Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории
Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории icon

Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории



НазваниеПриложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории
Дата конвертации19.09.2012
Размер166.08 Kb.
ТипУрок
источник

Приложение № 6

Анализ источников информации по проблеме:

ИКТ на уроках истории.

Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения. Информационные технологии могут сыграть ключевую роль в этой реформе. Имеются многочисленные примеры, показывающие, как компьютерные и сетевые технологии используются для того, чтобы:
     – лучше приспособить обучение к потребностям и способностям обучающегося;
     – обеспечить доступ всем учащимся к информационным ресурсам за пределами школы, как, обогащая их обучение, так и увеличивая время, посвященное самостоятельному обучению;
     – реально оценить успехи учащихся в образовании; помочь школам в управлении и руководстве учебной деятельности учащихся.

     Вместе с тем хотелось бы отметить, что в современном обществе сложилась настоятельная потребность пересмотра некоторых принципов применения ИКТ в организации учебно-познавательного процесса. Учителя-предметники, в том числе и я, стремящиеся использовать эти технологии в процессе обучения, сталкиваются с проблемой отсутствия методических разработок по их грамотному применению, а поэтому часто используют эти технологии только как дополнительное (или единственное) техническое средство обучения, что снижает их результативность. Проблема использования ИКТ сегодня требует осмысления того, насколько целесообразно и эффективно они используются на уроках и во внеурочное время; насколько они способствуют развитию личности учащегося, формированию у него познавательного интереса; насколько разработаны и обоснованны методики их применения.
  Особенность моего подхода к данным проблемам заключается в том, что я пытаюсь не только проверить эффективность применения ИКТ с точки зрения повышения качества обучения, но и создать свою систему использования ИКТ в образовательном процессе.

Организовывая учебно-воспитательный процесс на уроках истории и обществознания, я исхожу из следующих положений:     1. Информационно-коммуникационные технологии предполагают использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие «обработка информации» включается также создание новой информации на основе (с использованием) уже имеющейся.
 2. Познавательная потребность – свойство личности, выражаемое в устойчивом интересе к знаниям, в реализуемой потребности к самостоятельным разнообразным учебным действиям. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами. Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях. Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика, сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость, поведение ученика при его затруднениях.

Так что же такое познавательный интерес?

Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов.

Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области.

Радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными.

Познавательный интерес оказывает влияние на личность школьника многозначно. Можно объединить в системе преподавания три особенности интереса, такие как цель, средства и результат.

  1. С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности, как черты личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения или же его мотив.

  2. Когда на разных этапах урока вводим с помощью элементов занимательности, то используем интерес, как средством обучения. В этом случае мы используем объективно привлекательные свойства предметов, явлений, событий, процессов (эффектный опыт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления, впечатляющее слово).

  3. На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью. Здесь уже интерес выступает как результат обучения.

По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета можно выделить 3 уровня развития познавательного интереса: низкий, средний и высокий уровни.

Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями.

Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов.

Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.

В современной педагогике существуют различные методы стимуляции познавательных интересов учащихся в учебном процессе и разные подходы к их классификации.

В процессе обучения имеет место использование трёх видов стимуляции познавательных интересов учащихся:

  • 1-й вид стимуляции имеет своим источником содержание учебного материала;

  • 2-й вид стимуляции осуществляется в ходе организации учебной деятельности школьника;

3-й вид стимуляции опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, также между ними и учителем.

Очень большую роль в развитии познавательного интереса играют отношения между участниками учебного процесса

  • Отношения между учителем учащимися всегда проявляются на уроке в эмоциональном тонусе деятельности учащихся, который либо способствует появлению и укреплению познавательного интереса, либо гасит его.

  • Эмоциональность самого учителя всегда отражается на результате развития учащихся.

  • Вера в ученика, в его познавательные силы и возможности – мощный побудитель интереса к учению.

  • Соревнование – так же можно рассматривать как стимул познавательного интереса, связанный с отношениями между учениками.

  • Аргументированные положительные оценки и одобрительные суждения учителя и товарищей несут положительные эмоции, которые утраивают энергию учащихся.

Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность учащихся в усвоении предлагаемого учебного материала.

Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.

В.П.Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение мотива, как потребность, побуждение, влечение... При этом отмечает, важный показатель — быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.

Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Виды мотивации:

а) Познавательные:

1. Широкие мотивы (овладение знаниями).

2. Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).

б) Социальные:

1. Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).

2. Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).

3. Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).

В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы авторов «Формирование мотивации учения», где достаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.

Младший школьный возраст.

1. Широкие познавательные мотивы — интерес к знаниям.

2. Учебно-познавательные мотивы — интерес к способам приобретения знаний.

3. Мотивы самообразования — простая форма — интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическому чтению дополнительных книг.

4. Широкие социальные мотивы - значимость учения, глубокое осознание причин необходимости учиться.

5 Позиционные социальные мотивы - желание ребенка получить, главным образом, одобрение учителя.

Младшие школьники учатся понимать и принимать цели исходящие от учителя, удерживают эти цели в течение длительного времени, выполняют действия по инструкции. Начинают складываться умения соотнесения цели со своими возможностями. Средний возраст.

1. Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.

2. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).

3. Позиционные мотивы — усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.

4. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.

Старший школьный возраст.

1. Широкие познавательные мотивы — интерес к знаниям.

2. Учебно-познавательный мотив интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).

3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.

Перед учителем стоят задачи:

1. Опираться на достижения предыдущего возраста.

2. Стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста.

3. Очень важно подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

ИКТ способствует росту мотивированности учащихся к саморазвитию и самообразовании через использование Интернет, работу с компакт-дисками.

За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках истории:

     – работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;
     – работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников – сопровождение лекций, организация самостоятельной работы. Изучив методическую литературу, я составила алгоритм построения мультимедийной презентации

     – работа в Excel;

     – использование Internet и медиа-ресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации, музыка и т.д.).
Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией. Далее хотелось бы несколько слов сказать о методике применения ИКТ на уроках истории и обществознания.
  Информационные технологии играют большую роль в формировании банка текстовых материалов (документально-методические комплексы, контрольно-измерительные материалы и т.д.). Они позволяют разнообразить задания, оживить их иллюстрациями, схемами. Наличие электронной версии КИМов даёт возможность при необходимости восстановить утерянные тексты, увеличить количество экземпляров, внести необходимые коррективы, облегчает доступ учащихся через школьный компьютер или сеть к обязательному минимуму знаний по теме, требованиям и рекомендациям к творческим работам и проектам, документально-методическим комплексам. Существенно экономят время и силы учителя и учащихся, способствуют развитию познавательного интереса. Кроме того, возможна проверка знаний учащихся электронными тестами, кроссвордами в режиме on-line.

^ Средства информационных технологий, их возможности, педагогическая целесообразность использования

Под средствами информационных технологий (ИТ) бу­дем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислитель­ной техники, а также современных средств и систем информа­ционного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче ин­формации.

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей информационных технологий, реализация ко­торых создает предпосылки для небывалой в истории педаго­гики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

• незамедлительная обратная связь между пользователем и информационными и коммуникационными технологиями;

• компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных";

• архивное хранение достаточно больших объемов инфор­мации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

• автоматизация процессов вычислительной, информацион­но-поисковой деятельности, а также обработки результатов

• учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

• автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятель­ностью и контроля над результатами усвоения.

Реализация вышеперечисленных возможностей инфор­мационных и коммуникационных технологий позволяет орга­низовать такие виды деятельности со средствами ИТ, как:

• регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка ин­формации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме;

• интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характери­зующееся (в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами и ответами) реализацией более разви­тых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключево­го" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержа­ния учебного материала, режима работы;

• управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

• управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально проте­кающих;

• автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

• На основе вышеизложенного выделим педагогические цели использования средств информационных технологий:

• развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализа­ции возможностей компьютерного моделирования или ис­пользования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);

• формирование информационной культуры, умений осуще­ствлять обработку информации (например, за счет использо­вания интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов);

• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (на­пример, за счет использования компьютерных игр, ориентиро­ванных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

• развитие мышления (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретиче­ского видов мышления);

• эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультиме­диа);

• развитие коммуникативных способностей.

Не менее важно использование возможностей информа­ционных технологий с целью интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, в частности:

• повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей информационных техноло­гий;

• обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуслав­ливающих активизацию познавательной деятельности (напри­мер, за счет компьютерной визуализации учебной информа­ции, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности);

• углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.


^ Основные направления внедрения средств информационных технологий в образование.

1) Использование средств информационных технологий в качестве средств обучения, совершенствующих процесс преподавания, повышающих его эффективность и качество. При этом обеспечивается:

• реализация возможностей программно-методического обеспечения современных ПЭВМ в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления трениров­ки, контроля результатов обучения;

• использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования куль­туры учебной деятельности;

2) Использование средств информационных технологий в качестве инструмента познания окружающей действи­тельности и самопознания.

3) Использование средств информационных технологий в качестве средств развития личности обучаемого.

4) Использование средств информационных технологий в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компью­терного педагогического тестирования и психодиагности­ки.

5) Использование средств информационных технологий в качестве средств организации интеллектуального досуга, развивающих игр.


^ Педагогическая целесообразность применения программных средств, их функциональное назначение

Использование ПС учебного назначения в процессе пре­подавания общеобразовательных предметов производится в подавляющем большинстве совместно с учебно-методической литературой, обеспечивающей сам процесс применения того или иного ПС и его включение в канву урока. Традиционные средства обучения, такие, как кинофильмы, диафильмы, на одном и том же уроке с ПС учебного назначения практически вообще не используются, а таблицы, кодотранспаранты ис­пользуются весьма ограниченно. ПС, используемые в процес­се обучения для поддержки преподавания того или иного учебного предмета, в основном, преследуют цель — "латание прорех" традиционной методики обучения. При этом разра­ботчики (преподаватели, методисты, программисты) стремят­ся использовать возможности современных ПЭВМ в целях интенсификации учебного процесса в рамках традиционной методики обучения. Педагогическая целесообразность разра­ботанных, а порой и активно используемых программ, остает­ся "на совести" авторов, так как большинство этих разработок не опирается ни на определенную методологию, ни на теоре­тические или концептуальные разработки, описывающие кри­терии оценки качества ПС, выбор тематики для ПС, установ­ление оптимального количества разработок по тому или иному учебному предмету. Хотя надо отметить и то, что отдельные вопросы решаются различными авторами, и определенные подходы к вышеназванным проблемам уже сформированы.

Педагогическая целесообразность ис­пользования ПС учебного назначения различных типов опирается на следующие выводы:

• использование в практике преподавания ПС учебного на­значения целесообразно ориентировать на тренировку усваи­ваемых умений, навыков, на контроль результатов обучения, на использование игровой компоненты;

• применение программных средств и систем в учебном процессе значительно повышает мотивацию обучения за счет предоставления возможности самостоятельного выбора режи­ма работы с ПС, обеспечения разнообразных видов самостоя­тельной работы, компьютерной визуализации, использования игровых ситуаций;

• реализация в ПС учебного назначения возможностей со­временной компьютерной графики, разнообразных средств наглядности формирует и развивает наглядно-образный, на­глядно-действенный вид мышления;

• выполнение обучаемым экспериментально-исследователь­ской деятельности, организованной с помощью ПС, формиру­ет исследовательские умения, инициирует самостоятельное приобретение знаний;

• реализация идей алгоритмизации обучения в ПС учебного назначения инициирует обучение оптимальному поиску стра­тегии решения задач определенного класса, развивает алго­ритмический, логический стиль мышления;

• использование учебных баз данных, электронных таблиц, применение системы подготовки текстов, включение в обу­чающие программы деятельности по классификации учебной информации формирует информационную культуру обучае­мого.

Таким образом, следует констатировать необходимость выдвижения на передний план (при разработке перспективных ПС учебного назначения) концептуальных психолого-педагогических аспектов проблемы создания и использования ПС в целях обучения и развития интеллектуального потенциа­ла индивида, в том числе определения условий реализации уникальных (с точки зрения педагогических применений) воз­можностей современных информационных технологий.

^ Методические цели использования ПС учебного на­значения.

Перечислим наиболее значимые, с позиции дидактиче­ских принципов, методические цели, которые наиболее эф­фективно реализуются с использованием ПС:

• индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности);

• осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обу­чаемого и предъявление на экране компьютера соответствую­щих комментариев, результатов обучения и оценкой результа­тов учебной деятельности);

• осуществление самоконтроля и самокоррекции;

• осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся;

• высвобождение учебного времени за счет выполнения на ЭВМ трудоемких вычислительных работ и деятельности, свя­занной с числовым анализом;

• компьютерная визуализация учебной информации: во-первых, изучаемого объекта (наглядное представление на эк­ране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей со­ставных частей); во-вторых, изучаемого процесса (наглядное представление на экране ЭВМ данного процесса или его мо­дели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходи­мости — в развитии, во временном и пространственном дви­жении, представление графической интерпретации исследуе­мой закономерности изучаемого процесса);

• моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений;

• проведение лабораторных работ (например, по физике, химии) в условиях имитации в компьютерной программе ре­ального опыта или эксперимента;

• создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к сети информации;

• усиление мотивации обучения (например, за счет изобра­зительных средств программы или вкрапления игровых ситуа­ций);

• вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала;

• развитие определенного вида мышления (например, на­глядно-образного, теоретического);

• формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации;

• формирование культуры учебной деятельности, информа­ционной культуры обучаемого и обучающего (например, за счет использования системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных или интегрированных пользовательских пакетов).




Похожие:

Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории iconПриложение №4 Анализ источников информации по проблеме: Составление и пополнение Банка исторических фактов
Чтобы добиться максимального их усвоения, можно использовать следующий методический прием — регулярно выполняемое школьниками домашнее...
Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории iconПриложение №5. Анализ литературы и данных исследований по проблеме: Игры на уроке истории
Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет...
Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории iconПринято педагогическим советом
Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной...
Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории iconПротокол №6 от «11» апреля 2012 г. /В. В. Рыжков
Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающихся выделять существенное из информации по заявленной...
Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Большепечерская средняя общеобразовательная школа
Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной...
Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории iconПрактическая работа Тема: Анализ источников географической информации
Знакомство с учебником «География янао», географо-краеведческим атласом, другими источниками географической информации
Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории iconВопросы к экзамену по истории Древнего мира (Д/О). Ч. 2007-2008 гг. Первобытное общество
Классификация источников по истории Древнего мира. Достоинства и «недостатки» письменных и вещественных источников по истории Древнего...
Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории iconAleksei Krakhmalnikov, Ph. D. (The Hebrew University of Jerusalem) Аудит источников информации (тезисы)
Одним из вариантов «встречи» источниковедческих методов исследования с реальными нуждами хозяйствующих субъектов служит аудит источников...
Приложение №6 Анализ источников информации по проблеме: икт на уроках истории iconПовышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы