Задачи: Образовательные icon

Задачи: Образовательные



НазваниеЗадачи: Образовательные
Дата конвертации19.09.2012
Размер74.54 Kb.
ТипУрок
источник

Тема урока: «Быт и нравы Древней Руси»

Цель урока: познакомить учащихся с бытом и нравами древней Руси.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с повседневной жизнью земледельцев и горожан, характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.

Развивающие:

  • формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета

  • развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией;

  • развитие коммуникативных способностей учащихся.

Воспитательные:

  • В процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.


^ Основные понятия и термины: слобода, хоромы, скоморохи, гусляры

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентации учащихся

Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Проверка домашнего задания

  1. На персональных компьютерах ученики выполняют задания модуля «Культура Древней Руси. Практика» (количество учеников, выполняющих задание, соответствует количеству компьютеров в классе, 1 ученик – 1 компьютер)

Задание выглядит так:




На последней странице после выполнения задания указано: число ошибок, % и время выполнения заданий


2. Задание на интерактивной доске:




3. Тестирование (4-6чел.)

Тест «Культура Древней Руси»

Выберите несколько вариантов ответов.

1. Выберите верные высказывания:

А. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит.

Б. Пергамент – это материал для письма, изготовленный из дерева.

В. «Повесть временных лет», написанная в X веке, относится к литературному жанру «жития святых».

Г. До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества.

Д. Софийские соборы, близкие по стилю, были сооружены в Киеве, Новгороде.

Е. Храмы украшались только иконами, на которых изображали библейские сюжеты.

2. Выберите несколько характеристик культуры Древней Руси:

А) монументальность

Б) масштабность

В) изящество

Г) доброта

Д) жизнелюбие

Е) слитность с природой

Ж) переживания за боль и несчастья людей

З) народность

3. Соотнесите литературный жанр и произведение Древнерусской литературы:

А) летопись Б) житие В) слово Г) наставление

1) «Слово о полку Игореве»

2) «Повесть временных лет»

3) «Поучение детям» В. Мономаха

4) «Житие Бориса и Глеба»

4. Кто были самыми грамотными людьми на Руси?

А) бояре Б) князья В) монахи Г) горожане

5. Выберите примеры духовной культуры:

А) соборы

Б) книги

В) былины

Г) христианство

Д) грамотность

Е) фрески


4. Устный ответ по карточке у доски:

Рассказать об особенностях культуры Древней Руси.

По плану:

    1. Дать определение «культура»

    2. Что явилось основой древнерусской культуры.

    3. Чьё влияние сказалось на культуре Древней Руси.

    4. Главный мотив Древнерусского искусства. Приведи пример.

    5. Направления в развитии культуры.

    6. Вывод




  1. Изучение нового материала

  1. Мотивация

На фоне музыки Грига «Утро» учитель читает стихотворение:

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ высокий и красивый-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети словно крепкие дубки».


-Прослушав музыку, строчки из стихотворения: Скажите, о ком, о чём пойдёт речь на уроке? (Мы будем говорить о быте и нравах наших предков в те далёкие времена, которые мы датируем VIII-XI вв., когда наше государство называлось Древняя Русь).

Вы познакомитесь с повседневной жизнью земледельцев и горожан, с организацией военного дела, познакомитесь с различными типами жилищ и с особенностями древнерусской женской одежды.


Работа с понятиями быт и нравы

^ Быт - повседневная жизнь людей.

Нравы - повседневные отношения между людьми.

  1. Работа с текстом учебника:

Класс делиться на 2 группы «Основное население», «знать»

Читают материал § 8 п.1 «Повседневная жизнь земледельцев и горожан»

Заполняют таблицу, каждый свой столбец:

^ Линии сравнения

Основное население

Знать

Занятия

Земледелие, скотоводство, бортничество, охота, оборона от лихих людей (разбойников), на юге от кочевников.

Правили суд, управляли подвластными землями, принимали послов.

Семья

Большая

Большая

Брак

девочки— с 12 лет были на выданье, мужчины — с 17 лет должны были обзавестись семьёй.

девочки— с 12 лет, мужчины — с 17 лет

Развлечения

Посиделки зимой (за домашней работой рассказывали сказки, исполняли былины, песня). Народные гулянья летом (пели, водили хороводы, играли в жмурки, горелки, прятки)

Пиры в сопровождении скоморохов и гусляров, охота, чтение.

Воспитание

Мальчиков с 7 лет приучали к труду и военному делу, девочек к ведению домашнего хозяйства

Мальчиков с 5 лет обучали грамоте и военному делу, девочек с 7 лет учили вести домашнее хозяйство


Вывод: Мы видим, что жизнь основного населения отличалась от жизни знати, первые трудились, выполняли различные повинности. А знать правила, принимало послов, устраивала пиры и ходила в военные походы.

Действительно военному делу придавалось большое значение, т. к. врагов

у молодого государства было очень много. И долг каждого мужчины

защищать его.

И потому мы отправляемся в гости к специалисту по военному делу.

Презентация «Военное дело древних славян».


Где бы не воевали наши доблестные богатыри, их всегда ждали дома. Вот только условия проживания были не одинаковы.

И мы отправляемся в гости к эксперту по жилищному вопросу.

Презентация «Жилище славян»

Работа над понятиями:

Слобода-это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности.

^ Хоромы – жилище князей и бояр состоящее из нескольких строений, в центре которых находился терем.

Презентация «Древнерусский город» (на выбор ученика: Киев, Новгород и др.)


^ Народная мудрость гласит: « Встречают по одёжки, а провожают по уму». А мы с вами спешим на встречу к специалисту, а точнее к специалисту по Древнерусской одежде.

Ученица читает наизусть и представляет презентацию, предметы одежды из музея: сарафан, лапти и т.д.

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,



По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове — убрус под шапкой чинной
Или повойник — оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы —
Детали поясню вам в двух словах.


Поверх рубахи — красочной, нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме — распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшиты шелком, жемчугом и златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам — к чему слова?
Убрус и здесь был, кстати, для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья —
В виде серег, браслетов и колец.
Был красочным и живописным очень женский выходной наряд!


^ Словарь на доске:

Кафтан — это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения.

Понева — юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.
Запона — накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
^ Убрус — полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник — головной убор типа чепца.

Основной одеждой этого периода у женщин были:

длинный сарафан,

душегрея — это укороченный сарафан,

^ Летник — это сильно расширенная книзу одежда с очень широкими внизу рукавами — вошвами.
Кокошник — нарядный головной убор с высокой передней частью.
Венец — лента, украшенная узором.

Мы поговорили о женской одежде, теперь узнаем, как одевались мужчины.

Задание на интерактивной доске:

Используя материал учебника, выполните задание:

«Подписать названия мужской одежды»


Вывод: « Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой этого периода стало возникновение существенной разницы между образом жизни знати и основной массы населения. Быт и нравы жителей древней Руси определялись их занятиями и социальным положением.

  1. ^ Дополнительный материал к уроку (если останется время):

Задание на интерактивной доске: «Народные праздники», «Крестьянская утварь»


В заключение урока учитель читает стихотворение

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!


  1. Домашнее задание: § 8, повторить §§ 1-7, готовиться к уроку повторения: повторить определения после параграфов, даты, правителей.




Похожие:

Задачи: Образовательные iconЗадачи урока: Образовательные
Образовательные: совершенствовать навыки бега, прыжков. Разучить новые упражнения, игры и эстафеты
Задачи: Образовательные iconУрок закрепления знаний
Образовательные: закрепить умения решать задачи на проценты; формировать умения и навыки определять тип задачи и метод её решения;...
Задачи: Образовательные iconНепосредственно-образовательная деятельность с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Познание» в выпускной группе на тему «Загадки портретной живописи» Задачи: Образовательные
Образовательные: Закрепить понятия о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, портрет
Задачи: Образовательные iconУрок №6. Тема: "Смежные углы"
Образовательные задачи: содействовать развитию у учащихся навыков построения смежных углов, находить их на чертеже, умения решать...
Задачи: Образовательные iconФедеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны обеспечивать
Закон «Об образовании» Статья Федеральные государственные образовательные стандарты
Задачи: Образовательные iconОсновные образовательные цели, задачи

Задачи: Образовательные icon3. Основные цели и задачи по предоставлению платных образовательных услуг
Понятия, применяемые в Положении Потребитель – организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные...
Задачи: Образовательные iconПорядок приема граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования
Действие настоящего Порядка не распространяется на образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные...
Задачи: Образовательные iconПорядок приема граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования
Действие настоящего Порядка не распространяется на образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные...
Задачи: Образовательные iconЗадачи: Образовательные
Примечание. Эмпатия способность эмоционально отзываться на переживания других людей
Задачи: Образовательные iconВопросы для самоанализа урока
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыду­щими, на что в них опирается? Как этот урок "работает"...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы