаживали на высокий пень головой на север.

Особое почитание эвенки оказывали огню, так как он давал им тепло в зимние холода, уют в доме, на нем они готовили пищу. Согласно верованиям, огонь обладал способностью изгонять злых духов. Охотники благодарили огонь, угощая его кусочками жира, еды. За многие века эвенки сформировали свое отношение к огню, главной мыслью которого является не приносить неприятности ему ни словами, ни поступками.

В целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и законных интересов эвенков в современных условиях 12 ноября 1990 года Иркутский областной Совет народных депутатов определил территорию традиционного природопользования и безвозмездно передал земли эвенкам Казачинско-Ленского района.

В то же время была создана некоммерческая организация «Хандинская эвенкийская община». Правовой основой для такой организации стали федеральные законы: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», а также закона Иркутской области «О территориях традиционного природопользования в Иркутской области» и другие нормативные правовые акты. Община является юридическим лицом, имеет печать и собственное имущество, вправе открывать денежные счета в банках в России и за ее пределами. Для организации деятельности Общины ее учредителями сформирован первоначальный уставный капитал.

Цель создания Общины – защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни, законных прав и интересов эвенков в условиях рыночной экономики. Земли, которые на законном основании переданы Общине в постоянное пользование, включают угодья, где эвенки могут охотиться, ловить рыбу, заниматься сбором дикорастущих лекарственных трав, ягод, грибов, орехов. Эти земли составляют территориальную основу общинного самоуправления.

Информация предоставлена администрацией Казачинско-Ленского района

Ноябрь 2007 года




Похожие:

Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч iconРазъяснение административный штраф, налагаемый на граждан за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, увеличен в 10 раз
Тнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение штрафа на граждан в размере...
Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч iconТема: "Осевая симметрия"
Эпиграф урока "Чувашия – страна ста тысяч слов, ста тысяч песен, ста тысяч узоров". И. Я. Яковлев
Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч iconТема урока мужества
В этой книге незримо присутствуют 300 тысяч погибших на войне, среди которых десятки тысяч пропавших без вести. В ней нет подробных...
Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч iconСоциально-экономическое и политическое развитие ведущих стран мира в начале XX века
Резкое оживление строительства, происходило увеличение количества горожан. Например, население Берлина в 1858 году составляло 449...
Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч iconОбязательная часть
Семьсот двадцать тысяч пятьсот сорок девять в Девятьсот шесть тысяч сто девяносто шесть
Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч iconВнеклассное мероприятие в 8-11 классах, посвященное памяти Юрия Лебёдкина, За то, чтоб кто-то нес в руках цветы
Свыше 15 тысяч советских солдат погибли, 6 тысяч скончались от ран, 311 пропали без вести
Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч iconОказание помощи терпящим бедствие на воде Водный простор манит прохладой и тайнами глубин, завораживает своей красотой и загадочностью.
И в тоже самое время эта среда крайне опасна и враждебна человеку. По статистике на территории России тонет свыше 14 тысяч человек,...
Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч icon1. Найди число, которое состоит из 3 десятков тысяч 2единиц тысяч 9 сотен
Найди число, которое состоит из 901 единицы класса тысяч и 6 единиц класса единиц?
Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч icon§ Войны и военные конфликты
История изобилует войнами и воен­ными конфликтами. Учёные подсчитали, что за последние 5,5 тысяч лет на земле было более 15 тысяч...
Эвенки появились в Прибайкалье еще до появления здесь монголов и бурятов, в ХIII хiy веке. В начале хyii века общая численность эвенков достигала 40 тысяч человек. В прибайкалье их насчитывалось 3,6 тысяч iconОсновные тенденции развития и модернизации план: Общая характеристика России в конце XIX начале XX веков
В начале XX века территория России представляет собой 22 млн километров в квадрате
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы