Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов
Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов icon

Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов



НазваниеПриложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов
Дата конвертации19.09.2012
Размер74.38 Kb.
ТипДокументы
источник

Приложение №4

Анализ источников информации по проблеме:

Составление и пополнение Банка исторических фактов

Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Видимо, самым существенным для человека, закончившего общеобразовательную школу, и далее не специализирующегося на предмете история, становятся знания основных дат, событий, имена исторических личностей, различные понятия, которые он изучает на уроках истории. Чтобы добиться максимального их усвоения, можно использовать следующий методический прием — регулярно выполняемое школьниками домашнее задание: обработка материала учебника, в ходе которого составляется и пополняется Банк исторических фактов.

Каждый учитель истории ведёт работу над историческими понятиями, датами, именами. Но мне понравился приём, разработанный Крючкиной Н.Б. и описанный в её работе «Игровые методы обучения». Она предлагает систему работы над понятиями, именами, датами, к которой у учащихся появляется интерес. Наряду с интересом к фактам у учащихся проявляется интерес к теоретическим проблемам, к самостоятельной интеллектуальной деятельности. Школьники мыслят понятиями, пользуются различными мыслительными операциями, рассуждают логически, запоминают. Кроме этого, здесь решается еще одна задача — «учить учиться самостоятельно», т.е. формировать технику самообразования, рациональные приемы работы с учебным материалом (извлекать из текста самое основное, приобретать навыки работы со справочным материалом). Эта работа настраивает детей на позитивную мотивацию.

Банк исторических фактов — Банк данных (или сокращенно БД) дети начинают вести с 5-го класса. Вначале эта работа проводится под руководством учителя, а к концу учебного года уже самостоятельно учащимися. Оформление выглядит следующим образом:

Новые имена

Новые даты

Новые понятия, географические названия










В эти разделы заносятся даты, географические названия, имена, новые понятия. И обязательно, когда начинается новая тема, заполнение разделов начинается с новых строк, факты одной темы друг против друга. Это обязательное условие для продуктивной работы с БД на уроках. Чтобы стимулировать детей, выборочно на уроках проверяется, как они справляются с домашним заданием: выписали ли они из домашнего параграфа основные имена, даты, понятия, географические названия. И за эту работу ставится оценка. Если дети с чем-то не справляются, учитель им помогает. Также каждую четверть необходимо выставляй оценку за ведение БД в журнал.

Особую роль работа с БД имеет в развитии таких познавательных процессов личности, как восприятие и воображение, так как главным в БД является слово. Именно организация учебной деятельности стимулирует развитие восприятия. Обучение должно обеспечивать умение видеть и анализировать то, что воспринимает ребенок.

Процесс обучения предъявляет определенные требования и к воображению ребенка. Школьник на уроках истории должен не только запомнить то, что рассказывает учитель, но и представить себе картины прошлого, пейзажи, людей, которых он никогда не видел. И если у младшего школьника особенностью воображения является опора на конкретные предметы, то постепенно на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возможность создать новый образ. И вот здесь- то очень помогает работа с БД, как на уроках, так и дома. Работа с БД развивает такой важный познавательный процесс, как внимание. Умение быть внимательным имеет значение не только в обогащений учащихся знаниями, умениями и навыками, но и в развитии их личности. Так, если ученик внимательно выполняет как интересное, так и неинтересное задание, преодолевая при этом неприятные эмоции, то у него тренируется волевое усилие и формируется настойчивость, целеустремленность; если ученик внимателен к товарищам, проявляет реальную заботу о них, то у него развивается чувство товарищества.

Учителю важно уметь поддерживать и развивать внимание учащихся на уроке. Установлено, что внимание школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда учащиеся полностью заняты работой, когда эта работа требует от них максимума умственной активности. Анализ, сравнение предметов, выделение существенных признаков, вычленение главного, основного в читаемом материале, классификация предметов по группам, установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, а также другие виды мыслительной деятельности невозможны без глубокого сосредоточения внимания на соответствующих предметах, явлениях. Активная мыслительная деятельность требует внимания.

Особенно внимательными учащиеся бывают в процессе творческой деятельности, при выполнении заданий типа «отгадай ребус, загадку, реши кроссворд», составленных на основе БД, так как здесь сливаются воедино мышление, чувства и воля.

Как показывают исследования отечественных психологов, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, формирование навыка самоконтроля в процессе учебной деятельности включает в себя умение учителя правильно организовать деятельность ученика и приводит к развитию внимательности как черты личности.

Ну и, конечно же, в работе с БД участвует мышление учащихся и развивается их память.

В учебных программах большое внимание уделяется формированию у учащихся научных понятий. При работе с БД это особенно учитывается. Здесь задействованы также такие процессы мышления, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение. При работе над понятиями используется понятийно-образное, научное обобщение. Обобщение протекает в тесном единстве с конкретизацией. Усвоение понятий происходит на основе рассмотрения отдельных фактов и совершения конкретных действий с ними. Усвоенные понятия применяются к решению частных конкретных заданий, которые составляются на основе фактов, записанных в БД.

Большим подспорьем БД является для развития такого познавательного процесса, как память. Способами, облегчающим запоминание и последующее воспроизведение, являются постоянная работа на различных этапах урока с фактами, записанными в БД, выполнение разнообразных заданий, проведение учебных игр. С возрастом дети при воспроизведении учебного материала усиливают его мыслительную обработку в плане систематизации и обобщения, В результате они воспроизводят учебный материал более свободно и связно.

Ниже приводится пример применения данного приема в системе уроков, предложенный автором книги Н.Б.Крючкиной, с изменениями внесёнными мною и использованные на уроках в 5 классе:

Учебник «История древнего мира», А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.

Тема «Древний Египет». 9 часов.

1-й урок. Вводный. «Древний Восток». Предварительно детям дано задание повторить все понятия из БД по теме «Жизнь первобытных людей», И на уроке проводится тестирование. Тест с выбором ответа «Первый»

1. Первое орудие труда: палка-копалка, гарпун, топор.

2. Первый коллектив людей: родовая община, стадо, племя.

З. Первое занятие людей: скотоводство, земледелие,

собирательство.

4. Первое орудие труда для обработки земли: мотыга, палка-копалка, плуг.

5. Первый руководитель коллектива людей: царь, вождь, старейшина.

2-й урок. Тема «Государство на берегах Нила». В начале урока в течение 5 минут проводится словарная разминка, когда учитель называет любое понятие, а ученикам необходимо объяснить его.

3-й урок. «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте». При повторении домашнего задания учитель раздает карточки индивидуально с кроссвордами по теме «Жизнь первобытных людей». Тем самым ученики не только повторяют домашнее задание, но и повторяют ранее пройденный материал.



  1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времён.

  2. Группа родичей, трудившихся и имевших общее имущество

  3. Одно из первых занятий человека

  4. Первый металл, который освоил человек

  5. Первое орудие для возделывания

  6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет назад

  7. Домашнее животное

  8. Материал для возделывания посуды на гончарном круге

  9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека

  10. Объединение родов, живущих в одной местности.

4-й урок. «Жизнь египетского вельможи». При повторении пройденного, учитель предлагает решить задание — Историческая арифметика и объяснить полученные понятия.

Раскройте скобки, упростите выражение, объясните значение полученных слов:

^ (С + ОБ) • ОРО + (ДИЧИ + ТНИ) = СОРОДИЧИ + ОБОРОТНИ

(д + Р) • УБИ + (НА+ЛО)= ДУБИНА + РУБИЛО

(М + ПРОК) ОЛ + (ИТВА + КА) =МОЛИТВА + ПРОКОЛКА

(ДУБ + ОБЩ) НА = ДУБИНА + ОБЩИНА

Затем можно провести словарную работу, когда детям загадываются загадки по теме «Жизнь первобытных людей» и другие.

Он из мотыги появился,

Избавив всех от лишних мук.

За животиной он тащился.

Ты, прав, конечно, это ……


Живут в пределах местности одной

Они, как брошенное в землю семя,

Собравшись несколько родов,

Они образовали ….


Эти предки всех слонов,

Но огромнее, лохмаче.

Для охотников, тем паче,

Нет желаннее добычи.


Человек пошёл на лов.

Чтобы был большой улов.

И предмет он прихватил,

Что из кости смастерил.

Назови, что это было.

И орудием служило.


Из рода выбрали того,

Кто стар и мудр одновременно.

И выбрали его за то,

Что опыт свой готов отдать

Всем непременно.


5-й урок. «Военные походы фараонов». Во время проверки домашнего задания проводится игра «Перестрелка», суть которой в следующем: ученики спрашивают друг друга, что означает то или иное понятие или имя из БД. Один ученик ответил и показал на другого — «стрельнул» в того, кто должен отвечать.

6-й урок. «Религия древних египтян». Во время закрепления ученикам предлагается сыграть в игру «Американцы и русские». В гости к русским школьникам приехали американские. Необходимо им объяснить новые слова.

7-й урок. Искусство древнего Египта». В ходе повторения домашнего задания ученикам предлагается игра «Поле чудес» по типу телевизионной.

8-й урок. «В древнеегипетской школе». В ходе закрепления с группой учеников проводится беседа, а остальные решают кроссворды, составленные на основе БД. Дома учитель предлагает составить кроссворды самим ученикам, используя БД, что они с удовольствием делают.

9-й урок. Повторительно-обобщающий «Древний Египет». Учениками решаются кроссворды, отгадываются ребусы, загадки, выполняются задания типа: «Чем связаны данные понятия — камень, вода, кожаный мешок, орошение?» (Шадуф). Или: «Из названных имен, понятий, географических названий назовите то, что относится к жизни первобытных людей, и то, что относится к древнему Египту: Нил, мотыга, скребок, Мемфис, Тутмос, плуг, раб и др.». Или викторина «Кто это?» — когда называются имена, а ученики должны разъяснить, что это за историческая личность. Все проводится с учетом того, что дети записали в БД и учат ежедневно.




Похожие:

Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов iconОписание и методические рекомендации приёмов и техник в рамках икт, применяемые на уроке: составление Банка исторических фактов, игры на уроке истории. Методический приём составление и пополнение Банка исторических фактов
Банк исторических фактов — Банк данных (или сокращенно бд) дети начинают вести с 5-го класса. Вначале эта работа проводится под руководством...
Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов iconПриложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории
Информационные технологии могут сыграть ключевую роль в этой реформе. Имеются многочисленные примеры, показывающие, как компьютерные...
Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов iconПротокол №6 от «11» апреля 2012 г. /В. В. Рыжков
Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающихся выделять существенное из информации по заявленной...
Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов iconПринято педагогическим советом
Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной...
Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Большепечерская средняя общеобразовательная школа
Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной...
Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов iconНаправление деятельности
Банка педагогической информации, формирование и пополнение электронных каталогов; повышение эффективности внутрибиблиотечной работы,...
Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов iconКритерии для анализа качества исследования
В качестве источников информации использованы достоверные источники (исторических статей, энциклопедий, мнения профессиональных литературоведов,...
Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов iconПрактическая работа №1 Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карты, дневники путешествий, справочники, словари и др.), составление «летописей» наиболее важных путешествий разных исторических эпох Цели работы
Цели работы: Познакомиться с существующими источника­ми географической информации
Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов iconПрактическая работа Тема: Анализ источников географической информации
Знакомство с учебником «География янао», географо-краеведческим атласом, другими источниками географической информации
Приложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов iconAleksei Krakhmalnikov, Ph. D. (The Hebrew University of Jerusalem) Аудит источников информации (тезисы)
Одним из вариантов «встречи» источниковедческих методов исследования с реальными нуждами хозяйствующих субъектов служит аудит источников...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы