Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели icon

Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели



НазваниеТема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели
Дата конвертации19.09.2012
Размер90.85 Kb.
ТипУрок
источник

Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока)

Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

1) образовательные задачи:

  • ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

  • выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

  • выяснить систему управления Древнерусским государством.

2) развивающие задачи:

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:

  • развивать умение работать в группах.

3) воспитательные задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

  • воспитание коллективизма, товарищества.

^ Основные понятия: государство, предпосылки создания государства, конунг, князь.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология, технология деятельностного метода.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Проверка домашнего задания

  1. Устный ответ по карточкам, используя карту.

Карточка 1.

Используя карту, определите влияние климата на быт и хозяйственные занятия финно-угорских племён

Карточка 2.

Покажите на карте и расскажите о развитии Тюркского каганата.

Карточка 3.

Покажите на карте и расскажите о развитии Аварского каганата.

Карточка 4.

Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата.

Карточка 5.

Покажите на карте и расскажите о развитии Волжской Булгарии.

Карточка 6.

Покажите на карте и охарактеризуйте уровень развития Византии к IX в.

  1. Тест «Соседи восточных славян» (этот же тест составлен в программе «Использование Microsoft Office в школе», можно решить on-line)

1 вариант

Вопрос №1: Во главе Тюркского государства находился:

1. царь

2. каган

3. император

Вопрос №2: В бога грома Перкуня верили:

1. гунны

2. финно-угры

3. скифы

Вопрос №3: Авары в основном занимались:

1. скотоводством

2. торговлей

3. военными походами

Вопрос №4: Религия иудаизм получила распространение

1. в Тюркском каганате

2. в Византии

3. в Хазарии

Вопрос №5: Столицей Византийской империи был город:

1. Константинополь

2. Казань

3. Рим

2 вариант

Вопрос №1: Во главе Хазарского государства находился

1. царь

2. каган

3. император

Вопрос №2: Язычниками были:

1. тюрки

2. волжские булгары

3. хазары

Вопрос №3: Ислам получил распространение:

1. в Хазарии

2. в Волжской Булгарии

3. в Скифии

Вопрос №4: Столицей Волжской Булгарии был город:

1. Итиль

2. Казань

3. Булгар

Вопрос №5: Основным источником пополнения продовольственных запасов у финноугров были(о):

1. ремесло и торговля с соседними племенами и государствами

2. собирательство

3. земледелие, скотоводство и рыбная ловля

  1. Кроссворд (можно сделать на листочках, в программе Excel на компьютерах, на интерактивной доске)

Кроссворд «Соседи восточных славян»




^ По горизонтали:

  1. Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающих на одной территории


По вертикали:

  1. Кочевые племена, расселившиеся в Причерноморье в IV в.до н.э., занимавшие территорию от Дуная до степной части Крыма и создавшие своё царство

  2. Денежный или вещественный сбор с покорённых народов

  3. Объединение людей по кровному признаку

  4. Воинственные кочевники, вторгшиеся в VI в. в степные районы Причерноморья


Кроссворд «Соседи восточных славян»




По горизонтали:

3. Религия, которую приняла верхушка Хазарского государства

4. Глава государства у хазар


По вертикали:

  1. Жители государства, которое сложилось в VII в. в Нижнем Поволжье и подчинило себе многие соседние народы от Днепра до Северного Кавказа

  2. Скотоводческие кочевые племена, которые в III в до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов.

  3. Религия, которую в 922г. приняли волжские булгары.


III. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория; 4) Армия; 5) Население; 6) Налоги? (Государство.)

2. Используя задание для интерактивной доски, ученики вставляют пропущенные слова:

Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система _____________________ людьми, проживающими на единой ______________________; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых ___________________, осуществляется охрана _________________________ регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими ______________________


ТЕМА: «Формирование Древнерусского государства».

Задачи:

  • Познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

  • Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

  • Выяснить систему управления Древнерусским государством.

IV. Изучение нового материала.

1. На доске учитель рисует логическую цепочку:


Экономический подъём



Увеличение производительности труда и накопление богатств




Социальное расслоение в племени и выделение знати



Появление аппарата управления



Возникновение государства

Вспомните:

1. Каковы были экономические предпосылки создания государства у славян? 2. Покажите на карте славянские горо­да, ставшие центрами племенных союзов.

3. Вспомните, какой была сис­тема управления у славянских племен?

4. Чем были недовольны богатые славянские соплеменники?

5. Как вы думаете, какую роль в создании государства играли ремесло и торговля?


2. Обобщая ответы учащихся на последний вопрос, учитель предлагает познакомиться с документом и обратиться к карте на с.33..

Документ

«Повесть временных лет». Начало XII в.

« ...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра ­ волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в ко­торое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Ва­ряжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью усть­ями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвали­сы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»

Вопросы и задания к документу:

1. Используя карту, покажите путь «из варяг в греки»

2. Каковы были представления славян о своей земле?

3. Каково современное название Хвалисского моря? Как славяне называли Черное море?

4. Как вы думаете, с какими государствами торговали славяне? . .


Используя карту и текст учебника на с. 21, учащиеся городскими центрами союзов племен: полян, северян, кривичей, радимичей, ильменских словен, а с помощью иллюстрации на с. 22 рассказывают о городской торговле.

^ Вопрос учащимся: Как вы думаете, с какими трудностями приходилось сталкиваться славянским купцам, везшим свой товар в Византию?


3. Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян»

Норманнская

Центристская

Славянская

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира

Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.

Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.


Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.

Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.

2. Задание: Прочитайте «Повесть временных лет» и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.


Документ

«Повесть временных лет»

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро…

И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».

^ Учитель оценивает ответы.


3. Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. (Дополнительный тезис для более подготовленного класса.)

В качестве доказательства этого утверждения предлагаю выполнить задание.

Задание. Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы

Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку


    1. Начало неравенства

    2. Выделение знати

    3. Переход к соседской общине

    4. Образование государства

    5. Захват земель, грабительские набеги.

    6. Усовершенствование обработки земли.

    7. Образование излишков.

    8. Складывание частной собственности на землю.

    9. Господство родовой общины.



Подведение итогов. Любое государство имеет определенную внутреннею организацию

4. А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства»

(выполняют на интерактивной доске)

^ Социальный строй и управление племенем у славян.

Заполните схему, используя условные знаки


А − Вече

В − Князь

Д − Ополчение

Б − Соседская община

Г − Старейшины

Е − Дружина









Домашнее задание: § 3, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания на стр. 27. Используя иллюстрацию (с. 26), составить рассказ об объединении Новгорода и Киева под властью Олега.




Похожие:

Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели iconПримерный перечень Экзаменационных вопросов по дисциплине «История»
Образование Древнерусского государства. Роль «варяжского фактора» в образовании Древнерусского государства
Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели iconТема: Расцвет Древнерусского государства. Правление Ярослава Мудрого
Рассказать о второй усобице на Руси после смерти Владимира Святославовича. Охарактеризовать основные направления политики Ярослава...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели iconФормирование древнерусского государства

Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели iconТема «Восточные славяне, формирование Древнерусского государства» Вариант 1 Выберите правильный ответ
З для охраны своих судов и товаров купцы нанимали и вооружали специальных людей, которые объединялись в гильдии
Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели iconУрок по теме: «русь во времена владимира святославича»
Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели iconУрок по музыке в 5 классе Тема урока: «Музыкальная живопись» сказок и былин. Цели и задачи урока
Цели и задачи урока: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников
Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели iconТема «Формирование Древнерусского государства»
Варяжские князья и по великому торговому пути отправились в столицу Византии Царьград. Спустившись вниз по Днепру, они увидели раскинувшийся...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели iconТема «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»

Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели iconУрок по теме: «начало монголо-татарского вторжения на русь»
Цели урока: сравнительный анализ процесса возникновения Древнерусского государства и Монгольской державы; характеристика природных...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока) Цели iconТема: «Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления». Цели урока
Цели урока: -дать знания о развитии рельефа; продолжить формирование мировоззрения 1 о рельефе как взаимодействии внешних и внутренних...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы