Приложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории icon

Приложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории



НазваниеПриложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории
Дата конвертации19.09.2012
Размер92.79 Kb.
ТипУрок
источник

Приложение №5.

Анализ литературы и данных исследований по проблеме:

Игры на уроке истории.

Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса — явление не новое. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Она — часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.

В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах — реальном и условном (игровом).

Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Практика показывает, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, то в деловой игре — до 90 %, поэтому авторы различных игровых методических разработок настаивают на их применении. В другом исследовании при сравнении деловой игры и аналогичной ей по объему и содержанию традиционной лабораторной работы были отмечены следующие результаты: уровень усвоения знаний в игровой группе — 79,3 %, в группе, выполнявшей лабораторную работу 54 %. Через две недели после занятий уровень знаний в игровой группе сохранялся высоким — 64 %, а в традиционной - 11,8 %. Через 4 недели контроль показал 49 % и 8,5 % соответственно. Через 6 недель — 33,2 % и 5,8 %, после чего произошла стабилизация уровня знаний: для игровой группы — 31,3 %, для традиционной —5 %.

Кроме того, доказано, что ролевые, имитационные игры и другие игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

1) стимулирование мотивации и интереса —

• в области предмета изучения;

• в общеобразовательном плане;

• в продолжении изучения темы;

2) поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например:

• фактов, образа (гештальта) или системного понимания;

• расширенного осознания различных возможностей и проблем;

• последствий в осуществлении конкретных планов или возможностей;

3) развитие навыков:

• критического мышления и анализа;

• принятия решений;

• взаимодействия, коммуникации;

• конкретных умений (обобщёние информации, подготовка рефератов и др.); • готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);

4) изменение установок:

• социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество);

• восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей;

5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:

• оценка преподавателем (тренером или руководителем) тех же умений участника;

• осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

В игру включают викторины, ситуации, элементы мозгового штурма. Игра — это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся.

Коллективная форма работы — одно из основных преимуществ игр. В игре обычно работают группы из 5—б человек. Второе преимущество игр •в том, что в них активно и одновременно может принимать участие достаточно большое количество учащихся (до 40 человек), т. е. практически весь класс. До минимума сводится роль и участие учителя в игре. Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.

Различные игры применимы и в качестве зачетных занятий, при обобщении и повторении блока тем; они дают возможность учителю без излишней нервозности проверить усвоение темы, выявить проблемы в знаниях учащихся в овладении ими практическими умениями и навыками. В то же время они содержат большой обучающий потенциал и, используя схему данной игры, учащиеся могут составить свои варианты её проведения.

Бурное развитие игрового метода привело к многообразию его дидактического воплощения. В литературе появляется описание игр-упражнений, ролевых игр, дидактических, педагогических и многих других.

Классификация игр:

1. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация.

2. По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые, воспитательные, продуктивные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие, психотехнические, обобщающие.

З. По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.

4. По игровой среде: без предметов с предметами, компьютерные, технические, настольные, телевизионные, со средствами передвижения, комнатные, ТСО на местности.

Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный (от 1 до нескольких дней).

2. Основной этап (непосредственное проведение игры).

3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце деловой игры).

Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дать объективную оценку личного вкладакаждого в достижение игровой цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива.

При конструировании игры необходимо также четко продумать её адаптацию к конкретным участникам и условиям.

Методическое оснащение игры представляет собой совокупность всех необходимых материалов:

1. Структурные схемы: цели — задачи — содержание (предметная сфера) — этапы.

2. Сценарий — в виде «генерирования событий» — для определения динамики развития игрового действия, введения неожиданных ситуаций в ход игры.

З. Предметная сфера -. важнейший элемент игры. Это могут быть: 1) сведения из различных учебных предметов; 2) факты из реального личного опыта З) сам процесс составления проекта и прогнозирование развития проблемных ситуаций, обсуждаемых в ходе игры).

4. Комплект ролей — описание функциональных прав и обязанностей (например, «защитник» — оппонент»; «негативист» «позитивист»; «философ» — «историк» — «политик» и др.), а также подробное описание требований к каждой роли.

5. Правила игры — нормы поведения для всех её участников, прописывающие ограничения (например, регламент), функции ведущего и участников, способы их взаимодействия, способы подведения итогов и оценивания и др.

6. Методологическое обеспечение игры — те материалы, которые позволяют на практике реализовать поставленные цели:

1) проспект игры с краткой её аннотацией, 2) конкретные рекомендации по проведению отдельных этапов; З) описание методик оценивания результатов игры и др.

7. Система критериев оценивания: 1) уровень общительности; 2) культура диалога, развитие коммуникативных умений; 3) широта кругозора; 4) умение работать в группах; 5) проявление личностных свойств и т.д.

Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. Более того, это путь к осмыслению рассматриваемой проблемы.

В истории чаще используются дидактические игры. Методика проведения игр хорошо описана в книгах Г.А.Кулагиной «Сто игр по истории», Л.П.Борзовой «Игры на уроке истории». Разнообразие игр, предложенное учителям не только для 5-6 классов, но и для старшего звена. В книгах собраны дидактические игры , хорошо зарекомендовавшие себя в практике школьных уроков. В этих работах сделана попытка отобразить возможности дидактических игр. Книга предназначена для учителей истории, преподавателей смежных предметов, а также ей могут заинтересоваться родители.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характёра: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактически игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр — забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это — творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения — потребность учиться, знать».

Однако, игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

Технология игровых форм обучения легко воспринимается и её можно применять любым учителям-предметникам. Эта форма, которую учитель может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.

При работе в данном направлении можно использовать принципиальную схему функциональной системы игры В.П.Беспалько

КЗ ЭКЗ ТЗ БУК ИК ПНК ОНИ + ТР

КЗ - конкретные знания

ЭКЗ — элементы конкретного знания

ТЗ - таблица знаний

ОПИ - основные правила игры

БУК - блок учебных карт

ПК - игровая конструкция

ПНК - полученный набор карт

ТР - таблица результатов

Эта схема позволяет любому учителю-предметнику составить учебную игру на любую из перечисленных форм. Автор использует данную схему для работы со старшеклассниками. Было дано задание — составить свои игровые задания. Опыт показал, что учащиеся справляются с данной задачей. Любой учитель может с помощью своих помощников - учеников получить хороший комплект игрового материала по предмету, который всегда можно использовать как в учебной, так и во внеучебной деятельности.




Похожие:

Приложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории iconОписание и методические рекомендации приёмов и техник в рамках икт, применяемые на уроке: составление Банка исторических фактов, игры на уроке истории. Методический приём составление и пополнение Банка исторических фактов
Банк исторических фактов — Банк данных (или сокращенно бд) дети начинают вести с 5-го класса. Вначале эта работа проводится под руководством...
Приложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории iconПриложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории
Информационные технологии могут сыграть ключевую роль в этой реформе. Имеются многочисленные примеры, показывающие, как компьютерные...
Приложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории iconБиблия как памятник истории и литературы
Ной культуре. Она является религиозным памятником, историческим источником и шедевром мировой литературы, духовным наставником многих...
Приложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории iconПоложение о городской игре «Колесо истории» среди учащихся 5 классов оу г. Уфы по теме: «Древние страницы истории» Организаторы игры
Организаторы игры: моу «Научно-информационно-методический центр» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, методист по...
Приложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории iconТема урока: Базы данных
Система управления базами данных это приложение (программа), позволяющее создавать базы данных и осуществлять в них сортировку и...
Приложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории iconУрок истории «Трагедия 20- 30- ых гг в русской истории»
Формирование исторического мировоззрения и личностной позиции учащихся по данной проблеме
Приложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории iconАнализ работы шмо учителей русского языка, литературы, истории, обществознания за 2011 2012 учебный год
Анализ работы шмо учителей русского языка, литературы, истории, обществознания за 2011 – 2012 учебный год
Приложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории icon18 мая 2010 года был проведен урок истории Татарстана Хамзиной Алией Мислахутдиновной, учителем истории, в 9 а классе по теме «Татарстан в период 1953-1964гг.
Урок прошел в форме игры. Тип урока – повторительно обобщающий. На уроке было использовано оборудование: компьютер, проектор. Игра...
Приложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории icon1. Основные структуры данных и соответствующие им задачи. Шкалы измерений, типы признаков
Анализ матриц «объект-признак». Стандартизация матрицы данных. Геометрическая интерпретация матрицы данных
Приложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории iconКритерии оценки урока по курсу оркисэ каждый критерий – по 5-балльной шкале
Выбор стратегии. К какому типу относятся основные методики, применённые на данном уроке? (Пассив, актив, интерактив)? Уместно ли...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы