Урок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь» icon

Урок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь»



НазваниеУрок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь»
Дата конвертации19.09.2012
Размер89.47 Kb.
ТипУрок
источник

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь»

Цель урока:
систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи

образовательные:

  • Систематизировать исторический материал о Древней Руси;

  • проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

развивающие:

  • Создать условия для развития картографических навыков, публично выступать;

  • способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиями;


воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;

создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация


^ Используемые технологии: игровая


Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.


Ход урока.

  1. Орг. момент

  2. Повторение изученного материала.

1. Разминка.

1) Хронологическая головоломка

Расставь события в хронологической последовательности:

Крещение Руси

Восстание древлян

Походы князя Олега на Константинополь

Разгром Хазарского каганата

Приглашение Рюрика на княжение

Походы Святослава в Дунайскую Болгарию

Объединение Киева и Новгорода

Налоговая реформа Ольги

2) Юный картограф

Изучите карты и выполните задания:

Какое событие из истории Древней Руси изображено на карте? Когда оно произошло?

  1. Расселение славян в Европе. Три ветви славян: Западные, Южные и Восточные.V век.

  2. Древнерусское государство. Торговый путь «Из варяг в греки» IX-XI вв.

  3. Объезд киевского князя с дружиной своих земель для сбора дани (IX-X вв. до 945г.)

  4. Походы Святослава в Волжскую Булгарию, Хазарский Каганат, Дунайскую Болгарию.965-970гг.

3) Юный архивист

Прочитай документ и определи: Название документа Кто автор? О чём речь?

1. «...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра ­ волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в ко­торое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»

(«Повесть временных лет» Нестор, торговый путь «Из варяг в греки»)

2. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если

убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. А если убьют огнищанина

по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

(«Русская Правда» - свод древнерусских законов. Ярослав Мудрый)

3. «Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великое и чудное сотворившего – нашего учителя и наставника, великого властителя земли нашей Володимира, внука древнего Игоря, сына славного Святослава, которые в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах: победа и сила. Их вспоминаются и прославляются и сейчас. Ведь не в бедной и безвестной стране были они владыками, а в Русской, о которой знают и слышат во всех концах земли... «

(«Похвала князю Владимиру» II часть «Слово о Законе и Благодати», митрополит Илларион)

4. Эти племена... не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

(Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах)


^ 2. Виртуальное путешествие по музею «Древняя Русь»

1) «Портретная галерея». Назвать, кто изображён на рисунках.

(Нестор, княгиня Ольга, князь Олег, Ярослав Мудрый)

2) «Юный экскурсовод»

1 зал: «Древнерусская письменность» - «экскурсовод» рассказывает о древнерусской письменности (узелковая, глаголица, кириллица, материал для письма, Кирилл и Мефодий, памятник и собор в Самаре)

2 зал: «Быт славян. Древнерусская изба» - «экскурсовод» рассказывает о быте славян, используя рисунки.

3 зал: «Софийский собор» - «экскурсовод» рассказывает о Софийских соборах в Киеве и Новгороде (когда и при правление какого князя построен, сходство в храмах, стиль архитектуры)

4 зал: ««Софийский собор» - «экскурсовод» рассказывает о внутреннем виде собора, иконы, мозаики и фрески.

3. Картинная галерея. «Что? Где? Когда?». Ученики должны назвать какое событие изображено на рисунке, где и когда оно произошло.

Призвание варягов (862г.), оборонительные рубежи, сигнальные вышки на русских границах; при князе Владимире (980-1015гг правления), полюдье (IX в – 945г., отменила Ольга), Крещение Руси (киевлян) Владимиром в 988г.


3. Заключение

1. «Объяснить значение понятий»: вече, летопись, православие, князь, бояре, дружина, вотчина, государство, фреска.


2. Проверка домашнего задания:

«Мини-сочинение» (Эльфхен  «эльф» – немецкая технология  (11 слов, 11 предложений)).

Эльфхен – конструирование фраз по начальным буквам слова (фраза должна выражать смысл темы)

Государство

Примерный вариант:

Г – Год 882  – год образования Древнерусского Государства
О – Олег первый Киевский Великий князь
С – Святая, равноапостольная княгиня Ольга первой провела государственную    реформу
^ У – Установив точный размер и место сбора дани
Д – Древляне были жестоко наказаны за смерть князя Игоря
А – А сын Ольги – Святослав вошел в историю, как храбрый князь – воин
^ Р – Русь приняла православие в 988 г. при князе Владимире.
С –  Святой, Красно-Солнышко, так называли Владимира простые люди
Т – Только при Ярославе Мудром наступил расцвет древнерусского государства.
В – Во время княжения Ярослава сложилась древнерусская народность.
^ О – Общество стало говорить на едином древнерусском языке.


III. Тестирование

Тест «Древняя Русь»


I вариант


А1.К восточным славянам относятся: 1) поляне 2) хазары 3) половцы 4) варяги

А2. Восстание древлян в 945 г. было вызвано: 1) межплеменной рознью древлян и вятичей 2) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян З) нежеланием древлян принимать христианство 4) нежеланием древлян принимать участие в походах князя Святослава

А3. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком князе идет речь.

Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева... Князь одержал победу... В память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь, и, распространив Киев, обвел его каменными стенами... он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святою Софиею...

1) Олеге 2) Святославе 3) Ярославе Мудром 4) Владимире

А4. Каким годом летописи датируют призвание варягов на Русь? 1) 862г. 2)988г. 3) 1097г. 4)1111г.

А5. Какое из названных событий произошло раньше других? 1) поход Святослава в Хазарию 2) поход Олега на Византию 3) принятие христианства на Руси 4) убийство князя Игоря древлянами.

А6. Как называлась община у восточных славян? 1) полюдье 2) вервь 3) пожилое 4) стан

А7. К предпосылкам образования древнерусского государства относится 1) крещение Руси 2) принятие «Русской правды» З) великое переселение народов 4) необходимость отпора внешним врагам


В1. Установите соответствие

А) князь Святослав 1) разгром половцев

Б) Князь Владимир Мономах 2) крещение Руси

В) князь Олег 3) дунайские походы

Г) князь Владимир Святославович 4) создание Древнерусского

государства

В2. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как называлась новая форма сбора дани, установленная княгиней Ольгой.

...Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемую от союзных племен дань и их повинности. Она установила точный размер дани -

_____________________________________

В3. Расположите события в хронологической последовательности:

А. Крещение Руси

Б. Призвание варягов

В. Поход Олега на Киев

Г. Создание свода Древнерусских законов «Русская Правда»


^ II вариант


А1. Как на Руси называлось земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности: 1) вотчина 2) кормление 3) десятина 4) поместье

А2. К какому году относится крещение Руси: 1) 882г. 2) 988г. 3) 945г. 4) 962г.

А3. Как называлась община у восточных славян? 1) полюдье 2) вервь 3) пожилое 4) стан

А4. Что из названного было одной из причин принятия христианства на Руси?

1) стремление к укреплению великокняжеской власти 2) необходимость создания нового свода законов Руси З) распад Древнерусского государства на несколько самостоятельных центров 4) необходимость свержения монголо-татарского владычества над Русью

А5. Какое событие произошло позже других: 1) крещение Руси 2) призвание варягов 3) восстание древлян 4)поход Олега на Царьград

А6. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города...

1) ясаком 2) полюдьем З) барщиной 4) тяглом

А7. Как назывался древнейший летописный свод, ставший основным источником изучения в Древней Руси? 1) «Русская Правда» 2) «Повесть временных лет» 3) «Слово о полку Игореве» 4) «Слово о Законе и Благодати»

В1. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города...

__________________________

В2. Установите соответствие между приведенными отрывками из летописей и названиями событий, о которых в них говорится.

^ ОТРЫВКИ СОБЫТИЯ

А) «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. 1) походы князя Святослава

Приходите княжить и владеть нами»

Б) «Уже нам некуда деться. Так не посрамим земли 2) призвание варяговРусской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму

на имут.»

В) «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если 3) восстание древлян не придет кто завтра на реку — будь то богатый

или бедный, или нищий, или раб — будет мне врагом.»

Г) «В тот год сказала дружина Игорю: 4) крещение

«Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы Руси

наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь,

нам. И послушал их Игорь — пошел ... за данью, и

прибавил к прежней дани новую.»

В3. Расположите в хронологической последовательности правителей Древней Руси:

А. Ольга

Б. Ярослав Мудрый

В. Рюрик

Г. Святослав


III. Подведение итогов урока.




Похожие:

Урок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь» iconПлан урока учителя математики Гузенко И. А тема: «Логарифмические уравнения», 11 класс. Тип урока: обобщающий Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме
Индивидуальная работа учащихся и фронтальный коллективный сбор учащимися информации по теме – 15 мин
Урок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь» iconУрок обобщение по теме: "Две эпохи. 9 класс. Цели и задачи урока: Обобщение, систематизация и углубление знаний по темам "
Обобщение, систематизация и углубление знаний по темам “Оттепель”, «Консервация политического режима»
Урок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь» iconУрок №2. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Действия с обыкновенными дробями»
Образовательные: приобщение учащихся к разнообразным формам и методам изучения материала; систематизация и обобщение знаний учащихся...
Урок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь» iconУрок по теме: «Русь Древняя». Народное собрание в Древней Руси: 1 вече 2 полюдье 3 съезд 4 вира
Роспись красками по сырой штукатурке в храмах и церквах Древней Руси называлась
Урок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь» iconКонтрольная работа по теме Древняя Русь Выберите правильный ответ
При каком князе осуществился переход от завоевательных походв к укреплению границ Руси?
Урок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь» iconУрок №1. Тема: Повторение и систематизация знаний по теме «Линейные уравнения с одной переменной»
Образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, формирование навыков решения линейных уравнений по алгоритму,...
Урок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь» iconУрок по теме Древняя Греция Цели: обучающие : обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Урок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь» iconУрока : Признаки равенства треугольников. Цель урока : обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Признаки равенства треугольников»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Признаки равенства треугольников»
Урок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь» iconУрок по теме», программа «Инженерный калькулятор», дидактический раздаточный материал, электронная таблица подсчета результатов
Образовательная – закрепление, обобщение, систематизация и проверка знаний учащихся по данной теме
Урок по теме «Древняя Русь» Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь» iconТема урока: «Формы безналичных расчётов» Цели урока: обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Учет операций по расчетному счету»
Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Учет операций по расчетному счету»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы